Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Мой город. Конспект занятия для старшей группы «Мой родной город План на тему мой город старшая группа

Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 000

3 этап. Реализация проекта.

Организация деятельности проекта.

Игровая деятельность.

1. Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья», « Экскурсия

по городу».

Цель: развивать у детей патриотические чувства, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к родному дому, городу; продолжать учить играть всем вместе, дружеским взаимоотношениям со сверстниками.

2.Словесные игры «Дорога домой », «Доскажи словечко», «Наоборот», «Мой адрес … », «Скажи со словом «городской»».

Цель: расширить у детей знания об улицах города, научить их правильно произносить, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие «малая родина», расширить словарный запас, воспитывать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, учить наблюдать и слушать, развивать речь и память.

1. Чтение стихов и небольших рассказов о Родине.

2. Чтение пословиц и поговорок о родине, загадки.

3. Беседы: «Кто где живёт?», «Чем я могу помочь родному городу?», «Мой родной город Лиски», «Моя семья».

Продуктивная деятельность.

1. Рисование: «Мой дом», «Моя семья», «На улицах нашего города».

2. Конструирование паровоза

Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.

Взаимодействие с родителями.

Консультация на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу».

Организация фотовыставки «На работе».

Цель: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за родной край, учить видеть прекрасное в простых вещах.

Фотовыставка «На работе».

Игра «Путешествие по городу» (с показом слайдов).

Приложение.

Игра «Наоборот» .
В нашем городе много улиц и все они разные. Я буду бросать вам по очереди мяч, и говорить какая бывает улица, а вы ловите мяч, бросаете назад и говорите наоборот:
Длинная улица -…короткая улица
Узкая улица -…широкая улица
Грязная улица -… чистая улица
Ближняя улица -…дальняя улица
Светлая улица -…темная улица
Шумная улица -…тихая улица
Старая улица -…новая, современная улица
Извилистая улица -…прямая улица
Большая улица -…маленькая улица

Пальчиковая игра «Строим дом» .
Строим, строим, строим дом / накладываются ладони друг на друга
ребром
Дом с высоким потолком / руки вверх
С треугольной крышей. Вот с такой? /из пальцев делают треугольник
Нет, выше! / руки в треугольник над головой
Окон в доме 3 и 3 / показывают 3 пальца на одной и на другой руке
Поскорей в них загляни.
Там увидишь печку, / сжимают – разжимают кулачки
На печке – человечка.

Игра «Доскажи словечко».
Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы, детские сады, зеленый парк, библиотеки, кинотеатр и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой. Я пойду в музей, чтобы полюбоваться на экспонаты. А вы?
Я пойду в парк….. чтобы подышать воздухом
Я пойду в кинотеатр…….
Я пойду в библиотеку……..
Я пойду в музыкальную школу……
Я пойду в школу…..
Я пойду в детский сад……
Я пойду в аптеку… ..
Я пойду в магазин…..
Я пойду на речку…..
Я пойду в сквер…..
Я пойду на стадион…..

« Кому, что надо для работы?»

На доске картинки профессий: дворника, врача, продавца, учителя, водителя, повара. Дети говорят, какой инструмент кому нужен, что им будут делать.

Пословицы и поговорки о Родине.

На чужбине и собака тоскует.

Чужбина слезам не верит.

Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

Где кто родится, там и пригодится.

Кто на чужбине не бывал, цену Родине не узнал.

Когда родину охраняешь, сам мужаешь

Всяк кулик свое болото хвалит.

Беседа по теме «Моя семья».

Кто живёт в домах, квартирах?

Что такое семья?

Как должны жить люди, чтобы семья была дружной и крепкой?

Что ты знаешь о своей семье?

Беседа по теме «Мой город».

В каком городе ты живешь?

Назови свой домашний адрес.

Какие памятники нашего города ты знаешь?

Какой транспорт есть в нашем городе?

Как называется остановка транспорта возле твоего дома?

Какие любимые места есть у тебя в городе?

Где ты любишь бывать?

Беседа по теме «Моя улица».

Как называется улица? (Была ли она переименована, почему?)

Какая она, эта улица? (Тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.)

