Как приготовить ребенка к первой исповеди? Причастие ребенка. Подготовка детей к причастию

Кравцова М. В.

"Никите недавно исполнилось семи лет. Он очень ждал семилетия, т. к. все ему говорили, что только те, кто старше семи лет, могут исповедаться, а у него пока что слишком мало грехов и что он пока слишком маленький... Научился он и букву "р" произносить с помощью логопеда, хотя и несколько гипертрофировано. Так что фраза, которую он произнес, звучала примерно так:
"Я теперрррь могу исповедываться? Я ведь теперррррь большой гррррешник!"
(р. Б. Иоанн).

Семь лет - число мистическое, библейское число. Возраст особенный в жизни ребенка. Каким бы маленьким он нам до сих пор ни казался - отныне это человек, пусть в иной степени, чем взрослый, но все-таки несущий ответственность за свои поступки.

Семь лет - это возраст, когда ребенок обычно начинает обучаться в школе. К этому возрасту у него развиваются самосознание, способность к абстрактному мышлению, позволяющее в той или иной степени проникать в суть вещей. Понятия греха и личностного покаяния становятся доступными ребенку. И он вступает с Господом в новые отношения. И к осознанию этого родителям нужно подготовиться самим и подготовить ребенка в то время, когда он еще не достигнет семи лет.

Исповедь - это Таинство. И неважно, сколько лет исповеднику. Вот об этом-то родители порой и забывают, когда речь идет о совсем еще, как им кажется, крохотном их чаде. Но ведь ребенок уже благословлен Церковью на серьезное участие в одном из семи великих Таинств. До этого дитя крестили, помазали святым миром, приносили причащаться. Все это делалось по желанию и воле родителей, хотя малыш, конечно, мог и сам очень желать, например, причащения. И все-таки до семи лет он следовал за родителями. Сейчас они должны будут приготовиться к тому, что в храме им придется отпустить ручку ребенка. Отныне он уже не сможет подходить к Чаше без исповеди. Но это, конечно же, не означает того, что теперь можно бросить юного христианина на произвол судьбы, предав его полностью своей воле. Напротив! Именно сейчас ребенку как никогда нужна помощь взрослого. Только вот в чем она будет заключаться?

Искренние беседы с родителями , которые могут начать проводится еще до семи лет, возможно, направят сердце ребенка на истинное покаяние, помогут ему разобраться в себе, в своих маленьких еще грехах и искушениях, чтобы в один прекрасный день с охотой пойти в храм "помириться с Богом". Да, пусть грехи эти и покажутся родителям незначительными - ребенок должен сам пережить осознание неправильности того или иного поступка, чтобы покаяться в нем перед Христом через священника. Действовать взрослым здесь надо очень разумно, бережно и осторожно.

"Ближайшего, впрочем, руководства требует совесть. Здравые понятия, с добрым примером родителей и другими способами обучения добру, и молитва освятят ее и напечатлеют в ней достаточные основания для последующей доброй деятельности. Сознательность есть дело чрезвычайной важности в жизни; но как легко ее образовывать, так легко и заглушить в детях. Воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий. Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли; а если уже сделались такими - сколько можно располагать их к раскаянию. Что мороз для цветов, то и отступление от родительской воли для дитяти; оно не смеет смотреть в глаза, не желает пользоваться ласками, хочет убежать и быть одно, а между тем душа начинает дичать. Как хорошо предварительно расположить его к раскаянию, сделать, чтобы без боязни, с доверием, со слезами пришло и сказало: "Вот я то и то сделал худо". Само собою, что все это будет касаться одних обыкновенных предметов; но хорошо и то, что положится основание будущему постоянному истинно религиозному характеру - тотчас восставать по падении, образуется уменье скорого покаяния и очищения себя или обновления слезами" (святитель Феофан Затворник).

Ласковость, спокойствие, дружелюбие - вот главное, что должен видеть и ощущать малыш от родителей, желающих поговорить с ним о состоянии его души. Он должен чувствовать любовь. И даже если речь о покаянии, о будущей исповеди будет родителями начата в связи каким-то проступком ребенка - то и в строгости он должен опять же чувствовать любовь. Само собой, с иным ребенком иногда родитель обязан быть строгим. Но не раздражительным, не деспотичным, не эгоистичным. Если взрослый отдает себе отчет в том, что в ответ на детский проступок он не сможет сдержать раздражения, то не хватать ему надо малыша за руку и тащить к иконам с назиданиями - а самому встать перед этими иконами, чтобы помолиться не только за свое дитя, но и за себя.

Недопустимо что-то навязывать ребенку, а тем более - указывать: "Подойди к батюшке и скажи то-то и то-то". Да еще и требовать потом отчета, все ли он исповедал и какими словами, и что сказал священник в ответ. Тайна исповеди нерушима с обеих сторон, и исповедник не обязан делиться ни с кем ее содержанием. Неужели юный христианин "неполноценен", так что на него, по мнению некоторых родителей, это духовное правило не распространяется? Можно что-то ненавязчиво напомнить ребенку перед исповедью, побудить его осознать грешность какого-то проступка, еще раз прочесть и объяснить заповеди, но что именно и как говорить, должно подсказать ему собственное христианское переживание. И никогда не используйте книги, в которых перечисляются грехи, ни вы сами, ни, тем более, вместе со своим ребенком! Как показывает, увы, уже многочисленный опыт, эти странные списки, распространяемые неизвестно по чьему благословению, способны нанести душе реальный вред, тем более - душе неокрепшей.

Но одно вы, взрослые, должны - не силой, не угрозами, не нелепыми сказками - но внушить ребенку неукоснительно. Ребенок должен знать твердо - на исповеди не лгут.

Священник Артемий Владимиров считает, что ребенок лучше, чем из книг, из родительских бесед может усвоить смысл Таинства Покаяния. Он пишет о том, что дети, сердца которых воспитываются и укрепляются в Боге, очень нуждаются в положительных, светлых и радостных эмоциях и солнечных красках. Что важно всегда уметь ребенка радовать, а для этого требуются и душа, и сердце, и мысль, и собственный опыт покаяния. Нет, не портить детей, "подыгрывая их страстишкам", но, говоря о хорошем, добром, вдохновлять маленьких христиан на то, чтобы они действительно потянулись к свету, чтобы не чувствовали на себе взор осуждения и ужаса.

