Кто и когда придумал макияж: занимательная история. История искусства и развития декоративной косметики и макияжа

13337

18.12.13 13:23

Вполне вероятно, что первые проявления интеллектуальной деятельности принадлежат женским представителям человеческой расы. Попытки изменения своего внешнего вида – прообраз макияжа, для привлечения противоположного пола, были настолько успешными, что постепенно переросли в вид определенной деятельности.

Тысячелетия назад мужчина мало оправдывал название «человек разумный», гоняясь за мамонтом, бизоном или оленем. Голод и охота за пищей полностью занимали его интеллект.

Вызвать интерес к себе у такого озабоченного экземпляра, «венца природы» – задача, которая успешно решалась женщинами изменением своей внешности, и в первую очередь, своего лица.

Макияж женщин в древности – это роспись лица и частей тела с помощью цветных глин, сажи и других натуральных красителей. Цель одна – привлечь внимание, показать уровень развития женских достоинств, добиться ответной реакции.

Боевая раскраска мужчин древности (американские и бразильские индейцы, индейцы майя, африканские племена) очень схожая по исполнению с макияжем. Однако цели этой раскраски совершенно противоположные: испугать, подавить, вызвать ужас.

В начале нашей эры женщины древних Греции и Рима использовали мел для отбеливания лица и черную краску для бровей и ресниц. В Персии красавицы пользовались хной. Румяна для щек входили в набор тогдашних модниц. Мужчин украшали шрамы, и макияж был только женским уделом.

В культуре древнего Востока служители религии владели секретами мазей и жидкостей для создания на своем лице определенной мимики. Эти ухищрения вызывали благоговение людей, пришедших в храмы.

Опыт служителей культа с успехом перенимался женщинами. Раздражающий сок ириса вызывал румянец на щеках древних египтянок.

Отбеливая кожу лица мелом, красавицы древности создавали эффектный контраст румян и белил. Чернение порошком сурьмы бровей усиливало этот контраст.

Отношение к «накрашенным» женщинам не всегда было лояльным. Были периоды полного неприятия и презрения. Макияж в Англии в 19-м веке означал принадлежность к проституткам или актрисам и полностью отрицался в высшем обществе.

Спрос на изменение внешности со стороны женской половины человечества был настолько велик, что макияж превратился в вид искусства. Огромным толчком в его развитии послужило появление косметических средств.

В косметических рецептах, мазях, духах, пудре и различных притираниях в средние века использовали ртуть и окислы свинца. Токсичность такой косметики вызывала негативные последствия для ее пользователей. Плата за временную красоту была очень высокой: преждевременное увядание кожи, воспаления и кожные болезни.

20-ый век дал макияжу научную базу – косметологию. Достижения химии, дерматологии, физиотерапии легли в основу современного макияжа. Появляются профессии: врач-косметолог, визажист.

В терминологии современного макияжа есть понятия: утренний, дневной и вечерний. Макияж связывают с прической, украшениями и одеждой, со временем года, и торжественностью момента (официальный прием, свадьба, банкет).

Пик развития современного макияжа – это перманентный макияж и хирургическая косметология. Массаж, наружная косметика и физиотерапия уступают место подкожным инъекциям красящих веществ и скальпелю.

Макияж будущего основан на проникновении генной инженерии в косметологию и … деградации мужской части человечества.

Успехи генетиков позволят химикам и биологам создать мази и кремы, надолго изменяющие внешность без хирургического вмешательства. Омоложение, как факт генетического макияжа, будет в обиходе визажистов завтрашнего дня.

Парады геев, проходящие во многих странах, не могут обойтись без яркого макияжа их участников. Только макияж подсказывает в однополых парах, кто из них «женщина». Узаконивание таких связей повсеместно приведет к повышению спроса на специфический макияж.

Взгляд в прошлое и будущее макияжа приводит к выводу, что макияж, как способ изменения внешности, всегда применялся с единственной целью: привлечь внимание к своей внешности представителей противоположного пола. А развитие и его мощные перспективы в будущем, говорят о том, что макияж – вечен.

Дороговизна декоративной косметики делала её доступной только ограниченному кругу людей, сначала богатая знать Древнего Рима и Греции, а позже только представители аристократии могли позволить себе украшать своё лицо и тело с помощью помады и румян. Дошло до того, что в XIII веке могли пользоваться только коронованные особы или члены их семей, как знаком принадлежность к царскому роду.

На Руси девушкам были недоступны тайны западной и восточной , но любили и использовали её не меньше. От природы красивые лица при помощи белил, румян и помады искажали до неузнаваемости. При помощи мела лица делали абсолютно белыми, а на щеках рисовали ярко-красный румянец из толчёной малины, или свёклы.

Мода на чрезмерное использование косметики, скрывающей лица за , в России пропала только в начале XVIII века, с приходом французской моды, определяющей обязательное, но не чрезмерное употребление декоративной косметики .

Декоративная косметика - Под запретом!

В XIV использование декоративной косметики было запрещено церковью, и соблюдение этого распоряжения Папы Римского тщательно контролировалось инквизицией. Женщина, уличённая в использовании косметики, обвинялась в искажении образа Девы Марии, считалась ведьмой и заканчивала свою жизнь на костре.

