Признаки панической атаки у подростков. Психотерапия как способ лечения панического расстройства

Природа такого явления, как панические атаки, до сих пор не выяснена. В научном мире существуют только гипотезы по поводу природы данного явления. Но что делать родителям в случае панических атак у детей? Как выявить такое состояние? Как помочь ребенку самому? Как составить курс лечения? На эти вопросы мы дадим ответы далее.

Что за явление?

Что такое паническая атака у детей? Это внезапный приступ сильного (глубинного, животного) беспричинного страха, интенсивно нарастающего. Психическое состояние дополняется физическими проявлениями - боль в груди, он ощущает нехватку дыхания, ком в горле. Человек может чувствовать размытость и нереальность с ним происходящего. В среднем состояние длится 10-30 минут.

Что важно выделить, панические атаки у детей и взрослых - это не единичное проявление. Человек испытывает состояние снова и снова. У него развиваются фобии, он боится вновь пережить это пугающее ощущение. Затяжная форма (более года) носит название синдрома панической атаки.

Пик заболеваемости приходится на возраст 25-35 лет. В основном подвержены состоянию женщины. у детей на этом фоне - редкое явление. Однако ребенок вполне может переживать подобные приступы, начиная с осознанного возраста (3-4 лет).

Сами по себе панические атаки не опасны - никто от них не умирал. Однако они могут повести за собой стрессы, депрессии, попытки суицида, зависимость от медикаментов. Часто приступы паники выступали предвестниками инсульта, открывшихся кровотечений, бронхиальной астмы, тиреотоксикоза.

Природа явления

Панические атаки у ребенка 7 лет. Почему это случается? Точного ответа на вопрос научный мир пока что не дает. Есть множество гипотез-объяснений:

  • Повышенная выработка катехоламинов - адреналина, норадреналина, дофамина. Эти гормоны призваны мобилизовать нервную систему. Вырабатываются при состоянии, когда нужно срочно бежать, сражаться. Считается, что чрезмерная выработка таких сильно активирующих гормонов может проявиться панической атакой. Кстати, при внутривенном ведении адреналина она и будет побочным эффектом.
  • Генетическая гипотеза. Весьма любопытное утверждение: если тревогу, страх испытывает однояйцевый близнец, то в 50 % случаев такое состояние настигнет его брата или сестру. Даже если они находятся очень далеко. Это подтверждают 15-20 % опрошенных близнецов.
  • Психоаналитическая версия. З. Фрейд со своими последователями считал, что панические атаки выявляют человека с глубоким внутриличностным конфликтом. Следствие подавления состояний, требующих эмоциональной разрядки. Не совсем подходит для объяснения панических атак у ребенка 6 лет.
  • Когнитивная гипотеза. Организм неверно интерпретирует свои ощущения. Например, физическую нагрузку воспринимает как смертельную угрозу. В ответ выбрасывает мощную долю адреналина, что и ведет за собой приступ паники.
  • Внутренние страхи. Фобии человека (боязнь высоты, насекомых, темноты) в соответствующей ситуации могут обернуться таким приступом. Это вполне подходит для причины панической атаки у ребенка 5 лет.

Что происходит с ребенком?

В момент приступа паники в организме человека происходит примерно следующее:

  1. Резкий выброс адреналина.
  2. Следствие - сужение сосудов, учащение дыхания и сердцебиения.
  3. Повышение артериального давления.
  4. Частое дыхание увеличивает выделение углекислого газа, что еще больше усиливает тревогу.
  5. Углекислый газ изменяет рН крови. Это ведет за собой головокружение, онемение конечностей.
  6. Спазм сосудов замедляет доставку к тканям кислорода: накапливается молочная кислота, усиливающая проявление приступа.

Психологические причины состояния

В большинстве случаев панические атаки у детей обусловлены психологическими причинами:

  • Фобии.
  • Депрессии.
  • Ускоренный ритм жизни.
  • Постоянные стрессы.
  • Посттравматическое расстройство после аварии, операции, морально тяжелого события и проч.
  • Раннее начало половой жизни.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство - постоянная боязнь опасных и неприятных ситуаций.
  • Шизофрения, шизотипические расстройства личности.

Панические атаки могут спровоцировать и медикаментозные средства - глюкокортикоиды, анаболики и проч.

