Прошлое и настоящее ларисы огудаловой. Трагедия Ларисы Огудаловой

А.Н.Островский – мастер русской драмы 19 века. В своих пьесах он поднимал актуальные для своего времени вопросы. Многие из них и сегодня волнуют читателя.Не случайно пьесы драматурга повсеместно идут в наших театрах, его произведения широко экранизируются.Например,блистательный фильм «Жестокий романс « снят по пьесе Островского «Бесприданница».Проблемы,поднятые автором в этом произведении,важны во все времена.Это разговор о предательстве и верности,о бездуховности и власти денег,о смысле жизни и ценности человека,о богатстве и бедности.Но главная,на мой взгляд,проблема – это власть чистогана, бездуховных богачей над неимущим человеком,превращение его в предмет купли – продажи, в вещь.История очень известная.Красивая,молодая,образованная девушка полюбила богача.Поверила в возможность счастья с прожигателем жизни.Девушка небогата, поэтому зависима. И всё кончается трагически.Главная героиня пьесы Лариса Огудалова –восторженная,романтическая натура, живёт сердцем,стремится испытать яркие сильные,страстные чувства. Её любовь к негодяю Паратову искренна и уникальна.Она любит одного – единственного,верит ему безраздельно,готова на любые жертвы.Другое дело,что её избранник не достоин её любви и преданности. Да и вообще ни один из претендентов на её внимание не достоин её : ни Паратов,но Кнуров,ни Вожеватов,ни Карандышев.Она противопоставлена им всем,потому что каждый из них расценивает её как предмет исполнения своих прихотей.Паратов пользуется её красотой и невинностью. Для Вожеватова и Кнурова Лариса – яркая и роскошная игрушка,предмет торга и розыгрыша в орлянку,даже для Карандышева – она не предмет любви,а лишь мостик для попадания в мир имущих,поближе к таким,как Паратов.Автор рисует свою героиню отчаявшейся и потерянной девушкой.Все надежды на счастье – рухнули после откровений возлюбленного,который признаётся в скорой женитьбе ради поправления своих материальных проблем. Ларисе в новой жизни Паратова места нет.Девиз мира,в котором благоденствуют подлецы,в котором потеряли ценность честь,любовь,верность таков:»Всякому товару – цена есть «Товаром же оказывается живой человек – Лариса. Паратов выступает в драме как продавец живого.Он продаёт пароход «Ласточка» ,а имя Лариса означает «чайка « .Светский щёголь продаёт (предаёт) и ещё одну птицу,на сей раз живую – Чайку -Ларису.Нет предела человеческому бездушию и цинизму.И перенести это тоже нет сил.Именно поэтому выстрел Карандышева Лариса воспринимает как избавление от испепеляющей душевной боли.Перед смертью она осознает,что её все воспринимают как вещь. Автор не только сам сочувствует своей героине,но и вызывает сочувствие к ней у своих читателей. Мы скорбим по безвременно ушедшей и не обретшей счастья девушке.Мы ненавидим её обидчиков,мы сожалеем о её горьком одиночестве, понимая.что если в обществе всё меряется деньгами,то чистому, светлому,искреннему человеку нет в нём места.Об этом говорил и Карамзин в повести «Бедная Лиза». Героиня,полюбив светского молодого человека,гибнет после того,как он бросает её ради богатой невесты. Известна «Американская трагедия « Драйзера.Сюжет предательства любви – один из вечных сюжетов.Для нас сегодня важно,чтобы в наших сердцах жили милосердие,сострадание и чувства чести и долга.

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.

А.Н. Островский создал удивительную галерею характеров русского человека. Главными персонажами становились представители купеческого сословия - от "домостроевских" тиранов до настоящих дельцов. Не менее яркими и выразительными у драматурга получались и женские образы. Некоторые из них походили на героинь И.С. Тургенева: они были такими же смелыми и решительными, имели горячие сердца и никогда не отказывались от своих чувств. Ниже представлен анализ "Бесприданницы" Островского, где главная героиня - яркая личность, отличавшаяся от людей, которые ее окружали.

История создания

Анализ "Бесприданницы" Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.

Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде - убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа "Бесприданницы" Островского - это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова - главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она - гордая девушка. Ее главный недостаток - это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов - дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Юлий Капитоныч Карандышев - мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель - завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов - молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров - пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он - женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова - мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон - актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Один из пунктов анализа "Бесприданницы" Островского - это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов - богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она - бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Образ Ларисы Огудаловой

В анализе "Бесприданницы" Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило - это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.

Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой - никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.

В анализе "Бесприданницы" Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она - вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.

Образ Юрия Карандышева

В анализе пьесы "Бесприданница" Островского можно рассмотреть и образ жениха героини. Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей.

Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ "Грозы" и "Бесприданницы" Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини - яркие личности, а их избранники - слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она - вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе - она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Сценические постановки

В анализе драмы Островского "Бесприданница" можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник. Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.

Анализ произведения Островского "Бесприданница" позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.

Лариса Огудалова образ и характеристика героини пьесы Бесприданница

План

1. Введение

2.Лариса в "цыганском таборе"

3.Любовь

4.Первый шаг в бездну

5.Второй шаг

6.Заключение

Пьеса " " считается одним из лучших произведений . Ее главная героиня олицетворяет собой множество несчастных русских девушек, не имеющих наследства. Лариса Огудалова обладает всеми достоинствами (красотой, образованием, художественным вкусом), но отсутствие денег мешает ей удачно выйти замуж. Неопределенное положение делает Ларису всего лишь игрушкой в чужих руках, поэтому даже свою смерть она встречает с благодарностью.