Даже после окончания охоты на ведьм косметика оставалась признаком порока и разврата, использовавшие её девушки причислялись к женщинам свободного поведения. Но желание украшать себя никуда не делось, и единственным способом добиться желанного румянца на щеках или яркого цвета губ оставалось физическое воздействие. Модницы постоянно щипали щёки или кусали губы , только бы казаться красивее. Такое издевательство над собой привело к тому, что наиболее прогрессивные и смелые женщины смогли преодолеть общественное мнение и снова к XVIII веку вернуть моду на декоративную косметику.

Косметика – подарок мужчин!

Сегодня декоративная косметика считается прерогативой женщин. Но подарили нам её именно . Достаточно вспомнить, что самыми известными создателями современной косметики от помады до парфюма были представители сильного пола. Раскрашивать свои лица и тела первыми тоже начали мужчины, сначала в ритуальных, а позже в эстетических целях. До начала смутных Средних веков мужчины и женщины наравне подводили глаза, пользовались тенями для век, смазывали свои тела ароматными маслами.

А в начале XVIII века именно мужчины вернули повсеместную моду на губную помаду, начав использовать её, чтобы выделить губы, сливающиеся с бородой и усами.

Тушь, помада, пудра – этот набор есть всегда в сумочке каждой современной девушки. И сегодня, и много веков назад все женщины мечтают об одном – быть красивой и нравиться мужчинам. Сводить с ума сильный пол им всегда помогала косметика. Важность ее трудно переоценить. Кому же мы обязаны появлением этих чудесных декоративных средств? Какова же она, история косметики ?

Косметика в Африке и Древнем Египте

Ученые считают, что косметику придумали в Африке. Еще в древние времена африканцы раскрашивали себя, когда отправлялись на охоту, собирались в поход или отмечали праздник урожая. Сначала каждая цветная полоса на теле обязательно что-то означала, а позже древние люди стали украшать себя просто для красоты.

Декоративной косметикой активно пользовались и в Древнем Египте почти 5000 лет назад! Во время раскопок гробниц археологи нашли баночки с различными маслами и красками. Там же нашли и самый первый в мире косметический рецепт – он был написан на небольшом кусочке папируса, которому предположительно 1500 лет.

Египтянки тщательно заботились о своей коже: они обрабатывали ее маслами, смешанными с благовоньями. Лицо высветляли белилами, на щеки наносили румяна, приготовленные из цветочных лепестков. Именно египтянки первыми в истории человечества стали подводить глаза черной краской, приготовленной на основе сурьмы. В Древнем Египте почитали кошек и мечтали иметь роковой «кошачий» взгляд. Для глаз еще готовили зеленую подводку из малахита, и из него же делали своеобразный лак для ногтей.

Женщины в Древнем Египте уже боролись с сединой – красили волосы хной или краской, сделанной из черной крови животных. Косметика Древнего Египта была на высоте – ведь к ее созданию приложила руку сама Клеопатра. Великая правительница создала сборник рецептов, которым потом еще много лет пользовались женщины далеко за пределами ее государства.

Косметика Рима и Древней Греции

Именно греки назвали чудесные краски для лица «косметикой», что в переводе означало «искусство украшения». Гречанки не раскрашивали себя так ярко, как египтянки. Они больше внимания уделяли здоровью кожи и волос и создавали средства по уходу за ними из минералов и натуральных продуктов. Именно греки разделили косметику на декоративную и гигиеническую.

В наследство от греков косметика досталась римлянам, которые превратили процесс нанесения краски на лицо в целое искусство. Именно в Древнем Риме появилась первая мода на макияж. Там же придумали опасную для здоровья пудру из свинцовых белил. Вредность этого продукта не останавливала красавиц. Те, кто могли себе позволить, покупали ее, другие – выбеливали лицо обычной мукой.

Косметика на Руси

На Руси женщины издревле уделяли большое значение уходу за собой. Они пользовались медом, яичными желтками, молоком, сметаной, различными травами и многим другим для ухода за кожей. Также подкрашивали брови сажей, щеки и губы соком свеклы, волосы луковой шелухой или отваром ромашки. Существовало множество рецептов по уходу за собой, и женщины использовали их очень активно.

История рождения современной косметики

Позже испанцы придумали еще один небезопасный вариант пудры – из клея и кусков пергамента. Но девушки быстро от нее отказались, потому что странный состав вызывал на коже раздражение. Чудесный вариант пудры красавицам предложили немцы – они сделали ее из талька, легкого и совершенно безвредного для кожи.

Над идеальным рецептом туши тоже думали много веков. Сначала ее делали из смолы и воска, но этот состав портил и склеивал ресницы. Женщины в Древнем Риме наносили смесь из дохлых мух, свинца и муравьиных яиц.

Только в 1913 году Терри Уиллиамс сделал гениальное открытие – он смешал вазелин и сажу и получил шикарную тушь. А кисточку для нее изобрела только в 1958 году Элен Рубинштейн – автор водостойкой туши.

Губную помаду долгое время делали из лепестков цветов и натуральных красителей, которые смешивали с пчелиным воском или жиром. Спустя много лет принцип изготовления остался таким же, только ингредиенты немного изменились. А удобный железный тюбик для губной помады придумали в 1915 году.

Материал подготовила Савоськина Юлия.

