Основные вопросы, волнующие родителей будущих школьников. Форма, учебники и ремонт

В преддверии 1 сентября по инициативе общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семей и защиты семейных ценностей» было проведено Всероссийское родительское собрание с министром образования Дмитрием Ливановым. Родители многих регионов России получили возможность задать волнующие их вопросы в онлайн-режиме.

Больше всего родителей интересовали вопросы, связанные с платой за обучение и дополнительные занятия.

Дмитрий Ливанов отметил, что в ближайшем будущем планируется повысить финансирование дополнительного обрзования, что должно дать сильный импульс к его развитию. О том, чтобы дополнительное образование в ближайшее время стало полностью бесплатным речи не идет, но государство в дальнейшем планирует расширять перечень бесплатных образовательных услуг:
«Сейчас основной задачей Минобрнауки России и всего государства в целом является установление границы платного и бесплатного образования, причем границы последнего должны беспрестанно расширяться» .

Также родителей волновала обоснованность «поборов» вшколах. «Сегодня школы финансируются государством на достаточном уровне», - подчеркнул Дмитрий Ливанов. Однако во многих регионах до сих взимаются необоснованные сборы за те услуги, которые должны быть бесплатными. В случае необоснованного сбора средств с родителей Минобрнауки предлагает подавать обращение в электронной форме на сайте Россотрудничества или в региональные департаменты образования.

Родителей беспокоят вопросы безопасности школьников - как в плане доступа к информации, так и в плане здоровья при использовании электронных учебников.

Напомним, что с 1 января 2015 года любой учебник должен иметь электронную версию - так предписывает новый Закон об образовании в ст. 18. Но это должен быть не просто отсканированный текст, а полномасштабная мультимедийная версия, с картинками, видеороликами и дополнительными материалами. У школьников и учителей остается выбор - использовать книжку или устройство для чтения электронного учебника. Таким устройством может быть как школьный компьютер или ноутбук, так и личный планшет ученика. Родители ратуют за разработку единого федерального стандарта требований к устройствам - от размера экрана до менее травмирующей глаза детей технологии. Дмитрий Ливанов отметил, что такое устройство в обязательном порядке пройдет экспертизы безопасности, от измерения нагрузки на зрение до веса самого прибора, ведь основная цель таких учебников — избавить школьников от ношения тяжелых портфелей с учебниками.

Регулирование доступа школьников в Интернет также находится в зоне повышенного внимания. На Всероссийском родительском собрании было высказано предложение сделать доступ к некоторым сайтам по паспорту. Как сообщил Дмитрий Ливанов, федеральная система фильтрации сайтов уже создана и находится на этапе испытаний, в скором времени школы начнут поэтапно к ней подключаться. Помимо этого в школах должна проводиться разъяснительная работа, а 30 сентября 2014 года, в день Интернета, во всех школах пройдет Урок безопасности в Интернете, на котором школьникам расскажут как о возможностях, так и об опасностях мировой паутины.

В ходе диалога министра и родителей была затронула тема инклюзивного образования. Закон об образовании предусматривает обеспечение недискриминационного доступа к образованию лицам с ограниченными возможностями, в том числе путем организации инклюзивного образования. Такое образование предполагает совместное обучение детей всех категорий, специальные навыки учителя по работе с детьми с ограниченными возможностями, особое техническое оснащение школы и т. д.

«Важно создать не только условия для физического доступа, но и атмосферу, чтобы сам учитель был готов к появлению такого ребенка в классе и знал как с ним работать», - подчеркнул министр образования. Но и система коррекционного образования никуда не исчезнет. В коррекционных классах и школах останутся те дети, которые не смогут влиться в обычный класс - по состоянию здоровья или из-за особенностей развития и восприятия информации. Стоимость государственных затрат на обучение учащихся коррекционных классов и школ выше, чем на обычных, но это не должно становиться причиной сокращения таких школ и классов. По каждому городу должен проводиться анализ и только с учетом всех факторов может быть принято решение о ликвидации коррекционной школы или класса. «В любом случае положение учащихся ухудшаться не должно!», - заявил министр образования.

