"экологическое воспитание детей с помощью информационно-коммуникативных технологий". Икт в экологическом образовании старших дошкольников Презентации по использованию икт в экологическом воспитании

Использование интерактивного оборудования в экологическом воспитании дошкольников.

Милецкая Вера Владимировна воспитатель, МАОУ СОШ №30 Г.Томск

«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу значит охранять Родину»

(М.М.Пришвин)

В настоящее время воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Только познание природы поможет воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее. Ведь именно познание родной природы является источником первых знаний. Наша задача направлять процесс восприятия окружающего мира, чтобы дети правильно воспринимали явления природы . Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни.

Мы живем в эпоху информационных технологий и применение интерактивного оборудования позволяет нам идти в ногу со временем, дает возможность увидеть таинства и явления живой и неживой природы, виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места на планете, позволяют получить достаточно полное впечатление о мире в целом. Но мы не должны забывать, что применение интерактивных средств требует тщательной организации и соблюдения всех требований СанПиНа в соответствии с возрастом детей.

Использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов помогает предотвратить утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим в дошкольном возрасте ,поэтому возрастает необходимость в увлекательной информации и обширном наглядном материале. Интерактивный стол ActivTable - это интерактивное, мультимедийное устройство, которое поддерживает одновременную работу за ним до шести пользователей в режиме multitouch (12 одновременных касаний). Для творческого педагога предоставляется возможность создавать свои оригинальные и интересные задания, которые можно демонстрировать и использовать в образовательной деятельности, делая ее незабываемой для воспитанников.

Применение интерактивных средств во время непосредственной образовательной деятельности с использованием интеграции разных разделов программы, позволяет нам формировать у дошкольников более полное представление об окружающей действительности. Игры на интерактивном столе интересны для детей,так как дети сами являются участниками процесса, они могут передвигать картинки, зачеркивать их, увеличивать или уменьшать изображения. Дети активно проявляют свой интерес к знаниям, они охотно отвечают на вопросы. Яркие красочные изображения вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. За счет этого повышается интерес к изучаемому материалу и эффективность всего обучающего процесса, тренируется внимание и память, развивается воображение и творческие способности. Наше дошкольное учреждение оснащено современным интерактивным оборудованием: телевизор, музыкальный центр, ноутбук, интерактивный стол, проектор, интерактивная доска.

Реализуя комплексно-тематическую модель планирования, мы стараемся, к каждой теме создать свой интерактивный ресурс. Например, при изучении темы «Лиственные деревья», нами была разработана игра «Четвертый лишний».Суть игры состоит в том, что ребенок должен на интерактивном столе найти лишнюю картинку и зачеркнуть её (клен, береза, дуб, ель). Дидактическая игра «С какого дерева лист»(найти с какого дерева лист,соединить линией с деревом). При изучении темы «Грибы» нами была создана игра «Съедобные- несъедобные» (собрать в корзину только съедобные грибы). Данные разработки могут быть использованы как на интерактивном столе,так и на интерактивной доске. Использование интерактивных технических средств является лишь дополнением среди многообразия форм и методов в экологическом воспитании дошкольников.

Применение интерактивного оборудования с целью экологического воспитания дошкольников, позволяет повышать познавательную активность и любознательность каждого ребенка. Вызывает у него еще больший интерес к природе и окружающему миру и помогает педагогу эффективно организовать образовательную деятельность с детьми.

Список литературы:

Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании.-М.,2013.

Соломенникова О.А.
Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.-М.,2013.

Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников.-М.,2010.

Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Береги свою планету –

ведь другой, похожей, нету!

В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы:

Практические (игры, ребусы, загадки, акции);

Наглядные (экскурсии, иллюстрации, репродукции картин, плакаты);

Словесные (художественное чтение, беседы).

Для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходит компьютер. Возможности его огромны и позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности экологического содержания.

В формировании экологической культуры у дошкольников используются специализированные или адаптированные компьютерные программы: обучающие, диагностические развивающие.

Коммуникация - передача и восприятие информации. К числу наиболее ключевых функций языка относятся:

Коммуникативная функция (язык, как средство передачи информации от одного человека другому);

Эпистемическая функция (достоверная, научная);

Познавательная функция (язык как средство хранения и переработки информации).

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход и к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников.

Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые), интерактивные.

Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.

В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом.

Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость - метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета), а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

В материалы таких экскурсий могут быть включены художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

Например: «Экскурсия по лесным зонам Черноземья», «По озеру Байкал», «Экскурсия по заповедным местам родного края». «Экскурсия в удивительный мир природы». Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да.

Однако обратим внимание на слова одного из древних подвижников Максима - исповедника, который говорил, что нет вещей дурных по своей природе, но есть вещи дурные по своему употреблению.

Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

Настоящее формирование гуманной личности и экологическое воспитание проходит красной нитью через ознакомление дошкольников с живой природой и через приобщение детей к природе.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание образовательной информации. Задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.

