Самые необычные женские профессии на руси. Женский труд и женские занятия в структурах российской повседневности X — XVII вв

Женщины редко упоминаются в летописных источниках. Например, в «Повести временных лет» сообщений, связанных с представительницами прекрасного пола, в почти пять раз меньше, чем «мужских». Женщины рассматриваются летописцем преимущественно как предикат мужчины (впрочем, как и дети). Именно поэтому на Руси до замужества девицу часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме: Володимеряя, а после вступления в брак - по мужу (в такой же, как и в первом случае, владельческой форме; ср. оборот: мужняя жена, т.е. принадлежащая мужу).

Едва ли не единственным исключением из правила стало упоминание жены князя Игоря Новгород-Северского в «Слове о полку Игореве» - Ярославна. Кстати, это послужило А.А. Зимину одним из аргументов для обоснования поздней датировки «Слова». Весьма красноречиво говорит о положении женщины в семье цитата из «мирских притч», приведенная Даниилом Заточником (XII в):

«Ни птица во птицах сычь; ни в зверез зверь еж; ни рыба в рыбах рак; ни скот в скотех коза; ни холоп в холопех, хто у холопа работает; ни муж в мужех, кто жены слушает».

Деспотические порядки, получившие широкое распространение в древнерусском обществе, не обошли стороной и семью. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении. Прежде всего это относилось к женской половине дома. Считается, что в древней Руси до замужества девушка из родовитой семьи, как правило, не имела права выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, и до свадьбы она его обычно не видела.

После свадьбы ее новым «хозяином» становился супруг, а иногда (в частности, в случае его малолетства - такое случалось часто) и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить кому бы то ни было подарки либо получать их.

В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была необычайно велика. Часто женщине приходилось браться даже за соху. При этом особенно широко использовался труд невесток, чье положение в семье было особенно тяжелым.

В обязанности супруга и отца входило «поучение» домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Считалось, что человек, не бьющий жену, «дом свой не строит» и «о своей душе не радеет», и будет «погублен» и «в сем веке и в будущем». Лишь в XVI в. общество попыталось как-то защитить женщину, ограничить произвол мужа. Так, «Домострой» советовал бить жену «не перед людьми, наедине поучить» и «никако же не гневатися» при этом. Рекомендовалось «по всяку вину» (из-за мелочей)»ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревянным не бить».

Такие «ограничения» приходилось вводить хотя бы в рекомендательном порядке, поскольку в обыденной жизни, видимо, мужья не особенно стеснялись в средствах при «объяснении» с женами. Недаром тут же пояснялось, что у тех, кто «с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен (значит били и их!) и детем поврежение бывает в утробе».

Вот почему давался совет избивать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а «соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно!) побить, за руки держа».

В то же время следует отметить, что в домонгольской Руси женщина обладала целым рядом прав. Она могла стать наследницей имущества отца (до выхода замуж). Самые высокие штрафы платились виновными в «пошибании» (изнасиловании) и оскорблении женщин «срамными словами». Рабыня, жившая с господином, как жена, становилась свободной после смерти господина. Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев. Существование у влиятельных лиц целых гаремов фиксируется не только в дохристианской Руси (например, у Владимира Святославича), но и в гораздо более позднее время. Так, по свидетельству одного англичанина, кто-то из приближенных царя Алексея Михайловича отравил свою жену, поскольку она высказывала недовольство по поводу того, что ее супруг содержит дома множество любовниц. Вместе с тем в некоторых случаях женщина, видимо, и сама могла стать настоящим деспотом в семье. Трудно, конечно, сказать, что повлияло на взгляды авторов и редакторов популярных в Древней Руси «Моления» и «Слова», приписываемых некоему Даниилу Заточнику, - детские впечатления об отношениях между отцом и матерью либо собственный горький семейный опыт, однако в этих произведениях женщина вовсе не выглядит столь беззащитной и неполноправной, как может представиться из вышеизложенного. Послушаем, что говорит Даниил.

«Или речеши, княже: женися у богатого тестя; ту пеи, и ту яжь. Лутче бо ми трясцею болети; трясца бо, потрясчи, отпустит, а зла жена и до смерти сушит... Блуд во блудех, кто поимет злу жену прибытка деля или тестя деля богата. То лучше бы ми вол видети в дому своем, нежели жену злообразну... Лучше бы ми железо варити, нежели со злою женою быти. Жена бо злообразна подобна перечесу (расчесанному месту): сюда свербит, сюда болит».

