Свадебные обряды на Руси. Старинные свадебные обряды

Красота и здоровье – в цене во все времена. Древняя Русь – не исключение. В старину существовали особенные стандарты, по которым подбирали будущих жен, и далеко не всякая девушка считалась потенциальной невестой. Так кого же женихи не жаловали и обходили десятой дорогой? Попробуем разобраться.

Свахи традиционно были основной «движущей силой» брака. Они всегда точно знали, где на селе есть девица на выданье, какого она здоровья, что имеет за душой и какова в хозяйстве. Они пристально следили, насколько девушка трудолюбива, оценивали внешность и покорность родителям. Немаловажен был возраст претендентки и особенные признаки, как говорится, «на перспективу».

Худышки не в цене

Худых на Руси откровенно не любили. Женихи их не жаловали. Почему? Все очень просто – излишне стройная молодуха могла быть «яловой», то есть, бесплодной. Даже современная медицина признает, что худоба не способствует зачатию и деторождению.

Считалось, что «ялица» не сумеет забеременеть. А если чудо все же случится, есть огромный риск мертворождения или потери дитя. К тому же, эти девушки, как правило, имеют узкий таз. В старину такие роженицы часто не могли разрешиться от бремени и умирали в родах. В большинстве случаев погибал и ребенок.

Худоба признавалась болезненностью. Достаточно вспомнить полотна с изображениями пышущих здоровьем румяных крестьянок. Только такие девицы считались идеалом. Ведь на женскую долю выпадало не только венки по полям плести, но и тащить на себе домашнее хозяйство. А это – многочисленные дети, огород, дом. Одним словом, требовалось невероятное количество энергии и сил. Излишне худая девушка с подобным бы не справилась.

Бытовало и такое мнение, что если невеста излишне худа, ее семья небогата. Крестьяне зажиточные желали видеть парой своему наследнику только равную по положению. Нахлебников не терпели и откровенно сживали со свету. Иными словами, худоба признавалась своего рода признаком вырождения, фатальным недостатком. Перспектив у подобной девушки выйти замуж было призрачно мало.

Целомудрие

Что бы ни говорила художественная литература, вопрос девственности среди крестьян стоял не слишком остро и не особо волновал потенциального жениха и родню. Напротив, женщина с ребенком ценилась намного больше той, что еще не познала счастья материнства. Ведь это значило, что невеста здорова и детородна. Следовательно, без особых проблем подарит будущему мужу наследников.

Внешность

Вопрос внешности для девицы на выданье был одним из острейших. Даже небольшая царапина могла испортить дело при сватовстве. То же относилось к банальному насморку или едва заметной болячке. Свахи примечали такие мельчайшие детали, которых не видел никто. Выровнять вышеуказанную ситуацию могло лишь богатое приданое.

Наличие у девушки какой-то болезни или (боже упаси!) увечья навсегда переводило ее в разряд «бракованных». Вопрос замужества для нее снимался. Родимые пятна на теле также считались признаком скрытой хвори.

Невест накануне свадьбы неусыпно охраняли, залечивали мельчайшие царапины и даже кормили только из родительских рук. Ведь во все времена находилось много доброжелателей, мечтающих сорвать бракосочетание. Подобная ситуация имела место в истории России. Желание государя Михаила Федоровича жениться на Марии, небогатой дворянке, натолкнулось на родительское противодействие.

Царица-мать невзлюбила будущую сноху, и девушка внезапно заболела. Причина открылась позже – пирожные с испорченными сливками, подсунутые «любящей свекровью». Мария выздоровела, ее организм оказался крепким. Однако помолвку пришлось расторгнуть. Так женское коварство повлияло на жизни молодых людей и, возможно, судьбу Руси.

Возрастной ценз

Возраст 12-15 лет считался идеальным для вступления в брак. При этом 12 лет – для девочек, 15 лет – для мальчиков. Примерно схожий возрастной «разброс» (2-3 года) существует и сейчас. Говорят, идеальная разница супругов – именно 2-3 года. Это мнение, безусловно, спорно, но имеет право на существование.

Если девушка не выходила замуж до 18 лет, она считалась «перестарком» и рисковала навеки остаться одинокой. Существовало общепринятое мнение, что такие невесты в чем-то «ненормальны», свахи ими уже не интересовались. Ведь только так «объяснялось» нежелание женихов связать с ними свою судьбу. Кто же захочет брать «бракованный товар»?

Древние традиции весьма интересны. Многие из них бытуют и по сей день. Наше право – соглашаться с ними или нет. Ведь счастье не имеет возраста и внешности. Оно – в душе.

Издавна русский народ свято соблюдал свадебные обряды. Хотя сегодня многие традиции изменены и существуют не том варианте, как двести и или сто лет назад, свадебные обряды народов сохраняются. Но многие молодые хотят соблюдать именно те традиции, которые были придуманы предками. Так как именно такие обряды на свадьбе помогали создать крепкий союз.