"Используя лишь отрицательные, горькие примеры и слова, - и это величайшая ошибка! - родители иногда напоминают в отношении своих детей обвинителей Нюрнбергского процесса. Взрослым так хочется сделать из них ангелов! Но поскольку чада вовсе не всегда соответствуют их представлению об идеальном ребенке, родители уподобляются Илье Муромцу, а ребенка видят каким-то поганым татарином, которого готовы вместе с Тарасом Бульбой зарубить собственной рукой. Лучше зарубим, чем увидим его не соответствующим нашим пожеланиям!.." Священник пишет о том, что взрослые должны понимать - перед ними личность, "которую нельзя придавить, как вошь". Потому что Бог любит человека, и благодать всегда бережно прикасается к душе, и мы не должны опережать действие благодати прямолинейным и жестким расчленением совести. Но в то же время не должны, "отпустив вожжи", легкомысленно надеяться на то, что Господь Сам все управит, без нашего участия ("О детской исповеди").

Да, оставить ребенка наедине с таким ответственейшим шагом в его жизни - приобщением к Церковному покаянию - ошибка не меньшая, чем силой заставлять его исповедоваться, вручая ему "хартию с грехами", едва ли не собственноручно родителями написанную. Можно и нужно молиться, уповать на Божью благодать, можно понадеяться на мудрого священника, но родители должны сами - сами! - помочь ребенку осознать духовную сущность Таинства. Отец Артемий советует говорить с детьми об их внутреннем мире безо всякого сюсюкания, спрашивать ребенка - как он считает, есть ли у него какие-нибудь недостатки, что мешает ему жить на свете? "Посмотри на свое сердце, нет ли там какой-нибудь занозы?" И, пожалуй, нередко ребенка совесть может обличить в таком грехе, что ничего, кроме улыбки, у родителя это не вызовет. Но если ребенок поделился с вами - так неужели же вы дадите ему понять, что не принимаете всерьез его маленьких прегрешений? Ведь и самим полезно помнить, что многое начинается с малого. Но также следует и помнить и то, что повинную голову меч не сечет.

"Исповедь малышей может и должна быть предваряема исповедальным разговором, который могли бы, конечно же, осуществлять и любящие детей родители и воспитатели (только бы они не были "мясниками" в этом хирургическом деле, только бы они были "вооружены" не отбойными молотками, как стахановцы, но чувствовал! бы хрупкость личности ребенка, никогда не переходил! бы за грань доброй и благодатной беседы и не превращали бы ее в допрос). Взрослые должны ненавязчиво и мудро приучать малышей к откровенной исповеди, культивировать в детях (в разумной мере) чувство вины, приучать их к самооценке, к критическому осмыслению своих дел, слов и, в конечном счете, эмоций, намерений, сокровенных движений сердца" (протоиерей Артемий Владимиров "О детской исповеди").

Мы не будем рассказывать здесь подробно о том, как конкретно, в каком тоне, в каких выражениях следует взрослым вести с тем или иным ребенком беседы о Таинстве покаяния. Вновь и вновь напомним об индивидуальности каждого Божьего создания, каким бы малым по годам оно не было. И опять подчеркнем важность родительского примера. Если малыш видит благоговение в семье при подготовке к Таинствам, если видит радостные лица, сияющие глаза своих родных, когда они отходят, исповедавшись, от аналоя, или же даже их слезы - он без слов поймет, что свершается нечто очень важное, далекое от всякой обыденности. Протоиерей Артемий Владимиров делится воспоминаниями о том, как его бабушка приходила домой со службы (сам он в это время был десятиклассником), и говорила: "Как было хорошо! Я исповедалась и причастилась. Какая радость!". "Больше она ничего не говорила, но я это все запомнил и после ее кончины стал ходить в храм Ильи Обыденного, куда ходила моя бабушка" ("О детской исповеди"). Тем более маленький ребенок, настолько восприимчивый ко всему, что наблюдает он у взрослых, впитает в себе ощущение того, что Таинства - это радость, это волнение, это свет, это торжество…

Многое в том, как сложится у ребенка представление о таинстве покаяния, о его участии в этом таинстве зависит от священника, который станет духовником малыша. Не всегда, конечно, существует возможность выбора, но если она есть, родители должны помочь своему ребенку найти человека, который будет воистину его отцом в духовной жизни. Впрочем, не всегда тот батюшка, который нравится нам, может пробудить чувство доверия у ребенка. Помните Марину Цветаеву, которая в детстве лгала на исповеди, потому что в ее голове не укладывалось, как сможет она о своих детских глупостях поведать священнику - другу отца и академику?

Протоиерей Артемий Владимиров советует, прежде всего, подыскивать священника, который понимает детскую душу, любит детей, относится к ним с теплотой, с неподдельным интересом, "смотрит на ребенка, как на бутон, которому надлежит либо раскрыться, либо завянуть". Такой пастырь осознает ответственность за душу ребенка, приходящего к нему на исповедь. Возможно, это может быть священник, опытный в общении с детьми, например, если он сам является многодетный отцом и имеет за плечами годы трудов по воспитанию собственных чад. "Таковы суть и священники, которые имеют, как говорили в старину, "покаяльную семью" и много лет трудятся над исправлением нравов. Пред их пастырским оком проходят все возрасты человеческие". Отец Артемий рассказывает о печальном случае, когда в одном московском храме молодой священник повернул девочку, исповедавшуюся ему в воровстве, лицом к стоявшим, поднял ее ручку и сказал в назидание что-то вроде: "Вот ручка, которая берет без спроса!". Девочка, пережив шок, стала заикаться... "Поэтому не ошибаются те родители, которые из боязни подобных травм ведут ребенка к священнику благостному, сердце которого проникнуто любовью к человеку, к душе ребенка, который изжил из своего сердца раздражительность - качество, противоположное благостыне (не будем путать благостыню с елейностью, напускной вежливостью)". ("О детской исповеди").

И как это важно - раскрыть перед ребенком суть исповеди не как разговор священника с прихожанином, не как отчет в своих грехах или тяжкую, хоть и необходимую обязанность, но как истинное Таинство, совершаемое перед взором Христа. Как легко и светло становиться на душе, когда мы просим прощения у кого-нибудь, кого мы обидели - и нас прощают! И если так дело обстоит с людьми, то насколько же чудесней, благодатней, животворней прощение Самого Господа Иисуса Христа! А Он никогда не отвергает кающихся.