Мало кто тут знает, чем именно я занимаюсь в те моменты, когда я не хожу на пляж, не пишу в блог и не выкладываю офигительные снимки в инстаграм, а я между прочим работаю на полную ставку (и не спрашивайте меня, как я все успеваю)... По профессии я - маркетолог, который занимается разработкой бьюти-средств: для ухода за кожей, за волосами, гели для душа, мейкап - все то, о чем любят судачить девушки на переменках в школе и после школы. А я могу сделать практически любой косметический продукт! Хотя в свое время начинала только с мейкапа и даже писала это (пост ). Сегодня я не собираюсь вдаваться во все детали, иначе мы тут подзависнем надолго, а просто расскажу про один аспект - на ком или на чем тестируют продукты (ведь мы все знаем, что их не тестируют на животных).

Давайте вернемся к вопросу: "как тестируют продукты в процессе разработки ", вернее я бы даже поставила вопрос так "а зачем их вообще тестировать? ". Когда разрабатывается продукт, то это ведь не "сферический конь в вакууме", он будет стоять на одной полке с другими аналогичными товарами, поэтому в процессе работы над продуктом мы всегда смотрим на похожие товары в данном сегменте. Мы сравниваем многие аспекты - ингредиенты, свойства, обещания на упаковке, тестуру, цвет, аромат и многое другое. Иногда мы копаем настолько глубоко, что даже измеряем уровень пенности (например, у геля для душа) - какой высоты получается пена - да, да меряем линеечкой.

Но самое важное, наша цель - обеспечить продукт определенным уровнем эффективности. т.е. продукт должен работать! Например, если мы колдуем над шампунем, который обещает волосам объем, то он действительно должен придавать объем. Но как это понять? Существуют слепые тесты на добровольцах, а также компьютерные тесты. Например, можно помыть половину головы прототипом шампуня, а вторую половину лидером продаж, затем сфотографировать волосы и померять линеечкой на фото, на сколько увеличился объем и получить результат прямо в сантиметрах. Работая над шампунем, мы будем сравнивать с другим продуктом, который уже существует на рынке - придает он больше объема волосам или меньше или столько же?

Скажу откровенно, иногда наш клиент хочет, чтобы продукт был лучше всех существующих на рынке, а иногда и чтобы не хуже определенного продукта (например, лидера продаж в своем сегменте).

Но чтобы дойти до компьютерных тестов или тестов на добровольцах (а это все деньги, Зин, деньги!) мы должны уже иметь продукт - стоп, стоп, а как же в процессе разработки понять, что он будет работать ? Химики собирают первую пробную формулу продукта, которая затем тестируется... А теперь самое главное... На ком? ... Так на нас же, на сотрудниках компании! Из-за возникших вопросов и комментариев, я хочу добавить, что химик "собирает" продукт из безопасных, качественных и разрешенных к использованию ингредиентов, что исключает ситуации "а что если помада получится токсичной?". В Австралии любой продукт, который продается в любом магазине должен состоять из разрешенных ингредиентов, которые внесены в специальный реестр (называется NICNAS), что обеспечивает изначальную безопасность.

***
И на какие только жертвы нам не приходится идти... Например, однажды мы всем отделом (человек 5-7) тестировали лак для ногтей, а именно его долгостойкость... А теперь представьте, что вам нужно ходить с лаком на ногтях, который начал облупляться... Сначала предательски на одном пальце, потом еще на одном... Руки чешутся быстрее схватиться за ацетон, а нельзя! Потом начинаешь стыдливо прятать руки в магазине или в общественном транспорте - не дай Бог кто увидит, что у тебя на ногтях облупляться лак! О боже! Стыд и позор!

***
А в другой раз мы тестировали помаду... А химики как назло "наварили" нам темно-вишневую, аж модного цвета "вырви-глаз-фиолетово-вишневым"! А наш задача была, опять, протестировать ее стойкость. А губы-то уже никуда не спрячешь, ну разве что изображать гламурную даму с веером, да только руки-то заняты - ты в офисе, и руки порхают по клавиатуре... А теперь представьте, заглядываете вы в уголок в девчонкам из маркетинга, а там франкенштейны с фиолетовыми губами - все как на подбор! Главное в тот день было перемещаться по офису по одиночке (ни в коем случае не вместе со своими коллегами) и косить под готичную даму в образе...

***
Или вот из недавних случаев: автозагар постепенного действия (типа gradual tan). Задача точно такая же: взять лидера рынка и сравнить с эффективностью нашего продукта. Десять (!!! только вдумайтесь в эту цифру) человек из офиса был выбраны в жертвы для тестирования. Каждому в течение 5 дней вкатывали дозу автозагара на руку. А в Австралии, на минуточку, лето и все ходят в кофточках без рукавов... и все как один с красивыми коричневыми полосками на руками ниже локтя - вот насколько мы любим свою работу! Досталось всем: и девочкам, и даже мальчикам... Последние смотрели на все это как на фокусы мартышек в цирке. Ускользнула только одна девушка, которой через пару дней было идти на свадьбу - ее пожалели;) Но ничего, на ней мы отыграемся в следующий раз...

Ведь не в последний раз безумно тестируем безумные продукты, которые потребитель потом полюбит всей душой...

Размещение объявлений - бесплатно и регистрация не требуется. Но есть премодерация объявлений.

История косметики Древнего мира

Во все века человечество стремилось к совершенству, пытаясь подчеркнуть свою красоту при помощи различных косметических средств. Из столетия к столетию косметика, конечно, видоизменялась, и с приходом каждой эпохи менялись и эстетические идеалы. То, что в современном мире считается примитивным, а порой даже ужасным, в разные времена было на пике моды. В этой статье речь пойдет о косметике, которая с успехом использовалась в Древнем мире.

