Если ребенок все время капризничает. Капризный ребенок и вы не знаете что делать? Мы научим, как справится с проблемой прихотей в любом возрасте

Прибавление в семье – огромное счастье родителей. Когда роды прошли благополучно и ребенок развивается согласно возрастным нормам, маму редко беспокоит капризность ребенка. Родители не могут нарадоваться, когда малыш растет спокойным и покладистым. Мамы и папы к этому привыкают, и им кажется, что так будет всегда. Но вдруг все меняется. Ребенок стал капризничать, часто плачет, не поддается уговорам. Такое часто случается к концу первого года жизни. Почему так происходит?

Капризы детей до 1 года

Чтобы понять, может ли ребенок в возрасте до 1 года капризничать, предлагаем разобраться в психологических особенностях развития крохи:

  • Кризис новорожденности

Кризис проявляется в промежутке от рождения до 2 месяцев. Это очень важный этап в развитии ребенка. И своевременное появление кризиса является нормой. Ваш ребенок должен реагировать на приближение взрослого, издавать звуки (вокализации) при общении с мамой, реагировать улыбкой. Потеря веса – главный признак кризиса.

  • Младенческий возраст

Это второй этап развития ребенка до года. Чаще всего он проявляется от второго месяца до года. В это время малыш общается через эмоции. И родителям важно уделять общению огромное внимание. Постепенно кроха произносит первые слова, изучает мир через действия с предметами окружения.

Плач и лепет в этот период говорят о стремлении установить контакт со взрослым. А когда появится самостоятельная речь ребенка – кризис миновал.

Изучив важнейшие психологические особенности детей в это период развития, попробуем разобраться, несут ли в себе капризы ребенка до года что-то серьезное.

Что такое капризы. Может ли новорожденный ребенок капризничать

Под капризами понимают разные прихоти и упрямство. В раннем возрасте под видом каприза прячутся основные потребности ребенка и чувство дискомфорта. Иногда, называя своего малыша в возрасте до года капризным, мамы неверно истолковывают само определение. Ведь плач и беспокойство ребенка в столь нежном возрасте – это единственный путь общения с родными. В их арсенале нет слов, жесты тоже еще слабо выражены — остается только реветь. А причин для расстройств может быть несколько. Первые, естественные – ребенок хочет кушать, у него мокрые пеленки, либо же он замерз. Возможно также, что малыш просит помощи, когда у него что-то болит. Заботливая мама сразу поможет малышу.

Часто бывает, что радостный и праздничный день, ярко проведенный вместе с малышом заканчивается капризами и слезами ребенка. Он отказывается засыпать, излишне возбужден и его трудно успокоить. Такое поведение для деток 10-18 месяцев - результат нервного перенапряжения, которое они испытали. Их слезы - естественный в этом возрасте способ избавится от напряжения. Ведь шумная компания, новые лица, яркие краски и непривычные звуки - все это для малыша оказалось стрессом. Поэтому он и раздражается, плачет, капризничает. В такой ситуации необходимо проявить максимум заботы и терпения к ребенку. Не получиться криками и угрозами заставить его успокоиться. Лучше прижмите ребенка к себе, поносите на руках, сделайте приятные для него процедуры: выкупайте в теплой ванне или проведите сеанс легкого массажа. Все это поможет малышу быстрее расслабиться и успокоиться.

Подобные беспокойства и капризы у ребенка могут возникать и в другой ситуации, когда вступают в силу запреты родителей. Почти год малыш был ограничен стенками манежа или коляски, его окружали только знакомы вещи. С развитием ребенка у него возникают потребности к познанию нового. Другого он не знал и этим удовлетворялся.

Ползая и делая первые попытки самостоятельно подняться с пола и ходить, он тем самым расширяет свой кругозор, узнает много нового. Не понимая опасности окружающих предметов, малыш с интересом все исследует. У него возникает естественное желание не только рассмотреть, но и пощупать руками, испытать на прочность и отведать на вкус новый предмет. Такое поведение непременно вызывает реакцию родителей. И чаще всего она носит запретный характер в виде окрика и отбирания понравившейся вещи.

Повысили голос, забрали “цацу” и даже унесли с интересного места назад в манеж. Как в этом случае малышу выразить свое возмущение и желание продолжить исследования в новом мире? Только криком. Пока это единственное, что он может делать для привлечения внимание к себе и своей естественной потребности познавания нового. Никакие компромиссы в виде старых игрушек или соски его не устраивают.

Оставьте первооткрывателю то, что принесет ему радость. То, что можно будет передвигать, складывать друг в дружку или позволит извлекать из предметов новые звуки. Ведь неприглядные пустые коробки, крышки, кастрюльки и половники гораздо интереснее хоть и ярких, но уже надоевших игрушек.

Еще одной из причин внезапного раздражения ребенка могут стать трудности при становлении речи. Малыш растет, а его речь не поспевает за его развитием. Новые желания что-то сделать или попытки передать свои эмоции выливаются в мычание или протягивание рук. Родители не понимают его “намеков” и не идут на помощь. Как, кроме слов, обратить внимание на себя и на возникшую проблему? Опять детские крики и капризы. Они могут проявиться в отказе от привычного купания или пользования горшком, к которому уже приучен ребенок. Все, что раньше было малышу приятно и он охотно это принимал, теперь может вызывать у него недовольство.

Самое результативное средство в этой ситуации - время. Не стоит ругать ребенка за каприз и настаивать на своем. Дайте ему время забыть о неприятном инциденте и через некоторое время повторите свои попытки.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Как преодолеть детские капризы

Всем своим поведением ребенок показывает, что ожидает понимания со стороны взрослых. Изменения в поведении малыша порой приводят взрослых в смятение и вызывают желание немедленно прекратить безобразие и капризы.

Капризы, крики и плачь - это не обычное безобразие, которые следует немедленно прекратить. Это очередной сигнал ребенка о том, что он ждет понимания и реакции со стороны взрослых. Он ищет способ управления родителями для получения желаемого. В ход идет все: крики, слезы, кусание, дерганье за волосы, драка. И если это сработаете, то такое поведение станет нормой, и решать свои проблемы ребенок будет только таким способом. Этого нельзя допустить. И если не реагировать на неправильное поведение и показать малышу, что капризами ничего не добьешься, то он станет меняться и перестанет плакать и капризничать.