Мать Ларисы всеми силами старается устроить судьбу своей дочери. По-своему она права, приглашая в дом всевозможных кавалеров. Но Харита Игнатьевна не понимает, какой стыд это приносит ее бедной дочери. Лариса окружена толпой поклонников, которые хоть и ухаживает за ней, но никогда не осмелятся взять бесприданницу в жены. Беда Ларисы состоит в том, что она не обладает материнской хитростью и изворотливостью. Для этого девушка слишком чиста и возвышенна.

Мысль о деньгах вообще не приходит ей в голову. Мечта Ларисы состоит в том, чтобы ей встретился человек, который по достоинству оценит ее душевные качества и полюбит. Она нисколько не старается привлечь к себе внимание, заманить в свои сети. Лариса бесконечно ценит правду и не боится говорить ее. Постепенно жизнь в "цыганском таборе" становится для девушки невыносимой. Она стоит на грани того, чтобы использовать любую возможность для перемены своего положения.

Настоящим спасением для Ларисы представляется Паратов. Она влюбляется в этого мужественного человека. Деньги Паратова не имеют для Лариса никакого значения. Она впервые увидела мужчину, который ее оценил. Внезапный отъезд Паратова становится для Ларисы тяжелым ударом. Она была уверена, что любовь взаимна. Чистота девушки не позволяет ей даже и задуматься над тем, что ее могли обмануть.

Оставшись одна в прежнем безвыходном положении, Лариса наконец решается на крайнее средство. Свадьба с ничтожным Карандашевым не принесет ей счастья, зато создаст устойчивое общественное положение. Лариса не стесняясь высказывает своему жениху все, что о нем думает. Она предупреждает Карандашева, что приезд Паратова может навлечь беду. Если бы он поддался на ее просьбу немедленно уехать в деревню, Лариса провела бы остаток жизни в тоске и отчаянии от неудачно сложившейся жизни.

Предсвадебная суета Карандашева невероятно тяжела для Ларисы. Она по-прежнему остается в каком-то странном положении. Для всех в городе понятно, что Карандашев - ничтожество. Лариса ему нужна лишь для удовлетворения собственного самолюбия. Приезд Паратова становится для Ларисы еще большим потрясением, чем его внезапная пропажа. В ней вновь воскресают прежние мечты и надежды.

Лариса практически не колеблясь бросает жениха и отправляется на Волгу с возлюбленным. Проведя ночь с Паратовым, Лариса не сомневается в том, что отныне они связаны навеки. Она не может пережить тот факт, что ее возлюбленный смотрит на их связь, как на "мгновенное увлечение" и собирается женится на богатой невесте с хорошим приданным, а это ему очень кстати, т.к. изрядно потратился в развлечениях. После этого Лариса уже не представляет себе, как можно жить дальше. Смерть представляется ей наилучшим выходом из ситуации. Выстрел Карандашева приносит ей избавление от страданий.

Главная трагедия Ларисы состоит в том, что на нее всю жизнь смотрели, как на вещь. Пусть эта вещь считалась дорогой, но за ней не было видно самого человека. Лариса подумала, что Паратов взглянул на нее по-другому, но на самом деле она поддалась на еще более жестокий обман.

Островский написал замечательную пьесу «Бесприданница». В ней описывается жизнь одной прекрасной, юной и красивой девушки – Ларисы Дмитриевны Огудаловой, которая оказалась жертвой неудачных обстоятельств.

«Бесприданница» схожа по смыслу с драмой «Гроза». В этих пьесах, даже главные героини похожи характером и пьесы заканчиваются одинаково трагично. И нам, безусловно, очень жалко обеих героинь. Если Катерина погибает от любви (с любовью в сердце), то Лариса, наоборот, умирает без любви в сердце, так и не найдя настоящей взаимной любви.

Если мы возьмёмся описать, в чём же трагедия Ларисы, то мы сможем увидеть, как глубока это «кроличья нора».

У Ларисы не было ни какого приданного, а таких, в то время, называли бесприданницами. Бесприданницам было крайне сложно выйти за муж. Не один мужчина не хотел, что бы девушка жила исключительно за его счёт. Поэтому пожениться на ней могли только очень богатые или люди, оказавшиеся в ситуации, подобной Ларисиной.

Её мать – Харита Игнатьевна, была не очень бедной, но и не очень богатой. Эта семья, была семьёй «среднего класса», поэтому Харита Игнатьевна не хотела выдавать свою дочь за мужчину «класса» ниже своего, а это грозило остаться дочери в старых девах.

Из всех знакомых мужчин, Ларисе больше всего нравился Сергей Сергеич Паратов, который, в свою очередь, был блестящим барином, да и деньги у него водились большие. Но Лариса опоздала – он успел пожениться на другой. Сергей Сергеич Паратов был очень хитрым и гнусным типом. Он не тот, кто должен быть рядом с Ларисой.

Был у неё ещё один поклонник, единственный, кто предложил ей руку и сердце – Юлий Капитоныч Карандышев. Но он был далеко не идеален. Мать была не очень им довольна из-за того, что у него тоже нет приданного, да и богатым он тоже не был. Сама же Лариса, прекрасно понимала, что это он ей делает такое одолжение. Карандышев это и не скрывает: « … Только венчаться непременно здесь, чтобы не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий».

Здесь, безусловно, произошла трагедия, разрушение человеческой жизни. Бедная Лариса оказалась слабее той ситуации, которая сложилась вокруг неё. Она не смогла противостоять обстановки, царящей вокруг неё.

Нам жаль, что всё так случилась. Что Лариса так и не смогла найти счастья. Но это жизнь, здесь нет правых и виноватых.