Не правда ли, предпочтение (пусть и в шутку) самого тяжелого ремесла - варки железа жизни со «злой» женой кое о чем говорит?

Однако настоящую свободу женщина обретала лишь после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в обществе. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, с момента смерти супруга к ним переходила роль главы семейства.

Вообще же, на жене лежала вся ответственность за ведение домашнего хозяйства, за воспитание детей младшего возраста. Мальчиков - подростков передавали потом на обучение и воспитание «дядькам» (в ранний период, действительно дядькам по материнской линии, считавшимся самыми близкими родственниками-мужчинами, поскольку проблема установления отцовства, видимо, не всегда могла быть решена).

Брак по-древнеславянски

Надо сказать, что само по себе понятие «брака» во времена вятичей, древлян, полян и северян не существовало.

Моногамия тогда не была в почете, мужчины имели несколько жен. Мужчины, любившие в качестве развлечений посмотреть на медвежью травлю или поучаствовать в кулачных боях, не были склонны к романтике. Вполне обычным делом считалось похитить себе невесту во время языческих праздников, при этом еще ограбив и разорив ее семью и жилище.

Хотя по легендам некоторые древнеславянские женщины тоже были способны на такие «подвиги». Былины и древние предания сохранили образы женщин-воинов, женщин-богатырш, которые сами могли похитить понравившегося жениха, да еще и победив его при этом в рукопашной схватке. Таких женщин, которые могли командовать дружиной и сражаться с врагами, мужчины уважали и боялись, считали, что они наделены колдовской силой и могучими чарами.

Со временем воровство невест и женихов уступило место более цивилизованной форме заключения брака. Брак стал чем-то вроде сделки купли-продажи. Во время предсвадебных смотрин невесту внимательно осматривали, выводя на середину избы, практически так же, как осматривают перед покупкой корову или лошадь. Критерием женской красоты тогда считалась белоснежная кожа, красные щеки, соболиные брови дугой, светлые большие глаза, пышные формы, высокий стан. При этом женщина должна была еще обладать крепостью и выносливостью как будущая производительница и хозяйка. Согласия на брак невесты, конечно, никто тогда не спрашивал. Жена покупалась как товар за определенную плату и становилась собственностью своего мужа.

Женщина замужем

Женщина вела затворнический образ жизни, живя в женской половине дома (тереме), не имея права куда-либо отлучаться без позволения мужа, разговаривать с посторонними людьми, принимать от них подарки. Более того, без разрешения мужа она не имела права даже принимать пищу.

Под влиянием Церкви положение женщин становится еще более рабским и униженным. С одной стороны, Церковь защищает честь женщины, запрещает браки между кровными родственниками, налагает высокие штрафы за моральное оскорбление женщины (тем более, если она из знатного рода) или за прелюбодеяние. С другой стороны, аскетические взгляды на женщину как на нечистое, греховное существо лишь укрепляют идею о великом неравенстве мужчин и женщин. Теперь женщина считалась помехой для благочестивой жизни мужчин. Аскетизм диктовал заниматься умерщвлением плоти и молитвами и запрещал любимые ранее забавы – игры, пляски, хороводы, считая их нечестивыми занятиями от сатаны. Оправданием сексуальных отношений было только рождение детей. Жизнь женщин в теремах стала похожа на жизнь в тюрьмах и в монастырях. Особенно это касалось женщин из боярских и княжеских сословий, за чьим нравственным обликом следили наиболее строго. Женщины-крестьянки и ремесленницы не могли быть затворницами, поскольку им приходилось работать в поле и в мастерской вместе с другими мужчинами и женщинами.

Семейное воспитание

Мужчина считался холопом государя, но государем в собственном доме, и должен был проявлять свою власть в семье - воспитывать своих домочадцев. В качестве методов воспитания служили систематические побои. Доставалось и жене и детям. Даже беременность жены не защищала ее от кулака мужа. Причем такие «поучения» практиковались достаточно долго. Созданный в 16 веке «Домострой» попытался немного облегчить судьбу женщин, призывая мужчин не бить их в гневе и у всех на виду, не бить их деревом, железом или посохом. «Домострой» советовал бить жен только за серьезную провинность, но не кулаком под сердце или в глаз, поскольку от этого страдали внутренние органы, а бережно плеточкой.

