Конспекты бесед с военнослужащими по призыву. Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими

На занятия

Командирская подготовка

Ст.138 УВС РФ. Командир роты (корабля 4 ранга) в мирное и военное время отвечает: ... за воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава; за поддержание внутреннего порядка в роте...

Друзья, продолжаю рассказывать о методах работы с солдатами и своем опыте, полученном за время командовании ротой. После следующим пунктом у меня идут беседы и их составная часть анкетирование личного состава. Сегодня я расскажу о беседах.

3.Беседы

Командиру любого уровня нужны регулярные беседы с людьми, а уж ротному звену сам Бог велел их проводить. Но беседы не для галочки, не для отчета в личном деле солдата, а для того, чтобы знать все, помочь солдатам, направить жизнь подразделения в правильное русло. Если мальчишка видит, что ты заинтересован, искренен, то и он платит тебе тем же.

Я сделал для себя правилом беседы со сменившимся нарядом (наряд сменялся утром). За неделю, другую переговорю со всей ротой. Такие беседы лучше проводить тет-а-тет, только так. Иначе толку не будет. Раньше в роте канцелярия была общей с взводными и нормальную беседу не проведешь. Нужно было выгонять взводных. Вообще замечу, в роте лучше иметь две канцелярии, ротному и взводным отдельно. А то только взводный засел за свои бумаги, заходит ротный:
- Че сидишь, иди, работай! - и так далее. Поэтому, как только появилась возможность, в роте сделали взводную канцелярию. А так как по уставу положена одна канцелярия, то назвали её «Класс командирской подготовки». И всем хорошо.

Так вот беседу лучше начинать с вопросов о доме, близких, письмах от девушки, можно вставить шутку другую, и далее плавно переключиться на ротные и личные проблемы. И ведя беседу, называй солдата по имени, уйди от официала. Много интересного выплывает из этих бесед. Иногда меня подчиненные спрашивали, мол, откуда вы всё знаете, что делается в роте? Всегда отвечал, что настольная книга у меня Романа Ронина "Своя разведка" и сержантам показывал ее в электронном виде. Хотя сам ее не читал, скучно, и не знаю, верят или нет мне? Но информация, впрочем, всё нехорошее, я узнавал, буквально появившись в роте. А знания идут от доверия друг, другу, солдат командиру и наоборот.

Итак, проведя беседы и «выловив» например, негатив, я не спешил рубить «шашкой». Всему свое время. Главное то, что я узнал, теперь эта проблема из скрытой превратилась во вполне решаемую и важно то, что источник информации прикрыт большим количеством беседовавших. Никто не сможет вычислить, от кого я получил нужные мне сведения о том, чему я не был свидетелем. Меня, может быть, в роте не было, но я все знаю. Знаю, например, что по вечерам молодежь не стала заходить в комнату досуга и не пьет чай, как все остальные. Оказывается, молодняку "по сроку службы не положено"! Ну, так захотелось некоторым сержантам и авторитетным «старослужащим» .

Ненавязчиво интересуюсь у сержантов:
- А чё эт так происходит? Может, чай с кофе вреден для молодых организмов?
И всё - сержанты понимают, что мой интерес может ударить по их налаженному быту. И оказывается, что чай-то ведь не подвержен срокам службы. А я еще пару вечерков внезапно завалю в роту окинуть взглядом: кто чаи гоняет у меня в комнате досуга?

Далее, кто например мешает, встретил по дороге своего солдата, останови, за руку поздоровайся, поговори, обсуди проблемы, времени это займет немного, а эффект большой. Кстати, много информации о состоянии дел в роте можно почерпнуть в такие моменты, меньше внимания привлекается. Ведь из канцелярии солдат выходит, сразу же к нему с вопросом:
- А что ротный?
- А ты?- а так остановил, поговорил и тебе польза и солдат доволен, ротный с ним «поболтал».
Короче друзья, мой совет, не гнушайтесь разговаривать с солдатами, это полезно, и для вас, и для солдата, и для вашего подразделения.

Продолжение следует

Индивидуально-воспитательная работа в подразделениях. Формы и методы индивидуального воспитания подчинённых

Личность человека, военнослужащего - явление уникальное. Эта уникальность, во-первых, состоит в том, что человек является высшей ценностью и творцом всего сущего. Во-вторых, в том, что каждый человек неповторим и наделен только ему присущими чертами и качествами. В-третьих, уникальность заключается в необычайном взаимодействии в процессе всей жизнедеятельности человека личных факторов, влияющих на его формирование и развитие. Наконец, в-четвертых, она проявляется в том, что его формирование и воспитание является делом многогранным, сложным, творческим, кропотливым, требующим от всех педагогов высокого уровня военно-профессиональной, педагогической и методической культуры.

Соответствие воспитательных воздействий индивидуальным и коллективным особенностям военнослужащих является одной из специфических педагогических закономерностей, а индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию - это не только принцип, но и важный критерий оценки эффективности процесса воспитания и степени его индивидуализации. Кроме того, целенаправленная и систематическая индивидуальная воспитательная работа выступает весьма существенной составляющей в перечне уставных обязанностей командиров и начальников всех степеней.

Успешная реализация этих требований во многом зависит от правильного понимания сущности, содержания индивидуальной воспитательной работы, глубокого знания и умелой реализации всего многообразия ее методов.

Индивидуальная воспитательная работа - это базирующееся на всестороннем изучении личности систематическое и целенаправленное воздействие командира (начальника) на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга.

Целью индивидуально-воспитательной работы является выявление: личного отношения военнослужащего к обязанностям военной службы, сослуживцам, воинскому коллективу; проблем личностного и бытового характера; информации о нарушении уставных правил взаимоотношений; полноты обеспечения положенными видами довольствия; особенностей межличностного, межнационального и межрелигиозного общения.

Талантливый педагог-новатор Евгений Николаевич Ильин в этой связи предложил простую и оригинальную «формулу» индивидуальной воспитательной работы, выделяющую три ее важнейшие грани:

ЧеловековЕдение («ведать», всесторонне изучать личность);

ЧеловековИдение (знать, «прощупывать» глазом воспи-туемого);

ЧеловековедЕние (владеть практическими навыками непростого искусства вести за собой к высотам идеалов воспитания).

При этом важно постоянно обеспечивать духовную основу индивидуальной воспитательной работы, выраженную в пяти «глаголах - педагогических заповедях»: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Исходя из требований министра обороны, начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ, уставных положений и опыта работы основные обязанности командира (начальника) по организации индивидуальной воспитательной работы можно сформулировать следующим образом:

Уяснить требования к каждому подчиненному в соответствии с его должностным предназначением;

Целенаправленно изучать индивидуальные особенности каждого подчиненного со дня его прибытия в подразделение;

Планировать индивидуальную воспитательную работу с каждым военнослужащим исходя из знания индивидуальных особенностей подчиненных, положения дел в подразделении и специфики решаемых задач;

Ставить конкретные задачи соответствующим командирам и начальникам по организации и непосредственному проведению индивидуальной воспитательной работы с подчиненными, рекомендовать им наиболее эффективные приемы и способы воспитательного воздействия на подчиненных, оказывать необходимую методическую помощь в вопросах совершенствования управленческой культуры;

Обучать отдельных командиров методике организации и проведения индивидуальной воспитательной работы;

Стимулировать инициативу, творчество и усердие командиров при проведении индивидуальной воспитательной работы, использовать для этого материальные и моральные поощрения;

Изучать и распространять наиболее интересный, заслуживающий внимания и одобрения опыт воспитательной деятельности;

Регулярно анализировать свою организаторскую деятельность, деятельность других воспитателей, принимать оперативные меры по устранению выявленных недостатков и просчетов в индивидуальной воспитательной работе.