Дмитрий Ливанов пообещал, что мнение родителей было услышано и принято во внимание. В дальнейшем проведение таких родительских собраний станет ежегодным.

Как готовить детей к экзаменам? Надо ли собирать деньги на ремонт класса? Ответы на эти и другие наболевшие вопросы родители московских школьников теперь могут получить не выходя из дома — на общегородских онлайн-собраниях. Они проходят каждую вторую и четвертую среду месяца.

Общегородские родительские онлайн-собрания проводит экспертно-консультативный совет родительской общественности при . Присоединиться к ним могут все, кому интересны вопросы образования, воспитания и всестороннего развития детей. Для этого нужно включить прямой эфир на сайте Московского образовательного телеканала или трансляцию . В каждом онлайн-собрании участвуют руководители школ, педагоги, специалисты по безопасности, члены экспертного совета, а также родители и дети. Модератором этих встреч выступает председатель совета Людмила Мясникова.

Что волнует родителей

На онлайн-собраниях поднимаются острые темы, волнующие родителей. Для каждого периода есть свои «вечные» вопросы: например, в начале учебного года участники встреч часто обсуждают организацию продленки, дополнительное образование, платные услуги в школах. Весной повестку возглавляет тема подготовки к экзаменам, а также празднование выпускных.

Большое внимание на онлайн-собраниях уделяют теме безопасности и профилактике негативных проявлений среди обучающихся. Специалисты профильных ведомств рассказывают родителям о том, на что обратить внимание в поведении ребенка, какие существуют зависимости, как с ними бороться и, главное, где можно получить профессиональную консультацию и помощь.

Повестка онлайн-собрания формируется из вопросов родителей, а также актуальных и интересных тем, предлагаемых специалистами. Гости селектора рассказывают о том, как проходят новаторские уроки, об инклюзивном образовании, организации школьного самоуправления. На онлайн-площадке выступают и ученики — например, победители различных соревнований и олимпиад, активные представители школьного самоуправления.

Решение проблем в прямом эфире

Общегородские онлайн-собрания — это эффективный инструмент обратной связи между учебными заведениями и родителями, благодаря которому последние могут непосредственно влиять на школьную жизнь. С начала трансляции таких встреч в прямом эфире удалось решить уже многие проблемы, которые волновали мам и пап московских школьников.

Например, после многочисленных обращений в экспертно-консультативный совет из образовательных учреждений столицы исчезли вендинговые автоматы с газировкой, чипсами и шоколадками. Представители компаний, которые поставляют в школы эти аппараты, в прямом эфире получили немало вопросов от родителей и экспертов в области образования.

Взрослые высказались единогласно — от вендинговых автоматов куда больше вреда, чем пользы. Частые перекусы вредят пищеварению, особенно если речь идет о калорийных продуктах. Участники онлайн-собрания решили направить в Департамент образования рекомендацию убрать из школ уже существующие вендинговые автоматы, а также посоветовали не заключать новые договоры на их установку. Теперь родители школьников могут не переживать о том, что их дети покупают на переменах чипсы и газировку.

Родители регулярно поднимают и тему сбора денег на ремонт классов и школ, поэтому этот вопрос обязательно будет обсуждаться на одном из онлайн-собраний. Мамы и папы московских учеников должны знать о том, что эти сборы не нужны. Так считают в экспертно-консультативном совете. Чтобы это доказать, специалисты расскажут, как происходит финансирование ремонта.

После каждого онлайн-собрания организаторам приходит много личных обращений. Родители пишут о конфликтах и проблемах, возникающих у детей, которые требуют серьезной адресной работы. В таких случаях члены экспертного совета выезжают в школу и разбираются в ситуации. Если данная проблема и пути ее решения могут оказаться полезными широкой аудитории, тему включают в повестку следующего собрания.

Смотрят все

Московский образовательный телеканал начал показывать общегородские родительские онлайн-собрания в ноябре 2014 года. Сначала это была интернет-трансляция, сейчас канал перешел на эфирное вещание, но записи всех обсуждений можно увидеть на сайте экспертно-консультативного совета .