Права на имущество

Несмотря на домашнее семейное бесправие женщины в Древней Руси, тем не менее, обладали некоторыми юридическими правами. Женщины имели право обладать имуществом и распоряжаться им по собственному усмотрению, могли выступать в суде. Представительницы знатных сословий могли свободно покупать и продавать земли, обменивать их, отдавать в качестве приданого дочерям.

С особой заботой и почтением древнеславянское общество относилось к вдовам. Считалось долгом и обязанностью всячески поддерживать вдову, которая после смерти мужа пользовалась его правами. Вдова признавалась главой семьи, могла распоряжаться и управлять имением ее покойного мужа. Да что уж там – могла даже управлять целым государством – вспомним самую известную древнерусскую вдову княгиню Ольгу.

Хозяйка и рукодельница

На женщине лежала вся ответственность по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Достойным для нее занятием считалось рукоделие. Рукоделие могло быть для женщины и источником дохода. Повседневной одеждой женщин того времени была льняная рубашка с рукавами, поверх которой надевался сарафан или длинная юбка. В качестве обуви – лапти или кожаные башмаки. Голову покрывали платком. Незамужним девушкам разрешалось ходить с открытой головой. Они заплетали волосы в косу, украшали голову обручем или лентой. Головным украшением замужних были кокошник и специальная шапочка – рогатая кика, поверх которой надевался платок. Одежда обычно украшалась вышивкой. В качестве орнамента для вышивки использовались знакомые природные мотивы – солнце, звезды, богатый урожай, цветы, деревья, кони, птицы. Одежду для детей шили из рубах их родителей. Дочери из рубахи матери, сыну – из рубахи отца. Считалось, что такая рубаха будет для ребенка оберегом, что его будет защищать сила его рода.

Косметикой пользовались преимущественно женщины из боярских сословий – подводили брови, щедро использовали белила и румяна . Но и обычным крестьянкам были известны секреты красоты – они собирали травы и делали из них настои для волос, ухаживали за кожей лица, смягчая и увлажняя ее сливками и простоквашей.

Женщина и образование

Затворнический образ жизни, который приходилось вести женщинам, был помехой для получения ими образования. Большинство женщин даже из высших сословий были безграмотны. Хотя в летописях некоторые представительницы привилегированного класса (дочери Ярослава Мудрого – Анна, Елизавета, Анастасия, внучки Владимира Мономаха – Анна и Евпраксия, княгини Анна Романова, Ефросинья Полоцкая и Ефросинья Суздальская) предстают как высокообразованные личности, знающие несколько языков, азы математики, философии и медицины.

Лишь после принятия Русью христианства, для женщин стало возможным получать образование в школах при монастырях. Одну из первых таких школ основала дочь Всеволода I - Анна в одиннадцатом веке.

шшшшшшшшшш

"Женский день" в Древней Руси

© Е. А. ПОПОВА, доктор филологических наук,

© Т. В. ВЕРЕВКИНА

По данным этнографов и культурологов-славистов, в русском языке существовало разделение времени на мужское и женское, что оказало немалое влияние на уклад жизни Руси.

Так, распорядок дня у мужчин и женщин в русских деревнях был разным. Утренняя деятельность людей обоего пола - уповод или упру г ("время работы в один прием.., до еды и роздыху" ) - длилась с момента пробуждения до обеда (за исключением земледельческой поры и охоты) и протекала во дворе, когда старшие раздавали задания молодым. Любому делу предшествовал начал - осенение крестом и молитва, после чего младшие просили у старших благословения на работу. После завтрака мужчины и женщины работали порознь и позже, вновь по отдельности, обедали: сначала ели мужчины, затем женщины. Бывало и так, что женщины ели стоя, в то время как мужчины во время еды всегда сидели. Если же во дворе стояло два стола, то мужчины и женщины могли обедать в одно и то же время, но и тогда они оказыва-

лись в неравном положении: мужчины ели за передним столом, а женщины - за задним. В некоторых областях на Руси мыть руки перед обедом можно было только мужчинам (согласно данным Смоленского этнографического словаря 1914 г.) .

У русских крестьян, кроме того, в сутках выделялось именно женское время, особые женские часы. Согласно данным словаря В.И. Даля, на Руси существовал особый, "бабий счет времени, по пряже" - пряжей . Именно женской считалась часть суток с очень раннего утра до восхода солнца, и назывался этот период довстань, довстани ("очень рано утром, до встанья" ). Довстань - это событийное время, все отрезки которого были наполнены разными видами женской деятельности: крестьянки в это время занимались прядением, ткачеством, работой по дому, уходом за скотом .