В индивидуальной воспитательной работе следует также учитывать концептуальные основы этого важного и ответственного дела, утвержденные приказом министра обороны РФ № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» от 11 марта 2004 года.

Таким образом, подводя итог первому вопросу, важно напомнить требования одного из принципов воспитания - принципа индивидуального и дифференцированного подхода, который имеет важное методологическое значение для индивидуальной воспитательной работы.

Основными требованиями данного принципа являются:

Глубоко и всесторонне знать индивидуальные особенности каждого воина и с учетом их организовывать воспитательную работу;

Всесторонне знать групповые особенности воинов и учитывать их в воспитательной работе;

Определять воинам задания в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями, прогнозируя их отношения и поведение;

Наряду с другими формами и методами широко использовать индивидуальную воспитательную работу с каждым воином. Активно использовать воспитательные возможности коллектива;

Постоянно анализировать итоги воспитательной работы, своевременно вносить коррективы в методику воспитания с учетом меняющихся индивидуальных и групповых особенностей воинов и др.

Формы и методы индивидуального воспитания подчиненных

В решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя самые распространенные формы и методы воспитания подчиненных. Форма воспитания - это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.

Основными формами реализации задач индивидуального воспитания военнослужащих являются:

Психолого-педагогическое наблюдение;

Изучение документов, характеризующих военнослужащего;

Переписка с родственниками военнослужащего;

Индивидуальные воспитательные беседы;

Анализ итогов боевой, караульной и внутренней служб, боевой подготовки, показателей воинской дисциплины;

Беседы с сослуживцами и командирами (начальниками);

Поздравление с днем рождения;

Социально-психологические исследования и др.

Раскроем данные формы индивидуального воспитания.

Психолого-педагогическое наблюдение - это изучение индивидуальных психологических качеств военнослужащего, его реакции на влияние внешних и внутренних факторов в воинском коллективе, уровня взаимоотношений с другими военнослужащими, начальниками и подчиненными.

Изучение документов, характеризующих военнослужащего, - это ознакомление с документами, находящимися в личном деле военнослужащего, учетно-послужными формами, протоколами офицерского собрания, собрания воинского коллектива, на которых обсуждался военнослужащий.

Переписка с родственниками военнослужащего - это направление писем родственникам военнослужащего с информацией об условиях службы военнослужащего, анализ их ответов.

Индивидуальная воспитательная беседа - это разговор между должностным лицом органа военного управления (командиром) и военнослужащим по заранее оговоренной (запланированной) теме, предполагающий обмен мнениями между ними.

Индивидуальная воспитательная беседа имеет цель, вопросы для обсуждения. По итогам беседы делается вывод.

При проведении индивидуальной воспитательной беседы должностные лица должны уважать национальные, религиозные чувства военнослужащего, соблюдать чувство такта, не допускать грубости.

С согласия военнослужащего могут задаваться вопросы, касающиеся внутрисемейных отношений и отношения к религии.

Анализ итогов боевой, караульной и внутренней служб, боевой подготовки, показателей воинской дисциплины - это изучение результатов служебно-боевой деятельности военнослужащего, их влияния на внутреннее состояние личности, положение в воинском коллективе.

Беседы с сослуживцами и командирами (начальниками) - это изучение индивидуального мнения членов воинского коллектива о военнослужащем, складывающемся в ходе совместного выполнения служебно-боевых задач, решения бытовых проблем.

Поздравление с днем рождения - это мероприятие, в ходе которого в день рождения военнослужащего отмечаются его заслуги, происходит чествование в воинском коллективе. Поздравление военнослужащего производится на общем собрании, служебном совещании, перед строем.

Социально-психологические исследования - это изучение личности по результатам исследований, проводимых должностными лицами, составление психологического портрета военнослужащего.

Под методами воспитания военнослужащих принято понимать способы педагогического воздействия командиров (начальников) на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них необходимых качеств и привычек поведения.

Наиболее эффективными традиционными методами индивидуального воспитательного воздействия на военнослужащего и взаимодействия с ним являются следующие.

1. Убеждение. Предполагает воздействие на сознание военнослужащего с целью помочь осмыслить суть идей, норм и требований, сформировать у него готовность принять их, превратить в руководство к действию. Таким образом, в процессе убеждения мировоззренческие, нравственные, эстетические, правовые и другие идеи превращаются в личные принципы и позиции военнослужащего, в систему мотивов его поведения.

2. Поощрение. Применяется в случаях, когда необходимо отметить серьезные достижения и поступки военнослужащего. Данный метод представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования военнослужащих. Поощрение выполняет также оценочную и стимулирующую функции. В нем выражаются положительная оценка, общественное признание и одобрение успехов военнослужащего. На основе оценки начальника у подчиненного вырабатываются объективные представления о своих качествах, правильная самооценка. В практике воспитательной работы широко используются такие поощрительные меры воспитательного воздействия, как:

Публикация статей и заметок об успехах и положительных поступках военнослужащих в стенгазетах, боевых листках, листках-молниях, фотогазетах и многотиражной печати и отправка этих сообщений на родину отличившихся;

Сообщение о положительных поступках военнослужащего через радиоузел части;

Чествование отличившихся военнослужащих на собраниях и сообщение об этом их родителям;

Вручение на митингах и собраниях отдельным военнослужащим переходящих призов и вымпелов;

Организация выступлений лучших военнослужащих перед сослуживцами по обмену опытом учебы и службы.

3. Одобрение, похвала.

Одобрение выражается короткой репликой, подтверждающей, что подчиненный действует правильно, его поступок положителен («Молодец», «Правильно», «Верно», «Так держать» и т.п.). Похвала - более развернутая оценка с анализом действий, поступков военнослужащего («... рядовой Андреев проявил старание, стал относиться к выполнению своих служебных обязанностей значительно лучше прежнего»). Она показывает положительное отношение, расположение к подчиненному, что подчеркивают приветливая улыбка, дружеский жест и др.

4. Доверие. Его сущность заключается в поручении подчиненному определенного ответственного дела. Доверие радует и воодушевляет военнослужащего, развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность и активность.

При реализации приема важно правильно выбрать поручение. Оно должно быть для подчиненного интересным, соответствовать его способностям. Процесс исполнения должен быть увлекательным, посильным, но не легким, иначе задача не вызывает необходимого волевого усилия. Непосильная же задача приведет к охлаждению и утрате интереса к ней. Иногда лучше поставить задачу, которая выполняется в сравнительно короткий срок, чтобы подчиненный сразу увидел результаты своего труда.

Деятельность в условиях доверия характеризуется большим накалом чувств военнослужащего, психологическим состоянием, благоприятствующим формированию положительных черт характера, мотивов и линии поведения, подлежащих закреплению или корректировке. Многократные правильные поступки служат упражнением для формирования высоконравственных качеств. Военнослужащий не должен подозревать, что предлагаемое ему дело носит специальный воспитательный характер.