Именно Он, Господь незримо присутствует в Таинстве, принимая наше покаяние. Священник, каким бы хорошим он ни был сам по себе - лишь посредник. Мы вновь приходим к выводу, что, раскрывая перед ребенком суть Церковной жизни, необходимо делать это во имя Христа, всегда во главу всего ставить Христа. Приступая к исповеди, ребенок должен знать, что перед священником он только раскрывает свои грехи, исповедуется же Господу, знающему о нем все, видящему грехи ребенка, видящему вообще все, что происходит в сердце человека. Можно обмануть священника, скрыв какой-то особо постыдный или неприятный грех, но нельзя обмануть Бога. Если исповедник осознанно решил не рассказывать о каких-то своих дурных поступках, священник все равно прочитает разрешительную молитву, но Таинство Покаяния не свершится, мир с Богом не будет восстановлен. На исповеди проверяется решимость христианина открыть все свои грехи без утайки, чтобы отказаться от них навсегда. Так или иначе, все это дитя должно услышать от вас, объясняющих эти важнейшие вещи так, чтобы ребенок понял их не только умом, но и принял сердцем. "Поставить душу пред лицом Божиим, чтобы дитя уверовало, а значит, осознало, восчувствовало, ощутило на себе взор Божий, испытующий, всеведущий - вот задача, которая не может быть осуществлена никакими искусственными средствами. Здесь почти все зависит от устроения души пастыря и родителей".

Малыш, если ты обидел маму, поссорился с другом, отказался кому-то помочь, то, наверное, тебя мучает совесть. Неужели уже ничего нельзя сделать, ничего нельзя исправить? Конечно же, можно. Господь всегда принимает тех, кто искренне кается в своих прегрешениях. Видя желание исправиться, Он дарует прощение и очищает душу от пятен, что оставляют на ней грехи.

Вы должны объяснить ребенку: если ты хочешь покаяться в грехах и через это помириться с Богом, то в первую очередь тебе необходимо примириться с теми, кого ты обидел, простить тех, кто обидел тебя. Необходимо раскаяние, идущее из глубины сердца, упорное решение вести жизнь, свободную от грехов, как повелел нам Господь. Нужно подумать о своем поведении, вспомнить, какие поступки ты совершал, допускал ли какие-то злые мысли и чувства в свой ум и в свое сердце. Грехом может быть и то, что ты отказался что-то сделать - например, не помог маме в ее труде, не уступил место в автобусе старому человеку. Если ты сам не дразнил своего товарища, но спокойно смотрел на то, как это делают другие, не заступился за него и не утешил, то это тоже - грех. Грехом является и лень. Если ты небрежно делаешь то, что поручили тебе родители, воспитатели в детском саду или учителя в школе - в этом надо каяться. Особенно плохо, когда ты соблазняешь на грех других. Сбежал с уроков и товарища увлек за собой - не дело.

Так что перед исповедью вспомни хорошенько обо всем, что ты сделал. Лучший твой помощник - твоя совесть. Чтобы совесть всегда помогала тебе отличить хорошие поступки от плохих, постарайся каждый день испытывать ее. То есть каждый раз перед тем, как ложиться спать, мысленно, лучше всего перед иконой, каяться Господу во всех грехах, больших и маленьких, что ты совершил за день…

Все это лишь общие, приблизительные темы для бесед с маленьким христианином. Очень надеемся, что каждый родитель сам найдет единственно нужные именно его ребенку слова, и произнесет их таким образом, чтобы ребенок мог УСЛЫШАТЬ.

Надо помнить также и о том, что дети гораздо более ранимые существа, чем мы. Можно запугать их собственной грешностью, можно поселить в детском сердце отчаяние - оступившись вновь после исповеди, ребенок может решить, что теперь-то уж ему точно прощения нет. Ведь он помирился с Богом - и вновь "обманул" его. Так или иначе, родители должны донести до малыша простую мысль: хотя мы и должны подходить к Таинству Покаяния с решимостью не впускать больше грех в свою жизнь - не надо отчаиваться, если после исповеди не все сразу получается так хорошо, как нам хотелось бы. Редко кому удается быстро исправиться. Но Господь всегда примет нашу искреннюю исповедь и всегда простит. Человек может простить один раз, второй, а потом сказать: "Да ну, надоело! Тебя прощаешь, прощаешь, а ты продолжаешь…". Господь так не скажет никогда - Он всегда простит, если ты каешься от всего сердца. Но не надо думать также, что из-за доброты и терпения Господа можно небрежно относиться к своей душе, говорить себе: "Ничего, если я сейчас согрешу - потом ведь покаюсь". Нет, такие мысли - нехристианские. Это похоже на желание обмануть Бога, а Господа не обманешь. Повторим: прощает грехи Создатель тому, кто кается искренне, кто хочет измениться к лучшему, кто ненавидит зло.

Детей до достижения семи лет необходимо учить просить у Бога прощения. Давать понять, что нет ничего лучше чистой совести, что это самая большая радость. По возможности и по устроению души самого ребенка, он должен начать общение со священником, которому будет исповедоваться, как можно раньше. "По опыту могу сказать, - пишет протоиерей Артемий Владимиров, - что, чем раньше внимательный батюшка начнет общаться с ребенком, тем лучше. Пусть беседа не будет носить характера сакраментальной исповеди с прочтением молитвы, которая всегда соединяла грешника с Матерью Церковью после его отпадения от нее. Но здесь важно само общение, помогающее ребенку увидеть и, опустив носик, признать свой грех" ("О детской исповеди").

Родители должны помнить - таинства не таблетка. Нельзя внушать себе и ребенку, что под действием таинств мгновенно исчезнут его греховные привычки. Нельзя, собственно, и делать такое желание основной, а то и единственной причиной принятия Таинства. Ибо суть любого из них - соединение с Творцом, принятие в себя Его благодати. Остальное мы оставляем в волю Божию.

Отец Артемий пишет о том, что сегодня дети, как и взрослые, обладаемы страстями и мучимы грехом. "Но нужно помнить, что врачевание вовсе не всегда совершается мгновенно - само хождение к исповеди есть неоценимая добродетель, хотя бы человек и не исправлялся и не находил в себе сил к исправлению... Эти силы - от Бога, а гордое сердце на исповеди смиряется. Опытные духовники знают, что, например, клептомания врачуется, но не сразу, по мере того, как смиряется душа - бес от нее отходит. Думаю, что священник должен быть особенно внимательным к исповеди детей. Главная задача священника на исповеди - согреть сердце малыша. Пусть не сразу мы дождемся обратной связи. Но, когда дождь сходит на землю, разве он знает, что вырастет на орошаемой им земле?" ("О детской исповеди").