Наши предки соблюдали каждый русский свадебный обряд, в строгом порядке, и свадьба была не просто гулянием, а комплексом различных обрядов. Так свадебные обряды на Руси шли строго друг за другом и выполнялись неукоснительно.

  • Сватовство
  • Сговор
  • Девичник
  • Венчание
  • Брачная ночь
  • Свадебный пир

Все свадебные обряды на Руси, имели свое особое значение.

Сватовство - это, что-то, вроде переговоров между родителями молодых о условиях вступления в брак и последующим бракосочетании. Девичник являлся также неотъемлемой традицией на свадьбе и означал прощание девушки не только со своими подругами, но и с домом. Венчание подтверждало юридическую сторону брака, а вот уже брачную ночь считали подтверждением физической близости. На свадебном гулянии, как гласит русский свадебный обряд, гости должны были выразить общее одобрение брака.

Свадебные обряды и традиции: история

Свадебные обряды на Руси берут свое начало еще с языческих времен. Но полное уложение свадебные обряды получили приблизительно в четырнадцатом веке. Именно в этот период люди стали использовать такие понятия, как:

  • Свадьба
  • Жених
  • Невеста
  • Венчание
  • Сватовство

В истории сохранились не только летописи о свадебных пирах, но и различные зарисовки, которые рассказывают про русский свадебный обряд. С течением времени стали появляться различные свадебные костюмы, атрибуты, фольклор и другие вещи.

С появлением православия в свадебные обряды стали внедряться законы Церкви. Именно в этот период возникает венчание. По церковным законам уже нельзя было юридически оформить брак, если лица были не венчаны. Конечно некоторые правители, были против чтобы проводились и соблюдались свадебные обряды на Руси имевшие сакральное языческое значение. Царь Алексей издал даже указ о том, что народная свадьба должна наказываться.

Обряд на свадьбе: Сватовство

Это самая древний русский свадебный обряд, включающая в себя переговоры о дальнейшем бракосочетании. Наши предки вступали брак в раннем возрасте, и многие родители занимались сами выбором жениха или невесты для своего ребенка. Зачастую имя своего будущего супруга узнавали только за несколько дней до свадьбы. Сватовство, это одна из главных традиции на свадьбе и к ней подходили ответственно. На семейном совете родители решали, кто станет будущем женихом или невестой. Несмотря на свадебные обряды, мнение молодого человека спрашивали и учитывали. При выборе невесты всегда смотрели на её трудолюбие, хозяйственность, выносливость, а также на скромность и умение уважать слово мужчины. Такие девушки считались хорошими продолжательницами рода.

Материальное положение семьи невесты не учитывалось, свадебные обряды на Руси и не предполагали, что невеста должна быть богатой. Многие считали, что молодая семья должна сама нажить себе имущество. К выбору сватов подходили также тщательно, как и к выбору невесты. Именно эти люди представляли семью жениха и вели переговоры о дальнейшей свадьбе. В качестве сватов могли выступать крестные родители или родственники жениха. Чтобы соблюсти все свадебные обряды, на Руси приглашали профессиональных сватов, так, как именно эти люди должны были уговорить родителей невесты отдать свою дочь.

На сватовстве соблюдался каждый русский свадебный обряд, от них зависела будущая семейная жизнь. Именно в этот момент семьи девушки и парня знакомились и налаживали отношения. На сватовство приходили в определенные дни недели, так вторник воскресенье и суббота были лучшими днями для сватовства. Считалось, что именно эти дни могут повлиять на положительное решение.

В каждой губернии существовали свои личные обряды на свадьбе так, например Рязанской губернии мать жениха чертила перед сватами ареал и вгоняла их него, приговаривая различные заговоры, такой русский свадебный обряд помогал удачному замужеству. Часто свадебные традиции народов имели отличия.

После того, как сваты вошли в дом как предполагали свадебные обряды, они крестились у икон и снимали головные уборы. Также свадебные обряды на Руси запрещали садиться и подходить к столу без разрешения хозяев дома. Вход сватов сопровождался высказываниями: « у вас товар, у нас купец» или прямым оглашением цели прихода « мы пришли не языком чесать, а невесту искать». Свадебные обряды разных народов, могли отличаться, и сватовство проходило по-разному в каждом регионе.

Родители же невесты высказывали благодарность за предоставленную честь. Отец и мать должны были усадить сватов на почетное место и хорошо угощать. Но и сами сваты, исполняя свадебные обряды на Руси, приходили не с пустыми руками и несли с собой водку и хлеб. Если по какой-то причине жених не приглянулся родителям, отказ всегда был в деликатной форме: «наш товар не созрел» или «еще наша невеста молода, нужно подождать», такое право давал русский свадебный обряд. Зачастую родители девушки давали согласие сватам, так как свадьба и сватовство планировались ими заранее. Бывали такие случаи, что жених жил в другом населенном пункте и родители невесты просили время на раздумья - русский свадебный обряд вполне это позволял.

