Нужны ребенку в 8 месяцев. Кризисный период: что должен уметь ваш ребенок в восемь месяцев

Итак, малыш уже перешагнул рубеж в 8 месяцев. Что должен уметь ребенок? Стоит ли пугаться, если легко ему дается не все? Как развивать своего кроху? Об этом и многом другом вы узнаете из этой статьи.

Общий взгляд на календарь развития

Вашему малышу уже 8 месяцев! Календарь развития ребенка от 0 до 12 месяцев все еще актуален для мам. Первое время после рождения мозг у ребенка неспособен обработать информацию. Например, глаза видят, но отдельные предметы малыш выделить не может. В первые месяцы способность усвоения информации совершенствуется. С двигательными функциями происходит то же самое. На освоение навыков уйдет первый год жизни. В этот период развиваются слух, зрение, осязание, обоняние, ребенок начинает самостоятельно перемещаться, произносить простые слова. Также в первый год формируется отношение к миру вашего крохи, которое останется на всю жизнь. В данной статье мы расскажем вам, что должен уметь воспитание и режим малыша такого возраста мы тоже рассмотрим.

Норма роста и веса

Сначала быстро развиваются все внутренние органы, поэтому грудная клетка увеличивается в размерах, следом становится больше окружность головы, и начинают меняться черты лица. В это время окружность головы сыночка должна составлять от 42 до 47 см, а дочки от 41 до 46 см. в этом возрасте должен быть от 67 до 73 см, а девочек - от 66 до 72 см. Вес же у мальчишек колеблется от 7 до 10 кг, у девочек - от 7 до 9 кг. Растут дети уже не так стремительно, как в первые месяцы жизни. Теперь основной упор идет на развитие физических навыков. Поговорим о том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев. Физическое и рассмотрим ниже. Многим эта информация будет очень интересна.

Физическое развитие

В 8 месяцев что должен уметь ребенок физически? На что способно его тело? Мышцы к этому времени уже достаточно сильны, но не торопите малыша вставать без опоры самостоятельно. Твердое равновесие еще не успело сформироваться. После того как малыш научится вставать у опоры, он иногда рискует отпустить ее. Не пугайтесь, если он после шлепается на пол. Он еще не понимает, как нужно присесть, но усталость чувствует, поэтому ребенку не остается иного выхода. Помогите ему, покажите, как аккуратно опуститься. Некоторые детки не умеют вставать в этом возрасте и даже отказываются ползать. Не переживайте, значит, они еще не готовы. Все, что должен уметь и умеет делать ребенок в 8 месяцев, ваш малыш освоит быстро и в свое время. Кроха уже может сам сесть и взять игрушку, лечь, отодвинуться, откатиться. Ручки у малыша теперь сильные, он может отнимать у вас вещи или оттолкнуть вашу руку. Ему нравится играть, хлопая в ладошки или совершая иные действия ручками и ножками, например, топать. Он уже может использовать различные предметы согласно их свойствам, например, открыть крышку, покатить мячик, нажать на кнопочку. Малыш старается подбирать мелкие предметы и уже может указывать пальчиком на желаемое. Стул ребенка к восьми месяцам уже более оформлен, легко следить за поведением малыша, чтобы вовремя посадить его на горшок.

Психическое развитие

В 8 месяцев что должен уметь ребенок в плане психоэмоционального развития? Он продолжает впитывать в себя знания, подмечать все происходящее, он уже начинает запоминать последние события. Если малыша что-то расстроило, его легко отвлечь, и он переключает внимание на что-то новое. Кроха уже понимает положение предметов в пространстве, может их искать, вкладывать друг в друга. Малыш начинает копировать действия мамы, поэтому показывайте, как катать машинки и взаимодействовать с прочими игрушками, а также обращайте внимание крохи на звуки, производимые окружающими существами и предметами. Что должен уметь ребенок в 8 месяцев касательно речи? Она становится более четкой, можно различить «папа» или «мама». В этом возрасте лепет вашего малыша содержит практически все звуки. Ваш карапуз уже начинает узнавать себя в зеркале и на фотографиях. Ребенок с удовольствием слушает музыку, песенки, он будет рад, если вы покружитесь с ним или потанцуете. Малыш может слушать, как вы поете или сам будет пытаться петь и пританцовывать ножкой.

Первые страхи

Малыш начинает пугаться всего неожиданного, громкого. Все «помощники» по хозяйству вроде пылесоса, комбайна, стиральной машины теперь пугают малыша до слез. Обнимите ребенка, включив технику, поцелуйте, объясните, зачем нужно то или иное, дайте почувствовать себя защищенным. Только ни в коем случае не ругайте, иначе малыш переживет огромный стресс. Кроха может испугаться незнакомой обстановки, отсутствия мамы. Это признак того, что он начинает отличать свое и чужое. Малыш понимает опасность чужих людей. Посмотрите, если ваш ребенок не боится незнакомцев, следует насторожиться, потому что это означает, что он развивается не совсем правильно. Нужно научить карапуза не бояться людей, но и не доверять им полностью.