О том, что до революции для детей, воспитанных в атмосфере религиозности, исповедь была именно Таинством, мистерией, неповторимым, волнующим событием, мы можем прочитать в книгах русских писателей. Ребенок ясно понимал, что на исповеди лгать нельзя, что Бог все видит, что с Богом надо быть благоговейным и честным.

Как избежать привыкания? Как сделать так, чтобы исповедь, став для ребенка воистину Таинством и радостным событием, не превратилась в обыденность, в рутину? Наверное, важно для каждого малыша определить его собственную меру - как часто надлежит ему приступать к Таинству. Многое зависит от родителей, выше мы говорили об этом - побуждая ребенка к церковной жизни, в то же время ни в коем случае нельзя давить на него, необходимо помочь ему выработать самосознание, чувство ответственности, желание очищать свою душу, каяться в проступках. Таинство исповеди порой может быть мучительно тяжело, стыд может жечь даже совсем юную душу. Но потом - какое счастье! Какая радость примирения с Кем - с Самим Господом! Ведь примиряемся мы с Тем, Кто любит нас превыше, чем может любить весь мир, с Тем, Кто есть - сама Любовь…

Донесите это до детского сознания вашего ребенка! Помогите ему прочувствовать эту радость! И тогда - можно с уверенностью сказать - что бы ни ждало повзрослевшего ребенка в будущем, он никогда не забудет свою волнующую, трудную, благоговейную и прекрасную детскую исповедь…

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

КАК ПОНЯТЬ, ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК ИДТИ НА ПЕРВУЮ ИСПОВЕДЬ?

Ребенок не готов к исповеди, если не может на себя критично взглянуть. Для священника неготовность ребенка сразу видна. Если на самые простые вопросы вроде: «Может быть, ты не слушался родителей?» – ребенок отвечает: «Нет, я всегда слушаюсь», то сразу видно, что он говорит не о себе реальном и грешном, а о том, какие у него есть представления о правильном поведении. И это для определенного возраста совершенно нормальное поведение. Ребенок знает, что он вообще-то хороший, а то, что и хорошие люди могут совершать плохие поступки, он еще не может понять. В пять-шесть лет – это признак нормального развития, поскольку ребенок должен жить с ощущением, что он хороший и его все любят. Гораздо хуже, если ребенок будет на все вопросы о грехах соглашаться и говорить: «Я мешаю родителям, я плохо себя веду». Это будет признаком не покаяния, а усвоенной роли плохого ребенка и заниженной самооценки. Ребенок, который внутренне созрел для исповеди, на вопросы священника будет отвечать с рассуждением: «Такого-то греха у меня нет, такой есть, а этот совсем немного».

С КАКОГО ВОЗРАСТА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ИДТИ НА ИСПОВЕДЬ?

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае, пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обычно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые. Исключения, конечно же, бывают – кто-то и в шесть лет очень серьезно исповедуется, а кто-то и в восемь лет не может на себя взглянуть со стороны. Важно, чтобы родители не переусердствовали в последнем случае, заставляя ребенка исповедоваться.

НУЖНО ЛИ ЗАСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ИДТИ НА ИСПОВЕДЬ?

Ребенка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Духовный рост гораздо важнее факта исповеди.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПЕРВОЙ ИСПОВЕДИ?

Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди – это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их. Лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив, возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т.д. Но не стоит ребенку рассказывать о тяжелых грехах, надеясь на Бога и Его глас в душе человеческой – совесть.

Для ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СТАРШИМ. Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К МЛАДШИМ. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУЗЬЯМ И ОДНОКЛАССНИКАМ . Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

ОБЯЗАННОСТИ . Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.

После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:

Ругался нецензурно. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины или фильмы. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на листочке бумаги, по которому можно прочитать грехи на исповеди. Пусть он напишет их сам не беритесь за это Вы! Не будьте любопытны, не нарушайте тайну исповеди, пытаясь узнать грехи своих детей, или расспрашивая их, что священник сказал на исповеди.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ И ПОДОЙТИ К СВЯЩЕННИКУ?

Исповедь совершается перед крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику. Объясните ребенку, что священник у креста и Евангелия – это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. В кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и медсестра, которая помогает врачу. Так и на исповеди: мы стоим на исповеди перед Богом – Врачом наших душ – и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Не бойтесь сами обратиться к священнику! Подойдите до службы или после, поделитесь тем что Ваш ребенок боится идти исповедоваться! И не забывайте,что родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

По материалам журнала Славянка.

Сегодня родители, приводящие своих детей в храм, в большинстве своем не имеет опыта исповеди в своем детстве. Желая помочь детям обрести веру в Бога, взрослые не знают каким образом это сделать. Процесс воцерковления детей часто превращается в формальность: сегодня у нас музыкальный кружок, завтра танцы, а в воскресенье мы идем причащаться. Какие проблемы бывают наиболее часто и чего особенно надо избегать? Что наиболее важно в начале этого пути? Мы беседуем с протоиереем Алексием Уминским.

– Отец Алексий, как правильно подготовить ребенка к исповеди?

Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Поэтому надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к исповеди. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.

Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок пока не исповедуется, должна вестись родителями постоянно, это – беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как ребенок должен уметь просить прощение в каких-то случаях. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, – все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.

Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. Сначала родители должны объяснить весь смысл этого поступка, призвать его к совести и призвать ребенка попросить прощения у того, кому он нанес какой-то ущерб, если, например, он поссорился с родителями, ближними, не послушался их. А потом, конечно, встать перед иконой и попросить прощения у Бога.

После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.

Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: « Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», – это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя. У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он все время думал, что, чтобы он ни делал, он все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога.

А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.

Все эти важные вещи должны быть с детства хоть немножечко заложены родителями, а потом, если священник внимательный, он найдет возможность побеседовать с ребенком и обратить его сугубое внимание на какие-то простые вещи. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. А священник должен тепло и любовно ребенка принимать и говорить – как помолиться, у кого надо просить прощения, на что надо обратить внимание. Это тот путь, с которым ребенок растет и учится воспринимать эти вещи.

Детская исповедь не должна быть подробной, такой как у взрослого человека, хотя подробность исповеди взрослого тоже стоит под большим – большим вопросом, ведь в такой исчерпывающей подробности часто кроется какое-то недоверие к Богу. А то Бог не знает, а то Бог не видит!

Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.

И ребенок не должен исповедоваться перед каждым причастием.

А кем это должно решаться? Священником? Чтобы не было неожиданностью, когда дети подходят к причастию, и им отказывают…

Это проблема семей, которые приходят в храм, где их не знают.