На этом этапе обсуждалось не только согласие на свадьбу, но и траты, размер приданного, размер выкупа за невесту и количество приглашаемых гостей. В богатых семьях составлялся брачный договор, что не нарушало свадебные обряды, где указывались все пункты дальнейшего мероприятия. После чего обе стороны обсуждали время сговора, не нарушая обряды на свадьбе.

Свадебный обряд: Смотрины жениха

Свадебные обряды на Руси включали в себя и смотрины жениха. Родственники и родители невесты приезжали в дом жениха, для того чтобы увидеть его дом, хозяйство и имущественное положение. Родственники со стороны жениха показывали родителям невесты все богатство, которое у них было: скот, земли, посадки, дом, транспорт и т.д. Если же семьи до этого знакомы не были, то все имущество осматривалось тщательно, что усугубляло положение жениха. Обряды на свадьбе гласили что «смотрящих» необходимо пригласить за стол, угостить, и даже задобрить. Также рассказывали все предания о семье. Если сторона невесты была не удовлетворена положением жениха, то следовал отказ, и сватовство расторгалось, что случалось крайне редко. Родителей чаще удовлетворяло положение молодого человека и по традиции на свадьбе, их звали в свой дом.

Так еще на этом этапе молодым, предоставлялась возможность увидеть друг друга, если ранее они не были знакомы или жениха выбирали родители. На смотринах родители жениха и его неженатые друзья посещали дом невесты. В свою очередь обряды на свадьбе обязывали, чтобы невесту одевали в праздничное платье, ставили в центр избы и просили пройтись. Обряды на свадьбе допускали, чтобы на таком мероприятии участвовали и незамужние подруги, которым выпадала возможность найти себе жениха. После прохода невесты по дому, к ней подходил жених, и они, соблюдая обряды на свадьбе, становились в «красный» угол, и произносили клятву.

Девушка по традиции на свадьбе имела возможность и отказаться от замужества, если молодой человек ей пришелся не по нраву, о чем оповещала родителей. Она выходила из горницы переодевалась в повседневную одежду и возвращалась назад, это означало отказ девушки от дальнейшей свадьбы.

Помолвка

Через несколько недель семьи вновь встречались в доме невесты, соблюдая свадебные традиции народов, происходил сговор. Т.е это формальное закрепление уже принятого решения о будущей свадьбе. Перед самим обрядом родители договаривались о тратах и дне венчания. Невеста в свою очередь не всерьез говорила, что родители сами вынуждают её выходить замуж и прощаться с вольной жизнью.

После того как родители уладили все вопросы о свадьбе, отцы соблюдая свадебные традиции в России, бьют друг другу по рукам. Родители вставали напротив и с обмотанной рукой «били по рукам», это обозначало, что все вопросы решены, и девушка уже готова выходить замуж. В некоторых губерниях и уездах руки били над столом, где стоял каравай. После ритуала, отцы брали каравай в руки, разламывали его.

После этой процедуры мать брала руки молодых, скрепляла их и подтверждала, что она согласна на союз. Заканчивалось все это чтением молитвы и пиром в доме невесты.

Жених в свою очередь дарил девушке кольцо, чем подтверждал свои намеренья. Невеста, приняв кольцо, уже не могла отказаться от своего решения. Отказ от свадьбы считался грехом и унижением чести не только своей семьи, но и семьи жениха.

Девичник

Девичник у наших предков не был таким, как у современных девушек. Этот обычай проходил в доме девушке, где она прощалась со своей вольной жизнью. Соблюдая традиции на свадьбе, девичник начинался сразу после помолвки. Эта свадебная традиция сопровождалась плетением и расплетением косы невесты.

  • Близкие подруги невесты заплетали тугую косу.
  • В нее вплетали украшения: цветы, бусы, ленты, тесьму, и даже вшивали нитку. Чем труднее расплетается коса, тем больше выкуп будет со стороны друзей жениха.
  • Плетение косы это грустная и печальная традиция, девушки приговаривали и пели печальные куплеты.
  • После того, как коса была готова, звали дружку жениха и просили выкуп за невесту.
  • После получения выкупа девушке расплетали косу. Это символизировало полный переход во владения мужа. Но такие свадебные традиции народов, были не везде.

После этого обряда подруги брали невесту и вели в баню. Сопровождал их колонну друг жениха:

  • он шел впереди
  • читал заговоры
  • обсыпал девушку рисом.

Наши предки верили, что это помогает отогнать плохих духов. Мытье проходило достаточно большое время и также сопровождалось различными песнями и причитаниями.

Свадебный поезд

С самого утра, соблюдая свадебные традиции России, в доме жениха собирались все родственники и друзья. Они готовили угощения и каравай к торжеству. Парень отправлялся в дом невесты со своими друзьями, родители жениха же оставались дома и на венчанье не присутствовали. Свадебных лошадей по традиции русской свадьбы, готовили с поздней ночи и до утра, их мыли, кормили и украшали различными лентами, колокольчиками и бубенцами. Если свадьба была запланирована зимой, то в коней впрягали украшенные сани.