Патологические причины состояния

Паническая атака также может быть проявлением одного из развивающихся серьезных заболеваний:

  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Инфаркт миокарда.
  • Опухоль надпочечников (характеризуется чрезмерной выработкой адреналина).
  • Тиреотоксический криз.

Группы риска

Важно также выделить категории детей, которые более других подвержены подобному расстройству. Ведущими будут такие факторы:

  • Малоактивный образ жизни. Организму ребенка все время требуется эмоциональная разрядка - спорт, шумные игры, общение со сверстниками. Если этого нет, то эмоции выходят посредством панической атаки.
  • Закрытость, удержание чувств и эмоций внутри себя.
  • Отсутствие полноценного сна. Недосып ведет к повышенной выработке адреналина и других гормонов, провоцирующих приступ паники.

Психические проявления

Обозначим психологические симптомы панических атак у детей:

  • Страх смерти. Может трансформироваться в задохнуться, упасть с высоты и проч.
  • Ощущение надвигающейся беды.
  • Страх сойти с ума, потерять рассудок.
  • Постоянное ощущение несуществующего кома в горле.
  • Дереализация действительности: эффект замедленной съемки, искажение звуков, зрительных образов. Человеку кажется, что реальный мир уходит на второй план.
  • Деперсонализация. Ребенку кажется, что он видит свое тело со стороны, не может управлять собой.
  • дурнота, ощущение, что скоро потеряет сознание.

Физиологические проявления

Начало панической атаки у ребенка можно распознать по следующим признакам:

  • Приливы жара или холода.
  • Учащенное сердцебиение.
  • Учащение дыхания.
  • Повышенное потоотделение.
  • Сухость во рту.
  • Боль в левой половине грудной клетки.
  • Понос или, напротив, запор.
  • Холодные руки и ноги.
  • Тошнота.
  • Рвота.
  • Неприятные ощущения в верхней части живота.
  • Озноб и дрожь.
  • Слабость.
  • Головокружение.

Симптомы между паническими атаками

Синдром панической атаки можно выявить и во время спокойных периодов:

  • Ребенок находится в тревожном состоянии, предчувствует повторение приступа.
  • Страх перед ситуацией или локацией, в которой произошел предыдущий приступ.
  • Социальная дезадаптация - человек боится оставаться один, ездить в транспорте без сопровождения и проч.
  • Явное проявление фобий: страх открытого пространства, смерти, сумасшествия, темноты и проч.
  • Так называемый астенодепрессивный синдром: плохой сон, слабость, быстрая утомляемость, плаксивость, плохое настроение, ухудшение внимания.
  • Депрессия.
  • Истерические расстройства.
  • Неприятные навязчивые мысли, беспокойство.
  • Суетливость.

Как облегчить состояние самостоятельно?

У ребенка панические атаки. Что делать? Прежде всего научите его справляться с состоянием самостоятельно - на случай, когда вас не будет рядом:

  • Повторять про себя, что это состояние не опасное, что оно скоро пройдет.
  • Дышать животом, сконцентрироваться на дыхании. Следить, чтобы выдох был длительнее, чем вдох.
  • Массировать большие пальцы, мизинцы, уши, концентрируюсь на собственных ощущениях.
  • Принять контрастный душ: 20-30 секунд - теплая вода, столько же - холодная.
  • Отвлечься на что-то: вид из окна, фильм, музыка.
  • "Разозлиться" на приступ.

Как помочь ребенку при панической атаке? Рекомендуем следующее:

  • Не оставлять его одного во время приступа. Успокаивать спокойной и тихой речью: "Все хорошо, держись, это скоро пройдет".
  • Вместе с ребенком глубоко дышите, привлекая его повторять вдохи-выдохи за собой.
  • Сделайте массаж шеи, плеч, спины.
  • Помогите принять контрастный душ.
  • Приготовьте чай из ромашки, мяты, мелиссы, липы.
  • Включите музыку, фильм, аудиокнигу, которая способна успокоить ребенка.
  • Вместе спойте песенку, начните считать машины, решать математические задачи, декламировать стишки - нужно отвлечь ребенка от такого состояния.
  • Легонько покалывайте, пощипывайте его.
  • Разведите 10 капель настойки пиона/валокордина/настойки валерианы/настойки пустырника в стакане воды и предложите ребенку.