Режим дня

Рассмотрим теперь питание и ребенка на 8-м месяце жизни. Ночью малыш может спать 11 часов, изредка просыпаясь попить молока. Днем уже он спит два раза по паре часов. Придерживайтесь приблизительного распорядка дня, чтоб избежать перевозбуждения ребенка. Около шести утра меняйте подгузник, покормите и снова уложите спать. В 8.00 утренний туалет, можно сходить на прогулку или поиграть. В 9.00 сделайте зарядку и массаж малышу. В 10.00 покормите завтраком и уложите спать. Около полудня пообщайтесь с карапузом. Почитайте ему книгу, поиграйте. К 13.00 лучше выйти на прогулку. В 14.00 накормите малютку обедом и поиграйте. Около 16.00 уложите малыша спать, можно во время прогулки. В 18.00 займите его чем-нибудь активным, покормите и снова уложите спать. В 20.30 искупайте, поиграйте, дайте ему заняться чем-то самостоятельно, а к 22.00 покормите и уложите спать уже на всю ночь. Закаляйте малыша и уделяйте больше времени развивающим и активным играм.

Здоровый сон

Сон крайне важен для правильного развития. Менее 14 часов в сутки спать малышу нельзя. Если он при внезапном пробуждении снова быстро засыпает, то можете не волноваться, все в норме. Стоит укладывать ребенка каждый день в одно время, выполняя какой-нибудь ритуал. Например, примите ванну или спойте колыбельную. Положите в кроватку с малышом обожаемую им игрушку как сигнал, что пора засыпать.

Питание

В 8 месяцев что должен уметь ребенок делать за столом? В это время рацион уже более разнообразен. Материнское молоко уже составляет лишь 1/3 часть питания. Старайтесь кормить малыша собственноручно сваренными кашами, не используя покупные с консервантами. Варите каши на молоке, не разбавляйте водой. Полезно кормить малыша овощными пюре, причем чем больше овощей - тем лучше, только следите за аллергическими реакциями. Уже можно добавлять мясные бульоны. Обязательны в рационе фруктовые соки, пюре, а также кисломолочные продукты вроде кефира и творога. Кормить ребенка следует только пищей только в виде пюре. Если у малыша появились кожные высыпания, диарея, снизился аппетит, есть тошнота, насморк, покраснение глаз, колики, запоры - это может быть признаком аллергии. Внимательно и аккуратно вводите новые продукты в рацион. Если в семье есть аллергики, то стоит следить за реакцией на все продукты, на которые есть реакция у членов семьи. Приучать кушать самостоятельно можно уже сейчас.

Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев: умения и навыки

Очень волнующий вопрос для беспокоящихся мам. Так что должен уметь ребенок в 8 месяцев? В этом возрасте малыш уже отзывается на свое имя, дает ручку по просьбе, спокойно относится к высаживанию на горшок. Теперь ребенок сидит, ползает, пытается ходить с опорой, встает, но все еще очень привязан к матери. Уже прорезаются или появились первые зубки. Малыш интересуется падением предметов и звуками удара вещи о поверхность, так что если ребенок начинает бросать все подряд, не удивляйтесь. Кроха уже видит предметы на разном удалении от себя, различает основные цвета, прислушивается к звукам, понимает, когда его зовут. Короткие предложения он уже понимает, чувствует похвалу, реагирует на просьбы. Если произнести название знакомого предмета, ребенок начнет его искать взглядом. Может толкать, тянуть, катить, складывать игрушки, перекладывать из одной руки в другую, указать на игрушку пальцем. Он уже танцует и боится расставания с мамой, пугается всего неожиданного, ползает. Они запоминают прошедшие события, произносят слоги, берут мелкие предметы. Вы уже можете различить характер ребенка. У него появляются любимые игрушки. Малыш уже ориентируется в квартире, может голосом привлечь к себе внимание, изучает лица людей, повторяет мимику за другими.

Помогите своему малышу

Учится познавать мир ребенок 8 месяцев. Умение помочь ему, выслушать его, понять и быть терпеливым необходимо каждому родителю. Не следует считать, что ребенок должен самостоятельно всему учиться. Вы можете подтолкнуть его развитие в нужном направлении. Ползание является естественным упражнением для тела, оно тренирует все мышцы ребенка, поэтому лучше, чтобы он не пропускал эту стадию. Если малыш начинает рано ходить, у него могут быть кривые ножки или позвоночник. Ходьба требует особого контроля над телом, к этому может оказаться не готова нервная система, вследствие чего начнут развиваться Помогите малышу лучше ползать, играйте с ним, ползайте вместе с ним, догоняйте его или убегайте от него именно таким образом. Не сажайте ребенка в ходунки. Безусловно, это удобно для родителя, но для мышечного корсета и костной системы ребенка это слишком ранняя и большая нагрузка. Лучше всего помогать ему развивать навыки при помощи игр.

Развивающие игры

Развивайте у малыша чувство равновесия. Для этого достаточно взять его на руки и кружить, подвесить под потолок воздушный шарик и поднять, чтоб малыш мог дотянуться до него. Читайте ему книги с красивыми картинками, где он сможет изучать новые предметы, цвета, животных. Можно класть игрушку подальше, чтобы ребенку пришлось больше ползти к ней. Помогайте малышу собирать пирамидки или конструкторы с крупными деталями. Показывайте части тела, проговаривая их названия, просите показать эти части у вас. Это поможет ребенку лучше ориентироваться, и если что-то заболит, он без труда оповестит вас об этом.