5. Воспитание на примерах. Смысл метода состоит в том, чтобы помочь военнослужащему найти пример для подражания, создать эмоциональную увлеченность им, пробудить стремление подняться до его уровня в поведении, в своих действиях.

Нередко подчиненные осознанно и неосознанно копируют своего командира, особенно в трудных жизненных ситуациях. Это повышает моральную ответственность и требовательность командира подразделения к своим действиям и поведению.

6. Воспитательная беседа. Применяется в целях оказания влияния на взгляды и убеждения военнослужащего. Условно беседу можно разделить на три основных этапа.

1-й этап - вступление. Главная задача - снять напряжение и настороженность (психологи считают, что при обращении к человеку по важным вопросам тот воздвигает перед собой защитный психологический барьер). Для снижения психологического барьера можно применить несколько способов: назвать военнослужащего по имени и отчеству; сказать несколько теплых слов в адрес подчиненного; добиться от оппонента до начала изложения им сути дела слова «да»; спросить о делах, проблемах оппонента, о здоровье и успехах членов его семьи (если знаете их или знакомы с ними); выразить признательность собеседнику за то, что он согласился откровенно обсудить возникшую проблему; признать, что раньше также ошибались или что допустили ошибку во взаимоотношениях с ним.

2-й этап - основной. Он представляет собой активный диалог, в процессе которого командир стремится достичь поставленной воспитательной цели убедить или переубедить подчиненного, чтобы повлиять на его поведение или действия. В диалоге оппоненты оказывают друг на друга вербальное (словесное) и невербальное (жесты, мимика, позы) воздействие. Умелое применение командиром приемов вербального и невербального воздействия на подчиненного повышает вероятность достижения целей диалога.

3-й этап - заключительный. Главная цель этого этапа - создание хорошего впечатления от проведенной беседы, которое необходимо, чтобы военнослужащий после беседы испытал положительные эмоции. Во всех случаях беседа должна быть откровенной и принципиальной.

7. Индивидуальные задания и поручения. Они подбираются с учетом особенностей личности каждого военнослужащего в целях формирования у него определенных черт характера, воли, высоких морально-психологических и боевых качеств, организованности и дисциплинированности. Индивидуальные задания, даваемые в воспитательных целях, могут иметь форму приказов и распоряжений командира или носить характер общественных поручений.

8. Индивидуальная помощь. Она может выступать в виде советов, разъяснений, убеждений по отдельным служебным и личным вопросам. Помощь может быть оказана в виде моральной поддержки во время психологических трудностей общения в воинском коллективе и других ситуациях.

9. Метод принуждения. Суть его заключается в негативной оценке, осуждении, при необходимости и пресечении действий подчиненного, нарушающего уставные требования, нравственные нормы поведения. Данный метод нельзя исключать из практики индивидуальной воспитательной работы. Важно помнить, что приемы и средства принуждения не только должны соответствовать степени серьезности проступка, но и учитывать познанные индивидуально-психологические особенности личности конкретного военнослужащего.

10. Критика проступков, негативных качеств военнослужащего должна носить доброжелательный характер. Но и при таком подходе критика воспринимается безболезненно, как объективная и справедливая лишь при условии, если перед ней командир отметит положительные качества, успехи и достижения подчиненного. При таком подходе военнослужащий видит, что его труд и его самого как личность командир оценивает в целом положительно, а отмеченные недостатки легко устранимы.

11. Осуждение. Оно должно быть справедливым, тогда оно воспринимается подчиненным как должное. Оно может быть различной силы, в зависимости от мотивации поступка и индивидуальных особенностей провинившегося. Если подчиненный легко раним, то осуждение выражается в более деликатной форме, а если груб, беспечен, самоуверен, осуждение может быть более строгим.

12. Запрещение. Военнослужащего лишают какого-то удовольствия: возможности участвовать в интересном для него мероприятии, экскурсии и т.п. Такое наказание не стоит применять к недисциплинированному военнослужащему в тех случаях, когда любимое дело и интересное мероприятие являются опорой в его воспитании.

В заключение необходимо отметить, что ни одна форма и ни один из вышерассмотренных методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач в процессе воспитания.

Решение всей совокупности воспитательных задач достигается творческим применением всего арсенала средств и приемов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуются во всем многообразии применяемых форм воспитания.

При подготовке к занятию необходимо тщательно изучить рекомендуемую литературу, подготовить к показу дополнительные кино- и видеоматериалы по данной тематике.

Во вступительном слове необходимо отметить, что воспитание военнослужащих является долговременным и целенаправленным процессом воздействия командиров (начальников) всех степеней на сознание подчиненного с целью получения определенного результата.

При раскрытии первого вопроса необходимо особо подчеркнуть принцип индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию военнослужащих. Изложение основного материала следует завершить конспектированием основных положений.

Рассмотрение второго вопроса пройдет интереснее, если в ходе лекции будут использоваться наглядные пособия (слайды, кино- и видео фрагменты), в которых будут представлены формы и методы индивидуального воспитания военнослужащих.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

1. Военная педагогика: Учебное пособие // Под общей редакцией А. Башлакова. - М., 2008. - 504 с.

2. Военная педагогика: Учебное пособие // Под общей редакцией И. Алехина. - М.: ВУ, 2007. - 414 с.

3. Марченков В., Герасимов В., Алехин И. Педагогика: Учебник. - М.: ВУ, 2002.

4. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие // Под общей редакцией И. Алехина. - М.: ВУ, 2003. - 377 с.

5. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 г.

Подполковник
Алексей Вельский

В случае несогласия увольняемого военнослужащего с решением командира по исчислению выслуги лет, такой военнослужащий вправе обжаловать это решение установленным порядком. Определенную помощь в урегулировании спорной ситуации и сокращении возможной в связи с этим задержки увольнения может оказать подразделение юридической службы путем консультирования, дачи справок по действующим нормативным правовым актам, подготовки правового заключения по спорному вопросу. Во-вторых, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы с этим военнослужащим, как правило, командиром воинской части проводится индивидуальная беседа.

Беседы

При этом выявляются отношение к военной службе, сформированность нравственных, индивидуально-психологических и других качеств военнослужащего, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы. Предметом наблюдения могут выступать межличностные контакты членов коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия.
Кроме того, наблюдение помогает решить и ряд вопросов индивидуальных особенностей военнослужащих (направленность личности, организаторских, коммуникативных, лидерских, эмоциональных, волевых и других качеств). Для повышения эффективности наблюдения рекомендуется создавать ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить.

Ivan_59

До начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов, изучить всю имеющуюся информацию. Другое требование беседы — ее непринужденность. Необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось.


Инфо

Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию единого целостного рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы. Беседа не должна вылиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора — они лишь основные ориентиры его общей направленности.


Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана.

5.3. индивидуальная беседа.

Активно использовать воспитательные возможности коллектива; — постоянно анализировать итоги воспитательной работы, своевременно вносить коррективы в методику воспитания с учетом меняющихся индивидуальных и групповых особенностей воинов и др. Формы и методы индивидуального воспитания подчиненных В решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя самые распространенные формы и методы воспитания подчиненных.
Форма воспитания — это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.

Лист беседы с военнослужащим

Внимание

Если в ходе беседы военнослужащий неуверенно предлагал варианты разрешения кризисной ситуации, пессимистически оценивал будущее, активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо безотлагательно направить в ближайшее лечебное учреждение. Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы, с учетом личностных особенностей военнослужащего и сложившейся ситуации.