В некоторых ситуациях учитесь не обращать на ребенка внимания. Иногда это бывает лучшим решением вопроса. Ребенок может быстрее перестать капризничать и плакать, если поблизости нет людей, пытающихся его успокоить. Присутствие зрителей и сочувствующих только усиливает капризы и плач малыша. Ведь даже некоторые взрослые любят “выступать” на публику, что уж говорить о детях.

  • Многие родители заблуждаются, считая, что малыша нужно больше ласкать и носить на руках. Это неправда! Чаще всего капризными становятся дети, которых окружает чрезмерная ласка. Психологи советуют не впадать в крайности. Да, малыш нуждается в вашем внимании и ласке, однако, он тоже должен понимать, что мама и папа не могут сутки напролет носить его на руках. У них тоже есть свои потребности;
  • Вседозволенность и неограниченность. С самого раннего возраста ребенок должен знать слова «Нельзя», «Нет», «Стоп» . Это будет дополнительным стимулом для дисциплинированности крохи в будущем. Наличие в воспитании этих понятий избавит как малыша, так и родителей от излишних капризов. (Читаем по теме: ) ;
  • Постоянное внимание старших часто становится причиной детских капризов. По своей натуре ребенок не может общаться исключительно со старшими. Он начинает уставать от навязчивого поведения взрослых. Дайте больше свободы крохе. Пусть он поиграет сам, погуляйте на улице с другими мамочками, пообщайтесь с ними. А малыши будут обмениваться жестами и улыбками друг с другом в коляске;
  • Не перестарайтесь, следуя предыдущему пункту. Полное отсутствие внимания также негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии крохи. Криками и капризами он будет требовать внимания близких людей;
  • Непоследовательность и отсутствие единства требований мешают адаптации ребенка к окружающему миру. Во избежание этого, договаривайтесь с родственниками о единой линии воспитания. Следите за своим отношением к ребенку. Если вы что-то разрешили вчера и запретили сегодня, то необходимо объяснять малышу, почему вы так поступаете. Независимо от того, что он еще совсем мал. Он все поймет на уровне эмоций.
  • Самый популярный каприз – вечерний, когда пора идти в кроватку. Малыш никак не может понять, почему вместо интересной игры в футбол с папой он должен спать. Чтобы вечерние капризы остались в прошлом, за час до сна отмените все подвижные игры — пусть это будет чтение книги или просмотр мультфильма. Кстати, очень полезны в этом случае детские передачи по типу «Спокойной ночи, малыши» — они действуют, как сигнал ко сну.

Какой должна быть реакция родителей

Например: «Маленький Вова полез в шкаф, достал оттуда стеклянный графин. Малыш не знает, как им пользоваться. Графин Вовочка уронил. Тот разбился».

Как быть маме?

Плохим примером будет крик и ругательство в адрес ребенка! Лучше поступить так: «Вовочка, я так испугалась! Я очень-очень расстроилась! Ты мог пораниться, я бы тогда долго плакала (гримасничает)! Пожалуйста, запомни, что трогать мои вещи без разрешения запрещено!» Последняя фраза произносится строгим голосом, указывая на запрет.

Таких примеров множество. Помните, что капризы ребенка во многом зависят от вас. (сейчас мы не говорим о том, когда малыша что-то беспокоит) . Самый трудный в воспитании ребенка до года – это первый месяц. Совершенно нормально когда новорожденный малыш может плакать и капризничать просто так до двух часов в день. Не волнуйтесь, с каждым месяцем вы все больше и больше будете понимать своего малыша. Любите свою капризную кроху!

С форумов: как реагировать на капризы ребенка до года?

Люба Мельник: Бог с вами, какие капризы в этом возрасте. Надо понимать ребенка, если, что называется, капризничает такой малыш — значит есть серьезная причина: плохо себя чувствует, тревожен, голоден.

Нелли: Ребенок не капризничает, он или дает вам знак что где-то у него проблемка или привлекает ваше внимание, так как сказать пока не может.

Алёнушка: ну какие же это капризы? ребенку же даже года нет. он капризничает, потому что его что то беспокоит. он просто сказать не может.

list: целовать, прижимать к себе, носить на ручках, быть с ним всегда и радоваться всему, что он делает…

Винакова: Детки до года не капризничают и уж тем более не «работают на публику»! Они подают сигналы, что их что-то беспокоит. Нам большим тетям и дядям бывает некомфортно и хочется поплакаться кому-нибудь, что же говорить о малышах, которые ничего не знают об этом мире? И как справляться с тем, что беспокоит — конечно плакать!

Iris: Терпеливо разобраться в чем причина. Малыши ведь не делают что-то нам назло — если она ноют или капризничают, значит что-то не так: хочет есть, пить, спать, играть с мамой, что-то болит, реагирует на погоду и т. п. Иногда конечно нервишки не выдерживают, но надо себя контролировать…. чем больше мы нервничаем и раздражаемся, тем сильнее ребенок плачет….

Леля: Я считаю, что нельзя всегда потокать ребенку. Надо давать ему и покричать. Когда у моего сына начинается плач по поводу того, что ему не дают или, когда, что-то запрещают, я все равно настаиваю на своем. Он покричит, видит и понимает, что не добился ничего своим криком и в следующий раз уже относится к запретам спокойнее. Дети очень хитрые и умные. Очень быстро понимают, что могут монипулировать взрослыми и сразу начинают этим пользоваться. Нельзя допускать того, что ребенок становится хозяином положения!

Верунчик: По моему малыш до года ещё не умеет вредничать и наигрывать капризы. Если малыш плачет значет его действительно что-то волнует. Мой сыночек просто так из вредности ещё плакать не умеет, ему 1 год 3 месяца.

Здравствуйте, дорогие читатели! Практически всем мамам знакома ситуация: все шло хорошо, но ребенка вдруг как подменили! Висит на маме, постоянно требует грудь, ужасно спит и постоянно капризничает. Почему так происходит? И что делать маме?