У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку – 6, 7 или ему 15 лет. Пропуск не получил – к причастию не допускаю. На это в нашей церковной ситуации можно нарваться, увы, довольно часто. Тут ничего невозможно сделать.

Поэтому разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, пошел к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Надо искать такой храм, где есть хороший приход, где есть внимательный священник. Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно.

Вот конкретный пример. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов. И дети каждый раз начинают, можно сказать, выдумывать грехов побольше. Когда мама начинает советовать, что, возможно, необходимо поговорить подробнее о грехах, они отвечают: «Мама, ты не понимаешь! Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию».

И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией. Все имитируется, настоящего ничего нет.

И поэтому мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой таким жестким образом, как у нас в России. Я понимаю, конечно, все проблемы огромной страны, огромной церкви, невоцерковленного населения, для которого подробная исповедь является еще и каким-то врастанием в тело церкви, пониманием важных вещей, исповедь просто необходима на первом этапе. Но там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, то какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть – во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни, например, мшелоимство… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться.

И ребенку так можно сказать?

И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение. И попробовать это не забыть на исповеди.

Возраст начала исповедования – 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители?

Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка. Есть такие дети, которые замыкаются на исповеди. Значит, не нужно им пока этого делать. Маленькие еще, не созрели.

Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший!

Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? Если ты сделал вот это, это, разве ты хороший?» Конечно, нельзя его всячески добивать, какой он плохой, но надо сказать: «Ты не всегда хороший, каждый человек не может быть только хорошим. Конечно, хороший, но не всегда».

Вы прочитали статью Как подготовить ребенка к исповеди ? Читайте также:

Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное.

«С этим дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию. Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Всегда найдется человек, который, по мнению родителей, будет плохо влиять на их чадо.

Как порой ни были утомительны исповеди взрослых, все же самые тяжелые исповеди для меня — детей и подростков.

«Не слушал папу и маму, плохо учился, не убрал комнату, с братиком поругался, не вынес мусор, смотрел "плохие" мультфильмы…» — максимум, что лет в 7─12 «выжимает из себя» ребенок на исповеди. Да и в более старшие года содержание исповеди практически не меняется. И если он причащается каждое воскресенье, то ему каждую неделю приходится повторять на исповеди одни и те же зазубренные фразы. О том, что недостойно вел себя в храме, не благодарил Бога, был невнимателен на молитве, то есть о своих отношениях с Богом — не говорит, за редким исключением, никто.

Еще хуже обстоит дело с исповедью детей из нерелигиозных семей, где нет домашней молитвы и не звучит Евангелие. Их приводят на исповедь перед учебным годом или «заодно» во время экскурсии в монастырь, в воспитательных целях («Вы, батюшка, его вразумите»). В любом случае мотивация к исповеди со смыслом самой исповеди не имеет ничего общего. Как правило, ни эти дети, ни родители толком не понимают сути таинства. Ребенку подсказали, что нужно «батюшке» рассказать плохие поступки, чтобы «Боженька простил». И все. С реальной семейной жизнью таинства никак не связаны. Как правило, лет в 15 этих детей в храме уже практически не видишь. Да и во взрослой жизни только единицы из них по-настоящему обращаются к Евангелию. Только как вот объяснить приводящим на исповедь этих детей тетям, мамам и крестным, что такой подход недопустим, дети не подготовлены к исповеди и Причастию?

Лакмусовой бумагой духовной атмосферы в семье считаю поведение младенцев в возрасте до трех-четырех лет перед Чашей Причастия. В воцерковленной семье, где ежемесячное причащение для всей семьи является нормой, где звучит Слово Божие, младенцы причащаются очень спокойно. Но вот подносят другого — и «драма» начинается. Плач на весь храм. Ребенок обеими руками отбивается, отворачивает лицо, прижимается с хныканьем к принесшей маме/тете/бабушке: «Не хочу!» Мама пытается силком его (ее) развернуть к Чаше, пономарь перехватывает ручонки, священник пытается попасть лжицей в искривленные губы, с риском, что капли Причастия будут разбрызганы по сторонам. В ход идут уговоры: «это же сладенько, скушай медик (сок, варенье)» (при этом взрослые не осознают кощунственности этих слов). Уговоры не действуют, время затягивается, мама тоже начинает нервничать. Атмосфера накаляется. А когда таких детей несколько?.. Наконец, священник с пономарем изловчились… «Причастие» совершилось! Довольная мама или бабушка отходит в сторону. А я думаю о том, что теперь слово «причастие», вероятно, закреплено в сознании ребенка с ассоциацией чего-то очень неприятного. Впоследствии, в силу возраста, он забудет о случившемся. А в подсознании история останется. И равнодушие к таинству, восприятие его как непонятного, мертвого, обряда, возможно, обеспечены. Прекрасная предпосылка к воспитанию религиозно индифферентных людей, лиц, откровенно не любящих Православие. Ребенок травмирован «причастием», и хорошо, если эта травма будет впоследствии преодолена его личным религиозным опытом и встречей с хорошим священником… Если ребенок переживает причастие как трагедию — я против его причастия!

Только вот почему он себя так ведет? Иногда я спрашиваю родителей, когда они сами причащались в последний раз. За очень редкими исключениями, ответ или «никогда», или «не менее года назад». Что такое Причастие? «Хлеб и вино». «Просфорка». «Это для очищения», «Ну, чтобы очиститься от грехов». «Не знаю». И понимаю, что между хождением в храм и реальной жизнью не просто разрыв, а практически полная непересекаемость. Но ведь младенцы причащаются, как и крестятся — по вере родителей , причем под верой имеется в виду вера деятельная, влияющая на все сферы жизни. В описанных же выше случаях есть вера в «технологию таинств». Веры как жизни во Христе — нет. И, поскольку духовная атмосфера в семье за внешней, пусть даже добропорядочностью, отсутствует, ребенок интуитивно воспринимает таинство Причащения как что-то чуждое тому, что он впитывает в семье. И это вызывает у него — опять-таки интуитивно — реакцию отторжения!

Знаю, что даже многие священники не примут моих слов, но это мое убеждение: если семья нерелигиозна, я не вижу смысла и в самом крещении детей.

Что же можно предложить конкретного по подготовке детей к исповеди? Для ответа на этот вопрос я специально изучал опыт известных духовников. Среди них — митрополит Антоний Сурожский, священники Максим Козлов, Алексей Уминский, Федор Бородин, Владимир Воробьев, Виталий Шинкарь, Павел Гумеров, Александр Ильяшенко. На основании изученного материала и выросли следующие рекомендации, носящие, конечно, общий характер.