Но сначала давайте проследим историю самых актуальных во все времена косметических средств, ведь большинство из них берет свое начало именно с Древнего мира. Как появились крема, тушь для ресниц, помады, румяна, тени для век, пудра, мыло и лак для ногтей? Какими средствами для макияжа, маникюра и личной гигиены пользовались наши предки? Давайте рассмотрим этот вопрос.

Крем для кожи

Как утверждают ученые-археологи, первыми крема для кожи стали делать древние египтяне, которые готовили настойки из целебных растений. Так же именно египтянам приписывают изобретения скраба, который в те времена представлял собой смесь из морской соли и молотых кофейных зерен. Не осталась в стороне и Древняя Греция – если верить ученым, греки придумали ароматические масла, которые представительницы прекрасного пола втирали в кожу, а также свой вариант скраба, в основу которого входил тонкий песок. Древние римляне создали восковые увлажняющие крема, в состав которых входил миндаль, экстракт розы и пчелиный воск.

Тушь для ресниц

Доподлинно неизвестно, кто именно был "первооткрывателем" этого косметического средства, но археологические раскопки показали, что древние египтяне использовали в качестве подручного средства палочки, выпиленные из слоновьих бивней. Именно с их помощью они наносили на ресницы краску, сделанную из жженого миндаля, сурьмы, графита и даже крокодильего помета. Причем, целью древних египтян было вовсе не подчеркнуть красоту своих глаз – они верили, что таким образом защищают себя от злых духов. А в Европе в это время использовали более простой и способ украшения ресниц – обычную сажу. В Древнем Риме красавицы при помощи финиковых косточек наносили на ресницы пепел сожженных лепестков роз, смешанных с золой. Позже был открыт другой способ – кашица из толченой скорлупы грецкого ореха, смешанная с сурьмой. Говорят, таким способом девушки хотели скрыть свои порочные желания.

Румяна для щек

Об истории румян известно мало, но точно известно, что это косметическое средство берет свое начало с женщин Древнего Египта. Именно они первыми стали наносить на щеки и скулы ягоды шелковицы в растертом виде. Вслед за древними египтянками румяна стали использовать и в Древней Греции – девушки красили скулы и щеки соком свеклы или клубники. Существует даже миф, как при помощи румян богиня Европа обольстила бога Зевса, просто отобрав их у Геры. Кроме того, румяна можно назвать, пожалуй, единственным косметическим средством, которое во все времена вызывало больше всего сомнений: одним оно казалось потрясающе красивым, другим – абсолютно вульгарным. Но, тем не менее, в далёкой древности девушки использовали любые доступные им красные ягоды, чтобы хоть немного оттенить бледность своей кожи.

Помада для губ

Губная помада впервые появилась в Древнем Вавилоне, именно тогда представительницы прекрасного пола поняли, что при помощи различных средств можно добиться особой чувственной красоты губ. Для этих целей женщины крошили в мелкие частицы полудрагоценные камни. Немного позже "эстафету" переняли и древние египтянки – чтобы добиться яркости губ, они делали смесь на основе морских водорослей, йода и брома, что было небезопасно для здоровья. По неподтвержденным данным, именно тогда появилось выражение "красота требует жертв", так как подобная мазь для губ была весьма вредной и даже называлась "поцелуем смерти". Ярой поклонницей помады слыла царица Клеопатра, придумав собственное и весьма оригинальное средство: толченные в ступке красные жуки смешивались с яйцами муравьев, а для придания мерцающего блеска добавлялась рыбья чешуя. Следом за египтянами помадой увлеклись и древние греки, используя для получения этого косметического средства хну, красную глину и даже ржавчину. Полученная смесь хранилась в маленьких коробочках и наносилась на губы специальными палочками.

Тени для век

Археологические раскопки показали, что впервые тени для век стали использовать в Древнем Египте. Чтобы добиться яркости глаз, египтяне применяли сажу и сурьму. Именно в этой стране властвовал культ красивых глаз, поэтому неудивительно, что история теней для век началась с Древнего Египта. Глаза подводили не только женщины, но и мужчины. Кроме общепринятых в те времена популярных средств, вроде сажи и сурьмы, в ход шел пепел, охра, медь и жженый миндаль. Полученная масса наносилась на веки при помощи специально для этого предназначенных палочек. Фактом является и то, что тени для век египтяне использовали не только для красоты, но и как средство против болезней и для улучшения зрения. Вслед за Древним Египтом моду на тени перенял и Древний Рим. Состав средства у них был примерно такой же, но, кроме этого, древние римляне верили, что тени способны защищать человека от сглаза.

Пудра для лица

На протяжении многих тысячелетий белый цвет лица считался эталоном женственности. История пудры также берет свое начало с Древнего мира, когда девушки покрывали свое лицо белой глиной. Причем, изначально это делалось не для красоты, а как защита от злых духов. Тут мы вновь возвращаемся в царице Клеопатре, которая отбеливала свое лицо не мелом или глиной (это считалось уделом низших сословий египтян), а крокодильим пометом. В Древнем Риме знатные красавицы в качестве пудры использовали свинцовые белила с добавлением меда, но эта смесь была не всем по карману, к тому же считалась опасной для здоровья, поэтому большинство девушек обходились обычной пшеничной мукой и толченым в порошок рисом. Модницы Древней Греции готовили пудру из сухой белой глиной с добавлением охры (для придания лицу молочно-матового цвета).