За 2,5 года в Москве прошло 45 городских онлайн-собраний, трансляции которых посмотрели более 36 тысяч человек. Скорее всего, реальная аудитория еще больше, так как перед экраном могут собираться не только родители, но и другие члены семьи — бабушки, дедушки, дети. Кроме того, такие трансляции интересны педагогам и воспитателям, которые перенимают опыт коллег.

В школах оценили преимущества онлайн-формата. С прошлого года крупные учебные объединения, которые физические не могут собрать всех родителей вместе, стали проводить собрания в интернете. Одной из первых этот тренд подхватила . Общешкольные собрания здесь проводят раз в два месяца, в них участвуют до пяти тысяч родителей.

Во сколько лет можно привести ребёнка в школу?

Если на 1 сентября текущего года вашему ребёнку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кро­ме того, в шесть с половиной — семь лет у детей скла­дывается понятийный аппарат, необходимый для за­учивания и понимания правил.

На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?

Прежде всего — на умение будущего школьника общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придет­ся не просто учиться в коллективе, но и взаимодей­ствовать с ним. Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство от­ветственности перед обществом — семьей, классом.

Встречаются семьи, где ребенку многое позволе­но. Он исподволь руководит родственниками, кото­рые потакают ему во всем, считая исключительным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями — они сна­чала не понимают сложности ситуации, а затем дол­го не признают своих ошибок.

Кроме того, будущий первоклассник должен вла­деть навыками самообслуживания: умываться, пе­реодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

Обязательна ли школьная форма в 1 классе?

Вопрос о школьной форме решается в каждом пе­дагогическом коллективе индивидуально. Мнение большинства родителей в последнее время склоня­ется в пользу школьной формы. Форма дисципли­нирует детей, является атрибутом, отличающим до­школьника от ученика. А именно об этом, как прави­ло, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети — они теперь первоклассники.

Как быть, если ребёнок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?

Ни в коем случае не следует идти против приро­ды и переучивать ребенка. Это может повлечь за со­бой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для левору­ких детей, в частности «Прописи для первоклассни­ков с трудностями обучения письму и леворуких де­тей» автора М. М. Безруких. Последствия переучива­ния леворуких детей чаще всего носят психоневроло­гический характер: нарушение сна, повышенная воз­будимость, энурез.

Какая помощь нужна первокласснику по математике?

Не мешайте первокласснику загибать пальчи­ки при счете: таким образом, он пересчитывает эле­менты множества, в данном случае — своих пальцев. Можно пересчитывать любые однородные предме­ты — карандаши, линейки и т. д. Следите за тем, что­бы число элементов в каждой группе ребенок обо­значал цифрой (знаком на письме) и не путал поня­тия «число» И «цифра»! Множества можно сравнивать (больше или меньше) и уравнивать — добавлять или отнимать элементы, чтобы в обоих множествах элементов стало поровну. Считать лучше в пределах 10. Если ваш ребенок называет числительные до 100, это еще не значит, что он умеет считать в том понимании, в котором делаем это мы, взрослые.

Можно ли давать ребёнку в школу деньги?

Если вы считаете, что вашему ребен­ку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутер­брод. Первоклассники могут израсходо­вать полученные от вас денежные сред­ства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.

Есть ли в 1 классе домашнее задание?

Домашних заданий в 1 классе нет. Од­нако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывай­тесь от тренировочных упражнений, ко­торые может предложить учитель, — на­учиться плавать в ванне еще никому не удавалось.

Можно ли носить в школу мобильный телефон?

Это решение зависит от админи­страции учебного заведения. Не ре­комендуется носить в школу мобиль­ный телефон первоклассникам — ве­лико искушение звонить маме по ма­лейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может воз­будить нездоровый интерес одно­классников.

Можно ли носить в школу игрушки?

Да, можно, но не игровую пристав­ку! Игровая деятельность еще зна­чима для ребенка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вме­сте с одноклассниками. Лучше, если игрушка негромоздкая и без острых углов. К сожалению, современные дети часто играют не в дочки-матери или другие ролевые роли, обогаща­ющие их общение. Ребята подража­ют не всегда положительным геро­ям телевизионных фильмов, поэто­му советуем вам следить за тем, что смотрит ваш ребенок.