Терапия

Лечение панических атак у детей должно быть назначено только квалифицированным специалистом. Важной составляющей является медикаментозная терапия:

  • Антидепрессанты трициклические.
  • Транквилизаторы.
  • Антидепрессанты-ингибиторы, основанные на обратном захвате серотонина.
  • Ноотропные препараты.

Важно отметить, что столь серьезные препараты, напрямую влияющие на психику и сознание человека, может выписать только лечащий врач! Самолечение в данном случае губительно для детской психики. Специалист выбирает самый подходящий для пациента, его индивидуального состояния препарат, назначает конкретную дозировку, периодичность приема и продолжительность курса лечения.

Широко применяются и психотерапевтические методы:

  • Психотерапия телесно-ориентированная.
  • Психоанализ.
  • Гипноз: эриксоновский и классический.
  • Гештальт-терапия.
  • Нейролингвистическое программирование.
  • Семейная системная психотерапия.
  • Десенсибилизация и проч.

Используются и физиотерапевтические методы. В частности, электрофорез с магния сульфатом, бромэлектросон.

Профилактические меры

Чтобы освободить ребенка от новых приступов, нужно заниматься и полноценной профилактикой состояния:

  • Научиться релаксирующей дыхательной гимнастике. Важно и просто выработать привычку справляться со стрессами с помощью "глубокий вдох - глубокий выдох".
  • Разучить простейшие медитативные упражнения, подобрать коллекцию музыки для медитации.
  • Занять ребенка активным видом спорта - танцами, катанием на роликах, коньках, борьбой и проч.
  • Обратиться к занятиям, повышающим стрессоустойчивость: просмотру юмористических программ и добрых мультиков, новому хобби, занятиям искусством - рисованием, вышиванием, лепкой и проч.
  • Вести личный дневник, где отражать личные достижения.
  • Строго контролировать режим сна/бодрствования.
  • Составить правильный рацион ребенка. Особое внимание уделить содержанию в нем продуктов, богатых витамином С, кальцием, цинком и магнием.
  • Практикуйте фитотерапию - отвары из пустырника, липы, шишек хмеля, корня валерианы, цветков ромашки.

Вы теперь знакомы с симптомами и лечением панических атак у детей. Хоть природа данного состояния пока еще достоверно не известна ученым, в медицинском мире выработаны четкие рекомендации по самостоятельной помощи, меры лечения и профилактики, помогающие справиться с приступами.

Паническая атака – это состояние повышенной мучительной тревоги в сочетании со страхом и неприятными соматическими симптомами. Подобные явления появляются именно в подростковом возрасте, когда нервная система человека очень уязвимая.

Этот вопрос входит в компетенцию психологов и психотерапевтов, а не каких-то других врачей. Поэтому, если приступы паники случаются слишком часто и мешают полноценной жизни, следует обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

В подростковом возрасте человек сталкивается с проблемой становления личности, но еще не может четко определить свои взгляды и цели. На него давят множество факторов – критика учителей и родителей, общение с ровесниками, влияние интернета и улицы.

Негативные переживания накапливаются и провоцируют внезапные выбросы негативных эмоций. Контролировать панические атаки трудно даже зрелому человеку, подростки же переносят такие состояние особо тяжело.

Приступ паники имеет следующее симптомы :

  • спутанность мыслей, потеря контроля над речью и эмоциями;
  • тяжелое дыхание, отдышка;
  • частый пульс, скачки давления;
  • тремор, дрожь, озноб;
  • потливость;
  • тошнота и головокружение;
  • онемение конечностей;
  • сухость во рту, бледность кожных покровов;
  • страх сойти с ума или умереть.

У человека может проявляться несколько признаков сразу, а также появляется бессонница, депрессия, угнетенное состояние. При этом внутреннее напряжение может сохраняться достаточно длительное время. Это явление нельзя игнорировать , поскольку оно может закончиться нервным срывом или даже суицидом. В подростковом периоде человек начинает воспринимать мир враждебно, чувствует себя одиноким и брошенным.

На фоне паники возникают необоснованные страхи , которые часто перерастают в серьезные фобии. Паническим атакам у подростков способствуют поведенческие стереотипы, навязанные с детства. Когда ребенок пытается выразить эмоции, родители его ругают, говоря – «закрой рот!» или «хватит реветь!».