Дружка жениха заранее прокладывал маршрут до дома невесты, выбирая ровную дорогу и соблюдая традиции на свадьбе. Дорога символизировала будущую жизнь молодых, если она была ровная, то и супружеская жизнь предвещала быть гладкой, но если дорога была ухабиста, семейная жизнь молодых будет проходить в ругани и размолвках.

У самого дома невесты останавливался свадебный кортеж, где подруги невесты пели грустные песни о женихе, который разлучал их с подругой. Соблюдая свадебные традиции народов, друг жениха возглавлял свадебный поезд и очищал дорогу от нечистой силы. По прибытию к дому невесты, её подруги просили щедрый выкуп у жениха. После того, как парень отдавал выкуп и проходил все испытания, девушки открывали запертые ворота. Подруги все это время пели песни и шуточные частушки, пытались отвадить жениха, и спасти подругу от замужества, что предполагала по традиции русской свадьбы. Так как если верить древним преданиям, то именно замужество является гибелью для женщины. Но предки свято, соблюдали свадебные традиции.

После входа во двор невесты все люди садились за стол и угощались приготовленными яствами. Только жених и не веста не могли, есть, и пить, так как перед венчанием они должны были полностью отчистить тело и разум от «плотских» удовольствий. После непродолжительного банкета, вставал отец невесты с обращением к жениху и говорил о том, что он передает жениху, в полное распоряжение свою дочь.

Свадебный обряд на Руси: Венчание

Венчание является главным и важным этапом в свадьбе. Оно происходит, а Православной Церкви и совмещает не только русские свадебные традиции, но и юридически значимое действие. Ритуал проводил священник, который спрашивал согласие у молодых и накладывал после этого, брачный венец, который символизировал Божье согласие. Люди верили, что именно свадебный день душа жениха и невесты более уязвима и поэтому, когда поезд следовал в Храм, людям нельзя было смотреть назад, а звон колокольчиков и бубенцов отпугивал бесов.

Русский свадебный обряд: Свадебный стол

После того, как заканчивался обряд венчания, молодые ехали в родительский дом мужа. Там стояли столы с угощениями, свадебный стол устанавливался буквой «Г», а гостей размещали по родству, чем роднее гость, тем ближе он сидел к молодым. На столах вначале больше всего было хлеба и пирогов. А затем после того, как усядутся гости, подавались хмельные напитки и большое количество еды, которая должна была быть строго в четном количестве, это символизировало успех и счастливую жизнь.

Пир начинался после того, как молодая жена войдет в дом. Входила она с закрытым лицом, а отец мужа краюшкой ржаного хлеба поднимал ткань с лица девушки. Эта традиция символизировала то, что молодая стала новым членом семьи. На свадебном застолье новые муж и жена не ели и не пили, их приборы были обвязаны лентой, а тарелки перевернуты.

В конце свадебного пира соблюдая свадебные традиции в России, мужа и жену уводили в другую комнату и там уже накрывали стол. Девушку опять переодевали в свадебный наряд и снова выводили к гостям. К тому времени в дом молодого мужа приезжали родственники и друзья девушки, которых усаживали за стол. Все родственники соблюдали традиции после свадьбы. Далее все гости начинали одаривать молодую семью подарками, которые укладывали на специальное ранее приготовленное блюдо. После одаривания молодых им позволялось, есть, но не все, а только кашу, хлеб, яйца и молоко. Но ели и пили они исключительно из одной тарелки, это показывало, что теперь у супругов общий быт. Некоторые традиции на свадьбе, отличаются от современных.

Первая ночь

Брачная ночь символизировала, что молодые вступили в физическое скрепление. Не обходя русскую свадебную традицию, готовили постель исключительно из дорогого белья, и только мать, сестра и свашка жениха. Под кровать укладывали дрова и кочергу. Комнату окуривали травами, изгоняя злых духов. Такие традиции после свадьбы имели большое значение.

Утром после брачной ночи, гости приходили будить пару. Это было необходимо для проверки целомудрия девушки. В некоторых губерниях брачная простыня вывешивалась на улицу, что показывало всем присутствующим о целомудрии девушки.

Если вам интересно, как проходят свадьбы в других странах - читайте .

Многие люди задаются вопросом, откуда взялась красивая традиция проводить свадьбу? Почему проводят мальчишник и девичник? Почему невеста должна быть в белом платье? Что означает фата?
Оказывается, все свадебные традиции и обычаи прямиком пришли к нам от наших предков. История свадебных обычаев на Руси и бракосочетания берет свои истоки еще со времен Древней Руси.