В словесном народном обиходе очевидно противопоставление женских дней мужским. Женскими считались среда и пятница (реже суббота и воскресенье), мужскими - понедельник, вторник и четверг. Сразу бросается в глаза простое соответствие такого распределения грамматическому роду существительных. Но на самом деле за этим стоит давняя устойчивая традиция, определявшая трудовые действия, ритуалы, обычаи и повседневное поведение в конкретные дни. В зависимости от этого противопоставления накладывались запреты на те или иные виды мужской или женской деятельности (сев, жатву, прядение, ткачество) .

Осколки этих традиций нашли отражение в нашем языке. Так, фразеологизм семь пятниц на неделе связан с женским днем - пятницей. Это выражение восходит к языческому культу богини плодородия, воды, дождя, покровительницы материнства Мокоши. В пятницу, считавшуюся Мокошиным днем, запрещалось работать: нельзя было прясть, купать детей, начинать какое-либо дело и т.д. Христианство перенесло все атрибуты Мокоши на день Святой Параскевы Пятницы. В пятницу следовало поститься, поминать умерших. Пятницы были торговыми, базарными днями, когда заключались торговые и долговые обязательства, а тем самым и сроком исполнения этих обязательств. Тот, кто не выполнял своего обязательства, обещал исполнить его в следующий базарный день - в следующую пятницу. О человеке, который часто откладывал исполнение обещаний, стали неодобрительно говорить у него семь пятниц на неделе, то есть он часто меняет свои решения .

Типично мужским днем издревле был четверг - день Перуна, бога грома и молнии, которому возносили моления о дожде во время засухи. Считалось, что особенно охотно он исполняет их в свой день. Но поскольку такие мольбы не раз оставались тщетными, то в народе появилось выражение исполнится после дождичка в четверг, т.е. "никогда" .

Народные поверья, связанные с почитанием пятницы, берут начало от почитания единственной в пантеоне восточнославянских божеств представительницы женского пола - богини Мокоши. Имя ее упоминается наряду с Перуном, Дажьбогом, Стрибогом и другими языческими богами восточных славян в "Повести временных лет". Изображение этой богини находилось на вершине холма в Киеве рядом с идолами других божеств. С этим образом ассоциировалось множество функций: она являлась воплощением водной стихии (а точнее - земли в единстве с водой), распоряжалась влагой, плодородием, увеличением стад, "бабьим" домашним хозяйством, жизнью, судьбами людей (ср. с мойрами в греческой мифологии, прядущими нить судьбы; в русском языке: связать свою судьбу с кем-либо).

После принятия христианства на Руси образ Мокоши был замещен образом Св. великомученицы Параскевы Пятницы. Именно она считается покровительницей прядения, ткачества и вообще женского хозяйства и домашнего благополучия в православной культуре. Параскева Пятница была "бабьей святой", так как крестьянки считали ее своей заступницей. Кроме того, Параскеву Пятницу почитали как покровительницу брака и торговли, в ее честь строили храмы на торговых площадях. Святой Пятнице, несмотря на церковные запреты, приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель. Долгое время в народной среде сохранялись многочисленные суеверия, связанные с Мокошей-Пят-ницей: в пятницу нельзя стирать белье, шить, пахать и боронить, даже варить пищу, нельзя прясть и оставлять кудель (а то Мокоша опрядет). Если ночью веретено урчит, говорили, что Мокоша пряла. Ее представляли в виде женщины с длинными руками и большой головой, которая ходит по домам и прядет шерсть. Любопытно, что запрет на стирку и шитье в пятницу сохранялся в России вплоть до начала XX века. Наказание невидимой пряхи было достаточно жестоким - она, согласно поверьям, могла истыкать "виновную" кудельной спицей или даже превратить ее в лягушку.