Показывайте разные цвета и называйте их. Помогите развивать слух и интуицию ребенка - спрячьте погремушку в платок и потрясите ею. Спросите, слышит ли он погремушку, где она. Вы можете развить логику и аккуратность малыша, играя с кубиками и строя из них башенки или складывая их в коробку. Конечно, обязательно при этом нужно говорить с ребенком и объяснять свои действия. Для координации и глазомера катайте друг другу мячики, вращайте их с ребенком, учите его, малыш может бегать за мячиками, ловить их. Вашему крохе обязательно понравятся новые игры.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Двигательные навыки настолько совершенствуются, что малыш пробует самостоятельно садиться и ползать. Также в этом возрасте у ребенка возникает потребность в эмоциональной поддержке и постоянном общении.

Яркая примета этого возраста - страхи малыша. Ребенок может вдруг начать бояться шума пылесоса, бабушкиной шубы или дедушкиной бороды. Любая перемена в пространстве или во внешности близкого человека может напугать малыша. Психологи считают, что эти страхи вполне оправданы и говорят о формировании чувства безопасности и личностных границ у младенца. Не рекомендуется воспитывать смелость в столь нежном возрасте.

Моторные навыки малыша в 8 месяцев

Что должен уметь малыш в 8 месяцев?

  • Первые попытки ползать. Ребенок свободно и ловко делает переворот со спины на живот. Малыш старается принимать именно эту позицию, потому что она дает возможность видеть окружающий мир. Это положение также позволяет крохе передвигаться. Можно заметить, как грудничок пробует встать на четвереньки, но пока что стоит неуверенно, раскачивается. Чаще всего ребенок начинает ползать не на четвереньках, а по-пластунски. Не все восьмимесячные дети начинают ползать, но большинство, оказавшись на животе, активно двигаются всем телом, вытягивают ноги, подтягиваются на руках, вращаются в разные стороны.
  • Положение сидя. У старшего поколения бабушек почему-то сложилось мнение, что в 6 месяцев грудничок уже должен сидеть. Однако согласно международным нормам психомоторного развития младенец может самостоятельно сесть в период от 7 до 9 месяцев. Восьмимесячный малыш уже может свободно сидеть, при этом у него не должна округляться спина. Без поддержки взрослых младенец может усидеть около 5 секунд, после чего может завалиться набок или опереться одной рукой для равновесия. В сидячем положении у младенца обычно много позитивных эмоций. Ведь поза позволяет хорошо видеть все, что происходит вокруг него. Есть ли какая-то разница в сроках высаживания девочки и мальчика? Этот вопрос часто задают мамы. Медики утверждают, что пол никак не влияет на этап высаживания, и относят эту информацию к разряду мифов. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, во сколько месяцев можно сажать девочек и мальчиков, читайте в других статьях.
  • Подтягивание на руках. Можно провести такой эксперимент. Грудничок лежит на спине, перед ним нужно выставить большие пальцы, направленные друг на друга (в виде перекладины). Ребенок хватается за пальцы и пытается подтянуться, чтобы сесть. В этот момент не надо помогать крохе и тянуть его за ручки. В этом возрасте малыш прекрасно справляется с задачей самостоятельно и принимает вертикальное положение. Мышцы спины, живота, рук, шеи у грудничка уже хорошо развиты.
  • Развитие координации движения и равновесия. Ребенок может принимать различные позы, благодаря равновесию, дополнительной опоре рук, балансированию ногами. Для этого возраста характерно лежачее положение на боку с опорой на одну руку («поза садового гнома»), при этом другая рука у малыша свободна, он может ею манипулировать. Верхняя нога в этой позе также свободно двигается и создает равновесие. Зачем грудничку эти сложные трюки? Эти упражнения подготавливают малыша самостоятельно сесть из положения на животе и боку.
  • Закрепление навыка хватания и удерживания предмета в руке. В 7 месяцев грудничок уже умел одновременно брать два предмета в обе руки. Этот навык в 8 месяцев усовершенствуется. Если предложить крохе две одинаковых игрушки небольшого объема, он должен учиться брать их одновременно. Бывает, что малыш возьмет один предмет, увлечется им и забудет о другом. В этой ситуации нужно предложить ему вторую игрушку еще раз. В этом возрасте уже можно определить рабочую руку и сказать, будет ребенок правшой или левшой. Важно понимать, что никакой коррекции проводить не нужно. Но нагружать необходимо обе руки.
  • Мелкая (тонкая) моторика. Мелкая моторика (работа пальчиков) развивает мышление. Правая рука соответствует левому полушарию и связана с логическим, рациональным мышлением. А левая рука «дружит» с правым полушарием и отвечает за творчество и воображение. Когда малыш нажимает на кнопки пульта, крутит пуговицы на одежде, пытается сложить матрешку или пирамидку, работают не только его руки, но и мозг. Что должен уметь ребенок в восемь месяцев, если говорить о мелкой моторике? Кроха уже способен взять маленький предмет в руку и удерживать его только пальчиками, не вкладывая полностью в ладонь. Важно, чтобы этот навык вырабатывался одинаково на правой и левой руке.