Свадебные обряды на Руси

Главным условиям славяне считали, что невеста должна была соответствовать жениху по статусу, в том числе материальному. Если семья девушки жила в богатстве, то и жениха выбирали не ниже рангом. Интересный факт, жених мог даже не видеть свою будущую жену в лицо, как и она будущего мужа. Жену для сына выбирали родители. Увидеться они могли только во время свадебного торжества. Невеста могла быть довольно молодой, не старше тринадцати лет. В столь юном возрасте уже все умела делать по хозяйству, шить, готовить. Считалось, что свадьбу нужно проводить либо осенью, либо зимой. Покров — священный праздник, который чтили славяне. Покров благословляет молодых супругов на долгую семейную, счастливую жизнь.

Свадебные обряды в Древней Руси проходили в три этапа.Сначала пора подготовки. Этот этап назывался предвенчальным. В него входили сватовство, знакомство с родителями, девичник, подготовка приданого.

Сватовство

После того, как пара решила соединить себя узами брака, семья девушки активно готовилась к встрече жениха и его родителей. Тестя и тещу называли сватами. Это название родни так и осталось по наши дни. Накрывали большой стол с белой скатертью. Готовили вкусный обед. Молодой парень не должен был просто прийти, тем более один и с пустыми руками. Он должен был приехать вместе со всеми родственниками, отцом, дедом, братьями на телеге, запряженной лошадьми. Все украшено лентами и колокольчиками, чтобы было видно всем, что люди едут свататься. Невеста должна была услышать подъезжающего жениха и выбежать встречать.

Все знакомились. Молодой жених одаривал подарками родителей. Будущему свекру дарил вино, мясо, тулуп, жилет из шкуры животного. Бобра, лисицы, медведя. Ритуал подарка означал высокое уважение и серьезные намерения насчет их дочери.

Приданое

После благословения родителей назначалась дата свадьбы. Потом девушка начинает готовить себе приданое. Ей помогала мать, старшая сестра, бабушка. Приданое было разное и зависело все от того же семейного статуса:

  • платья;
  • шубы;
  • посуда;
  • картины;
  • шторы;
  • постельное белье, одеяло, покрывало;
  • ковры.

Девичник и мальчишник

Новоиспеченная невеста проводила девичник. Проводили его накануне предстоящей свадьбы, за три дня. Это не веселая вечеринка подруг с подарками, как у нас сейчас. Все было совсем по-другому.
В Древней Руси невеста собирала всех женщин села, подруг, родственниц. Обязательно приглашала в дом вытницу. Этих женщин на Руси было очень мало, поэтому были в почете среди славян. Вытница пела страдальческую песню, а девушка плакала. Так было принято прощаться с молодостью, своей беззаботной юностью, родительским домом. Она обязательно должна была плакать, иначе ждал несчастливый брак.

После этого девушка звала всех женщин в свой дом за стол. Пили вино, ели, плакали. Она дарила всем женщинам два пояска. Потом все начинали петь песни. Пели и пели, а если родители разрешали дочери выйти из дома, то они шли в поле (летом) или ездили на санях (зимой), пели песни громко хором. Потом девушка отправлялась вместе с лучшими подругами в баню, которые ее мыли к предстоящей свадьбе.
А вот у жениха, все было не так весело. Он просто шел один в баню и ему нужно было всю ночь молчать.

Свадьба

Второй этап старинного свадебного обряда на Руси назывался свадебным, конечно же, включал в себя само торжество.Первый обряд свадьбы на Руси начинался рано на рассвете. Будущая жена читала в доме будущего мужа разные заклинания от сглаза.

Выкуп

Потом приезжал жених за своей невестой, но чтобы ее забрать, а точнее до нее добраться, ему предстояло выполнить много нелегких заданий. Все проходило весело. В нем участвовала вся родня со стороны невесты. Сначала перегораживали въезд жениху в саму деревню. Потом к воротам. Если жених не мог справиться с препятствием, тогда ему приходилось платить монетой. Они не пытались его обобрать до нитки. Так гласили традиции. Разрешалось помогать только другу-свидетелю.

Сам обряд свадьбы на Руси проходил в веселой, торжественной обстановке. Молодых при входе в место церемонии мать жениха посыпала обоих овсом и пшеном. Этот обряд означал богатство в будущей семье.

На свадьбу звали всех, от мала до велика. Соседей, друзей и всю родню. На свадьбу мог прийти любой человек, даже незнакомый.

Что было принято дарить на свадьбу

Согласно древнерусским традициям, молодоженам было принято дарить

  • белые полотенца с красивой бахромой;
  • плетку, чтобы жена не забывала, кто в доме хозяин, где ее место;
  • различные кухонные принадлежности;
  • изделия из фарфора, хрусталя.

Внимание

Одаривали не только молодых, но и родителей брачующихся.


Богатая свадьба на Руси, традиции которой дошли и до наших дней, выглядела согласно статусу жениха. Если жених богат, то и праздничный стол богат. Много мяса, свежих продуктов, вина, соленье. Если жених был беден, то и свадебный стол был беден и скромен.

Почему невеста надевала белое платье.