Культ Пятницы-Мокоши обнаруживается в особом пятничном календаре. Несмотря на то, что духовенство всеми мерами старалось изжить остатки языческой старины, в памяти русского народа сохранилась параллельная церковной система отсчета времени. Распределялись в году двенадцать пятниц следующим образом: 1-я пятница - в первую неделю Великого поста, 2-я - перед Благовещением (до 7 апреля, или 25 марта по старому стилю), 3-я - страстная пятница на Вербной неделе (перед Пасхой), 4-я - перед Вознесением, 5-я - перед Троицыным днем, 6-я - перед рождеством Иоанна Предтечи или днем Ивана Купалы (до 7 июля, или 24 июня по старому стилю), 7-я - перед Ильиным днем (до 2 августа, или 20 июля по старому стилю), 8-я - перед Успением (до 28 августа, или 15 августа по старому стилю), 9-я - перед днем Кузьмы и Демьяна (до 14 ноября, или 1 ноября по старому стилю),

10-я - перед днем архангела Михаила (до 26 октября, или 8 ноября по старому стилю), 11-я - перед Рождеством (до 7 января, или 25 декабря по старому стилю), 12-я - перед Богоявлением, Крещением (до 19 января, или 6 января по старому стилю) .

Важнейшими в языческом календаре считались 9-я и 10-я пятницы. Этот период - конец октября и первая неделя ноября - является началом нового цикла деревенских женских работ: тяжелая страда позади, хлеб убран, лен надерган, вымочен и оттрепан (на это уходит октябрь) и, по народным приметам, должен начинаться устойчивый санный путь и одновременно долгие зимние посиделки - коллективное прядение шерсти. Во время посиделок пелись песни, рассказывались сказки; раз-гадывались мудреные загадки; иногда работа перемежалась играми и танцами. Две главные пятницы стояли у начала этого сезона, открывали его. Празднества начинались тканьем обыденной пелены (то есть вытканной в один день) в честь 9-й пятницы. Девушки коллективно проделывали в один день весь годичный цикл работ: теребили лен, пряли, ткали, белили. А второй темой октябрьско-ноябрьских празднеств было сватовство и замужество .

Как видим, вся обрядность была связана с женскими делами, с началом брачного сезона и долгой поры женских работ. Отсюда можно признать именно 10-ю, главную пятницу, которая приходилась на 8 ноября (по старому стилю), древним восточнославянским женским днем.

Литература

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1991.

2. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М., 2005.

3. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. М., 1990. С. 48.

4. Бирих А.К., Мокиенко В.М, Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 483.

5. Анисимова О.М., Кусков В В., Одесский М.П., Пятнов П.В. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник. М., 1994. С. 318-319.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1989. Т. 2.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

СМИРНОВ ВАЛЕНТИН ГЕОРГИЕВИЧ - 2012 г.

Любое древнее общество - это доминирование мужчин, и если отстраниться от истории Древней Руси, то, к примеру, Древний Рим, Древний Египет, Древний Восток или Греция, также выстроены по общественным принципам, в которых женщине отводилось второстепенное положение. Что касается положения женщины в Древней Руси , то, к примеру, в древнейшем летописном своде "Повести Временных лет" сообщений, связанных с представительницами слабого пола, в пять раз меньше, чем посвященных мужчинам. Женщины и дети в древнерусском обществе рассматриваются как дополнение к мужчине. Именно по этой причине на Руси девицу до замужества часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме, например "Володимеряя". После вступления в брак в той же "владельческой" форме называли по мужу, подразумевая "мужняя жена", то есть "принадлежащая мужу". Женщины в Древней Руси были ограничены в своих правах, как и во всех древних обществах. Вместе с тем это не означает, что женщины были отстранены от участия в государственных делах. Ярким примером могут служить княгиня Ольга, дочери Ярослава Мудрого и внучки Владимира Мономаха, которые были вполне социально активными и яркими личностями.

Княгиня Ольга (около 890-969 гг.) была первой христианской киевской княгиней. Будучи женой первого великого князя Киевского Игоря(годы правления: 912-945 гг.), после его смерти управляла государством до совершеннолетия их сына Святослава. Обычай кровной мести, который существовал в раннесредневековой Руси, заставил Ольгу покарать убийц ее мужа. Княгиня Ольга сочетала в себе энергию, незаурядный ум и редкие государственные качества. Она впервые создала систему управления княжеством, вела успешную борьбу с соседним племенем древлян, нередко угрожавшим ее государству, а также стремилась к расширению связей Руси с сильнейшими державами того времени - Византией и империей Оттона. Ольга, по сути дела, провела первую в истории Руси финансовую реформу, установив фиксированный размер дани, порядок ее сборов и их систематичность

Исторические документы свидетельствуют о том, что княгини принимали участие в государственных делах. Так подписи княгинь стояли на важнейших законодательных документах того времени. Подпись жены князя Владимира Святославовича (годы правления: 980-1015 гг.) Анны стояла на Церковном уставе. Более того, без ее подписи документ не имел бы законодательной силы, так как Анна, будучи сестрой византийского императора, действовала от имени византийского духовенства. Другим примером может служить документ более позднего времени (XVвек) - Устав новгородского князя Всеволода, где наряду с подписями самых влиятельных лиц Новгорода стояла также подпись жены князя, "княгини Всеволожей". Участие княгинь в деятельности законодательной и исполнительной власти является показателем высокого уровня развития государственной, социальной, правовой и культурной систем Древней Руси.