Поэтому всякие детализированные рекомендации на этот счет весьма затруднительны, но основные состоят в следующем:1. Отнеситесь ко всем высказываниям вашего подчиненного серьезно, продумайте план оказания ему реальной помощи.
Если есть сомнения, обратитесь к специалистам 2. Необходимо поставить в известность командира о проведенной бе¬седе и полученной информации с условием сохранения ее в тайне, сделав упор на причины и условия, поставившие военнослужащего на грань срыва.3.

Планирование изучаемых тем

При умелом проведении индивидуальной беседы офицер может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах. Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе которого впоследствии целесообразно строить индивидуальную работу с военнослужащим.

Индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения. Одно из первых условий эффективности беседы составляет тщательная подготовка к ее проведению.

Этапы беседы с военнослужащими, характеризующимися повышеным суицидальным риском

Военная педагогика: Учебное пособие // Под общей редакцией А. Башлакова. — М., 2008. — 504 с. 2. Военная педагогика: Учебное пособие // Под общей редакцией И.

Алехина. — М.: ВУ, 2007. — 414 с. 3. Марченков В., Герасимов В., Алехин И. Педагогика: Учебник. — М.: ВУ, 2002. 4. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие // Под общей редакцией И.

Алехина. — М.: ВУ, 2003. — 377 с. 5. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 г. 6.

В своей практической работе психологи всех степеней (при наличии соответствующей подготовки) могут применять различные методы и методики психологической профилактики суицидов.Индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом, как метод, имеет свою специфику. Основная задача такой профилактической беседы – оказание помощи военнослужащему в разрешении сложных жизненных ситуаций.

Важнейшим условием такой беседы является ее анонимность. Профилактическая беседа с суицидентом, как правило, должна включать в себя четыре этапа Начальный этап – установление эмоционального контакта с военнослужащим.

На этом этапе, установив доверительные взаимоотношения, поста¬раться понять его эмоциональное состояние посредством сопереживания, проникновения в его внутренний мир. Здесь важно терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны, выслушать суицидента, т.е. дать ему выговориться.

Темы бесед проводимые с военнослужащими по призыву

Этот метод является средством объективного исследования в коллективе. Он основан на знании военнослужащими друг друга по их разнообразной совместной деятельности и хорошо дополняет другие методы изучения воинского коллектива.

Сущность метода независимых характеристик состоит в оценке по единой шкале несколькими опрашиваемыми независимо друг от друга личностных качеств и показателей служебной деятельности всех военнослужащих подразделения и в последующем обобщении их индивидуальных оценок. В полученных коллективных оценках взаимопогашаются возможные субъективные отклонения, что обеспечивает объективность результатов исследования.
При проведении индивидуальной воспитательной беседы должностные лица должны уважать национальные, религиозные чувства военнослужащего, соблюдать чувство такта, не допускать грубости. С согласия военнослужащего могут задаваться вопросы, касающиеся внутрисемейных отношений и отношения к религии.


Анализ итогов боевой, караульной и внутренней служб, боевой подготовки, показателей воинской дисциплины — это изучение результатов служебно-боевой деятельности военнослужащего, их влияния на внутреннее состояние личности, положение в воинском коллективе. Беседы с сослуживцами и командирами (начальниками) — это изучение индивидуального мнения членов воинского коллектива о военнослужащем, складывающемся в ходе совместного выполнения служебно-боевых задач, решения бытовых проблем.

На основе оценки начальника у подчиненного вырабатываются объективные представления о своих качествах, правильная самооценка. В практике воспитательной работы широко используются такие поощрительные меры воспитательного воздействия, как: — публикация статей и заметок об успехах и положительных поступках военнослужащих в стенгазетах, боевых листках, листках-молниях, фотогазетах и многотиражной печати и отправка этих сообщений на родину отличившихся; — сообщение о положительных поступках военнослужащего через радиоузел части; — чествование отличившихся военнослужащих на собраниях и сообщение об этом их родителям; — вручение на митингах и собраниях отдельным военнослужащим переходящих призов и вымпелов; — организация выступлений лучших военнослужащих перед сослуживцами по обмену опытом учебы и службы. 3. Одобрение, похвала.
Такое наказание не стоит применять к недисциплинированному военнослужащему в тех случаях, когда любимое дело и интересное мероприятие являются опорой в его воспитании. В заключение необходимо отметить, что ни одна форма и ни один из вышерассмотренных методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач в процессе воспитания. Решение всей совокупности воспитательных задач достигается творческим применением всего арсенала средств и приемов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуются во всем многообразии применяемых форм воспитания. Методические рекомендации При подготовке к занятию необходимо тщательно изучить рекомендуемую литературу, подготовить к показу дополнительные кино- и видеоматериалы по данной тематике.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Кафедра «Общевоенным дисциплинам»

На тему: Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими. Формы и методы индивидуально-воспитательной работ

Выполнил: Артыков И.И

Проверил: Иханбаев Б.М

Алматы, 2017

Введение

2. Формы и методы индивидуально-воспитательной работы.

Заключение

Введение

В системе воспитательной, идеологической и психологической работы наряду с массовыми способами, формами и методами воздействия на сознание, психику и поведение военнослужащих неоценимо важное место занимает ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Актуальность и значимость данного направления воспитательной работы особо возрастает в системе комплексного воспитания личного состава войск (сил), решения учебно-боевых, организационно-мобилизационных и служебных задач на современном этапе развития армии, утверждения принципа «нулевой терпимости» к правонарушениям в самосознании должностных лиц ВС РК.

Индивидуально-воспитательная работа позволяет дифференцированно, с учетом конкретных условий обстановки, исходя из складывающейся ситуации:

· развивать у военнослужащих чувство патриотизма, воинского долга, повышенной ответственности и дисциплинированности;

· доходчиво разъяснять и доводить до сознания всего личного состава необходимость и важность боевых, учебно-боевых, служебных и иных задач повседневной деятельности войск;

· своевременно вырабатывать эффективные (рациональные) пути и способы выполнения задач, стоящих перед органами военного управления ВС РК.

Надо отметить, что результативность любого учебно-воспитательного процесса во многом зависит от полноты и качества индивидуальной работы, ее внутреннего содержания и идеологического наполнения, своевременного и комплексного применения должностными лицами различных форм и методов педагогического воспитательного воздействия на личность, воинский коллектив в целом.

Анализ текущего состояния индивидуально-воспитательной работы, практика действующей системы информационно-воспитательных, профилактических и правовых мероприятий, проводимых должностными лицами на местах, высветили причины и факторы, наиболее характерные для многих воинских частей и учреждений. Среди них следует выделить:

ь низкий уровень педагогической культуры и обученности должностных лиц офицерского и сержантского составов практике умелого применения форм и методов индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;

ь наличие факторов бессистемности, неконкретности при постановке задач, недостаточного внутреннего наполнения (содержания) проводимой в войсках индивидуально-воспитательной работы, процесса воспитания в целом;

ь отсутствие непрерывно налаженного и углубленного процесса изучения и анализа индивидуальных (личностных) качеств и особенностей военнослужащих;

ь нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих военнослужащих;

ь воспитательное воздействие на военнослужащего часто нацеливается только после совершения им проступка;

ь проявление элементов бездушия, формализма и косности со стороны отдельных руководителей органов военного управления при работе с подчиненными, не принятие действенных мер по защите их законных прав, вследствие чего происходит утрата их авторитета и уважения в коллективах;

ь сведение изучения личности воспитуемого (обучающегося) к знанию лишь его биографических данных. Подобная односторонность и субъективный подход к индивидуально-воспитательной работе существенно снижают ее эффективность.