Белое платье славяне считали показателем невинности и душевной чистоты девушки. Если девушка не была невинной, она не имела права надевать белого платья. Это наказывалось и считалось как неуважение к русским традициям.
Букет девушки собирала свекровь из полевых цветов, которые находили даже зимой. Так гласили традиции. На Руси свадьба была праздником для всего села. Все пели и танцевали. Длилась свадьба ровно три дня. Это делалось специально, чтобы проверить выдержку молодых. Им приходилось высиживать все три дня, иначе счастье не видать.

На второй свадебный день, молодые уходили в заранее подготовленное родственниками для них ложе, которое могло быть в хлеву, на сеновале или в бане. Потом любой мог прийти туда и посмотреть рубаху невесты, доказывающую ее невинность. Вот так и проходили свадьбы на Руси. Традиции очень интересные и не придуманы из головы.

После возвращения молодых супругов на свадебное торжество, сваха снимала с невесты фату и надевала кику. Головной убор, который означал, что невеста больше не девочка, а теперь жена, хозяйка в доме, будущая мать.

Свадебные обряды славян до сих пор пользуются спросом у нынешних молодоженов. Люди десятилетиями хранят обычаи и традиции предков.

Славянские свадебные обряды любятся многими современными людьми. Организаторы свадеб всегда включают многие обычаи и традиции из древности.

После свадьбы

Вот и прошли три свадебных дня. Теперь молодые начинают жить вдвоем. Жених всегда заносил невесту в дом на руках. Это считалось хорошим поверьем. Так он говорил домовому, что теперь хозяйка тут женщина.
Женщина и мужчина хранят верность друг другу до конца, потому что во время брачной церемонии дали клятву перед Богом. Это считалось важным обрядом на Руси. На свадьбе случился их первый поцелуй. С годами появлялась любовь другу к другу и уважение.

Если семья жила счастливо, богато, то это означало, что они провели все необходимые обряды во время свадьбы и придерживались древнерусских традиций. Платье женщина хранила в сундуке и доставала только, чтобы отдать его своей дочери. Но это было не обязательно. Платье могла сшить сама девушка с подругами.
Когда муж умирал, то жена оставалась вдовой на всю жизнь, она больше не могла выйти замуж.

Вот такие интересные традиции пришли к нам из Древней Руси. Все обычаи не были выдуманы на пустом месте, они несли в себе целую историю, которая дошла и до наших дней.

Считается, что в языческой Руси свадеб не было. В те времена между соседними деревнями и селами часто затевались игры, собирались девушки и молодые люди, водили хороводы, пели — и брак заключался очень просто: мужчина сам выбирал себе жену и уводил ее в свой дом, но только при ее согласии. Даже в те далекие времена женщина имела право выбора, чего почти полностью лишилась в XVIII-XIX веках, когда во множестве случаев родители подбирали дочери выгодного жениха, пусть он стар и нехорош собой, зато богатый. И перечить девушка не смела.

Наряду с этим насыщенная богатейшим фактическим материалом «Повесть временных лет» рассказывает очень романтическую историю любви и женитьбы КНЯЗЯ Игоря и Ольги. Новобрачных осыпали хмелем, чтобы жизнь была богатой. Нам, конечно, интересен праздничный наряд невесты. Все украшения, ткани привозились Игорем из Византии, и надо сказать, ткани были не менее драгоценны, чем украшения. Платье понизу украшено вышивкой, так же как и ворот, и рукава.

В те времена орнаменты вышивки имели глубоко магический и оберегающий смысл. Фаты не существовало, на голову набрасывали красивый платок, чтобы волосы не были видны. Полагали, это тоже предохраняет от сглаза. Возможно, в более поздние времена именно фата заменила платок.

К середине XIII века сложилась свадебная тер-минология: «жених», «невеста», «женитьба», «сваты», «венчание», «свадьба» и др. Уже и на Руси появляется брачный договор — ряд, который составляли сваты или родственники. В рядных записях подробно указывался размер приданого, пре-дусматривалась выплата значительной неустойки, как отступного в случае отказа жениха от брака, часто заботливые отцы включали пункт, запрещающий бить жену или плохо с ней обращаться. Ряд имел юридическую силу.

Однако прежде всего было сватовство.

Толковый словарь Даля дает следующее опреде-ление данному обряду: «Сватовство — предложение девице, а более родителям ее, отдать ее замуж за такого-то». Между тем, жених не обязан свататься сам, это можно поручить сделать его родителям, иногда обязанности по сватовству принимали на себя крестные родители или близкие родственники.

На Руси в старину жених присылал в дом невесты подготовленных им людей, чтобы договориться о возможности свадьбы. Чаще всего это была сваха, а иногда и родители жениха или ближайшие родственники-мужчины. Разговор принято было заводить очень издалека, он всегда развивался по определенному сюжету и не принуждал родных не-весты давать определенный ответ сразу же. Если того требовали обстоятельства (например, нерешительность со стороны родственников невесты, продолжительное раздумье ее родителей и т.п.), сва-тов можно было засылать до 3-4 раз. Принимая предложение жениха, родители невесты разрезали принесенный сватами хлеб, перед тем как возвра-тить его. В случае же отказа хлеб возвращался сватам целым.