Может ли ребёнок уходить один домой после уроков?

Ответственность за здоровье ребенка вне школы в неучебное время несут его родители. Школа обеспе­чивает безопасность учащихся во время их пребы­вания в учебном заведении. Перед началом занятий учителя принимают учеников у родителей «с рук на руки», по окончании уроков или работы группы прод­ленного дня педагоги передают детей только их родите­лям или близким родственникам.

Пока дети наслаждаются каникулами, взрослые уже вовсю ломают голову, как подготовить своих чад к школе. Родителей волнуют разные вопросы: от качества питания школьников до покупки утверждённой формы.

Задать их они смогли на «прямой линии» в редакции «АиФ» - НП». Нашим гостем стала Ирина РАДЧЕНКО, руководитель департамента образования администрации Волгограда.

Добровольные вложения

В школе постоянные траты. То за ремонт требуют, то за охрану, то у директора день рождения. Скажите, за что родители должны платить по закону?

Е. Смирнова, Волгоград

Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» привлечение родительских пожертвований на различные нужды учебного заведения и класса происходит только на добровольной основе. Никто от вас не вправе требовать деньги или как-то угрожать ребёнку, если вы отказались вносить средства. Кроме того, деньги ни в коем случае не должны даваться в руки учителям. Если родитель всё-таки решил помочь школе, средства он должен перечислить на лицевой счёт учебного заведения.

Ирина Радченко родилась в 1962 году в Усть-Камено­горске. Имеет три высших образования. Более 25 лет работает в сфере образования. Начинала свою карьеру с преподавателя истории в вузе, после были годы практики в школе, повышение до начальника отдела образования Кировского района, работа в региональном комитете по образованию и итог - руководящая должность в департаменте по образованию Волгограда.

Детям моих подружек в школе выдают учебники бесплатно. А нас в очередной раз поставили перед фактом: нужно покупать комплект. Директор делает вид, что ничего не знает!

М. Лаврова, Волгоград

Это прямое нарушение законодательства. В таких случаях обращайтесь к нам в департамент: тел. (8442) 38-47-62. Оставляйте данные школы и учителя, мы будем разбираться. С 2012 года выбором учебной программы и покупкой пособий школа занимается самостоятельно. Администрация МОУ обязана обеспечить учащихся учебниками бесплатно через библиотеку школы. Сейчас уже ведётся закупка необходимой литературы, и к 1 сентября, обещаем, все школьники будут при учебниках.

В начале года проводили конкурс среди модельеров, представляющих школьную форму. Скажите, утвердили ли какой-то вариант? И где его можно купить?

Ж. Игнатьева, Волгоград

Да, такой конкурс был, но он никак не связан с департаментом по образованию. Просто дизайнеры фантазировали на тему школьной формы. И могу с уверенностью сказать, что на рынке никогда не появится единый обязательный вариант. Учебные заведения все разные, и форма одежды, утверждённая в них, может отличаться друг от друга. Сейчас общий вид одежды обучающихся, её цвет и фасон определяется родительским комитетом. Вместе с учителями родители выбирают форму и на свои средства её закупают. Главное - соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы: одежда должна быть из натуральных тканей.

Дочка отказывается питаться в школе. Блюда подают холодными, готовят из полуфабрикатов. Я хотела отказаться и не платить за подобные обеды, но классная руководительница утверждает, что питанием должны быть охвачены все, иначе её ждут проблемы. Как быть?

К. Уланова, Волгоград

Горячие обеды для ребёнка необходимы. Когда школьник сидит по шесть уроков на одних булках и чипсах - страдает его здоровье. Толь ко за прошлый год в два раза выросло количество детей с болезнями органов пищеварения.

Что до качества подаваемых блюд, выдача обедов школьникам происходит только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит комиссия, в состав которой входят медработник, работник пищеблока, представитель администрации школы. Кроме того, в каждой школе существует комиссия из родителей, учителей и самих школьников. Они тоже следят за качеством подаваемых блюд. А насчёт вкуса - угодить всем достаточно сложно.