1. Если у семьи нет духовника, с которым имеется тесный контакт, то основной труд по подготовке к первым исповедям ребенка лежит на родителях. В первую очередь он заключается в личном примере — когда родители сами более-менее регулярно приступают к таинствам Исповеди и Причастия, когда ребенок слышит, как они молятся, видит их постящимися, за чтением Священного Писания и духовной литературы. Впрочем, если родители понимают, что у них не хватает опыта, вполне естественно, что помощь им могут оказать воцерковленные крестные.

2. В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он обязан запомнить. Он искренне может раскаиваться только в том, что сам осозна́ет как неправильный и плохой поступок.

3. Недопустимо говорить детям о том, что Бог накажет. Представление о Боге как о Прокуроре приведет к искажению религиозного опыта. Поскольку Бог — это Отец, то естественно, что представление о Боге формируется по образу отношений его с родителями. И если в семье взаимоотношения вполне гармоничны, построены на любви, уважении и доверии, тогда легче будет донести до ребенка, что грех — не просто преступление закона, а то, что разрушает эти доверие и любовь, создает между человеком и Богом преграду. И как естественно ребенку любить родителей — так же ему естественно учиться любить и Бога.

4. Подготовка к исповеди детей — это дополнительное побуждение родителям и крестным плотнее заняться собой . Одной из причин ухода детей из Церкви в более зрелом возрасте является то, что их «натаскивают» на молитву и таинства, но они не видят в родителях личных отношений с Богом, когда все сводится в лучшем случае к выполнению дисциплинарных правил (поста, чтения святых отцов), но нет радости жизни во Христе. Или когда родители не работают над собственными грехами, когда в семье нет достаточно гармоничных, здоровых отношений.

5. У детей больше развито воображение, а не логика. Поэтому информацию о том, что такое грех, какие грехи бывают, удобнее доносить до них с использованием наглядных образов, картин, притч. Например, пособием могут послужить рассказы для детей Бориса Ганаго, песни-притчи Светланы Копыловой, какие-то сюжеты из мультфильмов и кино, соответствующие их возрасту. К примеру, у Ганаго есть сказка «Превращение», где раскрывается, как жадность и зависть разрушают душу. Можно заранее сделать подборку тематического материала по страстям (обиды, самолюбие, жестокость) и в течение нескольких дней в беседе с ребенком раскрывать по одной теме — он сам затем определит, в какой мере касается данный грех его, или, к счастью, не касается вообще. Ни в коем случае нельзя указывать на известные грехи ребенка. Для облегчения работы над собой можно предложить ребенку записать на листике то, что он захочет исповедовать.

6. При подготовке к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя, поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Ребенку необходимо как общение с отцом и матерью, так и молитвенное обращение к Богу.

8. Причастие и Исповедь — разные таинства, и их сочетание зависит от духовного устроения данного человечка. Как заметил священник Алексей Уминский, «ребенок не должен исповедоваться перед каждым Причастием… У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к Причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку — 6, 7 или 15 лет… Разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет "фабрики", где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, потом к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой жестким образом… Там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть — во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться… И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощения. И попробовать это не забыть на исповеди…»

9. Желательно, чтобы у ребенка сложились личные, доверительные отношения со священником. Для это и существует общение — начиная от воскресной школы и заканчивая турпоходами и паломничествами.

10. Исповедь не обязательно должна начинаться с семи лет. Как заметил протоиерей Максим Козлов (храм МГУ), «для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, еще рано… У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь… Формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью».

11. Перед первой исповедью желательно заранее договориться со священником о времени исповеди. Первая исповедь требует особенно внимательного отношения. Поэтому не стоит откладывать ее на какой-то большой праздник или когда священник загружен еще чем-нибудь.

12. Подготовка к исповеди ребенка начинается со времени формирования его самосознания. К первому религиозному опыту, включая самостоятельную молитву, дети вполне готовы примерно с трех лет. Другими словами, ребенок должен учиться прислушиваться к себе. И — не ждать исповеди, а прямо здесь и сейчас уметь сказать «прости». Родителям, друзьям, сестричке. И, что особенно важно, Богу. Опять-таки — важно, чтобы этот опыт он имел перед глазами от своих родителей, старших братьев и сестер.

13. Нельзя использовать исповедь как воспитательное средство. Такой утилитарный подход сразу выдает «духовное» состояние тех, кто «снарядил» ребенка на исповедь. Приведу слова К. С. Льюиса: «Люди и народы, которые думают, что верой нужно добиться улучшений в обществе, могут с таким же успехом пользоваться услугами Сил Небесных, чтобы регулировать уличное движение». Соблазн использовать христианство для… (воспитания патриотических чувств, «послушания» родителям ) велик. Но ребенок, при своем взрослении, так и не увидит в христианстве главное — Воплощенного Бога, который есть Любовь. Будет ли он любить такое «Православие»? Родственники, ведущие с «нравственно-воспитательной целью» ребенка к исповеди, сами не осознают, что тем самым хотят ни много ни мало, как чтобы Христос «перевоспитывал» этого ребенка в соответствии с их, родственников, ожиданиями.

14. При частом причащении детей не стоит вводить еженедельную исповедь. Она более всего ведет к формализации. Дети очень быстро научаются говорить «стандарт»: маму не слушался, в школе грубил, с братиком подрался. Практически никто из детей не скажет, что он молился и был неискренен в молитве, что у него есть какие-то внутренние вопросы или сомнения. А по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Исповедь с какого-то времени может не вызывать уже никаких переживаний. По замечанию протоиерея Максима Козлова, «добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз — в восемь, третий раз — в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой».

15. По мере взросления важно до детей доносить, что Причастие это Кровь и Тело Христовы, что это Святыня, к которой нельзя подходить просто так. Очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, ведет себя в храме слишком вольно — лучше его не вести к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь. Важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать.