Далеко не всегда сразу давали согласие на брак, часто договаривались встретиться через неделю-две. За это время родители невесты старались узнать, насколько в роду жениха работящие мужчины, нет ли пьяниц или больных. Возможно, и это обстоятельство объясняет, почему прежние поколения были значительнее здоровее нас. Кто сейчас будет наводить справки о здоровье родни жениха или невесты? Кстати, во многих зарубежных странах и сейчас перед свадьбой необходимо представить справку о состоянии здоровья.

Чтобы обеспечить успешное сватовство, нужно было соблюсти множество традиций и примет. Так, во избежание сглаза, отправлялись сватать после захода солнца. По дороге в дом невесты сваты старались ни с кем не встречаться и не разговаривать. По уходу сватов кто-либо из домашних жениха (обычно одна из женщин) связывал все ухваты и кочерги вместе — чтобы делу сопутствовала удача. Дни недели играли важную роль — среда и пятница, например, считались неподходящими днями для любых свадебных затей. Такие числа месяца, как 3—, 5-, 7- и 9-е, в любых предсвадебных и свадебных процедурах играли своеобразную обрядовую роль, считаясь счастливыми. А вот 13-е число считалось худшим днем для сватовства и женитьбы и его старались избегать.

Если на сватовство отправлялся сам жених, ему следовало иметь с собой два букета, первый для невесты, второй для ее матери. По древнеславянскому обычаю, предлагая руку и сердце, обращаются к родителям избранницы. Жених говорит им о силе и глубине своих чувств к их дочери. А после успешного сватовства будущие молодые договариваются об объявлении помолвки и определяют подходящую для нее дату.

Помолвка на старой Руси именовалась сговором и являлась наиболее важным предсвадебным обрядом. Родители обеих сторон садились напротив друг друга и какое-то время молчали, так было принято. После этого они составляли уговор и писали так называемую «рядную записку», где указывалось, в какое время состоится свадьба.

В доме невесты дворянского происхождения устраивали бал с угощениями, где ее отец представлял собравшимся будущих молодых и торжественно объявлял об их помолвке. Затем следовали официальные поздравления всех присутствующих. Когда церемония поздравления завершалась, жених и невеста открывали бал вальсом.

В городских семьях, что победнее, помолвка не была столь пышной. Скромно проходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего священнослужитель совершал обряд благословения. Духовное лицо обязательно присутствовало и при отдаче денежной части приданого, отец невесты передавал всю оговоренную заранее сумму отцу жениха.

В небольших деревнях на помолвке всегда присутствовали близкие родственники с обеих сторон. Жениха с невестой родители благословляли иконой, а затем по традиции происходил обмен хлебом-солью. Далее отцы жениха и невесты поочередно отвешивали друг другу по семь поклонов, ударяли по рукам и во всеуслышание обещали завершить начатое дело в согласии. Получив родительское благословение, невеста сразу же выходила на крыльцо и, поклонившись те же семь раз по всем сторонам, объявляла собравшимся у ее дома подругам и соседям, что она окончательно засватана.

Помолвку вполне можно назвать предварительным договором о заключении брака. Веками это со-бытие было важнейшим в жизни людей, порою даже важней самой свадьбы. Сбылись девичьи мечты, довольны родители и впереди радостные хлопоты. Любопытно, что еще в петровские времена помолвка сопровождалось обменом кольцами (отсюда слово «обручение»). Лишь в 1775 году при Екатерине II обмен кольцами был по велению святейшего Синода объединен с венчанием. Даже белый цвет платья вошел в моду при этой царице.

Сама свадьба была необыкновенно красочной и веселой. Излюбленным цветом был красный — обе-рег. В одежде присутствующих сочетались тоже яркие, сочные цвета: алый, синий, зеленый с желтым.

На Руси издревле символом девичьей красы считалась коса. Позднее появились прически девичьи и женские. После замужества волосы заплетали в две косы и обязательно прикрывали голову платком. Не было большего оскорбления для замужней женщины, чем сорвать с ее головы платок.

Старинная русская свадьба считается сложным, но мудрым и красивым спектаклем с великим множеством примет и поверий. Их свято соблюдали, поскольку свадебный ритуал накладывал отпечаток на всю последующую совместную жизнь молодых. Однако свадьба — не только акт торжества, но и все то, что ему предшествует и что за ним последует.

Накануне свадьбы для невесты обязательно топили баню. Она знаменовала прощание с родным домом и девичеством. В баню невесту вели под руки подруги. Они несли украшенный тряпичками веник, а после бани расчесывали невесте волосы и последний раз плели девичью косу. А потом в доме невесты начинался веселый девичник.