Помощь ИКТ в работе современного педагога по экологическому воспитанию дошкольников весома:

  • подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, уголков в группе по экологическому развитию;
  • создание презентаций по вопросу экологического образования дошкольников;
  • подбор дополнительного познавательного материала, составление сценариев праздников и других мероприятий экологической направленности;
  • обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья:
  • возможность расширить творческие способности самого педагога по экологическому образованию, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Общаясь на форумах с коллегами всей России, можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу по вопросу формирования у дошкольников экологической культуры.

Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт по экологическому воспитанию дошкольников коллегам, родителям и детям.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательный образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

Технические средства ИКТ применяемые в образовательной деятельности в ДОУ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон; телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие, не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют. Современный мир не стоит на месте. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, заставляют педагога, помимо его воли, изучать новые технологии и внедрять их в свою практику. ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательном образовательном пространстве ДОУ, а соответственно и в экологическом образовании дошкольников.

Сегодня ИКТ позволяет:

  • показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной виду деятельности дошкольника – игра;
  • в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательная деятельность в детском саду имеют свою специфику: она должны быть направлена на эмоциональность, яркость, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Литература:

  1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2011.
  2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.
  3. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О.С. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  4. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

«Использование ИКТ в экологическом образовании дошкольников».

« Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям».

Е.Ф.Одоевский

Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации.

Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том,

что для проведения занятий по экологии не хватает информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер, который практически вошел в дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым.

Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Она занимает в жизни дошкольника особое место.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника мультимедиа-игр, как игрового средства.

В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с использованием мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной деятельности.

Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный материал.

С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний. Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать – все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой деятельности через ИКТ стоят и решаются следующие задачи:

    Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте обитания, пищи, их детенышей;

    Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы; их название, строение, место произрастания);

    Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

    Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;

    Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;

    Учить бережно, относиться к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Например, тема занятия «Насекомые».

Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа животных».

«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».

Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.

Ребус «Угадай кто здесь?»

Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?

Тема занятия «В царстве грибов».

Мультимедийная игра «Собери грибочки».

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры: "Четвертый лишний", "Найди сову»; загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их. Возможность интегрирования НОД (экологии) с другими, в развитии у детей познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.

Эффективность использования компьютерных технологий на НОД в основном происходит за счет наглядности, но это только начало. Педагогика нового века должна учитывать новые тенденции. Она должна обратить внимание на то, что общество становится все более информационным и на передний край выходят новые явления и понятия. Одним из них является информационная культура человека. Собирание информации, классифицирование и обработка ее, развивает Исследовательскую деятельность педагога, повышает информационную культуру, а в последствии освобождает педагога от лишних трудозатрат.

По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками:

    Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

    Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

    Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

    Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

    Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И если кто – либо меня спросит: «Нужен ли компьютер в детском саду?», я с полной ответственностью отвечу: «Да. Он просто необходим!»

Литература:

    "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

    Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 67-69.

3. Моторин В. "Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером".

4. Николаева С.Н. Программа "Юный эколог", технологии "Экологическое воспитание дошкольников".

5. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2013

6.Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с нарушениями речи. Санк-Петербург,2014


ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников.
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Инновационные технологии значительно расширяют возможности педагогов.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. В работе по экологическому образованию мы применяем различные формы работы. Такие, как:
- непосредственно образовательную деятельность
- экскурсии
- практическую деятельность в природе
- природоохранные акции
- экологические проекты
- проведение экологических олимпиад и викторин
- выпуск детьми и родителями экологических плакатов и газет
- кружок «Юный эколог»
- экологическая тропа.
Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения НОД по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Целью такой работы является использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, что способствует повышению качества и доступности информационного материала и повышению эффективности образования.

Задачами, которые стоят перед педагогом в образовательном процессе являются:
- обеспечить высокое качество воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с природой на основе использования инновационных
технологий;
- обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов;
- сделать родителей активными участниками экологической работы в ДОО.
Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.
При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса, ИКТ для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Остановимся на преимуществах использования
интерактивных материалов.
Данные материалы:
привлекают пассивных слушателей к активной деятельности;
делают образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
активизируют познавательный интерес, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
реализовывают личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.
дисциплинируют самого воспитателя, формирует его интерес к работе.
Разработка технологии с включением ИКТ базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Для использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками необходимо создать информационную базу данных: самостоятельный поиск, обмен опытом, использование энциклопедий и развивающих дидактических игр. Мультимедийные презентации содержат в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме.

Требования, предъявляемые к педагогу,
работающему с применением ИКТ
владеть основами работы на компьютере.
иметь навыки работы с мультимедийными программами.
владеть основами работы в Интернет.
создавать собственные образовательные ресурсы.
Как и любые занятия, занятия с ИКТ требуют времени, правильного их использования, терпения и внимания со стороны педагогов.
Заключение
Информационные технологии прочно входят в нашу жизнь, дошкольные учреждения не исключение. Все чаще педагоги используют ИКТ на занятиях в детских садах, что способствует легкому усвоению материала детьми.