Пришла пора перебираться с дивана или кровати в «нижний ярус», то есть на пол. Во-первых, это безопасно: отсюда малыш точно не упадет. Во-вторых, появляется возможность освоения новых территорий. Открытое пространство важно для психофизического развития грудничка. Но «нижний ярус» также нужно обезопасить: поставить заглушки на розетки, крючки на дверцы шкафов, убрать острые и тяжелые предметы, бытовую химию. Чтобы лучше увидеть опасности, следует опуститься вниз и взглянуть на мир глазами крохи.

Формирование базового чувства безопасности

У грудничка во втором полугодии жизни формируется важнейший в жизни, базовый механизм безопасности. Отсюда вытекает доверие миру, в котором он живет. Кто развивает это доверие? Конечно, мама. Она является зеркалом состояний малыша. И хорошо, когда мама отражает и позитивные, и негативные эмоции. Радостному и довольному ребенку она непременно улыбнется, а плачущего и обиженного приголубит и погорюет вместе с ним. Мама и ребенок находятся на одной эмоциональной волне. И чем больше эмоций у мамы, чем они искреннее, тем шире и приветливее становится окружающее пространство для малыша. Понимание эмоциональности в этом случае - не экзальтация, не восторг, а живое включение в переживания крохи. Эмоции делают любого человека живым и присутствующим, а это крайне важно почувствовать младенцу.

Психомоторные навыки ребенка в 8 месяцев развиваются интенсивнее, когда у малыша формируется механизм безопасности. Если мама будет с каменным лицом и в депрессии, у крохи повышается тревожность и чувство незащищенности. Он с меньшим желанием будет осваивать и познавать мир.

Психоэмоциональное развитие и общение

Какие реакции могут быть у ребенка в этом возрасте при общении с близкими и посторонними людьми? Как он воспринимает мир, осмысливает действия и явления, взаимосвязи между предметами?

  • Быстрое переключение внимания. Родители замечают, что грудничок этого возраста не может долго играть в одну и ту же игру. Интерес к старому занятию у него быстро пропадает, когда в поле зрения появляется новый объект. Психологи не рекомендуют перегружать малыша информацией и предлагать ему много новых игр сразу.
  • Отношение к незнакомцам. Настороженное отношение к незнакомым людям растет. В этом возрасте даже самый общительный малыш может проявить недоверие к незнакомцу. Это абсолютно нормальная реакция, которая говорит о формировании дистанции с людьми. Также дети могут проявлять избирательность: к одним незнакомым идут на руки, а к другим нет, одним начинают улыбаться, а при виде других - плакать. Многие дети в этом возрасте сильно привязаны к матери. И если она исчезает на какое-то время, испытывают тревогу и беспокойство.
  • Восприятие взаимосвязи предметов и действий, изучение свойств предметов. Малыш начинает улавливать, что если предмет исчезает, то не растворяется в пространстве, а перемещается. Теперь ему интересно все, что движется. Можно провести такой эксперимент. Один взрослый сидит за столом и усаживает кроху к себе на колени, а другой - выкладывает на стол игрушку (кубик, мячик, машинка). Как только грудничок потянется за игрушкой, взрослый толкает ее так, чтобы она перекатилась через стол и упала на пол. Малыш пристально следит за движением и наклоняется, чтобы рассмотреть игрушку на полу. Также в 8 месяцев дети умеют находить спрятанные предметы, перекладывать их, вкладывать один в другой.
  • Наблюдение за окружающим миром и явлениями природы. Во время прогулок в коляске ребенок теперь может находиться в сидячем или полусидячем положении. Пространство расширяется для него до «космических» масштабов. Теперь ребенок может наблюдать за движениями людей, животных, птиц, машин, чувствовать ветер, капли дождя, солнечные лучи на лице и т.д.
  • Возражение и проявление характера. В этом возрасте малыш может выразить протест, если ему что-то не нравится. Это может быть визг, крик, плач. Также у ребенка появляются любимые занятия и игрушки в зависимости от типа темперамента. Если ребенок проявляет в этом возрасте негативные эмоции - это абсолютно нормально. Но в большинстве случаев здоровый восьмимесячный грудничок все-таки радостный и довольный жизнью. Ребенок может повторять одни и те же действия много раз, если они приносят ему радость.
  • Прятки - любимая игра. Младенец в этом возрасте осознанно поддерживает игру в прятки. Когда кто-то из близких прячется за мебелью или под покрывалом, грудничок с нетерпением ждет появления и громко смеется, если ему говорят «ку-ку» и окликают по имени.

Закрепление позитивного опыта в этом возрасте крайне важно. Рекомендуется уже сейчас хвалить ребенка и подбадривать его, если при освоении нового вида деятельности, у него что-то не получается.

Речевое развитие

В 8 месяцев малыш умеет не только громко лепетать и вскрикивать, но и «говорить» шепотом. Ребенок открывает для себя, что можно произносить звуки с разной силой и интонацией. Речевые навыки, которые сформировались в 7 месяцев, усовершенствуются.