У меня было ощущение, что мои дети капризничают почти беспрерывно. Хотя у нас также были хорошие периоды... Но хорошие периоды пролетают незаметно, а плохие остаются в памяти. Как минимум, до 1,5-2 лет ребенок развивается скачками. Их еще называют «скачки роста».

Выглядит это примерно так: малыш становится беспокойным, сводит вас с ума, а вы не можете понять, почему ребенок капризничает. Однако внезапно (или плавно?) все становится хорошо. И вы замечаете, что в развитии карапуза произошли значительные изменения.

Такое может происходить очень часто. Почти каждый месяц. Бывает, что особенно ярко это проявляется в год. И тогда мамы с ужасом наблюдают, как их вполне самостоятельный карапуз начал требовать ношения на руках... И как внезапно малыш разучился играть без мамы.

Что означают капризы?

Еще два года назад я наткнулась в интернете на удивительную книгу — «Капризничает? Значит, развивается!» Эта книга перевернула мое представление о капризах.

Мы иногда не замечаем тонких изменений в психике ребенка. Или замечаем, но даже не можем четко сформулировать — что произошло? А между тем в голове малыша проходят очень сложные процессы. Меняется его нервная система, его восприятие мира, его мышление...

В книге подробно рассказывается об этих изменениях в каждом месяце. Но главное — не в этом. Главное — понять, что малыш капризничает из-за того, что ему тяжело даются такие изменения.

Например, в 8 недель грудничок неожиданно начинает распознавать узоры. Представьте, вчера все вокруг было размытое, а сегодня появились четкие узоры! Такие изменения — серьезная нагрузка на психику. Они могут пугать, могут вызывать «взрыв мозга», как сказал бы взрослый.

В какой-то момент карапуз понимает, что мир — не плоский, а объемный... В какой-то момент начинает улавливать причинно-следственные связи...

Вы только представьте, какая это большая внутренняя работа! Как бы вы сами чувствовали себя при таких изменениях? Было бы вам комфортно и спокойно при соприкосновении с таким количеством нового? А теперь вспомните, что нервная система малыша еще не так хорошо развита. И поймете, чем вызваны плохой сон и постоянное нытье.

Более того, малыш не может никому рассказать, что с ним происходит. Не может спросить совета. Он не знает, как на все это реагировать... Он может только ухватиться за маму и искать ее поддержки.

Ведь единственная надежда и опора грудного ребенка в этом нестабильном меняющемся мире — мама. Постарайтесь хорошенько понять его ситуацию, представить себя на его месте!

Что делать?

Да, совсем непросто носить и развлекать капризного . Иногда не хватает терпения выдерживать истерики перед сном. Надо добавить, что вечером скачок развития сопровождается перевозбуждением... Но как быть маме?

  • Поймите ситуацию своего малыша. Осознайте, что он так ведет себя не нарочно. У него нет цели вывести вас из себя.
  • Окружите ребенка любовью, насколько это возможно. Терпеливо носите, играйте с ним, позволяйте висеть на груди;
  • Если ребенок требует что-то запретное или истерит из-за чужой игрушки — дайте ему понять, что вы все равно любите его. Но это не значит, что вы разрешите ему залезать за обедом на стол или отнимать у кого-то игрушку.
  • Старайтесь жить без ожиданий. Не рассчитывайте, что карапуз уснет пораньше вечером. Не ждите, что он будет сам играть со своими машинками. Ничего не ожидайте, а смотрите по ситуации;
  • Вспомните, что вы сейчас . Это — самый важный урок молодых мам.
  • Если все-таки сорвались на ребенка — не убивайтесь. Чувство вины не сделает вас лучше. Просто старайтесь быть терпеливее.

Хорошее видео специалиста по нашей теме:

Надеюсь, статья оказалась полезной. Пожалуйста, сделайте репост в социальных сетях. И подпишитесь на обновления блога. До новых встреч!

Содержимое

Новоиспеченные родители практически сразу сталкиваются с проблемой детского плача. Возникает резонный вопрос: ребенок чересчур капризен, или причина плача более серьезна?

Со временем, когда малыш становится старше, родители и то не всегда могут понять, почему он изводит капризами и истериками всех родственников. Как с этим бороться?

Чтобы найти правильный выход из сложившейся ситуации, нужно уметь определять, когда малыш просто чем - то недоволен и капризничает, а когда его истерики - тревожный сигнал, при помощи которого он показывает, что ему некомфортно и не все в порядке.

Причины капризов

Если же это просто капризы, что необходимо предпринять в сложившейся ситуации, как справиться с капризным ребенком, почему вообще эти капризы возникают? Очень часто, особенно молодые родители, просто не знают выхода.

Если малыш привык получать все при помощи крика и топанья ногами, то он этим будет пользоваться. Начиная с трехлетнего возраста, малыш осознает себя как личность, активно познает мир. Ему нужно все попробовать на вкус, потрогать, понять, что и как работает. Тот же метод он будет применять в отношении родителей: ему важна их реакция на те, или иные поступки, что они скажут или сделают, если малыш проявит непослушание. Приемлемый для себя результат, малыш получает по мере экспериментирования с разными линиями поведения. Тот способ поведения, который принесет ему наиболее желанные результаты, малыш осознает как самый действенный. Нужная линия поведения прочно укрепится в его сознании. Он будет пользоваться ей на протяжении долгого времени. Сами того не желая, родители часто становятся жертвами своего неправильного поведения. Стараясь ни в чем не отказывать малышу, они же сами портят его характер, а уже потом, начинают задумываться, как его перевоспитать.

Родительское внимание

Чаще всего капризничают чересчур избалованные дети. Для детской психики вредно и утомительно постоянное внимание со стороны взрослых. Если сначала малышу нравится, что все заняты только им, то впоследствии такое повышенное внимание часто будет становиться причиной детских слез. Такова реакция неокрепшей детской психики на чрезмерное внимание. Нужно адекватно оценивать уровень своего общения с малышом, чтобы успешно избежать детских капризов.

С другой стороны, ребенок начинает капризничать, если видит проявляемое к нему равнодушие. Этим он старается привлечь к себе больше внимания. Дети, испытывающие недостаток материнской любви и заботы, могут отставать в развитии, стать раздражительными и капризными.