Существовало убеждение, что если при совершившемся христианском церковном обряде не было сватовства, «закрывания» невесты и обязательного «пира на весь мир», общество не признавало этот брак и не считало свадьбу действительной. И еще очень долго на Руси свадебный обряд был для общественного мнения важнее церковного венчания.

В утро перед свадьбой невеста прощалась с родителями и подругами, ее наряжали и причесывали. За невестой всегда приезжали, даже если она жила совсем рядом. А в доме жениха в это время готовились к выкупу невесты. Прежде чем добраться до невесты, жениху приходилось преодолевать немало препятствий. И в этом тоже есть свой глубокий смысл — ведь за счастье надо сперва побороться. «Свадебный поезд» всегда мог натолкнуться на какую-нибудь засаду, и тогда лишь от щедрости жениха зависело, как скоро он увидит свою избранницу: много крупных и мелких монет предстояло ему раздать на своем пути к дому невесты. По традиции переговоры с представителями невесты вел дружка. Он также выкупал и косу невесты, и место рядом с ней, а для этого дружке необходимо было отгадать загадки и одарить всех подружек невесты деньгами, лентами и сладостями. Ну, а после того, как все испытания оставались позади, жених занимал за праздничным столом место рядом со своей избранницей, обычно на возвышении, вокруг же рассаживались в соответствии со своими чина-ми гости и родственники. Пышный свадебный пир длился целых 3 дня, и каждый день имел собственное, строго установленное расписание.

Скажем несколько слов о свадебном сарафане. Впервые «сарафан» как женская одежда упоминается в XVII веке. Это было одеяние в виде платья с рукавами, и многие исследователи полагают, что до того такой одежды не существовало. В XVII веке Елена Глинская венчается с Василием III. Согласуясь с канонами церковного облачения, для этого события создается новая конструкция, упоминаемая в русских летописных книгах как «сарафан». Золотой парчовый сарафан был одеждой царицы, его носили только члены царской семьи.

В 1762 году Екатерина разрешила носить сарафаны всем слоям населения, правда, шились они из других тканей, нежели царские. А в конце XVIII века, когда дворяне и богатое купечество перешли на ношение гардероба европейского, сарафан превратился в одежду для небогатых людей. Постепенно он стал только крестьянской одеждой.

Девичий свадебный сарафан надевали с кисейными «рукавами», дополняли лентой, шелковым платком. Вообще же, сарафаны украшали оборками, кантами из тесьмы, кисейными лентами, полосками контрастных тканей и обязательно охватывали красивыми поясами. Поверх сарафана надевали коротену (в нашем понимании, короткий, до талии, жакет с длинными рукавами, впереди доходящий до середины груди, чтобы был виден перед платья), завершался наряд головным убором цилиндрической формы из парчи, украшенным на затылке широкими шелковыми лентами, каскадом спускавшимися по спине. Шалью с яркой каймой окутывали фигуру, драпировали ее на груди, переплетали на талии.

Вернемся, однако, к свадьбе. По сценарию, для всех ее участников были распределены роли. Жених — это князь, невеста, соответственно, княгиня. Почетные гости и близкая родня — большие бояре, а дальняя родня и все остальные гости — бояре меньшие. Высокие звания, присваиваемые на время свадьбы, позволяли людям чувствовать себя почти великими. Во всех свадьбах участвовал дружка — то есть женатый мужчина, хорошо знающий ритуал, задачей дружки было занимать и веселить гостей, а также подбадривать жениха (в наше время эти обязанности чаще всего выполняет тамада); вместе с дружкой несли свои обрядовые обязанности сват и сваха.

Что касается «умыкания» невест, это было достаточно часто, и объяснялось той простой причиной, что у жениха с невестой не было денег. Этот факт был нежелателен, но, по крайней мере, всем понятен.

Свадебный пир длился не у всех одинаково долго. Все зависело от социального положения новобрачных. Что касается фамилий аристократических, то основная масса приглашенных гостей утром присылала в дом подарки, потом новобрачные в сопровождении близких шли в церковь на венчание, вечером молодые отдыхали или сразу отправлялись в путешествие.

Купечество праздновало свадьбу несколько дней, насколько денег хватит, но гостей тоже выбирали.

А вот в деревне гуляли все, и, конечно, ни о каком свадебном путешествии речи не шло.

Хотя разводы не практиковались и семьи считались крепкими, но о любви не говорили. Все решали родители, в любых социальных слоях, по поговорке «стерпится — слюбится». Иначе не было бы Катерины из «Грозы» Островского или Анны Карениной. Может быть, свекровь Катерины и относилась к ней так плохо, что сердцем чуяла, не любит та ее сына. Да и самая современная мать не сможет относиться к невестке иначе в подобных обстоятельствах.

У меня соседка выходила замуж как раз по принципу «стерпится — слюбится». Когда она через год приехала домой уже рожать, первой ее фразой была: «Никогда не стерпится, никогда не слюбится». Так-то!

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

Сватовство

Сватовство - это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины


Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитие


Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси - это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» - последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи


Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор - оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"


Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"


«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.