В свое время легендарный казахский полководец Бауржан Момышулы по этому поводу в своей книге «Психология войны» писал: «Упрека заслуживает не тот, кто в искреннем стремлении к достижению цели потерпел поражение (по причине незнания, неопытности), а тот, кто, боясь ответственности, отсиживается, занимая выжидательную позицию».

1. Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими.

Действенность воспитательной работы в подразделении во многом зависит от глубокого знания людей. Поэтому одним из основных направлений в деятельности офицеров подразделения является всестороннее изучение морально-психологических, деловых и других качеств подчиненных, их запросов, настроений, нужд, особенностей характера и поведения, в соответствии с которыми и строится воспитательная работа.

Индивидуальная воспитательная работа - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.

Индивидуальный подход в воспитательной работе дает возможность:

Охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого военнослужащего;

Всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого военнослужащего и педагогически целесообразно использовать эти знания в воспитательном процессе;

Педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с военнослужащими с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);

Умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания военнослужащих;

Своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель - военнослужащий, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Цель индивидуально-воспитательной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитателя в процессе формирования всесторонне развитой и качественно подготовленной личности военнослужащего, способного эффективно решать учебно-боевые задачи.

Жизнь показывает, что индивидуальная работа позволяет повысить эффективность воспитания, если офицеры руководствуются принципами и владеют ее методами.

Организация индивидуальной воспитательной работы в подразделении включает в себя комплекс мероприятий:

Определение целей и задач этой работы;

Охват постоянным влиянием всех военнослужащих;

Четкое определение, кто и с кем индивидуально работает;

Продуманное планирование индивидуальной работы;

Изучение ее состояния в коллективах;

Глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами;

Обучение офицеров и сержантов практике использования методов, форм и средств индивидуального подхода;

Установление медицинского контроля за состоянием здоровья военнослужащих.

В системном виде организация и проведение индивидуальной воспитательной работы в подразделении включают в себя 4 основных этапа:

1. Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащих, их сильных и слабых сторон.

2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия.

3. Практическое осуществление спланированного воздействия в интересах формирования высоких морально-психологических качеств военнослужащего.

4. Систематический анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, корректировки его методов и приемов, если работа недостаточно эффективна.

Особенности индивидуально-воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.

а) С офицерами.

Без создания атмосферы доверия и искреннего уважения, без знания запросов и интересов каждого офицера, материально-бытового положения его семьи вряд ли можно поддерживать в офицерской среде заинтересованное отношение к своей карьере.

Проявление демократичности в общении с подчиненными офицерами позволит командиру создать в коллективе обстановку взаимозаинтересованности в решении многих социально-бытовых проблем. Опора в решении этих вопросов на Офицерское собрание, женсовет части (корабля) во многом способствует повышению служебной активности подчиненных.

Обращение офицеров между собой по имени и отчеству всегда являлось доброй традицией Русской армии, так как помогало установить отношения, характеризующие отношения соратников. Совместное проведение досуга семьями, посещение кино, концертов, театров, музеев, выставок и других культурных учреждений, занятия спортом, приглашение в гости друг к другу расширяют возможности командира в деле повышения эффективности воздействия на офицера.

б) С сержантами (старшинами).

Главная трудность в деятельности старшин состоит в том, что им приходится обучать и воспитывать своих сверстников.

При проведении индивидуальной воспитательной работы с данной категорией военнослужащих офицеру необходимо выявить, насколько сержант (старшина) испытывает потребность в осуществлении своих командных функций в подразделении, насколько он авторитетен для своих подчиненных. Без налаживания уставных, но особо доверительных и доброжелательных отношений с младшими командирами будет очень проблематично преодолеть объективные трудности в деятельности сержантов (старшин).

Индивидуальную воспитательную работу с сержантами (старшинами) желательно устремлять на:

Обеспечение личного примера младшего командира в службе (в овладении специальностью, в выполнении нормативов, порядка и правил воинской дисциплины, распорядка дня, формы одежды);

Повышение ответственности младших командиров за выполнение ими своих служебных обязанностей, используя в их воспитании методический прием «оказание личного доверия»;

Использование моральных и материальных стимулов для поощрения лучших младших командиров и широкое использование гласности в пропаганде их передового опыта.

в) С неформальными лидерами.

Неформальным лидером в воинском коллективе принято считать военнослужащего, не занимающего служебные и общественные должности в подразделении, но пользующегося среди сослуживцев авторитетом.

Основная особенность индивидуальной воспитательной работы с ними состоит в том, что офицер не должен оставлять без педагогического воздействия устремления неформала, особенно если они направлены против линии командования на поддержание уставного порядка и правил воинской службы. В индивидуальной работе с ним лучше всего опираться на младших командиров, общественных активистов и тех военнослужащих, которые пользуются доверием у неформалов.

В индивидуальной работе с неформальными лидерами важно:

1. Направить качества неформального лидера на глубокое освоение своей специальности и овладение смежными, поддержку младших командиров в сплочении воинского коллектива, оказание помощи молодым воинам и шефство над ними, достижение спортивных результатов и т.п.

2. Стремиться убедить неформального лидера антиколлективной направленности в ошибочности его представлений, действий, выводов. Для чего, с одной стороны, желательно добиться утверждения в его сознании значимости для каждого гражданина идеи защиты своего Отечества, патриотизма, верности воинским традициям, а с другой - приобщить к практическим мероприятиям по укреплению боевой готовности, возлагая на него дополнительные обязанности по повышению качества выполнения учебнобоевых задач подразделением.

3. Если не удается изменить негативную направленность деятельности неформального лидера, то желательно добиться решительного развенчания его авторитета в глазах сослуживцев, чтобы упорядочить взаимоотношения в коллективе на основе уставных, профессиональных и особенно патриотических ценностей воинской службы.

4. Если исчерпаны все формы и средства индивидуального и коллективного воздействия, то необходимо обеспечить изоляцию неформального лидера от остального личного состава и создать в воинском коллективе атмосферу осуждения его действий и поступков сослуживцами.

г) С военнослужащими «группы Риска».

К этой группе относятся военнослужащие, имеющие нервно-психическую неустойчивость. Она проявляется в виде психопатологических расстройств, токсикомании и некоторых психических заболеваний.

Уровне поведения и деятельности это выражается в виде познавательной, эмоциональной и волевой ограниченности, своеобразия отношений к сослуживцам и в направленности личности.

В выявлении таких лиц квалифицированную помощь оказывают медики. Офицерам важно знать признаки нервно-психической неустойчивости. Их можно систематизировать. Заметив характерные признаки, необходимо принять комплекс мер, направленных на восстановление нормального состояния, и лишь после этого выбрать сугубо индивидуальные приемы.

Анализ достигнутых результатов индивидуальной воспитательной работы должен осуществляться командиром подразделения ежедневно. Для этого необходимо обладать постоянной, своевременной, правдивой и объективной информацией о положении дел в подразделении и поведении личного состава.