Мыло для тела

Чистоту тела человечество поддерживало во все времена, но мыло в прямом своем понимании появилось далеко не сразу. Например, в Древней Греции гигиену соблюдали при помощи мелкого песка, а Древнем Египте – порошка из пчелиного воска, который разводился в воде. Кому принадлежит изобретение мыла – мнения ученых разошлись. Большинство ученых утверждают, что право "первооткрывателей" принадлежит Древнему Риму, именно там была придумана смесь из растопленного жира с золой морских растений – средство, которое пенилось в воде, в результате чего получалось довольно качественное мыло. Эту версию подтверждают также и археологи – раскопки показали, что первые мыловарни находились именно на территории Древнего Рима, в знаменитых Помпеях. По консистенции мыло в те времени было не твердым, а полужидким, но прекрасно пенилось благодаря соку древнейшего лекарственного растения под названием "мыльнянка".

Лак для ногтей

О том, кому конкретно принадлежит это изобретение, мнения ученых расходятся, но археологические раскопки доказывают, что различные средства, применяемые в качестве лака для ногтей, были чрезвычайно популярны в Древнем мире. Так, например, было найдено множество мумий с длинными ухоженными ногтями. Более того, удалось установить, что цвет лака напрямую зависел от сословия, к которому принадлежал человек. В Древнем Египте знатные люди красили ногти в яркие красные цвета, тогда как простолюдинам было разрешено использовать только бледные оттенки. Царица Клеопатра делала маникюр исключительно терракотового цвета при помощи охры и смеси сала с соком драцены. В Древнем Китае в качестве лака для ногтей использовали массу, в которую входили желатин, воск, яичный желток и природный краситель. Причем, ухоженные длинные и накрашенные ногти считались признаком мудрости и приближенности к богам. Именно поэтому маникюр разрешалось делать только знати, низшему сословию эта роскошь строго запрещалась. Изготавливался лак из воска, яичных белков, желатина и сока растений, после чего при помощи бамбуковых или нефритовых палочек наносился на ногти.

Косметика в Древнем Египте

Древний Египет можно по праву считать родиной косметики. Но пользоваться ею в те времена позволялось не каждому. Изначально это считалось привилегией жрецов, которые владели секретами приготовления косметических средств. В первую очередь, косметика служила им для обрядов, ритуалов и священных омовений. Для этого жрецы использовали масла и мази, изготовленные на основе различных растений, которые носили, скорее, символический и лечебный смысл. Например, краска на веках считалась защитой от воспалений глаз, а нарисованные стрелки использовались как оберег от темных сил. Чтобы защититься от сглаза, жрецы красили волосы в темный цвет кровью черных животных. Именно тогда появились первые туалетные шкатулки с ячейками, где хранились различные косметические средства: мази, краски, благовония, крема, пемза, и т.д. Любопытно, что у жрецов был свой бог косметики с весьма оригинальным именем Бес.

Позже косметикой стали пользоваться и египтянки высшего сословия, забота о собственной внешности занимала у них едва ли не первое место. Особое внимание уделялось коже, знатные особы натирали лицо и тело речным илом, после чего очищали кожу специальной смесью из глины и золы, заканчивая процедуры втиранием в кожу ароматических масел. Их целью было не только отшелушить кожу, но и добиться ее бледности. Для отбеливающего эффекта египтянки накладывали на лицо специальные жирные маски из охры, способные скрыть различные дефекты, и рисовали едва заметные голубые линии, которые должны были означать вены. Таким образом, знатные особы подчеркивали контраст между собственными венами и бледностью кожи. Для личной гигиены египтянки использовали пепел и толченный в пыль кирпич – такие средства прекрасно очищали тело от грязи и пыли. Чтобы защитить лицо от яркого солнца и сухого ветра, на кожу наносили овечий жир и различные масла, преимущественно кунжутное, оливковое или касторовое. Чтобы придать коже мягкость и гладкость, египетские красавицы натирались кремами, в основу которых входил тертый мел. Ну а чтобы лицо приобрело мерцающий и ровный матовый оттенок без единого дефекта, на него наносили растолченный в мелкую пудру порошок морских перламутровых раковин.

Глазам также уделялось немаловажное значение – египтянки подводили их краской из толченой пыли малахита или лазурита, рисуя продолговатый миндалевидный контур. Если глаза требовалось сделать более темными, в ход шла сурьма – для получения черной подводки порошок сурьмы выпаривали при помощи душистых масел либо использовалась краска из древесного угля и слоновой кости. Что касается теней для век, то египетские красавицы пользовались пылью из бирюзы, малахита и глины. В случае, если порошок при нанесении попадал в глаза, их промывали соками конопли или петрушки. С седыми волосами в Древнем Египте боролись очень просто – кожа натиралась лосьоном из смолы и пчелиного воска, а для устранения морщин использовался мед с солью. Обязательным атрибутом макияжа египтянок были густо накрашенные черным цветом брови и яркие румяна, которые изготавливались из сока ириса. Помада для губ должна была быть исключительно ярко-красного карминного цвета, для этого в ход шел порошок морских водорослей, разведенных с йодом. Подробный макияж напоминал, скорее, больше маску, чем живое лицо, но именно это и считалось идеалом женской красоты в Древнем Египте. Доподлинно известно, что знатные фараоны выбирали себе в жены красавиц, которые тщательно и скрупулезно следили за своей внешностью и обожали макияж и грим.