Что расположено на этой улице? (Магазины, больница, банк, школа, парикмахерская и т. д.)

Где находится эта улица?

Проблемные ситуации.

Если бы на домах не было адреса?

Если бы на домах были бы одинаковые адреса?

Спроси у взрослых:

Сколько примерно человек проживает в нашем городе;

Сколько лет исполнилось нашему городу;

Загадки о городе.

С виду дом совсем обычный,

Для спортсменов он привычный,

В этом доме круглый год,

Плещется в воде народ.

(Бассейн)

Вот холодная арена

Лед коньками режут смело

Быстрый, ловкий хоккеист

И красавец – фигурист.

(Ледовый Дворец)

Что это за дом,

Музыку услышишь в нем

Танцы, песни и смех

Мультики, кино для всех.

(Кинотеатр)

В залах тихий здесь уют

Книжки дружно тут живут,

Приходите, детвора,

Будем рады вам всегда.

(Детская библиотека)

Конспект образовательной деятельности «Самара – мой город родной» (старшая группа)

Автор :Корнилова Светлана Васильевна,воспитатель МБДОУ Детского сада № 347 г.о. Самара

Проблема :В последнее время тревогу вызывает деятельность, связанная с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России.
Актуальность темы: Закладываемое в дошкольном возрасте эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. У детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине, поэтому так важно не упустить это время.

Предполагаемый результат: В результате у детей формируется устойчивый интерес к культуре родного края, воспитывается любовь к своей малой родине, появляется желание сделать родной край ещё красивее и богаче.

Интеграция образовательных областей : Коммуникация, познание художественное творчество, физическая культура, здоровье, безопасность, социализация.

Программное содержание :
Образовательная задача: Познакомить с символами города, учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города, уточнить знания детей о родном городе.
Развивающая задача: воспитывать любовь и интерес к истории родного города, развивать любознательность, чувство восхищения красотой родного края.
Воспитательная задача: воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к родному городу.
Словарная работа: активизировать в речи обобщающие слова: достопримечательности города, ввести в пассивный словарь описание города: дорогой, светлый, родной.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций родного города, экскурсии по городу.Беседа с каждым ребенком о улице на которой он живет. Заучивание наизусть детьми стихотворений о родном городе. Рисование детьми рисунков на тему «Мой город».

Демонстрационный материал: иллюстрации, открытки, фотографии, мячик. Выставка детских рисунков на тему «Мой город». Герб и флаг города Самара.

Ход мероприятия: звучит песня гимн Самары (сл. В.Бурыгиной, музыка Ю.Банковского)

Беседа:
Дети, что мы называем Родиной? (ответы детей)
Воспитатель: Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем ее, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем е красоту.
Не зря ведь пословицы гласят:
На чужой сторонушке рад своей воронушке,
Человек без родины - что соловей без песни.
Родная земля и в горсти
Береги Родину как зеницу ока.
Всякому мила своя сторона.
На чужой стороне родина милей вдвойне.
А теперь послушайте стихотворение о Родине.(рассказывает ребенок)
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края.
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

Воспитатель: В каком городе мы с вами живем? (г.Самара) Послушайте стихотворение про наш город (рассказывают дети)
Самара - наш город родной и прекрасный!
Самара - наш светлый, безоблачный край.
Мы любим его и отнюдь не напрасно
Живём и находим в нём собственный рай!
И волжских просторов - широких и чистых
Никто не забудет - нигде, никогда!
А гор жигулёвских, вершин серебристых,
Нам видеть и помнить дано навсегда!
Самара, ты в сердце огонь разжигаешь!
Отчизне своей мы готовы служить.
Ты пламенем жизни вовеки сияешь,
И Родину нашу нельзя не любить!


Воспитатель:
Отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят
– Десять, двадцать, сто подряд
– И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (улица)
Воспитатель:

Какие они? (широкие, длинные, красивые, светлые)

В большом городе живу,
Очень я его люблю.
Улицы широкие,
Все дома высокие.

Воспитатель:
Какие дома в нашем городе?
(ребенок читает стихотворение)
Дома бывают разные:
Зеленые и красные,
Высокие и низкие,
Далекие и близкие.
Панельные, кирпичные
– Вроде бы обычные.
Дошкольные, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые,
Красивые такие,
Полезные, прекрасные, -
Дома бывают разные.