Непоследовательность родителей

Непоследовательность родительских действий - еще одна причина, по которой дети начинают капризничать. Малыш находится в недоумении, если на днях мама разрешает ему шагать по лужам, а через некоторое время, ругает его по это же самой причине.
Бабушка тоже играет свою роль в формировании у ребенка понятия, что при ней дозволено больше, чем при маме. У взрослых нет общей позиции, как вести себя с ним, что разрешать, а что нет. Подстраивая свое поведение под требования взрослых, он нагружает свою психику и нервную систему, что может привести к нервным срывам, и как следствие, капризам.

Не зная ограничений ни в чем, ребенок быстро поймет, что стоить заплакать и закатить истерику, то тотчас же его желание будет исполнено. Контроль своих эмоций и желаний очень слаб, а умение сдержаться, когда чего - то очень хочется, не сформировано. Такие дети обычно, особенно капризны. Слово «нельзя» малыш должен знать, примерно, с трехлетнего возраста. Необходимо приучить его к самоограничениям и научить контролировать свои эмоции. Здесь тоже нужно знать определенную грань: бесконечные запреты сделают из малыша в будущем, слабовольную личность, не способную самостоятельно принять решение. Запрещать нужно лишь то, что действительно вредно или опасно для ребенка.

Завышенные требования

Многие родители пытаются с детства сделать из своего малыша интеллигента, гения, и требуют от него намного больше того, что доступно для понимания в таком возрасте. Такое несоответствие между его возрастом и требованиями, к нему предъявляемыми, или методов воздействия, которых он просто не в силах понять, тоже довольно распространенная ошибка родителей. Капризы в таком случае - это форма протеста против непосильных для детской психики, обязательств. Что бы это ошибки избежать, родителям нужно иметь представления о том, каковы возрастные особенности детской психики в тот или иной период, какие капризы бывают при каждом возрастном кризисе. Теоретически подкованные родители быстрее поймут, чего не хватает их ребенку, и как правильно реагировать на каждый каприз.

Как реагировать на капризы

В зависимости от того, насколько ребенок мал, различны и его капризы. Младенец может плакать, если ему дискомфортно, или когда он хочет кушать. И это не каприз. Таким способом малыш обращает на себя внимание, просит помочь. В возрасте от трех до пяти лет, ребенок переживает самый первый возрастной кризис в своей жизни. Это период характеризуется слишком эмоциональными реакциями. Каприз считается следствием естественной психологической реакции. В это время он более раним, чем обычно, с точки зрения устойчивости психики, поэтому к нему нужно особое отношение и тактика поведения.

Капризы до года

Малыш до года, как правило, еще не разговаривает, и единственное чем он может привлечь к себе внимание со стороны взрослых - это плач. С помощью него, он сообщает, что проголодался или у него что - то болит. А возможно, он мокрый и «просит» его переодеть. И это не каприз, а призыв. Маме или папе необходимо понаблюдать за малышом, и тогда они быстро поймут, чего он хочет. Если малыш сытый, сухой, и все равно продолжает плакать и сучить ножками, у него, скорее всего, болит животик. Это не болезнь, просто у малыша газы. Маленький желудочек еще недостаточно развит, поэтому может и не принимать молоко или смесь. Помочь малышу можно, если положить его животиком на теплую пеленку, или прижать к себе. Тогда он, скорее всего, успокоится. Нередки случаи, когда малыш все- таки заболел. Отказы от еды, плохое настроение - все это признаки возможной болезни. Тогда необходимо вызвать врача. Как только малыш будет здоров, капризы пройдут.

Капризы в возрасте 1 года

Настоящие, серьезные капризы могут появиться у малыша в довольно раннем возрасте. Уже около года он понимает, что стоит заплакать, и его желания будут удовлетворены. Если в возрасте года, малыш не усвоил, что такое «нельзя», или родители то запрещают, то разрешают одно и то же, со временем, он будет использовать ту же тактику поведения, чтобы получить то, что нужно, и капризы будут постоянными.

В возрасте года малыш переживет свой первый кризис. С этого возраста он уже воспринимает себя, как личность, имеет накопленные знания и навыки. Они требуют нового уровня во взаимоотношениях «ребенок - родители». Малыш начинает говорить, ходить, воспринимает мир совершенно по- новому. Именно это приводит к увеличению количества капризов.

Провоцируют их сами родители. Малыш уже не хочет все время проводить в кроватке или коляске. Ему необходимо все рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. И тут на него один за другим сыплются окрики и запреты. Только он нашел что- то занимательное - звучит строгое «нельзя»! Естественно, малыш протестует, выражая свой протест криком. По - другому он просто не умеет. Все капризы такого возраста являются результатом неумения выражать свои мысли, и непонимания родителей.

Ребенок становится капризным в определенные периоды жизни. Необходимо понять причину таких капризов. Часто детки капризничают во время кормления. Возможно, малыш чувствует себя некомфортно в той или иной ситуации. Например, не хочет купаться, потому что в прошлый раз вода была слишком горячей или попала мыльная пена в глаза. Эти неприятности отложились в его сознании, и он не хочет повторения. Но, не умея словами высказать свои мысли, малыш начинает капризничать. Смена обстановки, переутомление или болезнь, также часто становятся причиной капризов малыша на втором году жизни. Не нужно навязывать свое мнение, лучше подождать. Он быстро забудет о неприятных ощущениях.

Капризы в 2 года

В двухлетнем возрасте ребенка можно еще отучит капризничать, путем переключения его внимания. Отвлекаясь на что - то, малыш забывает причину своих капризов. Можно дать ему больше свободы действий, пусть осваивает что - то новое. Одевает, снимает ботинки, попробует сам есть ложкой, свободно передвигается. Только необходимо убрать все опасные для малыша предметы. Ведь он хоть и маленький, но человек, со своими стремлениями к познанию и открытиям, эмоциями и желаниями.

Капризы в 3 года

В возрасте около трех лет, формирование тактики общения практически завершено.