Значительный вклад в развитие косметики внесла и знаменитая царица Клеопатра, у которой был целый сборник собственных рецептов различных косметических средств. У нее имелось несметное количество флакончиков и коробочек с порошками, кремами, настойками, красками и мазями, а обслуживали царицу сразу несколько рабынь. Особую слабость Клеопатра питала к средству, которое сейчас вызывает недоумение и даже отвращение – к крокодильему помету. С его помощью царица отбеливала лицо, смешивая помет с белой глиной либо белилами. Водные процедуры Клеопатра принимала, натираясь мелким песком с добавлением меда, а в ванну добавляла молоко ослицы – для смягчения кожи. Также она очень уважала хну и подкрашивала ею щеки и губы. Любимым занятием царицы было изготовление различных косметических средств, в ее покоях хранилась целая коллекция пестиков, ступок, баночек и бутылочек. Именно Клеопатра является автором уникальной книги "О лекарствах для тела" и владелицей свого рода косметической фабрики. При раскопках были найдены жернова, при помощи которых растирали травы, горшки для варки настоев, амфоры с остатками порошков, кувшинчики от духов, гребни для волос, щипчики для завивки, и многие другие не менее интересные древние вещи.

Косметика в Древней Греции

Древние гречанки поначалу уделяли огромное внимание только своему телу, так как декоративная косметика поначалу была им, в сущности, не нужна – они много времени проводили дома, и кожа всегда оставалась бледной. К тому же, со стороны греческих жрецов существовало вето на использование косметических средств. Но мода во все времена остается модой, и очень скоро греческие красавицы не устояли перед этим соблазном, хотя яркая краска на их бледных лицах смотрелась неестественно. Поэтому наносить макияж днем было не принято, а вот вечерами гречанки позволяли себе немного оттенить лицо. Они чернили брови сажей и придавали ресницам блеск при помощи смеси светлой смолы и яичного белка. Щеки и губы подкрашивали сурьмой. Если женщина была замужем, она не могла позволить себе слишком яркий макияж – это считалось вульгарным и вызывающим. Ярким гримом пользовались, в основном, куртизанки, чтобы привлечь внимание мужчин. Но позже использование косметики приобрело более демократичный характер, и уже многие, даже самые скромные девушки, выходили на улицу, нанеся на лицо цинковые белила или пудру из мела и гипса. Цвет получался мертвенно-бледным, поэтому египтянки оттеняли его киноварью в области скул. Чтобы выделить глаза, в ход шла зола и сурьма, разведенные в настое шафрана. Брови обязательно соединялись в сплошную жирную полосу – это считалось эталоном красоты у всех гречанок.

Примечателен тот факт, что и женщины, и мужчины Древней Греции занимались спортом, так как эстетическая сторона этого вопроса в стране не допускала никаких пышных форм. Для того чтобы сохранить фигуру, древние греки пользовались банями с массажем, а также постоянно соблюдали диету. В целом греческие красавицы пользовались макияжем очень умеренно, так как считалось, что много яркой краски на лице – это удел порочных женщин. Однако именно в Древней Греции впервые появилась белая пудра, которая накладывалась на лицо толстым слоем – для придания томности и маскировки дефектов кожи. На ночь девушки наносили на лицо маску из ячменного теста, чтобы сохранить бледность кожи. Кроме пудры, гречанки использовали также голубые тени для век, черную краску для контура глаз, кармин для румян, белила для рук и плеч, мелкий речной песок, разведенный с соком лотоса для пилинга, а также ароматические масла на основе мяты и мелисы. Всё это применялась очень умеренно, и не смотрелось вызывающе. Особое значение уделялось хранению косметических средств – это непременно были изящные флакончики и резные коробочки, которыми дамы обязательно хвастались друг перед другом, и могли часами обсуждать баночку с кремом или шкатулку с румянами.

Почти у каждой знатной особы Древней Греции были служанки, которые занимались исключительно красотой своей госпожи. В их обязанности входило при помощи косметических средств и макияжа скрыть недостатки кожи. Должность эта была очень почетная, многие простые девушки стремились освоить секреты правильного нанесения косметики, чтобы поступить в услужение к знатной особе. Кроме того, именно в Древней Греции появились первые квалифицированные косметологи, которые занимались изготовлением собственной продукции, благодаря чему были вхожи в круги высшего общества. Макияж у греков носил немаловажный характер, особенно у знатных сословий, поэтому косметике уделялось особое внимание. Именно греческая красота по сей день считается классической, так как греки знали, как правильно находить "золотую середину" – очень умело накладывать макияж таким образом, чтобы он не смотрелся вульгарно, а наоборот – подчеркивал все достоинства и скрывал недостатки. Гречанки владели секретом, как сделать кожу шелковистой и правильно выровнять цвет лица, чтобы он смотрелся одновременно и бледно и естественно. Для этих целей они использовали исключительно безвредные средства, такие как ослиное молоко, хлебный мякиш, пепел букового дерева, мыло на основе козьего жира, и многие другие натуральные продукты. Ароматические масла для тела изготавливались из цветов, самыми популярными были розы и жасмин. Волосам также придавалось особое значение, в ход шли различные укрепляющие маски, а краски использовались только из натуральных экстрактов.