Воспитатель:
Давайте поиграем в игру: «Что есть в доме? » (воспитатель по кругу дает детям мячик, а дети, передавая, его друг другу называют: окна, стены, потолок, пол, двери и т. д.)
- Молодцы!

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Игра: «Что может быть этой формы? »
Цель: повторить формы геометрических фигур.
Треугольник - крыша.
Квадрат - пол, потолок, окно, дверь, ковер, балкон.
Круг - окно, стол, глазок, крыша.
Прямоугольник - дверь, окно, труба.

Воспитатель:
- Ребята, вы сказали, что дома в нашем городе разные.
Как мы назовем дом из кирпича – кирпичный,
из камня – каменный, из стекла – стеклянный,
из дерева – деревянный.
- Молодцы!
- Где обычно стоят дома? (вдоль улицы) . Правильно, в нашем городе много улиц разных и названия у каждой улицы свое. А вы знаете, на какой улице вы живете?
(Дети: , Мориса Тореза, Аврора, Аэродромная и т. д.)

-А вы знаете на какой реке расположен наш город?
(дети:Волга)
. И кстати в Самаре самая длинная в России набережная.
- Дети, какие достопримечательные места нашего города вы знаете?
(ответы детей: Дворец спорта; Площадь Куйбышева; Монумент Славы и т. д.) .
Воспитатель:
- В центре нашего города возвышается Монумент Славы, который находится на площади Славы. (показ фото) .Памятник создан в честь рабочих авиационной промышленности Самары, совершившим свой трудовой подвиг во время войны.
На 40-метровом пьедестале - 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник символизирует собой вклад самарцев в создание авиационной промышленности страны. Во время войны здесь выпускался самолёт - штурмовик Ил-2, который называли «летающий танк».
Рядом с памятником перед символическим барельефом Родины-матери, горит Вечный огонь. Сюда возлагают венки на 23 февраля и в День Победы, а по выходным к Вечному огню приезжают молодожёны, чтобы сфотографироваться здесь на память.
Сама площадь - одна из лучших смотровых площадок города, с неё открывается обширный вид на Волгу и правый берег. Расходящаяся лестница ведёт от монумента Славы к набережной, Волжскому проспекту.С площади Славы прекрасно виден фонтан в честь Победы-А теперь отдохнем и потом посмотрим какие еще есть достопримечательности в нашем городе.

Физкультминутка.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Ктоподпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания - руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь -
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

(Показ фото Ж/Д вокзала)
Воспитатель:
Современное здание железнодорожного вокзала было построено в 2001 году. Высота вокзала превышает отметку в 100 метров и на данный момент является самым высоким транспортным зданием во всей Европе. Новое здание вокзала является вторым за всю городскую историю. Первый железнодорожный вокзал Самары был открыт в 1876 году, который служил городу около 120 лет. В августе 1996 года, в преддверии Дня железнодорожника, началось строительство нового здания вокзала.
-Посмотрите как выглядит вокзал новый и старый. Еще я вам хочу рассказать о памятнике Чапаеву и стеле Ладья. (рассматривание фото)
Установка стелы была совершена в 1986 году и посвящена 400-летию Самары. Данную стелу можно увидеть на Октябрьской набережной со стороны улицы Челюскинцев. Главная достопримечательность обладает внушительными размерами, поэтому даже гостю, впервые посетившему город, будет очень легко найти этот монумент даже на карте,в высоту она составляет 20 метров. Стела изготовлена из бетона. Дети вы все наверно видели Ладью, когда ходили на салют.
- Памятник известному полководцу и его армии был установлен в 1932 году. Перед памятником Чапаева и его армии находится Самарский драматический театр, а с площади Чапаева открывается прекрасный вид на реку Волгу. Кстати, площадь, на которой расположен памятник, также носит название в честь великого полководца. Весь монумента составляет 12 тонн.
- В городе есть парки, Дворец культуры, и много различных заведений, где люди отдыхают. В Самаре все больше появляется новых домов, хорошеет город, люди высаживают деревья, цветы, ухаживают за ними.
А еще наш город славится тем, что у нас находится
известная на всю страну шоколадная фабрика "Россия". Как вы думаете что она производит?
В нашем городе живут люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои сказки, национальные костюмы, но все люди любят свой город. Послушайте стихотворение о дружбе народов
(читает ребенок)
Живем в согласье мы семьей одной
И на душе бушует счастья май.
На радость нам цвети, как сад весной,
Самара наша, сердцу милый край!