Сформирован характер, видение себя и окружающих. В период с рождения и до трех лет, развитие ребенка происходит с такой скоростью, с какой не будет уже происходить никогда. Самооценка малыша в это период достаточно завышена, но это норма. Для этого периода характерны настоящие капризы, как они есть, которые заставляют родителей задуматься. На фоне ускоренного эмоционального развития, активного познания мира, в три года малыш более остро переживает конфликтные ситуации. Капризы поэтому становятся более эмоциональными. Даже наиболее спокойные дети начинают демонстрировать характер. Могут упасть на пол, завизжать, раскидать все, что попадется под руку. В такой ситуации родители часто теряются, и совершенно не представляют, что делать. Особенно если это происходит где - то на улице, на глазах у посторонних. Кто - то пытается применить силу, наказать ребенка, чем еще больше вредят.

Капризы в пять лет

Такие капризы отличаются тем, что ребенок заметно вырос как физически, так и психологически, и управляет родителями с помощью истерик осознанно. Он прекрасно понимает, что слезы, крик и топанье ногами обладают хорошим эффектом.
Закатившийся в истерике ребенок, может добиться от родителей чего угодно.

Особенно хороши «выступления» при посторонних. Тогда уж точно родители согласны на все, лишь бы он умолк. Таким родителям можно только посочувствовать: воспитав ребенка до пяти лет, они не имеют ни малейшего представления, какими методами воздействовать на него. Очень часты проявления силы или повышение голоса, когда родитель пытается призвать ребенка к порядку. Объяснять, что нужно высказывать свои потребности нормальным голосом, а не при помощи истерики, не приходит им в голову.

Вообще, многим родителям, силовой метод воздействия при воспитании, кажется наиболее подходящим. Опираясь на него, родители наносят огромный вред неустоявшейся психике. Намного лучше действовать умно: на просьбы ребенка, произнесенные нормальным голосом, тут же ответить, а все истеричные требования игнорировать. Ребенок всегда берет пример, в первую очередь, с родителей. Он понимает, что все проблемы можно решить только криком, если родители начинают повышать голос вслед за ним.

Даже крохотному младенцу понятно, что стоит только закричать и заплакать - тут же получишь все что нужно, ну а капризы в пятилетнем возрасте - это полностью осмысленные действие, направленное на достижение своей цели. Ребенок в большинстве случаев, примеряет поступки взрослых на себя и способен к анализу. Поэтому силовой и авторитарный метод воспитания здесь не совсем приемлем. С ребенком нужно много разговаривать. Попросите его объяснить, для чего ему нужна та или иная вещь, которую он просит.

Попытки манипулирования вами должны быть пресечены сразу. Если желание ребенка невозможно выполнить, необходимо просто и доступно объяснить, почему, чтобы ребенок понял. Постепенно до ребенка дойдет, что совсем не обязательно кричать, для того, чтобы добиться желаемого, и то, что не любое желание осуществимо. Понимая, по какой причине получает отказ, он не будет воспринимать его слишком болезненно. Главным методом борьбы с капризами в данной ситуации станет отсутствие отрицательных эмоций.

Как перевоспитать избалованного ребенка

Многие родители сталкиваются с тем, что даже самые послушные и спокойные дети, по достижении определенного возраста, могут превращаться в маленьких фурий. Если вы воспитываете ребенка, первостепенно важно знать, как справиться с очередным критическим возрастом, и, соответственно, детскими истериками и капризами.


Ребенок должен иметь право выбора. К примеру, если вы точно знаете, что малыш не будет надевать шапку на улицу, не надо категорично приказывать ему сделать это. Лучше будет спросить: «какую шапку он предпочитает надеть, красную или синюю?» У него останется ощущение, что он принял решение самостоятельно,

сам выбрал какая шапка лучше, а то, что он вообще не хотел ее надевать, останется без внимания.

Не нужно подчинять ребенка себе и своим приказам. Будет лучше представить ситуацию так, что как будто именно вам необходима помощь. «Покажи мне, как надо чистить зубы» или «научи правильно мыть посуду». Он почувствует свою значимость. Будет знать, что он кому - то нужен, сможет кого - то научить.

Если возникла конфликтная ситуация, то не нужно описывать отрицательные моменты, которые могут возникнуть в случае непослушания. «Если ты не сделаешь то- то - не получишь то-то». Наоборот, нужно подчеркнуть, какая награда предназначена малышу в случае хорошего выполнения данного задания. «Если ты соберешь разбросанные игрушки, будешь смотреть мультики». Ребенок поймет, что неприятное дело неизбежно, но за ним последует что-то интересное.

Для себя родители должны усвоить важную вещь - капризы не возникают просто так, на пустом месте. Всегда существуют определенные причины для их появления. Сами взрослые, неправильно строя линию своего поведения, поддерживают их и способствуют закреплению. Неправильная реакция на капризы может нанести непоправимый вред неокрепшей психике, что впоследствии скажется на дальнейшей жизни. Правильное решение при отучении от капризов - изучение возрастных особенностей психики ребенка:

  • То, что ребенок принимал в трехлетнем возрасте, никак не повлияет на него в пятилетнем
  • Последовательность требований - если нельзя, то нельзя ни при каких условиях
  • Соблюдение режима
  • Огромное терпение
  • Золотая середина между избытком внимания и недостатком его

Post Views: 129

28.10.2017 12:00:00

Капризные дети! Сколько проблем они создают! Особенно когда закатывают истерику в общественных местах. Когда не слушаются, когда не хотят одеваться, чтобы идти в садик.

Нормальный язык они не понимают. Применять насилие не хочется. Приходится давить психологически, шантажировать, запугивать. А если и это не помогает, встряхнуть хорошенько и гаркнуть!

Только так доходит. По хорошему никак!

К сожалению, насильственный метод помогает ситуативно. Вы можете ругать, бить и кричать на ребёнка, но он не станет от этого более послушным.

Проблем становится не меньше, а больше.

«Капризы глазами родителей»

Представьте, что вы стоите с ребёнком в очереди. В одной руке держите корзинку с продуктами, а в другой ребенка, который лезет, извивается, хочет дотянуться вон до той конфеты.

Вы уже объяснили, что конфету покупать не станете. Но ваше чадо настойчиво продолжает требовать. И вот, не успели вы и глазом моргнуть, как начинались капризы.