Косметика в Древнем Риме

В Древнем Риме, как и Древней Греции, косметика поначалу также использовалась весьма умеренно, без ярких красок и бледных пудр. Но со временем и римлянки не смогли устоять перед модой и стали смелее использовать макияж. Многие знатные дамы, по примеру гречанок, стали заводить себе специальных рабынь, которые целыми днями занимались только тем, что ухаживали за лицом и телом своих хозяек. Конечно, римлянки не могли позволить себе в точности копировать гречанок, поэтому у них существовали и собственные секреты красоты. Например, они наносили на зубы специальную пасту, приготовленную из тертых водяных орехов с соком кизила – в качестве отбеливающего средства. На всё лицо знатные особы накладывали маску из мела или белил с добавлением меда и чем-нибудь жирным (например, козьим салом) – это позволяло выровнять цвет кожи. Также римлянки придумали оригинальный способ борьбы с прыщиками и угрями – просто заклеивали проблемные места мушками, преимущественно в виде полумесяца. Веснушки же сводили при помощи редкого средства, которое добывали из птичьих гнезд. Более насыщенным раствором, который становился ядовитым, прижигали бородавки.

Что примечательно, в Древнем Риме, по сравнению с другими странами, единого идеала красоты не было. Косметикой пользовались как женщины, так и мужчины. Самыми популярными косметическими средствами были румяна на основе винных дрожжей, мыло из хны для окраски волос, молочные лосьоны с маслом миндаля, свинцовые белила, зубной порошок из пемзы и измельченных рогов, крема на основе растительных жиров, и многое другое. С морщинами в Древнем Риме боролись при помощи специальной мази, в состав которой входил жир из бычьей ноги и льняное масло. Волосы укрепляли настойкой майорана, в руки втирали масло мяты, а в тело – сок пальмового дерева. Чтобы отбелить кожу, римлянки натирались меловым порошком, а для получения яркого румянца на щеках использовали винные дрожжи и охру. Глаза подводили грифелем, брови чернили сажей, а на ночь накладывали на лицо маску из печеного хлеба. Богатые дамы умывались только ослиным молоком, так как верили, что таким образом они сохранят красивый цвет кожи.

Древние римляне были буквально одержимы правильным хранением косметических средств, поэтому держали их в горшках из алебастра и роговых баночках. Когда же в моду вошли светлые волосы, дамы принялись обесцвечивать их сильными красками, из-за чего зачастую оставались вовсе без волос и вынуждены были носить парики. С плешью боролись весьма необычным способом – втирали в голову навоз животных. Но белокурые локоны были на таком пике моды, что многие римлянки рисковали своей шевелюрой. Позже был придуман более щадящий способ отбеливания волос: локоны смачивали составом из золы букового дерева с мыльным раствором из козьего молока, а затем просто высушивали волосы на солнце. Ароматичными маслами модницам служили дорогие вина, в которые добавлялась апельсиновая цедра и оливковая эссенция. Не забывали в Древнем Риме и о гигиене тела. Высшее сословие регулярно посещало термы, где их обслуживали невольницы – втирали в тело душистые настойки, делали массаж, брили, стригли и делали макияж. Каждый состоятельный римлянин-аристократ обязательно имел в своем доме ванну, и не просто с водой, а с благовониями. Именно в Древнем Риме стали впервые использовать солярии, где избавлялись от лишних волос на теле – уже в те времена небритые ноги считались признаком бескультурья. Особое внимание уделялось прическам, каждая состоятельная дама имела при себе служанку, которая ежедневно делала своей госпоже изысканную и витиеватую прическу с использованием жемчугов, кружев, золотых и серебряных пластин, и даже полудрагоценных камней. Вся эта красота посыпалась пудрой для матового эффекта. Неубранные волосы считались уделом простолюдинок.

Косметика в Древней Персии

Широко применялась косметика в Древней Персии. Женщины натирались благовониями, а мужчины смазывали волосы настойками душистых трав. Практически все косметические средства, применяемые древними персиянами, изготавливались из целебных растений. Например, басма и хна пришли к нам именно из этой страны, так же как и всеми любимая розовая вода, рецепт которой был придуман в Древней Персии. Уважали персы и пижму, именно на ее основе изготавливались многие благовония. На особом счету были смола, камфара, алоэ, мускус, мирра, амбра, шафран и чайная роза. Для личной гигиены использовалось мыло из жира и золы, а в качестве блеска для глаз применялась сурьма. Каждая персидская девушка имела собственный косметический футлярчик с ароматными смесями, белилами, румянами, пемзой, розовым маслом и золотой фольги для мушек. Причем, на все эти средства мужьями выделялись женам отдельные деньги – иметь ухоженную супругу считалось признаком благополучия и хорошего вкуса. Также в Древней Персии своими способами боролись со злыми духами – окуривали тело пахучим дымом, для чего раскалывали на сковороде зерна семян руты. Любопытный факт: считается, что эта стана является изобретателем депиляторов.