Если с учителем конфликт…

Внук в этом году идёт в 1-й класс. Но из-за нового закона, что у каждой школы свой участок, ребёнок не сможет учиться со своей старшей сестрой. Что делать?

Н. Смаров, Волгоград

Всё зависит от количества мест в классах. Конечно, привилегией обладают будущие первоклассники, проживающие на территории, закреплённой за школой. Сколько точно первоклашек набрала школа, можно будет узнать уже в июле. Если остались свободные места, то у вашего внука есть шанс попасть в желаемое учебное заведение. Поговорите с директором.

У нас проблема с педагогом. Молодая выпускница не тянет учебную программу. Скажите, можно ли от неё отказаться?

И. Перова, Волгоград

Молодые учителя - редкость для наших школ, в которых средний возраст педагога приближается к 50 годам. Поэтому мы стараемся их поддерживать. В течение года учителя проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конкурсах, чтобы совершенствовать свой уровень.

Что касается замены учителя, могу сказать, что расстановка педагогических кадров в образовательном учреждении находится в компетенции его руководителя. Поэтому рекомендую обратиться к директору школы и совместно с ним найти компромисс.

На какие денежные гранты могут рассчитывать волгоградские школьники? И в каких конкурсах можно участвовать?

П. Воронов, Волгоград

Начнём с того, что для талантливой молодёжи, участвующей в международных и всероссийских олимпиадах, государство подготовило более 1200 различных денежных премий. Каждый год администрация Волгограда вручает именные стипендии 40 школьникам, победителям или призёрам олимпиад, спортивных и творческих соревнований. Получить денежное вознаграждение могут и дошколята. Персональные стипендии в 1,5 тыс. руб. ждут активистов и призёров городских конкурсов. В общем, если ребёнок активный и талантливый, он не остаётся без награды.

Скажите, когда власти обратят внимание на пришкольные спортплощадки? У нас в школе № 18 - разруха полная, ни колец для баскетбола, ни ворот для футбола…

Н. Ребров, Волгоград

Мы составили список школ, где существует потребность в восстановлении спортивной инфраструктуры. За лето комитет по физической культуре и спорту Волгограда обязуется привести всё в порядок. Также сейчас в городе реализуется программа по развитию технической спортивной базы школ. До 2017 года современный вид придадут 29 школьным спортплощадкам. В школе № 18 действительно требуется дополнительное оснащение площадок. Поможем.

Частный или государственный?

Хочу отдать своего сына в частный семейный детский сад. Скажите, эти учреждения как-то контролируются департаментом?

П. Демидова, Волгоград

Если учреждение занимается и образовательной практикой, то, конечно, оно должно быть лицензировано. Кроме того, любой частный сад должен получить разрешение у Роспотребнадзора. Всего в Волгограде таких негосударственных садов - 20 штук. Посещают их 775 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Все учреждения включены в реестр учёта, который ведётся нашим департаментом по образованию. Плюсы: подход здесь более индивидуаль ный, да и техническое оснащение не уступает времени. А вот минус - стоимость услуг 10 - 18 тыс. руб. в месяц. За государственный сад родители платят 1600 - 1800 руб. в месяц.

У нас детский сад закрылся на лето. Мне пришлось взять отпуск за свой счёт, чтобы сидеть с сынишкой. Хорошо, что муж неплохо зарабатывает. Проживём на его зарплату. А как же быть, например, одиноким мамам?

У. Хантимирова, Волгоград

Отдельные детские сады закрываются, но только из-за необходимости проводить ремонтные работы. Руководство таких садиков должно предложить родителям временно перевести своих малышей в ближайшие учреждения. Массового закрытия садиков в летние каникулы не планируется.

Если ребенок учится в школе, то отношения «родитель – учитель» неизбежны. В зависимости от успехов или неудач ученика отношения между ними складываются либо с позиции «кто с кем», либо с позиции «кто кого», несмотря на то, что цель у них общая — обучить и воспитать ребенка.

Именно, исходя из этой общей целевой установки, родители и учитель должны быть единомышленниками или как минимум, союзниками, лучше всего, партнерами, а не противниками.