Нормальные слова и просьбы оказались бесполезными. Приходится включить плохого полицейского и прибегнуть к грубости.

Вот так доходит. Только так понимает!

«Капризы глазами ребёнка»

Ух ты, какая конфета! Должно быть вкусная. Столько радости она мне принесёт. Надо брать!

— Мам, хочу эту конфетку!

— Нет, ты не заслужил. Кто в садике себя плохо вёл?

— Ну ма-ам!

— Ну ма—ма!

— Я тебе сказала, НЕТ!

— Ну ма-а-ама!

— А ну заткнись, скотина, — прошипела мама сквозь зубы, — Я тебе что сказала?! Ты наказан! Домой придём, я папе скажу, как ты себя вёл! Он с тобою поговорит, вот увидишь!

Слёзы, тихое завывание и проглатывание соплей…

Со стороны, кажется, что ребёнок всё понял и, наконец-то, послушался. Но давайте заглянем в душу маленького человечка и посмотрим, что же там сейчас происходит…

«Капризы глазами эмоций ребёнка»

Мама кричит на меня. Говорит, что я плохой. Она строгая, она злая. Она меня не любит. Когда она любила меня, то притворялась, а на самом деле я ей не нужен!

Ребенок испытывает одну или несколько из нижеперечисленных эмоций:

Жалость к себе — я хороший ребёнок, а она со мною так плохо обращается. Я не заслужил такого. Мама делает мне больно. Ей всё равно, что мне плохо. Она меня не любит.

Обида — это несправедливо. Мама не должна так со мною обращаться. Она должна любить, а она злая. Она кричит и не любит меня.

Желание отомстить — я умру, и вы будете плакать! Тогда поймёте, кого потеряли. Пожалеете, что плохо со мною обращались, но будет поздно.

Горе — я ненужный ребёнок. Со мной плохо обращаются, значит, не любят. Я лишний. Лучше бы меня не было. Зачем меня вообще рожали?

Подавленная злость — хочется крикнуть на неё, огрызнуться, но нельзя, потому что будет еще хуже при оказании сопротивления.

Страх — мама от меня совсем откажется. Позвонит в милицию и меня заберут за плохое поведение. Она от меня совсем-совсем откажется!

Печаль — ничего не могу сделать, чтобы меня любили. Они ведут себя жестоко, не считаются со мною. Ничего не могу с этим поделать. Мне так не повезло! Других детей любят родители, а меня нет.

Отчаяние — папа накажет меня, когда я приду домой. Он снова может наброситься на меня с ремнём. Как же этого не допустить? Что делать? Что говорить? Надо просить прощения, умолять.

Паника — наказание неизбежно, неотвратимо, ничего не могу поделать с этим! Ведут к ремню, как животное на бойню.

«Эти эмоции ложатся в основу взрослой жизни вашего ребёнка!»

Мозг ребёнка формируется. Эмоциональные страдания становятся кирпичами в многоэтажном здании его будущей жизни. Сегодня всё больше родителей это знают и понимают.

Воспитание, которое вызывает страдания, является деструктивным подходом!

Оно разрушает будущее ребёнка. Превращает яркую личность в серую посредственность с потухшими глазами.

Во взрослой жизни ваш ребёнок будет заливать внутренние детские раны алкоголем. Боль и пустоту в груди закуривать сигаретами. Страх одиночества (в животе) заедать нездоровой пищей.

«Есть ли более здоровый способ? Конечно, есть!»

Я видел его много раз в разных странах мира. Он прост, как дважды два. Но есть один нюанс…

Родители боятся поступать так, как я хочу им посоветовать!

Природа опасений заложена в неверных представлениях о психологии ребёнка, которые укоренились еще со времён крепостного права.

Давайте разберём их сейчас, а уж потом я расскажу, как себя вести, чтобы ребёнок стал просто шёлковым.

«Ситуация: ребёнок упирается, капризничает, не хочет идти в садик»

Теперь давайте погрузимся во внутренний мир родителя. Проанализируем мысли, эмоции, желания и ожидания в этот момент.

Итак, ребёнок сидит на полу, колготки одевать не хочет, упирается, плачет и стучит руками по полу.

Анализ роли родителя

Мысли: «Ну, всё! Достал уже. Настал конец моему терпению!»

Эмоции: негодование, злость, раздражение, гнев.

Причина эмоций: ребёнок идёт против моей воли. Делает всё на зло. Не слушается. Грубит, обзывается.

Желание: накричать, нашипеть, взять за ухо, ударить по заднице, влепить подзатыльник. Говорить жестко, грубо, повышая громкость голоса.

Ожидания: если поступить так, ребёнок сразу же послушается, заткнётся и сделает так, как ему говорят. Это подтверждается опытом.

И тогда? Гнев уляжется. Ребёнок начал вести себя правильно, как ему сказали. Нужный результат получен. Это быстрее, чем уговаривать и объяснять.

Какой есть другой вариант?

Уговаривать, объяснять. Это долго. Это работает плохо. Ребёнок видит, что с ним мягко обходятся, и начинает капризничать ещё громче и требовательнее.

Если согласиться с требованиями ребёнка не идти в садик, значит, кто-то должен с ним сидеть. Значит, не идти на работу. А деньги кто тогда будет зарабатывать?

Единственный выход, который видится из этого замкнутого круга: применение жёстких мер!

«А что, разве есть другие способы?»

Конечно, есть! :) Причем, намного лучше первых двух, перечисленных выше.

Давайте вспомним, что переживает ребёнок, когда родители обращаются с ним жёстко, холодно, твёрдо и решительно.

Со мною жестоко обращаются: подавляют, ограничивают, шантажируют. Значит, меня не любят. Если не любят, значит, я им не нужен. Если не нужен, то в любой момент меня могут бросить.

И еще: за что со мною так? Почему так жестко? Почему они не хотят по-хорошему, почему они это делают по-злому?

Когда ребёнок переживает бурю неприятных эмоций, в этот момент родители ругают его и что-то объясняют на логическом уровне. Ребёнок пропускает родительские слова мимо ушей. Почему?