Летопись "Повесть временных лет" упоминает о сестре Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого) - Предславе, которая являлась активной участницей борьбы за его воцарение на киевском престоле в 1015-1019 гг.

Дочь Ярослава Мудрого - Анна Ярославна (годы жизни: около 1024 - не ранее 1075 г.) вышла замуж за короля Франции Генриха. Она являлась правительницей Франции в период малолетства их сына Филиппа. Зная латынь (официальный язык того времени), Анна обладала привилегией ставить свою подпись на документах государственной важности, что было уникальным явлением для французского королевского двора того времени.

Внучка Ярослава Мудрого, дочь великого князя киевского Всеволода Ярославича Анна Всеволодовна основала в 1086 г. при киевском Андреевском монастыре первую известную в истории Руси школу для девочек.

Женщины в Древней Руси , принадлежащие к княжескому сословию или имевшие духовный сан (в частности, игуменьи) становились основательницами монастырских школ. В летописях упоминаются имена многих боярынь и княгинь, принимавших участие в политической жизни отдельных княжеств, а также правивших единолично.

Ордынское иго существенно изменило общую картину социально-правового положения женщин в русских удельных княжествах. Русские летописи середины XIIIвека почти не упоминают об участии женщин в политической жизни. Жены и дочери русских князей в основном представлены как объекты захвата, насилия и плена. Однако и в этот период можно привести в качестве примера жену Дмитрия Донского - суздальскую княжну Евдокию, сыгравшую большую роль в истории Московского княжества.

Однако столь заметную роль в истории доводилось играть только женщинам из привилегированного сословия, именно они могли быть полноправными представительницами в своей вотчине или в княжестве, обладательницами личных печатей, символизировавших их власть, а также регентами или опекунами. Знатные женщины в Древней Руси отличались высоким уровнем образования и культуры по тем временам, именно это позволяло им участвовать в государственных делах и управленческой деятельности. Более того, княгини обладали очень серьезными имущественными правами, им подчас принадлежали целые княжеские волости, которыми они могли распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и решать, что из этих земель достанется их сыновьям. Что касается представительниц низших сословий, то тут значение женщины было существенно иным.

Многие историки пишут о деспотических порядках, царивших в рядовой древнерусской семье. Муж, глава семейства, был холопом по отношению к государю, но при этом был полноценным государем для своей семьи в собственном доме. Все домочадцы полностью были ему подчинены, и прежде всего это касалось женской половины дома. , будучи еще не замужем, не имела права самостоятельно выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, до свадьбы она его не видела. После замужества новым ее "хозяином" становился муж. не могла без разрешения мужа выходить за пределы дома, включая и посещение церкви. Знакомится, вести с кем-нибудь разговоры, дарить подарки и вообще осуществлять общение вне дома женщина также должна была только испросив разрешение супруга. Доля женского труда в русских крестьянских семьях всегда была необычайно велика, женщине даже приходилось браться за соху. Очень тяжела была доля младшей невестки в семье (жены самого младшего брата), которая, переехав в семью своего мужа, оставалась пожизненной служанкой в доме.

Неписанные законы общества диктовали определенное поведение мужа и отца. В его обязанности входило "поучение" домашних, которое состояло в систематических побоях жены и детей. В древнерусском обществе считалось, что если муж не бьет жену, то он "о своей душе не радеет", и будет "погублен". Только в XVIвеке были предприняты попытки как-то защитить жену и ограничить произвол мужа. В частности "Домострой" (памятник русской литературы XVIвека, который является сборником советов, правил и наставлений во всех сферах жизни человека и семьи) вводит некоторые ограничения в устоявшуюся систему домашнего насилия. Рекомендуется бить жену "не перед людьми, наедине поучить" и "никако же не гневатися" при этом, и "по всяку вину" (из-за мелочей) "ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревяным не бить". Видимо, в обыденной жизни женщины в Древней Руси подвергались серьезным избиениям, поскольку автор "Домостроя", давая советы мягче обращаться с женами, поясняет, что у тех, кто "с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен (значит били и их) и детем поврежение бывает в утробе". Именно поэтому давались советы наказывать жену не за каждую, а лишь за серьезную провинность, и не чем и как попало, а "соймя рубашка, плеткою вежливенько (бережно) побить, за руки держа"