  • Слоговые цепочки. В этом возрасте грудничок способен воспроизводить различные комбинации закрытых и открытых слогов: «да-да», «ма-ма», «дай-дай», «та-та», «ба-ба», «ма-ба», «ге-хе», «йэ-йэй» и другие варианты. Некоторые слоговые цепочки становятся более устойчивыми и произносятся с четкой артикуляцией. Для лепетной речи, ближе к концу второго полугодия жизни, характерно обеднение слоговых цепочек. Это нормальный процесс доречевого развития.
  • Мелодический лепет. Малыш уже умеет воспроизводить интонацию родной речи, ставит ударения в слогах, имитирует звуки речи взрослых. Также важное открытие этого возраста - обозначение объектов окружающего мира слогами, то есть лепетная речь становится осмысленной.

Грудничка нужно стимулировать к активной вокализации. Обычно дети начинают лепетать, когда пребывают в хорошем настроении, чем-то увлечены, общаются с близкими людьми. Также стимулировать малыша к лепету может речь его сверстников.

Что может ребенок в 8 месяцев? Моторные навыки этого периода: попытки самостоятельно усаживаться и ползать, уверенное захватывание и удерживание мелких предметов пальчиками, совершенствование координации движения и равновесия. В этом возрасте малыш осознает причинно-следственные связи между предметами и действиями, быстро переключает внимание, любит играть в прятки, наблюдать за движением и уже проявляет характер.

Распечатать

Где бы ни оказался ваш малыш. Он старается обследовать как можно большую территорию. Найдя связку ключей, ребенок подбирает ее, «разговаривает» с ней, трясет, перебирает ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к малышу, он ненадолго отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию.

В течение 8 месяца ребенок научится различать все больше и больше предметов и обнаружит способность возвращаться к прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, кроха интуитивно обнаруживает, что можно одновременно заниматься несколькими игрушками. Умственные способности младенца развиваются по мере того, как он знакомится с окружающим миром.

Учимся понимать друг друга

Каждый день в репертуаре ребенка появляются все новые и новые звуки. Интересно, что при этом исчезли некоторые гласные звуки, характерные для 2-3 месячного младенца. Теперь ребенок отдает предпочтение согласным и может произнести сразу несколько звуков подряд. Часто малыш обнаруживает какой-нибудь особенный звуковой ряд и используют его в течение целой недели, прежде чем перейти к другому.

Ребенку нравится слушать, как разговаривают мама и папа, и он может подолгу играть в одиночестве, если родители время от времени обращают на него внимание. Малыш начинает различать свое имя, и это значительный шаг вперед в его развитии. Если кто-то называет кроху по имени, он прерывает игру и смотрит на того, кто это произнес, плюс он может общаться с окружающими с помощью жестов.

Несмотря на готовность заводить новых друзей, ребенок продолжает недоверчиво относиться к незнакомым людям. Он не только выражает неудовольствие при неожиданном появлении незнакомого гостя, но и не перестает стесняться, даже если тот остается с ним рядом в течение некоторого времени.

В этом возрасте малыш уже довольно хорошо различает знакомые и незнакомые лица и вместе с тем становится более восприимчивым к разным выражениям лица и оттенкам голоса. Когда взрослый строго говорит «нет», ребенок прекращает свои действия, по крайней мере, на несколько секунд.

Двигательные навыки ребенка в 8 месяцев

Большинство детей в 8 месячном возрасте умеют самостоятельно сидеть . Ребенку уже не нужно опираться руками, чтобы сохранит равновесие, и он совершает ими множество других действий – дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Обычно карапуз одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем будет сделан окончательный выбор.

Большинство малышей хорошо ползает. Особенно активный ребенок способен достичь большего – научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз – это уже труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, маленький человечек начинает в панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть.

В этот период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важный дел. В этом возрасте у малыша формируется пространственное восприятие, которое отражает сложные физические процессы, происходящие в его нервной системе.

Кроха начинает разбираться в непростых ситуациях и принимать решения. К примеру, иногда малыш, приближаясь к краю кровати, будто понимает, что может упасть и останавливается. Но, к сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя осторожно, поэтому родители должны не терять бдительность.

Вижу, слышу, ощущаю…

Одна из характерных особенностей ребенка в 8 месяцев – умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами, как будто хочет взять. Кроме того, карапуз начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов: берет кубик в одну руку, рассматривает его, потом еще один – в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.

На 8 месяце ребенок с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Он узнает знакомые вещи, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их в нормальное положение. Любопытство малыша вызывает также положение в пространстве собственного тела. Он ерзает и выгибается на руках у мамы, запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх ногами.

В возрасте 8 месяцев ребенок начинает понимать, что один предмет может находиться на другом, даже если они выглядят как единое целое. Карапуз проявляет интерес к матрешкам, вкладывающимся стаканчикам. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы, такие как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же предмета.