Когда внутри бушуют подобные эмоции, осознанность любого человека становится очень низкой. Сознание сужается. Осмысление словесной информации затруднено.

Внутри малыш страдает, все силы уходят на подавление своих эмоций. Ему не хватает энергии, чтобы понимать слова родителей.

Ребёнку приходится чисто машинально соглашаться и что-то обещать, лишь бы «эти придурки» скорее отстали.

«В чём основное страдание ребёнка?»

Если кратко, то «меня не любят» и «я им не нужен». При этом неважно что говорят родители, чему они учат в этот момент и прочее.

Вот совет, который я обещал. У некоторых родителей от него волосы начинают шевелиться на затылке:

«Любите ребёнка в момент капризов!»

Чего?! За что же его любить, когда он ведёт себя плохо, перечит, грубит и не слушается?

Если любить, когда он не слушается, идти у него на поводу, то он приучится и будет дальше так делать. Начнет этим пользоваться, на шею сядет окончательно. Испортим ребёнка, разбалуем!

А если мы жёстко пресекаем капризы, то это отбивает охоту делать так в будущем.

«И в этом моменте мы находим две логические ошибки!»

О первой скажу кратко. Если вас бить каждый раз, когда вы обижаетесь или злитесь, то произойдет что? Это сделает вас необидчивым и незлым человеком? Конечно, нет.

Вторая ошибка. Смотрите, какая интересная логика: «Если любить, значит разрешить, а если жёстко, значит запретить».

Теперь небольшой фокус. Разорвём связь между «любить» и «разрешить». И вот что мы получим…

Во время капризов, обнимите ребёнка, возьмите на руки, поцелуйте, приласкайте. При этом мягко и с любовью НЕ РАЗРЕШИТЕ ему то, что не разрешаете.

Чувствует ли ребёнок, что его не любят? Нет! Может, чувствует себя ненужным? Нет! Может, чувствует, что вы с ним жестоки? Нет, вы с ним мягки. Вы его любите. Он чувствует ваше тепло и поддержку. Ему хорошо. Он успокаивается.

Любовь всё поглощает! Она проглатывает весь негатив целиком.

Эмоции малыша приходят в норму. Осознанность повышается. В этом состоянии легко понять и осознать словесную информацию из родительских уст.

В этот момент с ребёнком легче всего договориться!

«Иван, мы пробовали! Не помогает. Ребёнок всё равно продолжает капризничать и не успокаивается»

— И что вы делали тогда?

— Пришлось отлупить.

— Пришлось отлупить.

— Facepalm.jpg

Что нужно делать: продолжать любить! Вы настойчиво запрещаете, но с любовью. Малышу нужно время, чтобы почувствовать вашу любовь, ощутить ваше тепло и успокоиться.

Эмоции инертны!

Не ждите, что этот хорошенький маленький человечек способен быстро усмирить непонятно откуда возникшие эмоции. Не каждый взрослый на это способен, между прочим!

Ваш замечательный малыш успокоится. Обещаю. Я видел это сотню раз своими собственными глазами. Так воспитывают в Индии, в Испании, в Португалии, в Таиланде, в Англии, в Ирландии, в США, в Канаде, в Голландии…

Если ребёнок бьётся в истерике на полу, они его поднимают, берут на ручки, обнимают, гладят по головке и… О ЧУДО! Малыш тут же начинает успокаиваться.

И дети у них спокойные. И родители довольные. Дети любят родителей, слушаются их. Почему? Потому что родители любят их! Не унижают, не бьют, не ругают, а просто любят. Запрещают мягко и с любовью.

«Ещё раз: ребёнок копирует поведение родителей!»

Вспомните, о чем я говорил в предыдущей статье. Ребёнок учится поступать с другими так же, как поступают с ним его родители.

Бьёте сына ремнём? А через 20 лет он будет бухой гонять жену по всей квартире с табуреткой в правой руке. А соседям каково? Когда хочется расслабиться, а через стену грохот, крики, мат-пере-мат…

Любите дочь? Она будет любить своего ребёнка так же, как и вы. Мужа будет любить так же, как вы её любите. Подавайте пример любви. Ваша дочь будет намного спокойнее и увереннее в себе.

Чем больше вы любите своего ребёнка, тем больше счастья вы создаёте в его будущем.

«Разве я не люблю? Мои дети обуты, одеты, накормлены, не шляются, где попало…»

Любить — это глагол, это действие.

Когда ребёнок одет и обут, какие действия вы совершаете, чтобы показать, что любите? Всё просто. Надо гладить по голове, обнимать, целовать, говорить, что любите.

Новенькая куртка, которую вы купили, не сделает такие простые действия за вас. Борщ в желудке ребёнка не скажет нежных слов о родительской любви.

«Иван, на это просто нет времени! Прихожу уставшая с работы, голодная и злая, как собака…»

Без проблем. Обнять и поцеловать малыша — это 10 секунд. Затем переоденьтесь, поешьте, примите душ. Поздравляю! Теперь вы полностью готовы, чтобы по 1-2 минуты давать любовь ребёнку.

«Если ребёнку давать любовь и внимание, ему будет мало, он начнёт требовать ещё больше»

Представьте, что у вас огромный пак шоколадок. Вы никогда таких вкусных не ели (никто не давал).

Вы съедаете одну за другой. По этой логике, вам будет хотеться больше. Хорошо, продолжаем есть. Чем больше съедено, тем больше хочется? Голод и желание кушать растут в геометрической прогрессии?

Очевидно, что нет.

Утоление любой жажды приводит к облегчению и сытости. В первую очередь это касается жажды любви. Так утолите ее, наконец! И перестаньте ругать, кричать, унижать вашего самого близкого человечка.

Можете любить порциями по 20 секунд, распределяя их во времени. Подошли, погладили по голове, обняли, пошли дальше.

«Поначалу ребёнок будет удивляться…»

Как это так? Вчера ругали за непослушание, а сегодня разговаривают, объясняют и любят. Вчера бы треснули подзатыльник за баловство, сегодня обнимают.