В этих целях надо использовать доклады подчиненных командиров, дежурных и дневальных, информацию командиров соседних подразделений, анализ выступлений воинов на собраниях личного состава, результатов индивидуальных и групповых бесед, проводимых вечеров вопросов и ответов, учет поведения военнослужащих на занятиях, в столовой, на построении, в курилке и др. Важно не только своевременно получать информацию, но и анализировать ее и принимать необходимые меры для организации эффективной воспитательной работы с конкретными людьми.

Для учета и анализа действенности индивидуальной работы, выработки воспитательных воздействий на военнослужащих каждый офицер ведет рабочую тетрадь (педагогический дневник).

В ней фиксируются:

1. Индивидуально-психологические особенности военнослужащего и динамика их развития за каждый период обучения.

2. Конкретные факты индивидуальной работы (дата, время и краткое содержание индивидуальной беседы, выводы наблюдений по результатам беседы).

3. Характерные особенности, выявленные в ходе наблюдений, бесед с командиром отделения, старшиной команды, командиром группы, информации от старших командиров, начальников.

4. Выводы из результатов непосредственного и опосредованного изучения военнослужащего.

5. Успеваемость военнослужащего по результатам боевой и общественно-государственной подготовки.

6. Положительные и негативные поступки военнослужащего и мотивы их проявления.

7. Характерные суждения.

8. Выводы по результатам воспитательного воздействия.

9. Определение направлений, форм, методов, средств, приемов дальнейшего индивидуального воспитательного воздействия на военнослужащего.

10. Обучение должностных лиц практике воспитательной работы.

11. Работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины и правопорядка.

12. Работа с военнослужащими, состоящими в группе динамического наблюдения.

13. Работа с семьями офицеров, старшин и матросов по контракту, родителями военнослужащих по призыву.

14. Социально-биографические данные на весь личный состав.

Планирование индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими осуществляется всеми командирами, начальниками в планах личной работы на день, неделю, месяц.

Практика показывает, что характерными недостатками при организации и проведении индивидуально-воспитательной работы являются:

Отсутствие в работе учета особенностей военнослужащих, требующих индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;

Нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих военнослужащих;

Воспитательное воздействие на военнослужащего часто нацеливается только после совершения им проступка;

Сведение изучения личности обучающегося к знанию лишь биографических данных.

Подобная односторонность и субъективный подход индивидуальной воспитательной работе существенно снижают ее эффективность.

воспитание личный состав военнослужащий

2. Формы и методы индивидуально-воспитательной работы

Качество проводимой индивидуально-воспитательной работы в значительной мере определяется глубокими знаниями командиров подразделений основных форм и методов изучения личности военнослужащих, индивидуально-воспитательного воздействия на подчиненных, умениями применять эти знания в практической деятельности.

В целях всестороннего изучения личности военнослужащего рекомендуется использовать следующие основные формы работы: анализ документов, индивидуальная беседа, индивидуальное наблюдение, педагогический эксперимент и обобщение экспертных оценок.

Анализ документов.

Эта форма позволяет приступить к изучению личности военнослужащего даже до его непосредственного прибытия в часть. Различные категории военнослужащих имеют разный набор документов, который сопровождает их на всем протяжении службы.

Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа относится к универсальной и достаточно эффективной форме изучения личности военнослужащего.

Предлагается следующая методика индивидуальной беседы.

1. Определить конкретную цель проведения индивидуальной беседы, очертить ее общие рамки. Быть готовым к тому, что действительные результаты беседы могут не в полной мере совпадать с желаемым.

2. Предварительно обобщить всю имеющуюся информацию о собеседнике.

3. Подобрать время и место для беседы.

4. Составить перечень интересующих вас вопросов, продумать последовательность их задавания.

При официальной беседе можно не скрывать подготовленные материалы, заранее сообщить о поставленных целях разговора. При неформальной беседе вопросы желательно держать в голове, не раскрывать целевых установок, не вести никаких записей.

5. Создать перед началом беседы атмосферу доверия и поддерживать ее до конца встречи.

6. Поддерживать беседу в заданном русле. Во время беседы необходимо проявлять выдержку и твердость, не допускать грубости и эмоциональных срывов.

7. Прекратить беседу после достижения поставленных целей. Прекращение разговора лучше начинать с благодарности за беседу, приглашения к продолжению диалога по прошествии определенного времени.

8. Проанализировать беседу и зафиксировать полученную информацию.

Анализ заключается в определении степени достижения поставленных целей, полноты полученной информации, ее видимой достоверности. Необходимо оценить свое поведение в ходе беседы и вашего собеседника, сделать выводы для последующего общения с ним. Индивидуальное наблюдение.

Чтобы выработать правильное представление о военнослужащем, необходимо наблюдать за его поведением в различных ситуациях.

Можно предложить следующую методику проведения индивидуального наблюдения.

1. Определение целей и задач наблюдения.

2. Собственно наблюдение. Поведение наблюдающего не должно быть нарочитым, походить на слежку.

3. Анализ результатов наблюдения, фиксирование полученных данных.

Проводя индивидуальное наблюдение, необходимо быть как можно более естественным в своем поведении, не стараться во чтобы то ни стало добиться всех поставленных целей. Лучше повторить наблюдение несколько раз, чем позволить возникновение между вами и подчиненными атмосферы настороженности и недоверия.

Обобщение экспертных оценок.

Суть этой формы индивидуального изучения личности воина заключается в обобщении возможно большего числа сведений, поступивших от различных источников. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент может быть двух видов: естественный и лабораторный.

Лабораторный эксперимент проводится по особой методике хорошо подготовленными специалистами в области психологии, педагогики и социологии. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях подразделения путем помещения военнослужащего в различные ситуации с последующим изучением наблюдаемых реакций.

Сравнение результатов изучения в начале и в конце эксперимента позволит командиру сделать конкретные выводы, получить ответ на интересующие его вопросы.

Изучив в достаточной степени личность военнослужащего, командир определяет форму индивидуально-педагогического воздействия. Целью такого воздействия может быть:

Формирование у подчиненного необходимых качеств;

Попытка избавить его от каких-либо негативных черт.

К формам индивидуально-педагогического воздействия относятся: индивидуальная беседа, индивидуальное задание, индивидуальная помощь, воздействие через третье лицо.

Индивидуальная беседа.

Согласие или несогласие военнослужащего с лицом, проводящим беседу по обсуждаемой проблеме, не означает достижения результатов или провал беседы; легкое согласие подчиненного со словами командира может быть ложным, желанием угодить, чтобы побыстрее избавиться от разговора. Несогласие, даже выраженное в категоричной форме, не всегда отражает истинную позицию подчиненного, а может свидетельствовать о его стремлении поддержать имидж самостоятельного в суждении человека.

Индивидуальное задание.

Смысл индивидуального задание заключается в создании для военнослужащего такой ситуации, когда он может раскрыть свои положительные качества или убедиться в необходимости избавиться от недостатков. Индивидуальное задание может быть выражено в виде приказания, поручения, просьбы и т.д.

Типичные ситуации для реализации индивидуального задания:

1. Назначение военнослужащего старшим при проведении занятий или работ, если его старшинство не определено уставом.

3. Подготовка военнослужащим выступления на собрании, подведении итогов и др.