16. Педагогически верным будет воспитание в детях сознания, что посещение службы и Причастие не то, к чему понуждают, а привилегия — быть усыновленными/удочеренными Небесному Отцу через Плоть и Кровь Сына Божия. Бога не может вместить никакая галактика, но Его может вместить сердце человека. Только оно должно быть готово для приема в себя Бога — а для этого нужен труд над собой. Надо постараться так построить внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам хотел этого и готовился к этому высокому таинству. И, быть может, лучше пойти на воскресную литургию без него, в случае его отказа, если не хочет вставать с постели — чтобы, проснувшись, он увидел, что оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому Причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуждений. Или наоборот, он увидит счастливых после причащения родителей, и это будет ярким контрастом с его собственным состоянием, что побудит его последовать другой раз за ними. В любом случае родители своего ребенка в его сознательном возрасте могут предлагать, но не вынуждать идти к исповеди или Причастию.

17. Настоятельно не рекомендуется выстаивать с детьми всю службу . Даже взрослым часто нелегко дается сохранять молитвенное внимание на протяжении двухчасовой службы, не говоря уже о более длительных монастырских. Естественно, это не под силу детям. В результате они начинают вести себя в храме неблагоговейно — бегать по храму, играть, капризничать. И тем самым теряют чувство священного. Такие дети часто становятся затем безрелигиозными. Они не знают, что такое благоговение. Поэтому количество и время посещений богослужений лучше ограничивать. Достаточно, к примеру, побыть на службе вечером минут двадцать — во время полиелея, и затем привести утром на литургию, минут за двадцать до причащения в возрасте до пяти лет, и понемногу, с каждым годом, это время можно увеличивать. Как бы маме ни хотелось побыть на службе целиком — лучше пожертвовать своим желанием ради ребенка. В практике бывает и другой вариант, когда один из родителей, по очереди, приходит на службу «для себя», другой с детьми подтягивается ко времени причащения. И не давать ему вести себя это короткое время пребывания в храме вольно. В некоторых развитых приходах практикуется отдельная литургия для детей.

Во многом способность благоговейно стоять в храме на молитве зависит от того, в какой мере вошли в домашний обиход молитвы семьей.

18. Нельзя забывать, что атмосфере воцерковленной семьи противостоит совершенно нехристианская атмосфера школы, ТВ, Интернета. Что его сверстники живут совершенно другими взглядами на жизнь. И не всегда у нашего растущего человечка, если он и в самом деле имеет добрый религиозно-нравственный настрой, бывают друзья и подруги одного с ним духа.

Защитить его от нездорового влияния секулярного мира можно через развитие в нем навыков к здоровой критичности, вкуса к внутренней свободе. По замечанию прот. Виталия Шинкаря, «задача родителей — не к исповеди детей готовить, а для начала раскрыть им глубину жизни, научить правильному ее пониманию. Привить любовь к хорошему чтению, научить понимать стихи. С детьми нужно говорить — о жизни, о ее содержании, об окружающем мире. Не ограждать их от этого мира, не пугать тем, что вокруг и повсюду одно "сатанинское", а давать детям дозы "духовного противоядия". Начать с того, что обсудить с ребенком смысл услышанной песенки, спросить: "Что ты слышишь в ней? Что ты видишь в этой книжке? А в этом фильме? Слушай, вот мне показалось то-то и то-то, а тебе? И как тебе этот персонаж? По-моему, он говорит одно, а думает другое. Почему художник, для того чтобы изобразить зло, рисует темноту? И почему свет всегда вносит ясность, а мрак что-то скрывает?" И тогда ребенок начинает видеть глубже и оценивать свои поступки именно с этой глубины, вглядывается в них. Грех для него становится отсутствием Бога — того самого света».

И, конечно, необходимо за них нести подвиг молитвы. Не только с детьми разговаривать о Боге. Но и с Богом — о детях.

19. Относительно поста — к нему следует прививать навык, сообразуясь с детской психологией и особенностями организма. Поначалу какие-то ограничения в пище будут вводиться самими родителями. Но в целом им стоит поставить перед собой цель, чтобы, по мере возрастания, ребенок сам захотел в чем-то себя ограничивать ради Бога. Пусть даже это будет «всего лишь» отказ от мороженого или чипсов — но если он сделает это сам, то это окажется немалым шагом в развитии личного религиозного опыта. Опять-таки, мера готовности к посту у детей во многом зависит от родителей. Очень важно, чтобы пост не сводился к банальным дисциплинарным требованиям, не воспринимался как что-то унылое и безвкусное — во всех смыслах этого слова.

20. Первые исповедь и Причастие желательно как-то отметить, чтобы это запомнилось, чтобы это действительно было праздником для детей . В этот ответственный день можно одеть ребенка и одеться самим понаряднее. Не лишним будет и праздничный, хотя с сохранением какой-то скромности (без алкоголя для взрослых, без излишеств в сладостях) стол, посещение уютного кафетерия или что-то в этом роде.

Помните, что, участвуя в развитии ребенка во всех его сферах — духовной, психологической, социальной, — мы не должны добиваться того, чтобы он соответствовал нашим ожиданиям, как бы этого ни хотелось. Наша задача — подготовить его к самостоятельной взрослой жизни. И чтобы он сам мог строить свои личные отношения с Богом.

По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная воля. В отличие от младенца, он уже имеет внутренние силы противиться соблазнам.

Первая исповедь - событие особое в жизни детей. Она может надолго определить не только отношение к исповеди, но и направление его духовной жизни. К ней родители ребенка должны были готовить все предшествующие годы, живя в благодатном опыте Церкви. Если они смогли воспитать в ребенке благочестие, то смогут подготовить ребенка к первой исповеди так, что у него этот день будет праздником.

У ребенка мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное. Его представление о Боге формируется постепенно по образу отношений его с родителями. Он ежедневно слышит молитву: «Отче наш…» - «Отец наш…». Сам Господь в притче о блудном сыне использует это сравнение. Как отец обнимает возвратившегося к нему сына, так и Бог с великой радостью принимает кающегося человека. Если в семье отношения строятся на любви, то бывает нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя. Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство вины, раскаяния и желания не повторять плохие поступки. Конечно, к 7 годам дети уже знают, что существует рай, что будет когда-то суд, но мотивы их поведения этим не определяются. Абсолютно недопустимо пугать детей и говорить, что Бог накажет. Это полностью может исказить представления ребенка о Боге. У него в душе будет тягостное чувство страха. Позже такой человек может потерять веру.

Детская вера не только простая и искренняя, но и необыкновенно светлая и радостная. Особенно ярко детская душа переживает праздники: «Идешь из церкви. Все - другое. Снег - святой. И звезды - святые, новые, рождественские звезды»; «Мреет в моих глазах, и чудится мне: в цветах - живое, неизъяснимо-радостное, святое… - Бог?.. Не передать словами» (Шмелев Иван . Лето Господне).