Самый большой интерес у малыша вызывают вещи круглой формы. Дайте ребенку мяч – он будет снова и снова вращать его, пытаясь обнаружить углы, найти его переднюю, заднюю, верхнюю и нижнюю стороны. Внезапно кроха обнаруживает, что у одних предметов есть двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, привязанную к игрушке, и вертит ее из стороны в сторону.

На 8 месяце у ребенка появляются способность возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к игре. В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки.

Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который исчез из поля зрения, совсем необязательно пропадает навсегда. Когда мама прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. И хотя малыш догадывается, что мама рядом, ему хочется знать это наверняка.

Занятия с ребенком в 8 месяцев

Дети любят играть, находясь в разных положениях – сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки. Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: «чашка», «телефон», «кукла», «котенок», ложка», «собака», «кубик», погремушка», «банан», «клоун». Во время игр не забывайте называть их.

Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки. Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и «почитайте» ему. Исследуйте вместе с любимым «чадом» отражения в зеркале. Покажите крохе тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.

С каждым днем малыш все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти игрушки, которые могут реагировать на его действия – пищать, растягиваться, выскакивать и т.д. Кастрюльки и сковородки доставляют карапузу больше удовольствия, чем любые игрушки, купленные в магазине.

Покажите ребенку, как закрыть кастрюльку крышкой, пусть попробует это сделать сам. Если малыш успешно справится с задачей, дайте ему две разные кастрюльки и крышки к ним и понаблюдайте, сообразит ли кроха, какая крышка от какой кастрюльки. Еще можно позабавить любознательного человечка, спрятав в кастрюльке какие-нибудь предметы. Если вы ничего не имеете против небольшого шума, покажите малышу, как бить крышкой о крышку.

Физические навыки ребенка 8 месяцев

Качайте малыша на руках, на качелях или посадите себе на колено, и пусть он покатается «верхом». Такие игры развивают чувство равновесия, и ребенок начинает контролировать свои движения. Под ритмичную потешку или музыку, покачивайте сына или дочку вверх-вниз. Ваше чадо будет заранее смеяться в ожидании предстоящего «прыжка».

Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог дотянуться до него. Он с удовольствием будет ударять по мячу, и наблюдать, как тот раскачивается. Поиграйте с ребенком в «Делай, как я». Бейте в «барабан», хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, «дирижируйте оркестром», и пусть малыш повторяет ваши движения.

Когда на свет появляется малыш, он ничего не умеет и находится на полном обеспечении у своих родителей. С каждым месяцем малыш развивается: он начинает реагировать на голоса, изучать окружающий мир, играть с погремушками.


Когда на свет появляется малыш, он ничего не умеет и находится на полном обеспечении у своих родителей. С каждым месяцем малыш развивается: он начинает реагировать на голоса, изучать окружающий мир, играть с погремушками.

Считают, что в течение года ребенок преодолевает три этапа в развитии до достижения годовалого возраста. Первый - в три месяца: малыш держит уверенно голову, распознает голоса родителей. Второй ключевой рубеж он преодолевает в полгода: его можно присаживать, вводится различный прикорм. И наконец, к году дети начинают пытаться ходить самостоятельно, вырастает большая часть зубов.

Такой подход к воспитанию ошибочен : необходимо отслеживать развитие ребенка ежемесячно, чтобы избежать в будущем последствий. Давайте рассмотрим поведение восьмимесячного малыша: сколько и как он должен питаться, особенности физиологического и психологического развития и многое другое. Одни дети более быстро осваиваются в новом мире, другие немного запаздывают, поэтому если Ваш малыш в каких-то моментах не соответствует календарю, это не страшно.

Физиологические особенности развития

К восьмому месяцу у ребенка уже вырастает от четырех до шести зубов : в некоторых случаях происходит отставание развитие ребенка по этому признаку. Наличие кальция в каждом организме индивидуально, поэтому количество зубов может колебаться.

Детский сон в совокупности по-прежнему остается в районе 15 часов : временные промежутки активного состояния становятся дольше, ребенок начинает спать больше ночью. Днем ребенка советуют укладывать 2 раза для двух-трех часового сна, остальное время, порядка 9-11 часов, приходится на ночь.




Показатели веса и роста детей весьма индивидуальны, на восьмом месяце жизни наблюдается снижение набираемой массы . Это связано с повышением активности, затратой энергии. Обращаем внимание, что обязательно хоть небольшое набирание массы тела, но если малыш теряет граммы, следует обратиться к педиатру. Ориентировочно, средний вес составляет 8-8,5 кг . Более подробную информацию можно увидеть в таблице.


Позвоночник и кости ребенка к этому возрасту уже окрепли, и малыш может пытаться вставать на ноги или колени. Взрослой должен помогать малышу, показывая какие действия ему необходимо совершать, чтобы принять желаемое положение.

Психологические аспекты развития ребенка на восьмом месяце жизни

Психология, в отличие от физиологического развития, малышей в основном схожа в возрасте восьми месяцев. Малыши познают мир, они дают ответную реакцию, узнают своих родителей и близких.