4. Индивидуальное проведение военнослужащим ремонтных работ на технике и т.д.

5. Оказание помощи товарищам в изучении техники.

6. Участие в обустройстве подразделения, оформительских работах.

Условия эффективности данной формы индивидуально-психологического воздействия:

1. Соответствие характера задания целям воспитания с учетом индивидуальных качеств военнослужащего.

2. Задание должно быть посильным и выполняться при достаточном материальном обеспечении.

3. Обязательный контроль за ходом реализации задания, помощь воину в его выполнении.

4. Объективная оценка выполнения задания, поощрения за успехи, разбор недостатков.

Индивидуальная помощь.

При оказании индивидуальной помощи подчиненному командир должен придерживаться определенных правил:

1. Установить причину необходимости оказания индивидуальной помощи: отставание или стремление к опережению: неопытность, незнание или лень; недобросовестность; сформировавшиеся черты характера или случайное влияние.

2. Выяснить отношение военнослужащего к оказанию ему помощи. Есть ли у него желание избавиться от недостатков или достичь положительных целей.

3. Воспринимает ли он помощь как Должное или считает это ущемлением своего личного достоинства.

4. Помощь не должна быть навязчивой, в грубой форме, с унижающими человека условиями. Нельзя оказывать помощь подчиненному только в целях поднятия своего престижа.

5. Помощь должна быть доброжелательной, тактичной, с опорой на положительные качества военнослужащего, понятной и бескорыстной.

Воздействие через третье лицо.

Это специфическая форма опосредованного индивидуального воздействия на военнослужащего. В качестве третьего лица могут выступать: родители, товарищи, руководители учреждений и предприятий, где учился или работал военнослужащий до службы.

Применение этой формы имеет свои особенности:

Обращение к родным и близким военнослужащего необходимо с учетом его семейных и других отношений;

Недопустимо жаловаться на подчиненного, показывать воспитательную несостоятельность командиров и начальников, превращать форму воспитания в форму наказания.

Таким образом, руководить воинским коллективом подразделения - это значит не только командовать подчиненными, приказывать им, но и осуществлять систематическое индивидуальное, воинское и нравственное воспитание личного состава. А для этого надо всесторонне изучать и знать личные качества, интересы, нужды каждого, доверять людям, уважать их достоинство.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что индивидуально-воспитательная работа была и остается неотъемлемой составной частью деятельности всех должностных лиц органов военного управления по формированию у личного состава высоких патриотических, морально-боевых и психологических качеств, требующей настойчивости, терпения, навыков, знания психологии и менталитета нынешнего поколения военнослужащих.

Надо всегда помнить о том, что в индивидуальной работе лучшее средство воздействия на личность - это чуткость, внимание, заинтересованность, желание быть рядом, умение жить заботами и нуждами подчиненных, понимание сути проблем и путей их решения. Нужна обыкновенная человеческая доброта и взаимоуважение. Конечно, успех в индивидуально-воспитательной работе не достигается одной беседой, пусть даже самой задушевной. За беседой непременно должна следовать целеустремленная системная воспитательная работа, в которой должны участвовать не только командиры и начальники, но и все офицеры, сержанты, актив, общественные институты, а нередко и весь воинский коллектив.

Довольно выразительно и емко по этому поводу высказался Бауржан Момышулы, обращаясь со словами назидания к нашим командирам: «Командир должен быть сердцеведом и психологом. Он должен знать, что самый укрепленный рубеж немногого стоит, если не укреплены души бойцов». В этой короткой фразе в принципе и заложена суть индивидуально-воспитательной работы.

Тем не менее, в условиях совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере военного и оборонного строительства, государственного развития в целом, будут определенно возникать обстоятельства, требующие изменения применяемых способов, форм и методов воспитательной работы.

В этой связи в ходе реализации в войсках организационно-методических указаний и рекомендаций необходимо на постоянной основе оценивать степень актуальности, эффективности приемлемости тех или иных форм и методов воспитательного воздействия.

При наличии рациональных предложений по совершенствованию данного направления воспитательной деятельности следует инициативно вносить объективно обоснованные и мотивированные предложения в адрес вышестоящих органов военного управления.

По всем возникающим вопросам по разъяснению порядка и особенностей применения системы индивидуально-воспитательной работы с личным составом обращаться установленным порядком в адрес Департамента воспитательной и идеологической работы ГШ ВС РК.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность наркомании и тенденции её развития в Вооружённых силах РФ. Предотвращение проникновения и распространения наркотических средств в подразделении, методика выявления лиц, склонных к наркомании. Формы и методы воспитательной работы в подразделении.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2012

    Сущность и значение информационно-воспитательной работы, виды, формы, методы, силы и средства. Практическое применение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости (в сухопутных войсках).

    курсовая работа , добавлен 16.01.2004

    Понятие индивидуальной образовательной работы с персоналом. Основные методы воспитательной работы с сотрудниками государственной противопожарной службы. Планирование индивидуальной воспитательной работы. Цели, организация и обязанности наставничества.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2011

    Назначение, основные задачи и структура информационно-воспитательной работы. Методы воздействия в практике информационно-воспитательной работы. Информационные процессы лежат в основе важнейших функций психики воинов: мышления, памяти, эмоций и чувств.

    реферат , добавлен 16.01.2004

    Теоретические основы воспитания военнослужащих-женщин. Оптимизация форм и методов профессионального воспитания военнослужащих-женщин в интересах военной службы. Стратегическая цель, целевые векторы и задачи процесса воспитания военнослужащих-женщин.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Информационно-воспитательная работа. Воинская дисциплина и пути ее укрепления. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.

    реферат , добавлен 03.09.2007

    Преобразования в Вооруженных Силах Российской Федерации. Информационно-пропагандисткая работа. Формирование у личного состава осознанной готовности к защите Отечества. Системы обучения и подготовки руководителей информационно-пропагандисткой работы.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2011

    Основные компоненты содержания воинского воспитания. Требования к вооруженному защитнику Родины. Формирование у личного состава непоколебимой верности Военной Присяге и воинским уставам. Работа по воинскому воспитанию личного состава Вооруженных Сил.

    доклад , добавлен 07.06.2011

    Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий

Приложение

Методика проведения индивидуальной беседы

с военнослужащим рядового состава (вариант)

Самым распространенным и наиболее доступным методом индивидуально-воспитательной работы является беседа – один из простых и одновременно комплексных способов воспитательного воздействия на военнослужащего.

Беседа позволяет командиру (начальнику), должностному лицу как субъекту воспитания без трудоемкой и длительной по времени подготовки решать ту или иную воспитательную задачу.

В индивидуальной беседе с подчиненным командир вооружает воспитуемого военнослужащего необходимыми способами поведения и деятельности для данных условий жизни в подразделении, успешного выполнения учебно-боевых задач, методами влияния на сослуживцев, приемами саморегуляции и т. д.

Методические советы для проведения индивидуальной беседы:

Определить конкретную цель проведения индивидуальной беседы, очертить ее общие рамки. Быть готовым к тому, что действительные результаты беседы могут не в полной мере совпадать с желаемым. Предварительно обобщить всю имеющуюся информацию о собеседнике. Подобрать время и место для беседы. Составить перечень интересующих вас вопросов, тщательно продумать последовательность их задавания. При официальной беседе можно не скрывать подготовленные материалы, заранее сообщить о поставленных целях разговора.