Приложенные файлы

Познание родной природы является источником первых знаний. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими окружающего мира. Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни. В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы: практические (игры, ребусы, загадки, акции), наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты и т.д.), словесные (художественное чтение, беседы). Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании дошкольника необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходят информационно-коммуникативные технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский

Цель -развитие познавательных способностей дошкольников средствами ИКТ в экологическом воспитании

Задачи 1. Формирование целостной системы знаний о природе; 2. Освоение трудовых навыков и умений с объектами живой и неживой природы; 3. Формирование положительного опыта общения детей с природой (этического, эстетического, познавательного, практического, творческого).

Актуальность В дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Поэтому наряду с другими задачами программы особо выделяю у детей экологическому воспитанию. Уверена, что если ребенку дошкольного возраста обеспечить систематическую, целенаправленную, методически правильно организованную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий экологического содержания (равно как и любого другого), то уровень любознательности и познавательной активности детей будет достаточно высоким. Поэтому мы решили разнообразить формы подачи материала, используя ИКТ.

Преимущества ИКТ обширный наглядный материал; активизации непроизвольного внимания привлекательность интерес к деятельности образный тип информации движения, звук, мультипликация стимулом познавательной активности детей «ситуация успеха» возможность индивидуализации обучения моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни - повышает качество знаний; - продвигает ребенка в общем развитии; - помогает преодолеть трудности; - вносит радость в жизнь ребенка; - позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; - создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанников и их сотрудничества в образовательном процессе.

Средства ИКТ в детском саду: ИКТ -это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Компьютер Мультимедийный проектор Видеомагнитофон Телевизор Магнитофон Фотоаппарат Видеокамера Компьютерные программы: Microsoft Office PowerPoint; Microsoft Office Move Maker; Microsoft Office Publisher

Условия Музыкальный центр Телевизор Ноутбук

Звуковые материалы флешь-накопителе: «Голоса и звуки диких животных России для детей»; «Голоса птиц для детей»-мультимедиа CD диски «На лугу»-музыка и звуки живой природы «У реки»-музыка и звуки живой природы «Кто живет в лесу» «12 месяцев» «Динозавры и другие» Аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

Экранные материалы Слайды «Домашние животные»; «Дикие животные»; «Птицы России»; «Времена года» «Живая и неживая природа» «Наша планета Земля» и т.д. слайды, серия отдельных кадров, посвященных отдельной теме.

Мультимедийные презентации Презентация: «Зимующие птицы» «Травы мои Приамурские» «Покормите птиц» «Хабаровск мой город родной» «Дикие и домашние животные» и многие другие сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, помогают рассказать детям о природе

Направления работы по экологическому воспитанию средствами ИКТ

ИКТ Подготовка и проведение занятий Написание рабочей программы Работа с родителями (оформление стендов, памятки, консультации) Подбор иллюстративного, дидактического материала Обмен опытом и наработками с другими воспитателями. В индивидуаль -ной работе В совместной деятельности Двигательная активность, пальчиковые игры

Медиазанятия применение ноутбука, компьютера, интерактивной доски ознакомление с окружающим миром, живой и неживой природой

Мультимедийные игры Интерактивные игры: « Разгадай кроссворд и ты узнаешь, как называется эта группа животных» «Зимующие птицы» «Эко Ералаш» «Весна пришла» «Амурский аквариум» «Угадай птицу» и т.д. игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, пальчиковые игры.

Двигательная активность с использованием ИКТ Подвижные игры с использованием музыкального центра Дети имитируют движения птиц, распознают по голосу Подвижные игры: «Снегири» «Птицы к кормушке» «Изобрази животных»

НОД Худ.творчество (рисование) «Зимующие птицы» НОД Виртуальные экскурсии в музеи

Работа с родителями по экологическому воспитанию средствами ИКТ Компьютерные программы: Microsoft Office PowerPoint ; Microsoft Office Move Maker ; Microsoft Office Publisher Стенды Памятки, буклеты Листовки, папки-передвижки, консультации, ширмы Проведение презентаций проектов Родительские собрания «Экология и ребенок» и др. Родительские собрания, презентации, слайд-шоу

Показ слайдов для родителей на презентации проекта «Помоги зимующим птицам» Памятки для родителей как помогать птицам зимой Презентация проекта «Помоги зимующим птицам»

участие в эколого –просветительской компании « Помоги зимующим птицам» Взаимодействие с социумом

Результативность Формирование целостной системы знаний о природе Освоение трудовых навыков и умений с объектами живой и неживой природы; Формирование положительного опыта общения детей с природой (этического, эстетического, познавательного, практического, творческого).

Вывод Таким образом, можно сделать вывод, что если проводить систематическую, целенаправленную, правильно организованную деятельность по экологическому воспитанию с использованием информационно-коммуникационных технологий, то познавательная активность, любознательность и интерес к природе и окружающему миру детей будет высоким. Проводя работу в этом направлении в своей группе мы добились ожидаемых результатов и будем продолжать работать над повышением экологической культуры дошкольников по всем направлениям и дальше.

Спасибо за внимание