Восьмой месяц жизни ребенка может стать испытанием на прочность нервов мамы и папы. Он начинает манипулировать криками и капризами , если родители не найдут «золотую середину» в общении с ребенком, он может вырасти с истеричным характером. Важно последовательно и спокойно объяснять малышу, что можно, а что нельзя. Все опасные вещи лучше убрать от глаз ребенка, чтобы не искушать его. Если же он тянется к запретному предмету, старайтесь говорить ему «Нет» и отводите малыша или убирайте запретную вещь. Вскоре он научится понимать отрицательную реакцию родителей.


В этом возрасте формируются первые страхи : ребенок мгновенно выделяет незнакомого ему человека и может заплакать и испугаться. Со временем, при правильной реакции родителей, этот страх пройдет, и малыш будет дружелюбно реагировать на гостей.

Линия поведения родителей должно быть одинаковой : нельзя, чтобы мать что-то запрещала, а отец, наоборот, разрешал. В восемь месяцев, хотя ребенок еще толком не разговаривает и передвигается с трудом, его характер уже начинает формироваться.

Что умеет ребенок?

С полугода детей начинают присаживать, если они не сделали это ранее самостоятельно. В восемь месяцев малыши, находясь уже устойчиво сидячем положении, могут двигать руками : трясут игрушками, хватают близлежащие предметы. Он пользуется как левой, так и правой рукой в равной степени. Предпочтение движений только одной рукой не дает заключения, что это его окончательный выбор.


Малыши начинают ползать, некоторые уже способны передвигаться по всей квартире. Особо активные дети пытаются вставать на ноги, причем обратный процесс – опуститься на попу – дается им тяжелее. Поэтому зачастую ночью может раздаваться детский крик: встав, малыш не знает, как ему опуститься обратно, в кроватку.

Ребенка можно учить ходить : аккуратно придерживая сначала за две, затем за одну руку. Не следует торопить малыша, шаги он должен делать самостоятельно, необходимо просто создавать опору.

Восьмой месяц ознаменовывается формированием пространственного восприятия: он начинает принимать решения в сложных для себя ситуациях: останавливаться на крае кровати или дивана, замирать, если пролетает муха.

Ребенок начинает произносить различные звуки, невнятные слова . Напевайте малышу простые песенки, состоящие из отдельных слогов, рассказывайте скороговорки. Детским разумом хорошо усваиваются песни на военную тему, они ритмичные, и их легко повторять.

Питание и составление меню




Количество кормлений сокращается до 5-6 раз в сутки с четырёхчасовыми промежутками. Это время оптимально для отучения малыша от грудного вскармливания : следует ограничивать ночные кормления. То же самое и касается детей, питающихся молочной смесью. В 8 месяцев мать должна постепенно уходить от ночных кормлений. Для ускорения и облегчения этого процесса существуют следующие рекомендации :

За два часа до сна покормить ребенка сначала кашей, а затем, после приема вечерней ванны - привычной порцией молока или смеси;
- В течение дня малыш должен получать большую часть суточного объема пищи;
- Замена водой или несладким чаем ночных кормлений.


У восьмимесячного ребенка уже есть зубы, пищеварительная система практически сформирована, поэтому в прикорм вводятся печенье, макаронные изделия, мясо и филе рыбы. Доля молока в рационе не должна превышать 30% от суточного объема потребляемой пищи.

Разнообразить овощные пюре можно с помощью петрушки, укропа, салата. Специи отложите до тех, пока ребенок не подрастет. Порции пюре из фруктов увеличивают до 100 г в день. Старайтесь готовить самостоятельно всю еду для ребенка.

Гигиенические процедуры

Ежедневные гигиенические процедуры включают принятие ванны перед сном, частое мытье рук в течение дня, а также подмывание интимных мест после акта дефекации. В этом возрасте маленькие детки активно изучают окружающую обстановку, трогает не только свои игрушки, но и вещи, принадлежащие родителям. Кроме этого малыши ползают по полу, собирая мелкие частицы пыли. Затем они начинают лезть руками в рот, поэтому их следует мыть с мылом хотя бы раз-два в час.

Кроме личной гигиены ребенка необходимо производить ежедневную влажную уборку, мыть с хозяйственным мылом два раза в день все пластмассовые предметы. Если есть плюшевые и мягкие игрушки, их также следует периодически стирать.

Вечерние ванны можно превратить в праздник для ребенка, включив различные игры. Одной из самых простых является пускание пузырей: если карапуз начинает капризничать в ванной, его внимание можно отвлечь разноцветными шарами.

В возрасте восьми месяцев ребенка приучают к горшку : этот процесс занимает не один день. Родителям следует запастись терпением и каждодневно присаживать ребенка на его туалет. Можно включать струю воды и сопровождать характерными звуками и словами. Так ребенку легче будет выражать свои желания в более позднем возрасте.


Прогулки на улице полезны для малышей любого возраста: ребенок восьми месяцев нуждается в большом объеме кислорода, это время усиленно развиваются клетки мозга. Кроме этого, дети начинают рассматривать окружающие предметы, поэтому гуляя с ребенком, поясняйте ему, где находятся машины, дома, цветы. Гулять следует утром и вечером.

Игры

В этом возрасте дети сами просят поиграть с ними, пока вербально : выбрасывают игрушки из кроватки или манежа, подползая и протягивая к вам ручки.