При неформальной беседе вопросы желательно держать в голове, не раскрывать целевых установок, не вести никаких записей.

Создать перед началом беседы атмосферу доверия и поддерживать ее до конца встречи. Поддерживать беседу в заданном русле. Во время беседы необходимо проявлять выдержку и твердость, не допускать грубости и эмоциональных срывов. Прекратить беседу после достижения поставленных целей. Прекращение разговора лучше начинать с благодарности за беседу, приглашения к продолжению диалога по прошествии определенного времени. Проанализировать беседу и зафиксировать полученную информацию.
Анализ заключается в определении степени достижения поставленных целей, полноты полученной информации, ее видимой достоверности. Необходимо оценить свое поведение в ходе беседы и вашего собеседника, сделать выводы для последующего общения с ним.

Воспитывающий (субъект воспитания) должен знать некоторые правила для повышения эффективности индивидуальной беседы в воспитательных целях.

Первое правило гласит о том, что беседа тогда достигает цели, когда воспитуемый осознает ее необходимость.

Второе правило состоит в том, что беседа станет тогда результативной, когда командир подготовит условия для , сумеет расположить к себе собеседника, установит с ним прочный контакт взаимодействия.

Установлению непринужденной, доброжелательной, побуждающей к откровенному разговору обстановки способствует правильная методика постановки вопросов. А именно:

    ставить лишь те вопросы, которые позволяют глубже познать духовный мир военнослужащего, его индивидуальные психологические особенности; вопросы формулировать понятно, чтобы они не вызывали односложных или двусмысленных ответов; избегать вопросов, которые могут выставить воина в неприглядном свете и вызвать негативный психологический настрой; больше задавать косвенных вопросов, по возможности не вести в процессе беседы никаких записей или делать их как можно меньше, ибо это может насторожить собеседника; не вести беседу в спешке или в возбужденном либо пассивном состоянии (при наличии физической усталости, болезни).

Третье правило, готовясь к беседе, не следует забывать о том, что подчиненный может быть по-разному ориентирован на ее развитие и результат.

Практика показывает, что чаще всего встречается два варианта ориентации:

    подчиненный не видит в предстоящей беседе смысла и заранее убежден в ее безрезультативности. Причины такой ориентации могут быть различными, например, что военнослужащий считает данный способ общения с командиром (начальником) неадекватным ожиданиям или же не видит в его личности средства (условия) решения его проблемы; подчиненный в командире (начальнике) усматривает лицо, инстанцию, которая непременно должна решить его проблему, вразумить, наставить, научить и т. д.

Четвертое правило заключается в том, что беседа может обеспечить ожидаемый воспитательный эффект тогда, когда в ней будет полно реализована возможность основного метода воспитания – метода убеждения, составляющего фундамент беседы.

В случае, когда целесообразность развития определенного качества подчиненного не вызывает сомнений, но он не уверен в том, что сможет развить его у себя, то здесь можно применить метод , т. е. воздействовать словом, интонацией на воспитанника.

Приемы реализации метода нравственного выбора различны. Это может быть ситуация обсуждения военнослужащими на диспуте проблем воинской дисциплины, в подразделении, которая требует от участников проявления жизненной позиции, нравственного кредо. Уместно поручить подчиненному осмыслить его моральные критерии и соотнести их с военно-этической нормой, после чего подготовиться и выступить на данном диспуте.

Преднамеренное включение в ситуацию нравственного выбора осуществляется и по отношению к нарушителям требований воинской дисциплины.

В этом случае командиру целесообразно, предварительно выяснив степень устойчивости мотивации недисциплинированного поведения у подчиненного, предложить ему еще раз соотнести формы свойственного ему поведения с общей целью коллектива, требованиями боевой готовности, его собственной социальной и служебной перспективой, наконец, с самочувствием подчиненного в группе сослуживцев. Побудить его к тому, чтобы он сам отобрал аргументы за определенные формы поведения, соотнес их с нормами внутриколлективной жизни и требованиями нравственного идеала. Названный прием хотя и не решает в полной мере задачу воспитания подчиненного, но в то же время осуществляет заметные подвижки в его нравственном сознании.

Практикум:

Как подготовить и провести индивидуальную беседу с военнослужащим, прибывшим в воинскую часть (молодым воином)?

Индивидуальная беседа является одной из форм индивидуально-воспитательной работы. Готовясь к беседе, необходимо продумать ее содержание, ход и направленность, выбрать время и место, создать благоприятные условия для ее проведения. Это в полной мере относится к ознакомительной беседе.

Беседа должна быть откровенной. К ней должен быть готов и воин. Поэтому надо умело использовать естественное желание каждого военнослужащего доверительно по душам поговорить со своим командиром, начальником.

Условно проведение беседы можно разделить на три этапа:

1-й этап - вступительный.

Главная задача – снять напряжение и настороженность. Для этого можно применять несколько способов:

а) сказать несколько теплых слов в адрес военнослужащего (касающихся его личности или каких-либо успехов в ходе службы);

б) хорошая шутка в начале беседы также может уменьшить отчуждение и снять напряжение;

в) рассказать немного о себе.

2-й этап – основной.

Сначала задаются вопросы, касающиеся личности военнослужащего (об интересах, школе, детстве, отношении к службе в армии). Затем следуют вопросы, имеющие своей целью получение более полной информации о воине.

3-й этап – заключительный.

Главная цель этого этапа – создание положительного впечатления от проведенной беседы с соответствующим моральным настроем на хорошую службу.

План беседы с военнослужащим (примерное содержание):

1. Знакомство с военнослужащим, его биографическими данными, положением в семье, особенностями жизни, учебы, трудовой деятельности до призыва в армию, отношение к культурно-массовым мероприятиям, спорту и т. д.

2. Выявление по возможности основных черт характера собеседника (уравновешенность, склонность к определенному , принципиальность, честность, дисциплинированность, исполнительность, контактность, откровенность и другие).

В примерном перечне могут быть такие вопросы:

    что известно военнослужащему об истории Казахстана, кого знает из исторических личностей; что знает о своей части, соединении, его боевом пути, достижениях и успехах; какова роль подразделения, в котором служит; как понимает служебный долг, войсковое товарищество, как складываются и сложились взаимоотношения между воинами в подразделении; как оценивает свой коллектив и себя в этом коллективе, что вкладывает в общее дело, в повышение боевой готовности подразделения, части; как выполняет обязанности по должности, известны ли ему уставные обязанности, текст Военной присяги, основные положения законов РК о военной службе; что известно ему о наиболее значительных событиях, произошедших за последнее время в Казахстане и за рубежом; как оценивает свои личные успехи, достижения, в чем видит свои ближайшие задачи.

Примечание:

Рекомендуется, по возможности, в ходе беседы охватить все стороны службы и обязанностей воина – от вопросов боевой готовности до соблюдения личной гигиены, обязательно спросить у него, в чем он нуждается, какая ему нужна помощь, какие у него просьбы, пожелания.

Вместе с тем в тактичной доброжелательной форме необходимо указать на недостатки, недоработки, отрицательные черты характера, которые могут мешать стать солдату образцовым воином и дать советы по их исполнению.

3. Заключение беседы: предложения, наставления, советы, рекомендации военнослужащим

Выводы для своей последующей работы с подчиненным и со всем личным составом заносятся в Журнал индивидуально-воспитательной работы.