Воспитатель: -
Я хочу вам прочитать простые, но идущие от сердца, от большой любви к моей малой родине строчки:
О, родина, край не забвенья!
Тебя я всем сердцем люблю,
Твою красоту дорогую
Всю жизнь я в душе сберегу.

Литература:
1.Адаменко С. Воспитываем патриотов России. Дошкольное воспитание, 2005, №4
2.Зацепина М.Б. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: Мозаика- Синтез, 2010
3.Кукушин С. История Самары. М.: Просвещение,1996
4.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2010.
Прокофьева А.А.Избранные пословицы и поговорки.-М.,1957
5.Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»О. Л. Князева, М. Д. Моханева, СПб., 2002.
6.Снигирев С.Ф. Улицы Самары. Самара, Сфера.2004.

Цель занятия: развитие речи, обучение составлению рассказов о малой Родине.

Задачи:

  • раскрытие понятия «город»;
  • знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний о памятных местах поселка;
  • определение отличительных черт посёлка и города;
  • воспитание любви к родному посёлку;
  • знакомство с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле.

Ход занятия

Ребята, давайте представим, что сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Как вы думаете, что нужно взять с собой, отправляясь в далекий путь, чтобы не заблудиться? (Ответы детей)

Правильно, нужно взять карту. Я решила взять вот такую карту. Что на ней обозначают эти точки? (Ответы детей). Почему точки разные, большие и маленькие? (Ответы детей).

Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово.

В сказках и былинах город по-старинному называли град : Москва-град, Челябинск-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей).

Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».

Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (Ответы детей).

Где мы с вами живем? (Ответы детей).

Правильно, в поселке Новогорный. Скажите, чем отличается поселок от города? (Ответы детей).

Да, они отличаются размером: город большой, а поселок маленький. А еще в городах есть высокие здания - небоскребы . Повторите вместе со мной «небоскреб». Эти дома так называются потому, что они возвышаются над другими домами, и кажется, что крыша достает до неба, мо есть «скребет» небо. Отсюда и название «небоскреб».

По улицам города двигается очень много машин, а у нас в поселке - мало.

Также в городах проживает очень много людей, а у нас в поселке - меньше.

Ребята, расскажите пожалуйста о нашем поселке. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа. Первая картинка будет обозначать название нашего поселка.

По второй красивой картине вам нужно будет описать, как красив наш поселок. Третья картинка поможет вам рассказать о том, как прекрасен наш поселок в любое время года. По последней картинке расскажите о самом любимом месте в нашем поселке.

(Заслушивание рассказов детей).

Молодцы, интересные рассказы у вас получились! Мы с вами одна большая, дружная семья, живущая в одном поселке. Про нас говорят - это земляки. Мы с вами любим свой родной город, свою землю. Издавна народ свою землю славит. Об этом много пословиц и поговорок. Какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы детей).

  • Всякому мила родная сторона
  • Где кто родится, там и пригодится
  • Дома и стены помогают
  • Своя земля и в горсти мила
  • Родная землица и во сне снится.

Назовите пожалуйста основные достопримечательности нашего поселка.

Какой у нас есть завод?

На каких предприятиях трудятся жители нашего поселка?

Молодцы, будем любить наш родной поселок, беречь его чистоту и красоту. А сейчас предлагаю нарисовать самые любимые ваши места в поселке.

Подведение итога: дети могут рассказать о своем родном городе, стараются придумать небольшой рассказ на заданную тему; способны использовать простые символы и схемы.

Тема : Мой город

Тип проекта : открытый, исследовательский, кратковременный. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатели, родители.