В более старшем возрасте они учат его, что в любой ситуации нужно вести себя сдержано и прилично. Большинство родителей проводят такое воспитание на повышенных тонах, в грубой пугающей форме. В результате самооценка ребенка падает , он боится выразить свое мнение, проявить себя в социуме. Он подавляет чувства и эмоции, что в будущее выливается в панические атаки.

Часто с виду тихие и спокойные подростки совершают глупые спонтанные поступки, проявляют агрессию и жестокость.

Взрослые считают, что такое поведение им не свойственно, однако, подобные проявления чаще всего случаются именно в закомлексованных подростков, таких себе «серых мышек». Вулкан постоянно подавляемых эмоций должен найти куда-то выход . Неплохим вариантом могут быть спортивные секции, танцы или другие занятия, требующие физической активности. Таким образом подросток через тело выбрасывает душевный негатив и напряженность.

Хорошим способом трансформации эмоций психологи считают творчество . Оно позволяет освободиться от переживаний, придавая им другую форму (музыка, стихи, проза, картины). Если же подросток не находит путей для выхода своих эмоций, они уничтожают его изнури. На фоне этого возникают конфликты с родителями, учителями, друзьями и близкими. Подростку трудно разобраться, кто его поддерживает, а кто пытается навредить. Нередко он компенсирует дисгармонию алкоголем и наркотиками.

У девочек панические атаки случаются гораздо чаще, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что женский пол от природы более чувствителен и эмоционален . Не стоит воспринимать это, как дамские капризы. Если девочка стала нервной, плаксивой, у нее часто меняется настроение и желания – это тревожный сигнал и для родителей, и для самого подростка.

Прогноз лечения таких состояний хороший. От них возможно избавиться, не прибегая к медикаментозным средствам. Иногда достаточно нескольких бесед с психологом. Однако, благоприятный исход возможен только при условии доверительных отношений родителей и ребенка. Ведь нездоровая обстановка в семье – это первый фактор развития неврозов и других психических нарушений у подростков. Если родители не уделяют ребенку должного внимания, не стремятся понять и услышать его, он находит утешение в сомнительных компаниях и субкультурах.

Если паническая атака все же случилась?

Следует помнить, что она может возникнуть совершенно внезапно, поэтому надо быть готовым ее встретить. Вот некоторые способы борьбы с приступом паники:

  • Контроль дыхания

Попробуйте замедлить дыхание так, чтобы его частота не превышала 4-5 вдохов в минуту. Руки положите на верхнюю часть живота. Глаза при этом лучше закрыть. Можно потренироваться этому упражнению дома в спокойной обстановке.

  • Отвлекающий маневр

Можно вспомнить что-то приятное или даже смешное. Конечно, переключиться с негативного состояния очень трудно, но стоит повернуть свои мысли в другое русло, перестать думать о том, что собственно и вызвало атаку.

  • Съесть что-то или выпить (но не алкоголь). Нужно разорвать замкнутый круг паники, переведя внимание организма на другие действия.

Периоды между паническими атаками могут характеризоваться как полным отсутствием негативных признаков, так и хронической тревожностью и напряжением. Блокирование панических проявлений успокоительными препаратами только усугубляет проблему.

Нужна профессиональная коррекция психолога. В подростковом возрасте вообще не рекомендуют принимать какие-либо медикаменты в борьбе с психологическими нарушениями. Нестабильность нервной системы подростков – это естественное явления, которое можно регулировать без помощи фармакологии.

Важно вовремя заменить расстройство и начать эффективную терапию, иначе такие явления чреваты тяжелой депрессией, которая способна сломать человека изнутри. Хронические неврозы сильно ограничивают личностное развитие и заметно понижают качество жизни.

Панические атаки – психоневрологическое заболевание, которое носит психологический характер, но имеет физические последствия.

Синдром панических атак представляет собой очень внезапные вызванные или беспричинные неконтролируемые приступы страха, сопровождающиеся паникой. Люди с этим синдромом часто испытывают нервозность, беспокойство, волнение либо какие-либо фобии.