Многие родители, когда видят расплакавшегося ребенка, стараются немедленно его утешить. Это происходит потому, что они не знают: плач помогает людям всех возрастов снимать стресс. Плач представляет собой состояние физиологического возбуждения, вслед за которым наступает глубокая релаксация. Он является очень эффективным средством снятия напряжения, снижения кровяного давления и уменьшения частоты сердцебиения. Вместе со слезами из организма выводятся гормоны стресса, и таким образом восстанавливается его физиологический баланс.

Почему ребёнок капризничает. Эффект накопления стресса.

Младенцы используют плач не только в качестве стрессопонижающего механизма, но и для выражения своих потребностей. С появлением речи коммуникативная роль плача снижается, он перестает служить средством передачи сообщений.

Когда же у ребенка случается какая-нибудь неприятность, слезы снижают его психоэмоциональное напряжение. Поэтому в любой проблемной ситуации нужно сделать все возможное, чтобы устранить причину дискомфорта. Если какая-либо стрессовая ситуация повторяется неоднократно, также важно по возможности устранять источник стресса.

Предположим, вы сделали все возможное для устранения причины стресса. Следующий шаг состоит в том, чтобы выслушать ребенка и сочувственно отнестись к его плачу. Я рекомендую всегда брать плачущих младенцев на руки. С детьми более старшего возраста это делать необязательно, но они всегда будут чувствовать себя лучше, если вы проявите к ним внимание. Дети испытывают потребность в том, чтобы кто-то был рядом, выслушивал их и с пониманием относился к их чувствам. Плачущие дети нуждаются в нашем сочувствии и внимании; они должны знать, что их любят независимо от того, как они себя чувствуют. Им необходимо выражать свои негативные эмоции, поэтому не игнорируйте и не отвлекайте их, а просто покажите, что понимаете и любите.

Мы стремимся сделать своих детей счастливыми и забываем при этом, насколько важно предоставлять им возможность испытывать весь спектр эмоций. Не спешите давать свою интерпретацию тому, почему ребенок плачет, лучше скажите ему: «Тебе очень грустно. Видимо, тебе нужно поплакать». А бывает и так, что ребенок просто нуждается в том, чтобы с ним рядом был молчаливый и любящий свидетель его внутренних переживаний, которые, возможно, слишком сложно описать словами. И чем младше ребенок, тем это сделать ему сложнее.

Всем нам известен так называемый эффект накопления. Потребность в плаче накапливается до тех пор, пока необходимость высвободиться от нее не становится настолько сильной, что ребенок больше не может сдерживаться. В такой момент вызвать слезы может все что угодно, и их причина будет непонятна. Может показаться, что плач абсолютно не связан с происходящим. Предположим, ваш ребенок проголодался и просит чего-нибудь перекусить. Вы даете ему последний сухарик из коробки. Но он треснул, и ребенок начинает капризничать. Вы объясняете ему, что это последний сухарик. И тут он начинает плакать и кричать, возмущаясь по поводу того, что сухарь оказался сломанным. Все это не было обидным событием. Причина, по которой дети начинают плакать в таких ситуациях, в накоплении стресса. Для снятия напряжения они используют малейшие предлоги. Если вы будете позволять ребенку плакать и негодовать из-за таких мелочей, то после этих вспышек гнева он успокоится. Может быть, в дальнейшем он вообще не будет обращать внимания на поломанный сухарик.

Что делать, если ребёнок капризничает. Высвобождение чувств

Многим родителям кажется, что дети манипулируют ими с помощью плача, капризов и истерик. Таким взрослым кажется, будто их вынуждают что-то сделать, и они полагают, что у них есть два выхода из ситуации:

  1. «уступить» ребенку и дать ему то, чего он желает;
  2. заставить малыша прекратить использовать плач, капризы и истерики для достижения своих целей.

Когда взгляды взрослых меняются, у них появляется еще один выход. Плач сам по себе является естественной потребностью, такое поведение детей не является манипуляцией и капризом. Взрослые должны воспринимать слезы ребенка как нормальное высвобождение накопившихся чувств. Жизнь становится намного проще, когда родители плачущих детей осознают, что настоящей проблемы здесь не существует, и им не надо делать ничего, кроме как оставаться рядом со своими детьми.

Некоторые взрослые, озабоченные поведением своих детей, уступают капризам, ошибочно принимая их за действительные потребности. В примере со сломанным сухариком мама может пойти с ребенком в магазин, чтобы купить ему новую пачку. В результате такого воспитания дети обычно становятся все более требовательными и трудными. Это происходит не из-за того, что они слишком много получают, а из-за того, что у них так и не возникает возможности освободиться от накопившихся чувств с помощью плача.

Если родители «уступают» в результате длительного плача и требований ребенка, ему не удается достаточно выплакаться и избавиться от своего стресса. Потом малыш найдет другую причину для хныканья и выпрашивания, и так будет продолжаться до тех пор, пока ему не предоставят возможность выплакаться полностью.

Вместе с тем неправильно устанавливать для ребенка произвольные ограничения и игнорировать удовлетворение его нормальных потребностей, в каждом случае считая, что ему просто нужно поплакать. Это будет уже авторитарное воспитание. Взрослые всегда должны стараться удовлетворять потребности детей. Только когда запросы малышей становятся необоснованными, можно предположить возникновение потребности в высвобождении накопившихся эмоций.

Капризы ребёнка – проверка на прочность?

Некоторые родители утверждают, что дети требуют невозможного. Иногда это действительно так. Дети чувствуют себя более уверенно и защищенно, когда четко знают, что им разрешается делать и чего от них ожидают. Однако если ребенок постоянно «проверяет родителей на прочность», значит, ему требуется предлог для плача и возмущения. Если малыш упорно непозволительным образом ведет себя или постоянно просит те вещи, которые ему нельзя трогать, задайте себе вопрос: «Не ищет ли он предлог для плача, чтобы снять свое напряжение?» Если вы считаете, что именно это и происходит, тогда лучше всего реагировать на его требования уважительным, но твердым «нет» либо физическим ограничением (например, удерживая малыша на руках – но только ). Это позволит ему высвободить накопленные чувства. В таком положении возмущение ребенка может быть направлено и на вас. Будьте готовы к этому.

Татьяна Чернева, психолог.