Однако, в жизни, зачастую, бывает по-всякому. На интернет-сайтах, родительских форумах, в комментариях посетителей блога можно встретить как положительные, так и негативные примеры взаимоотношений «родители -учитель», при этом у каждого из них своя правда.

Что же в основном волнует родителей?

Прежде всего родителей беспокоят постоянные денежные сборы на всевозможные школьные нужды: от покупки рабочих тетрадей до приобретения ложек и вилок в школьную столовую. Поскольку, как правило, деньги собирают учителя, то и весь свой гнев родители обрушивают на них.

Очень тревожит родителей качество школьного образования. Родители отмечают, что порой ребенок, имея «четыре» и «пять» по предмету в элементарных вопросах толком не разбирается. Поэтому им приходится выполнять задания вместе с ребенком, нанимать репетиторов, которые в настоящее время стоят недешево. Если в начальной школе родители еще могут чем -то помочь школьнику, то в старшей школе — это уже проблематично. Так у них складывается впечатление, что современная школьная программа непосильна для обычного ученика, а учителя не справляются со своими обязанностями, что учителей не волнует, справляется ли ребенок со школьными нагрузками, остается ли у него время на дополнительные занятия и элементарный отдых.

Также беспокоит родителей отношение учителей к ученикам. Они отмечают, что учителя кричат на учеников, даже орут, унижают, шантажируют их, от чего детям по ночам снятся кошмары.

К некоторым ученикам, по мнению их родителей, учителя относятся предвзято: придираются, занижают отметки, необъективно оценивают, предъявляют завышенные требования.

Родителей также возмущает и тот факт, что учителя не всегда общаются с родителями на равных, предпочитая доминирующую позицию, под которую должны подстраиваться родители. Поэтому они чувствуют себя бесправными, униженными, их захлестывают негативные эмоции от нежелания понять их ребенка, а также от стремления учителя продемонстрировать их родительскую несостоятельность. Особенно это проявляется на родительских собраниях, почему родители и не хотят на них ходить.

У учителей в свою очередь тоже есть немало претензий к родителям школьников.

Например, учителей очень беспокоит:

— отсутствие со стороны родителей должного внимания к ребенку, вследствие чего он, будучи предоставлен самому себе, приходит на уроки с невыполненными домашними заданиями, пропускает уроки, нарушает дисциплину;

— несостоятельность отдельных родителей в воспитании ребенка, в связи с чем ребенок не выполняет элементарных требований, например, приходит в школу не в школьной форме, опаздывает на уроки, вызывающе ведет себя, грубит работникам школы и т.д.;

— повышенные, нередко необоснованные требования к учителю, например, учитель учит не тому и не так, необъективно выставляет отметки, не помогает ребенку делать уроки и т.д.;

— неуважительное отношение к учителю, вследствие чего их общение с педагогом может зачастую начинаться с необоснованных обвинений, оскорблений и заканчиваться угрозами пожаловаться в вышестоящие инстанции. Некоторые родители, общаясь с педагогом, смотрят на него свысока, указывая, как ему работать.

Что же делать?

Советы на эту тему для родителей и учителей можно найти как в педагогической литературе, так и в сети Интернет. Главное – надо любить детей. Помнить, что в любом школьном конфликте страдающая сторона - ребенок, независимо от того, кто прав, кто одерживает победу, а кто терпит поражение.

Научиться слышать и слушать друг друга, не создавать барьеры общения, а если они уже созданы - уметь преодолевать их.

Придерживаться элементарных правил общения.

Сроить отношения сотрудничества, а лучше всего партнерства.

P.S. 19-20 апреля 2017 года в Москве состоялась конференция «Московская модель управления образовательными системами», организованная ассоциацией «Менторы столичного образования», на которой представители образования из 40 регионов России обсудили, в том числе, как правильно взаимодействовать учителям и родителям школьников. Было отмечено, что «опыт столичных специалистов показывает, что отношение родителей к педагогам изменилось, и некоторые из них воспринимают учителей только как объекты потенциальной опасности для своего ребенка», что такое отношение надо менять, чтобы родители видели в роли педагога помощника, коллегу, товарища.