В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он должен запомнить. Нужно не стеснять его свободу. Он искренне может раскаиваться только в том, что сознает как неправильный и плохой поступок. Тогда рождается желание и решимость исправиться. После исповеди ребенок должен почувствовать облегчение, сходное с тем, какое испытывает он, когда родители с доверием и любовью прощают своим детям проступки.

Ваня Шмелев помнил свою первую исповедь всю свою жизнь: «Приходим загодя до вечерни, а уж говельщиков много понабралось. У левого крылоса стоят ширмочки, и туда ходят по одному, со свечкой. Вспомнил я про заслончик - душа сразу и упала. Зачем заслончик? Горкин мне объяснил: это чтобы исповедники не смущались; тайная исповедь, на духу, кто, может, и поплачет от сокрушения, глядеть посторонним не годится. Стоят друг за дружкой со свечками, дожидаются череду. И у всех головы нагнуты, для сокрушения. Я попробовал сокрушаться, а ничего не помню, какие мои грехи. Горкин сует мне свечку, требует три копейки, а я плачу.

Ты чего плачешь… сокрушаешься? - спрашивает. А у меня губы не сойдутся.

У свещного ящика сидит за столиком протодьякон, гусиное перо держит.

Иди-ка ко мне!.. - и на меня пером погрозил. Тут мне и страшно стало: большая перед ним книга, и он по ней что-то пишет - грехи, пожалуй, рукописание. Я тут и вспомнил про один грех, как гусиное перо увидал: как в Филипповки протодьякон с батюшкой гусиные у нас лапки ели, а я завидовал, что не мне лапку дали. И еще вспомнилось, как осуждал протодьякона, что на Крестопоклонной моченые яблоки вкушает и живот у него такой. Сказать?.. Ведь у тех все записано. Порешил сказать, а это он не грехи записывает, а кто говеет, - такой порядок. Записал меня в книгу и загудел на меня из живота: “О грехах воздыхаешь, парень?.. Плачешь-то? Ничего, замолишь, Бог даст, очистишься”. И провел перышком по моим глазам.

Нас пропускают наперед. У Горкина дело священное - за свещным ящиком, и все его очень уважают. Шепчут: “Пожалуйте наперед, Михал Панкратыч, дело у вас церковное”. Из-за ширмы выходит Зайцев, весь-то красный, и крестится.

Уходит туда пожарный, крестится быстро-быстро, словно идет на страшное. Я думаю: “И пожаров не боится, а тут боится”. Вижу под ширмой огромный его сапог. Потом этот сапог вылезает из-под заслончика, видны ясные гвоздики: опустился, пожалуй, на коленки. И нет сапога: выходит пожарный к нам, бурое его лицо радостное, приятное. Он падает на колени, стукает об пол головой, много раз, скоро-скоро, будто торопится, и уходит. Потом выходит из-за заслончика красивая барышня и вытирает глаза платочком - оплакивает грехи?

Ну, иди с Господом… - шепчет Горкин и чуть подталкивает, а у меня ноги не идут, и опять все грехи забыл.

Он ведет меня за руку и шепчет: “Иди, голубок, покайся”. А я ничего не вижу, глаза застлало. Он вытирает мне глаза пальцем, и я вижу за ширмами аналой и отца Виктора. Он манит меня и шепчет: “Ну, милый, откройся перед крестом и Евангелием, как перед Господом, в чем согрешал… Не убойся, не утаи…” Я плачу, не знаю, что говорить. Он наклоняется и шепчет: “Ну, папашеньку-мамашеньку не слушался…” А я только про лапку помню.

Ну, что еще… не слушался… надо слушаться… Что, какую лапку?..

Я едва вышептываю сквозь слезы:

Гусиная лапка… гу… синую лапку… позавидовал… Он начинает допрашивать, что за лапка, ласково так выспрашивает, и я ему открываю все.

Он гладит меня по головке и вздыхает:

Так, умник… не утаил… и душе легче. Ну, еще что?..

Мне легко, и я говорю про все: и про лопату, и про яичко, и даже как осуждал отца протодьякона, про моченые яблоки и его живот. Батюшка читает мне наставление, что завидовать и осуждать большой грех, особенно старших.

Ишь ты, какой заметливый… - и хвалит за “рачение” о душе.

Но я не понимаю, что такое “рачение”. Накрывает меня епитрахилью и крестит голову. И я радостно слышу: “…прощаю и разрешаю”.

Выхожу из-за ширмочки, все на меня глядят - очень я долго был. Может быть, думают, какой я великий грешник. А на душе так легко-легко» (Шмелев Иван . Лето Господне).

Дети в 7 лет часто бывают застенчивыми. Зная это, родители должны начать беседы об исповеди задолго до этого события. Тогда ребенок постепенно привыкнет и будет ждать с некоторым волнением, но без робости. Каждый раз надо говорить с ним об этом очень спокойно, подчеркивая, что он уже большой и многое уже умеет делать самостоятельно.

Первое участие ребенка в таинстве покаяния - это не генеральная исповедь взрослого человека, обремененного за десятилетия множеством грехов. В 7 лет дети делают только первые опыты, проходят первые уроки в школе покаяния, в которой они будут учиться всю свою жизнь. Поэтому важна не столько полнота исповеди, а правильная настроенность ребенка. Родители должны помогать ребенку осознать как грех, прежде всего, то, что может представлять опасность для его духовного развития, что может укорениться и приобрести силу навыка. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст» (Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 216). Такими плевелами являются: лукавство, ложь, самомнение, хвастливость, эгоизм, неуважение к старшим, зависть, жадность, лень. В преодолении вредных греховных привычек родители должны проявить мудрость, терпение и настойчивость. Они должны не подсказывать грехи и не указывать прямо на образовавшиеся в душе ребенка недобрые привычки, а уметь убедительно показать их вред. Только такое покаяние, которое совершается с участием совести, приносит плоды. «Совесть путем внутреннего внушения научает всему, что должно делать» (Иоанн Златоуст, святитель. Пять слов об Анне). Родители должны искать причины появления в душе ребенка греховных навыков. Чаще всего они сами заражают своими страстями. Пока они сами не победили их в себе, исправление не даст заметных результатов.

При подготовке детей к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, послушание, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя. Поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Как общение с отцом и матерью является потребностью для ребенка, так необходимо и молитвенное обращение к Богу.

После исповеди родители не должны расспрашивать о ней ребенка, а проявить всю полноту ласки и теплоты, чтобы как можно глубже запечатлелась в детской душе радость этого великого события.