Косметика в Древнем Китае

Пожалуй, нигде больше не наносили столько много краски на лицо, как в Древнем Китае. Мода на макияж у китаянок была так сильна, что женщины были вынуждены обильно краситься. На лица наносилось много белил, брови сильно чернились в форме дуги, зубы покрывались золотистой блестящей смесью, щеки и губы пылали от яркости красок. Ни о каком дневном естественном макияже не могло быть и речи, особенно у аристократок. Древние китаянки с детства обучались искусству нанесения макияжа, и весьма умело пользовались косметическими средствами. Инструментов для этого было великое множество. Даже детям на щечках рисовали румяна. Такой обильный макияж делался не только для красоты – он не давал возможности для мимических движений, так как по этикету лицо женщины должно было оставаться бесстрастным и сдержанным. Улыбка считалась признаком плохого воспитания, обнажать зубы было не принято. Отголоски этого правила дошли и до наших дней – до сих пор многие китайские девушки, смеясь, прикрывают рот ладонью. Естественное, что при таком макияже, напоминавшем, скорее, застывшую маску, лицевые мускулы подолгу находились без движения, поэтому китаянки после снятия грима растирали лицо шелковым лоскутком для регенерации кожи.

Особое значение придавалось маникюру. Неудивительно, что именно в Древнем Китае был изобретен первый лак для ногтей, в привычном нашем понимании. Но роскошь иметь длинные накрашенные ногти позволялась исключительно знати - в том числе и мужчинам. Уход за ногтями главы государства превращался в целый ритуальный обряд с песнями и плясками. Рабыня, которая занималась только маникюром царствующей особы, была во дворце на особом положении, имела всяческие привилегии, и по статусу стояла выше других наложниц. Рецепт лака императора был особенным и уникальным: из сока плодовых деревьев делался специальный клей, в который добавлялись желатин, воск и яичный белок. Наносился этот состав палочками их нефрита, которые во дворец поставляли лучшие торговцы. Знатные особы также держали при себе личных рабынь, ухаживающих за их пальчиками. Но длина ногтей не должна была превышать длину императорских ногтей, это было строжайше запрещено. Маникюр позволялось делать любой, даже расписывать ногти рисунками. Конечно, после такой нагрузки пластины слоились, и их приходилось укреплять, распаривая ноготки в козьем молоке и укутывая в специальные шелковые футлярчики.
http://s009.radikal.ru/i310/1506/05/0f7b5f7f5498.jpg

Косметика в Древней Японии

Древняя Япония была серьезно увлечена искусством макияжа, особенно это касается гейш. Японские красавицы густо белили лица рисовой пудрой, чтобы закрасить все щербинки и родинки, красили губы яркой красной или зеленой помадой (на изготовление которой шли древесный воск, мускус, камфара и семена камелии), густо чернили брови (либо просто выбривали их, рисуя тушью полосы), и делали специальный массаж лица. Замужние женщины, чтобы подчеркнуть свой статус, красили зубы черным лаком, а мужчины рисовали себе усики. Также эталоном красоты считалось обвести черной тушью лоб по краям, у корней волос. За волосами следили с особой тщательностью, так как блестящие, черные и пышные многоярусные волосы считались эталоном изящества и красоты. Разумеется, каждый день сооружать подобную прическу было весьма затруднительно, поэтому японки носили ее неделями, подкладывая по время сна под шею маленькие подушечки на подставках. Для придания блеска волосам их смазывали соком алоэ.

Макияж гейш – это особое искусство, хотя идеал красоты Древней Японии существенно отличается от современных стандартов. Никакой естественной красоты, косметикой японки пользовались очень активно. С малых лет каждую девочку отдавали в обучение, где ребенок познавал секреты нанесения макияжа, особенно если девочка принадлежала к знати. С детства маленькая японка умела пользоваться тушью, белилами, помадой и румянами, а также сооружать прическу в виде тяжелого узла, который держался при помощи узорчатой палочки. К подростковому возрасту, девочка осваивала все премудрости макияжа и проходила особый обряд посвящения, который позволял ей слегка чернить зубы – это означало, что молодая японка уже готова к взрослой жизни. Также в Древней Японии тщательно следили за чистотой тела, принимая обжигающе-горячие паровые ванны и втирая в кожу ароматические масла. В жены брали только тех девушек, которые в совершенстве владели искусством нанесения макияжа.

Косметика в Древней Индии

Индия, пожалуй, является единственной страной, в которой развитие косметики не претерпело существенных изменений. Богатая на сырье для различных косметических средств, Древняя Индия с незапамятных времен использовала для искусства красоты природные экстракты и компоненты вроде пахучих цветов и пудры на основе шафрана, которыми индианки пользуются и сегодня. Женщины обильно красили глаза и брови сурьмой, басмой, углем и копотью; прически окуривали дымком кокосового ореха, корицы и гвоздики; окрашивали ступни и ладони цветными мелками; и обязательно ставили на лбу пятнышко "тилака" (для чего использовали киноварь, сандал или шафран) с красивым камушком. Этот знак означал принадлежность к той или иной касте, у каждой были свои цвет и форма, по нему можно было отличить замужних женщин. Также необычайно моден был татуаж – при помощи хны или других природных красок красавицы рисовали на своем теле различные узоры, даже пробор гладких причесок никогда не оставляли естественным, окрашивая его в красный или оранжевый цвет. Губы красили преимущественно золотой помадой, лицо выбеливали мелом, щеки ярко румянили, а зубы покрывали коричневым лаком. Первое правило макияжа древних индианок была пестрота и яркость, поэтому выглядели они всегда весьма разноцветно. Что, собственно, не изменилось и по сей день.