Сами по себе панические атаки не несут вреда человеку, однако, из-за них в организме высвобождается огромное количество гормонов стресса, которые уже напрямую вызывают заболевания: неврозы с их последствиями, мигрени, эпилепсию, обмороки, проблемы с сердечно-сосудистой системой, невралгии, синдром отказа конечностей и др.

Помимо последствий для физического здоровья, паника в определённых ситуациях может привести к серьёзным несчастным случаям.

В психическом плане, этот синдром может вызвать необратимые изменения личности, большой набор фобий, а также психические заболевания.

В социальной сфере также наблюдается ущерб и нарушение социализации пациента.

Панические атаки у детей могут возникнуть только с окончательной установкой сознания с некоторыми отличиями по причинам появления и последствиям от того же недуга у взрослого.

Симптомы проявления заболевания у детей такие же, как у взрослого: безоглядный внезапный страх, паника, ужас со всеми вытекающими последствиями в виде учащённого сердцебиения, выброса адреналина и т.п., а длительность приступов обычно короткая не более двадцати минут.

Для детей очень редкие панические атаки являются нормой или особенностью развития психики, а также адаптации его в неизученном окружающем мире. Бить тревогу с немедленным обращением к врачу стоит, если приступы длятся более десяти минут, сопровождаются обмороками, ребёнок неспособен себя контролировать в такие моменты или слишком сильно пугается, приходя в ужас. Также патологией является слишком частое их проявление даже в слабой форме.

У маленьких детей к стандартным симптомам панических атак часто добавляется повышение давления мочи и нарушения перистальтики кишечника, поэтому нередко при сильном испуге маленькие ребятишки могут обкататься, описаться или начать рыгать. При сильном стрессе такая реакция нормальна, однако, если это происходит по незначительным причинам, необходимо обратиться к врачу, возможно, у ребёнка проблемы с психикой или нервной системой, посылающей слишком сильные сигналы либо слишком бурно реагирующей.

Зачастую приступы страха не имеют рационального объяснения, но иногда ребёнок может связывать их с определённым местом или действием, во время которого произошёл первый срыв и у него начинают развиваться фобии.

Причины появления панических атак у детей и подростков

У взрослых подавляющее большинство панических атак связано с хроническими стрессами, переутомлениями, внутренними противоречиями или неразрешёнными конфликтами, психическими заболеваниями, нарушениями работы вегетативной нервной системы, плюс к этому сопутствуют некоторые физиологические состояния и фобии.

У ребёнка панические атаки, пока находятся в определённых рамках, являются в некоторой степени нормой развития и в том или ином количестве бывают у всех детей. Наверное, все родители замечали, когда маленький ребёнок убегает, прячется во время звонка в дверь, хотя точно знает, кто за ней находиться, очень любит и ждёт этого человека, или, например, имеет потребность сооружать маленькие домики либо прятаться.

Возможно, это остатки безусловных рефлексов выживания детёнышей, сохранившиеся со времён первых людей, а, возможно, – естественная защитная реакция недеформированной нервной системы и сознания человека.

Также большинством панических атак является отсутствие у головного мозга ребёнка полной достаточной информации об окружающем мире. Поэтому подсознание перестраховывается, запуская естественный защитный механизм человека – страх, который усиливается по причинам нарушения работы вегетативной нервной системы или неправильным анализом ситуации.

Синдром панических атак у малыша может быть вызван нехваткой родительского внимания или проблемами в семье в отношениях между родителями или близкими, когда он чувствует их уязвимость и не чувствует своей безопасности.

Сходное действие оказывает на молодую психику чрезмерная гиперопека, когда человечку подсознательно внушается родителями, что весь мир опасен, а он уязвим как физически (ты можешь простудиться, не упади, будь аккуратен), так и морально, что дополнительно усиливается раздражением недовольного таким поведением ребёнка.

Межличностный конфликт также свойственен и детям, притом самые популярные его варианты: хочется, а нельзя или не хочется, но надо.

Гиперактивность нервной системы.

Эмоциональная изоляция детей, когда им не уделяется достаточного внимания от родителей или нарушены отношения с кем-либо из членов семьи.

Сильные стрессы, вызванные каким-либо событием или длительным негативным воздействием как на здоровье, так и на психику.