Срок реализации : краткосрочный (две недели)

Актуальность проекта :

Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе , усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Цель проекта :

Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города , формирование чувства патриотизма;

Воспитание любви к Отечеству, к городу в котором живем , гордости за её культуру,

Формирование социальной позиции участника и созидателя общественной жизни;

Формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.

Ресурсное обеспечение :

Открытки, буклеты, фотографии о родном городе , крае

Фотографии улиц родного города

Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, памятники.

Слайды, фильмы о памятных местах «малой Родины»

Художественные произведения и литературные материалы

Дидактические игры

Картотека дидактических игр :

«Мой город »

Цель : закрепить знания детей о родном городе , достопримечательностях, любимых для отдыха местах

Цель : закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.

города »

Цель города Лыткарино ; развивать внимание, память, связную речь.

«Парные картинки»

Цель : закрепить знания детей о достопримечательностях города , умение подбирать правильно пару к своей картинке. (составление картинки из нескольких частей по типу пазлов)

Цель : закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.

Лото «Мой любимый город »

Цель : закрепить знания детей о достопримечательностях города , памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.

Подготовительный этап :

Выявить уровень знаний детей о родном городе с помощью вопросов , бесед;

Составление списков информационных источников, справочников, методической литературы, художественной литературы;

. подготовка необходимых печатных материалов;

Информирование родителей об участии детей в проекте , вовлечение их в проект ;

Определение времени для работы над проектом ;

Подборка интернет ресурсов, сохранение ссылок;

План действий :

. Постановка проблемы : Что мы знаем о родном городе ? Что хотим узнать?

Определение предстоящей деятельности : Как нам найти ответы на вопросы?

Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта .

Выполнение проекта детьми и взрослыми .

Обсуждение результатов.

Определение перспектив проектирования .

Деятельностный этап

Области Задачи Содержание

Познание Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу , чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Лыткарино . Расширять представления детей о достопримечательностях родного города Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами людей прославивших родной город . дидактические игры :

«Мой город »

«Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до школы, театра)

«Достопримечательности родного города » , «Мой адрес» , «Жилое,нежилое» ,

«Парные картинки»

«Чтобы было, если все улицы будут без названия»

Лото «Мой любимый город » , рассматривание иллюстраций зданий различного назначения, фотографий зданий ближайшего окружения. Пословицы и поговорки о дружбе, загадки про городские здания .

Речевое развитие Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Беседы : «Интересное рядом» , «Наша улица» , «Дома бывают разные» , «Что есть в нашем городе для детей »

Социально - коммуникативное развитие Воспитывать любовь к родному городу , чувство уважения к своему народу, бережное отношение к тому, что сделано их трудом. С/р игра «Путешествие по улице» , Беседы : «Всем ребятам надо знать как по улице шагать» , «Что производят в нашем городе » , Экскурсии к памятным местам, связанным с жизнью героев труда. Рассматривание трудовых наград

Художественно - эстетическое развитие Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество

«Наша улица» , Разные дома», «Мой город » , «Мой любимый уголок Колпино» ,

Физическое развитие Способствовать развитию двигательной активности детей, координации. Подвижные игры по желанию детей

Методы проекта :

Практические

1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.

2. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка.

3. Работа в мини-музее «Мой город » с целью формирования знаний о родном городе .

4. Дидактические игры.

5. Подвижные игры.

6. Моделирование.

Словесные

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Рассказывание 5. Развлечения.

Наглядные

1. Организация выставок.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Информационные стенды.

5. Личный пример взрослых.

6. Моделирование.

Предполагаемый результат :

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного города .

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Предварительная работа :

. С педагогами :

-подготовить подробную информацию о проекте с описанием целей , задач и хода реализации проекта ;

. С родителями :

Информирование родителей о проекте , его целях, задачах, формах и методах работы с детьми.

-подготовить консультации по теме проекта .

. С детьми :

Беседы с детьми о родном городе ;

Рассматривание альбома и иллюстраций;

Работа с родителями

Консультации для родителей по теме проекта ;

Фото - выставка «Мой любимый уголок Лыткарино»

Пополнение родителями уголка про Лыткарино.