В то же самое время следует отметить, что женщина в Древней Руси домонгольского периода обладала целым рядом прав. До выхода замуж она могла стать наследницей имущества отца. Самые высокие штрафы, согласно древнерусскому законодательству, платились виновными в "пошибании" (изнасиловании) и оскорблении женщин "срамными словами". Рабыня, живущая с господином в качестве жены получала свободу после смерти господина. Появление подобных правовых норм в древнерусском законодательстве свидетельствовало о широкой распространенности подобных случаев.

Широкие имущественные права женщина в Древней Руси получала после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в древнерусском обществе, они становились полноправными хозяйками в своем доме. Фактически, с момента смерти мужа, роль главы семейства переходила к ним. Имущественная правоспособность женщин в Древней Руси , особенно в привилегированных сословиях, была весьма значительной по сравнению с правоспособностью их современниц в западноевропейских государствах. Однако ее нельзя считать равной с правоспособностью мужчины, поскольку женщина находилась в семье под властью мужа или отца, и мужчины могли своей властью свести на нет все преимущества, прописанные для древнерусских женщин в законодательстве. В случаях, когда женщина не находилась под властью мужчины, например, будучи вдовой, она получала практически равную с мужчинами имущественную правоспособность.

Всероссийский конкурсисследовательских

краеведческих работ учащихся

Тема: "Есть женщины в русских селеньях..."

Номинация: Культурное наследие

ученица 3 «А» класс ГОУ НОШ № 992

г. Москва. Управа р-на «Братеево»

Домашний

адрес: г. Москва, ул. Братеевская, д.39/12, кв.342

св-во о рождении I -БА №633404

Научный

руководитель: Захарченко Ирина Валериевна,

Учитель начальных классов, ГОУ НОШ 992 «Излучина»

СОДЕРЖАНИЕ

1.Цель проекта

2. Задачи проекта

3. Гипотеза проекта

4. Прогноз

5. Введение

6. Положение женщины в семье и материнство

7. Ведение домашнего хозяйства

8. Труд женщин в поле

9. Русский народный женский костюм

10. Праздники

11. Заключение

12. Список литературы

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Узнать, как жили наши предкина Руси.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Изучить виды женского труда в различное время года; определить роль женщины в семье.

    ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: Важность женского труда в прошлые времена и в настоящее время.

    ПРОГНОЗ: Без женского труда не обойтись.

    ВСТУПЛЕНИЕ

Века протекали - все к счастью стремилось,

Все в мире по нескольку раз изменилось,

Одну только бог изменить забывал

Суровую долю крестьянки…

Посещая занятия в русском музее нашей школы, я заинтересовалась, как жили наши предки в далекие времена, как трудились, как наряжались, как вели домашнее хозяйство, как отмечали праздники. О тяжкой доле женщин я узнала и из стихотворений Н.А.Некрасова. Мне стало очень интересно, и я решила сравнить жизнь женщин-крестьянок тех времен с трудом и бытом русских женщин в настоящее время. Вот что я смогла узнать и хочу рассказать вам.

    ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ И МАТЕРИНСТВО

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет - словно солнце осветит!

Посмотрит - рублем подарит!»

Г
лавой семьи на Руси был муж. А жена и дети ему полностью подчинялись. Мужа для девушки подыскивали родители, и до свадьбы, как правило, она его не видела. После свадьбы ее новым «хозяином» становился муж. Выходить за пределы дома, знакомиться с кем-то, вести беседы жена могла лишь с разрешения мужа. Даже у себя дома, жена не имела права тайно от мужа есть или пить, получать или дарить подарки.

Семьи обычно были большие. Жена вела все домашнее хозяйство, воспитывала детей.

Руки крестьянки – от них зависело благополучие семьи. Они всё умели делать, никогда не знали отдыха, они защищали слабого, были добрыми и ласковыми ко всем родным и близким.

    ВЕДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА


Трудно, очень трудно жилось женщине-крестьянке. Много забот на ее плечах. И дом, и дети, и муж.

Обучение всем женским работам начиналось с раннего детства. Маленькие девочки с шести-семи лет уже помогали взрослым. Они сушили в поле лен, зимой пробовали прясти из него нити, старшие помогали приглядывать за младшими.


Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

Женщины трудились и зимой и летом, готовили пищу, ухаживали за скотом, занимались огородом, стирали, шили, пряли, ткали. Очень большое внимание уделялось дому. Женщины следили за чистотой, мыли и скребли пол, лавки, стол, а перед праздниками и стены.

    ТРУД ЖЕНЩИН В ПОЛЕ

В полном разгаре страда деревенская...,

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать....

Работой по дому у женщины был заполнен весь день, но летом они помогали мужьям и на сенокосе, жатве, при молотьбе.

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна...

Я видывал как она косит:

Что взмах-то готова копна!

Сенокос в русской деревне считался одной из приятнейших сельских работ. Очень часто на дальние луга крестьяне выезжали всей деревней. Женщины для работы надевали не только чистое белье, но даже одевались по-праздничному.

Косили косой, горбушами (серпами), все время согнувшись. Девушки дружно работали граблями, пели песни и шутили. Из сена делали копны, метали в стога. Каждая старалась сложить копну или стог покрасивее. Часто на лугу водили хороводы, играли на гармониках и жалейках. После сенокоса устраивали общий праздник.


Когда поспевало зерно, начиналась жатва. Женщины крестьянки были также сильны, проворны и выносливы как мужчины. Работая в поле, они пели песни связанные с жатвой.

(Песня):

Жали мы, жали,

Жали-пожинали-

Жнеи молодые,

Серпы золотые,

Нива долговая,

Постать широкая;

По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали,

В краю не бывали,

Людей не видали.

Перед наступлением осени зерно сушили и молотили цепами. И тут женщины работали наравне с мужчинами.

    РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Женская одежда состояла из длинной рубахи с рукавами. Поверх нее надевали сарафан или юбку-поневу. Голову покрывали платком.

Девушки могли ходить с открытой головой. Они заплетали одну косу и украшали голову лентой, обручем или венцом.

Одежду в крестьянской семье всегда делали женщины. Они обрабатывали лен, пряли из него нитки. Это была очень трудная работа. Женщины сами шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубахи у ее семьи, тем красивее на них узоры.

Большое значение уделялось вышивке. Она имела свой смысл. (Вышила женщина елочки - значит она желает человеку счастливой жизни. Родился у нее ребенок. И его простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ее ребенок).

10. ПРАЗДНИКИ

У мели русские женщины работать, умели и отдыхать.

УДелу - время, потехе - часФ, - так еще в старину говорили наши предки.

С особым размахом отмечались церковные праздники – Рождество со святками, Пасха, Крещение, Троица. Также много праздников было связано с посевной, сенокосом, уборкой урожая. Редкий праздник на Руси обходился без хороводов. Любое место подходило - и роща, и луг, и двор. Женщины и мужчины, старики и дети, но чаще всего девушки участвовали в хороводе. И обязательно звучали народные инструменты .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Труд женщин в прошлые времена

Труд женщин в настоящее время

Ведение домашнего хозяйства

Убирались в доме. Воду носили из колодцев, топили печь дровами, готовили в печи, стирали руками, ухаживали за скотом.

Моют дома вручную полы, окна, посуду, вытирают пыль, готовят пищу для всей семьи, в деревнях держат скотину, топят печь, носят воду из колодцев, часто стирают руками.

Труд женщин на земле

Женщины сеяли, жали, косили сено, метали в стога.

Работают на приусадебных участках, а в деревнях косят косами, заготавливают сено, работают в поле.

Рукоделие

Сами пряли, ткали, шили одежду всей семье.

Шьют своими руками, вышивают, штопают, подшивают, вяжут, украшают одежду.


Сравнивая жизнь женщин в прошлые времена и в настоящее время, я пришла к выводу, что русским женщинам всегда приходилось много трудиться. И сейчас, с появлением новых машин и механизмов, доля женского ручного труда остается очень высокой как в городских семьях, так и в селах и деревнях.

    ЛИТЕРАТУРА

- Интернет-ресурсы

- Произведения Н.А.Некрасова

- Л.С. Лаврентьева «Культура русского народа»

- Н. Майорова «Русская история»