Вызвать приступ паники может реакция незрелой и неопытной нервной системы на какое-либо физическое заболевание, которое подсознательно мозг может принять за угрозу жизни. При этом ребёнок даже не поймёт, отчего именно ему стало страшно.

Панические атаки у подростков

Панические атаки у подростков имеют более патологическое значение и также нередко проявляются. Можно сказать, что подростки – это дети по своей сути, которые уже участвуют во взрослой жизни. Поэтому, сохраняя детские особенности психики, они уже подвергаются и взрослым стрессам.

Этиология подростковых панических атак является совокупностью чисто детских причин их возникновения и взрослых: стрессы, перенапряжения, приобретённые к этому времени психологические проблемы, особенно много в этом возрасте не разрешённых межличностных конфликтов.

Плюс ко всему, есть определённые подростковые причины возникновения панических атак:

  • Гормональные перепады,
  • Периоды быстрого роста, когда слишком внезапные изменения мозг может принять за угрозу жизни и здоровья.
  • Проблемы установки своего социального статуса.
  • Большое количество определённых физиологических состояний: первые месячные, первый половой контакт, первая любовь и т.п.
  • Приобретённые к этому времени хронические и психологические расстройства.
  • Нестабильность психики.

Последствия панических атак у детей

Панические атаки у детей вызывают не так много проблем с физическим здоровьем как у взрослого, зато во много раз навёрстывают упущенное со стороны психики.

Запущенный синдром панических атак у ребёнка вызывает неправильное его психическое развитие, а также нарушение социализации.

В период роста и становления личности очень легко повлиять на этот процесс. Дети намного сильнее восприимчивы к стрессам и более склонны к образованию огромного количества фобий и комплексов. Также закладывается будущий алгоритм отношений ребёнка с социумом, который из-за периодических паник с негативной реакции на них сверстников может нарушиться, породив замкнутую нелюдимую, подозрительную личность, которая впоследствии станет агрессивным и одиноким человеком.

Лечение

Лечение с профилактикой панических атак у детей происходит по тем же принципам, что у взрослых, путём создания комфорта и благоприятной моральной атмосферы. Применение лекарственных препаратов не рекомендуется, однако, крайне важно заметное, но не навязчивое присутствие родителей в его жизни. Ребёнок любого возраста всегда должен чувствовать себя защищённым, полноценным, успешным, а самое главное – любимым.

Учитывая, что в детском возрасте закладывается будущая психика человека, на основе которой он станет строить свою жизнь, благополучность которой будет зависеть от её здоровья, при малейших отклонениях в этой сфере необходимо консультироваться с психологом, а также проводить периодический психологический контроль, для чего в большинстве детских учреждений присутствуют штатные психологи.

– внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы страха, сопровождающиеся вегетативными нарушениями. Приступ длится до 20-25 минут, тревога переходит в панику, повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.

Общие сведения

Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации. Термин «панические атаки » как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются «паническое расстройство », «пароксизмальная тревога». В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.

Причины панических атак у детей

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания , лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Патогенез

Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК. Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.

Классификация

Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:

  • Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак – одна в неделю/месяц.
  • Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.

Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.

Симптомы панических атак у детей

Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх – боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта – пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.

Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха , ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.

Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.

Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница .

Осложнения

Без соответствующего лечения панические атаки у детей становятся причиной психических и соматических осложнений. Интенсивная выработка гормонов стресса может провоцировать неврозы , эпилепсию , заболевания сердца, сосудов, невралгии, обмороки , сопровождающиеся риском травм. Длительное течение панического расстройства приводит к депрессии , формированию фобий, социальной дезадаптации: ребенок постоянно подавлен, не интересуется учебой, не имеет увлечений, напряжен из-за возможного развития паники, боится выходить из дома, оставаться один (без помощи).

Диагностика

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра , детского невролога , но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр . Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог . Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Лечение панических атак у детей

Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов – продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию .
  • Психотерапия . Используются когнитивно-поведенческие методы , дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.

Прогноз и профилактика

Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний – тревоги, депрессии, ипохондрии . Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений – агорафобии, дезадаптации в социуме. Профилактика панического расстройства – создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта , приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни. Недопустимы высказывания типа: «не будешь принимать таблетки – опять приступы начнутся». При напряженной школьной обстановке стоит обсудить наличие заболевания со школьным психологом, классным руководителем.