Проект для дошкольников «Мой любимый город»
Проект по формированию нравственно-патриотического воспитания у детей (старшая группа)

Разработала: воспитатель 1 квалификационной категории Заглодина Г. А.
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

Тема: «Мой любимый город»
Направление проектной деятельности : познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Место реализации: группа № 4 МДОУ детский сад № 17, г. Павловский Посад.
Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Цель проекта:
- Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств.
- Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.

Задачи проекта:
1. Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.
2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
3. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Продолжительность проекта: долгосрочный.
Срок реализации: С 5 сентября 2015г. по 25 мая 2016г.

Предполагаемые результаты: открытие детьми своей малой родины.

Условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Методические разработки;
- Взаимодействие со специалистами

Обеспечение: материально - техническое, учебно - методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно - коммуникативные технологии.

Актуальность:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!

Ожидаемые результаты:
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Павловский Посад, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Форма проведения:
- образовательная ситуация;
- дидактические игры;
- беседы;
- рассматривание иллюстрация;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;
- работа с родителями.

Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
сбор литературы по данной теме
постановка цели,
поиск формы реализации проекта,
разработка содержания,
приобрести наглядный материал,
изготовить дидактические игры по теме,
подготовить материалы для работы с родителями.

Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.
Беседы: «Достопримечательногсти Павловского Посада», «Чем помочь родному городу?», «Наши знаменитые земляки».
Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов.
Составление рассказов: «Дом, в котором я живу», «Как я люблю гулять в парке»
НОД: «Город, в котором я живу», «Мой плат узорный», «Рассматривание предметов быта русского народа», «Городской транспорт», «Прогулка по Павловскому Посаду»
Дидактические игры: «Поможем матрешке найти заплатку», «Найди свой домик», «Мой плат узорный»

Работа с родителями.
Консультации на тему: «Как знакомить детей с городом», «Мы идем в кино», «По дороге в детский сад»
Выставка рисунков .
Презентация.

Завершающий этап.
Оформление папки передвижки.
Развлечение «Ярмарка в Павловском Посаде».
Подведение итогов проекта.

Результативность проекта:
1. У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу.
2. Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города, земляках, народных промыслах.
3. Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

Сентябрь
НОД «Город, в котором я живу»
НОД «Прогулка по Павловскому Посаду»
Игры со строительным материалом «Матрешка гуляет по улицам города»
Анкетирование родителей
Октябрь
НОД «Знаменитые земляки»
Беседа «Достопримечательности Павловского Посада»
Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли, дорогие пришли»
Консультация для родителей «Как знакомить детей с городом»
Ноябрь
НОД «Улица, на которой я живу»
НОД «Здания нашего города» (конструирование)
Дидактическая игра «Поможем матрешке найти заплатку»
Декабрь
НОД «Мы – павловопосадцы»
НОД «Наши речки Клязьма и Вохна»
Консультация для родителей «Идем с ребенком в магазин»
Январь
НОД Составление рассказов «Как я люблю гулять в городском парке»
НОД «Городской транспорт»
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Консультация для родителей «По дороге в детский сад»
Февраль
НОД «Павловопосадский платок» (аппликация)
НОД «Растительный и животный мир Московской области»
Март
НОД «Транспорт» (пластилинографя)
НОД «Рассматривание предметов быта русского народа»
Дидактическая игра «Мой плат узорный»
Апрель
НОД «Павловопосадский платок – гордость нашего родного города»
НОД «Мой плат узорный» (роспись платка)
Консультация для родителей «Мы идем в кино»
Май
Прослушивание песен и стихов о Павловском Посаде
Развлечение «Ярмарка в Павловском Посаде»
Список литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
5. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.
6. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45-55
7. Фоломеева Н.В. Энциклопедия сел и деревень Подмосковья. Земля Павлово-Посадская. ООО "Имидж-Преес", 2004
8. А. Баровский, Платочной радуги узор, Павловский Посад, 2014 г.
9. С.В. Горожанина, Е.В. Куценко, Народные художественные промыслы Подмосковья, Издание Министерства Культуры Московской области, 2006г.
10. Подшивки газет «Павлово-Посадские Известия», «Колокольня», «Павловский Посад», «Истоки», «Посад».