Ребенку можно предложить следующие развлечения :

Игра в «Ку-ку»;
- применение интерактивных плакатов и игрушек;
- игра с мячом;
- складывание пластмассовой пирамидки сначала совместными усилиями с родителями, затем карапуз начнет играть самостоятельно;
- уделяйте время на развитие мелкой моторики, приобретите малышу игрушки из дерева (например, цепочку из шариков, квадратиков, сердечек);
- игра в кубики с нарисованными фруктами, овощами, предметами и буквами;
- при покупке игрушек выбирайте предметы без мелких частей, которые может оторвать ребенок;
- с ребенком можно поиграть и без дополнительных атрибутов; посадите малыша на колени, трогайте поочередно его и себя за нос, ушки, лобик, обязательно проговаривая все слова;
- находясь в поликлинике, можно сыграть в интересную игру, которая сократит ожидание в очереди; на своих пальцах нарисуйте разные рожицы - разноцветными фломастерами, и, поочередно сгибая каждый, показывайте своему карапузу;
- тренируйте память малыша, показывая ему цифры и буквы и проговаривая их вслух.


Восьмимесячный человек требует большого внимания, несмотря на это, вы можете заниматься своими делами, находясь с ним в комнате. Пусть малыш учится проводить время самостоятельно, но в то же время он должен ощущать одиночество.

Умственные способности, мышление человека в большей части формируются до года после рождения. Поэтому каждый месяц нужно вводить новые развивающие игры, проводить легкий ежедневный массаж пальчиков ручек и ножек малыша, развивая мелкую моторику. В восемь месяц к ребенку можно начинать относиться как к взрослому человеку: разговаривать, показывать и пояснять, как пользоваться различными предметами.

Правда, не верится? Вашему крохе уже 8 месяцев! Он уже уверенно сидит, умеет ползать по-пластунски, а может быть, и на четвереньках, сует свои любопытные пальчики везде, куда только может дотянуться и демонстрирует просто неиссякаемую энергию и интерес к окружающему.

Иногда нам с вами полезно тоже немного побыть детьми. Очень может быть, что сегодняшний список на тему «» будет в этом хорошим помощником. Для занятий со своим малышом важно знать, какие навыки и способности мы хотим развить у нашего ребенка.

Занятия с ребенком 8 месяцев:

Качу мячик

Малыш может сидеть, а значит, обе его руки теперь свободны для игр и забав! Что ж, пора знакомиться с мячом. А кто у нас любит играть в мяч? Конечно, папы. Для игры выберите небольшой легкий мяч диаметром примерно 10 см. Пусть папа сядет напротив малыша на полу. Вы же разместитесь позади крохи, чтобы помогать ему ловить мяч и при необходимости поддерживать спинку. Покажите ребенку, как можно толкать мяч папе, а потом вместе ловить его. Упражнение способствует налаживанию , учит ребенка совместной игре, развивает зрительно-двигательную координацию, укрепляет мышцы спины и живота.

На веревочке

Восьмимесячный ребенок проявляет большой интерес к падающим предметам, увлеченно прослеживая взглядом траекторию их движения. Если вы заметили у вашего малыша склонность выбрасывать все игрушки из кроватки или манежа, попробуйте привязать к некоторым игрушкам веревочки и покажите, как можно их использовать. Постепенно ваш ребенок научится подтягивать выпавшие из кроватки игрушки за веревочку.

Также вы можете использовать этот период разбрасывания игрушек для развития представлений ребенка о свойствах предметов. Обращайте его внимание на то, с каким звуком упал предмет, покатился он или остался лежать на месте.

Пальчиковая гимнастика

В этом месяце ваши ежедневные усилия в выполнении пальчиковой гимнастики с малышом, наконец, увенчаются ожидаемым успехом. Кроха начнет самостоятельно повторять, пусть пока не очень четко, движения пальчиками. Повторяйте полюбившиеся ребеночку упражнения, и примерно раз в неделю разучивайте новый стишок. Вот некоторые из наших любимых:

СОРОКА-БЕЛОБОКА

Сорока-сорока, где была? — Далеко!
Кашку варила, деток кормила. (Слегка щекочем ладошку ребенка )
Этому дала, (Загибаем мизинчик ребенка )
Этому дала, (Загибаем безымянный пальчик )
Этому дала, (Загибаем средний пальчик )
Этому дала, (Загибаем указательный пальчик )
А этому не дала: (Шевелим большой пальчик )
Ты дров не колол, ты воду не носил! Не будет тебе каши!
Тут пень… Тут колода… тут холо-о-о-дная вода!! (Рассказывайте, медленно перебираясь своими пальцами от запястья малыша, вдоль руки. В конце стихотворения Вы внезапно и быстро касаетесь одним из пальцев подмышки малыша — можете пощекотать его, смеху и ликованию не будет предела!)

— Ладушки, ладушки,

— Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Что пили?

— Бражку.

Кашка масленька,

Бабушка добренька.

Попили-поели,

Домой полетели.

(Тут помашите руками, как крыльями)

На головку сели,

(Прижмите ладони к голове)

Сели-посидели,

Ладушки запели!

(Можно начать текст сначала)

Рисуем карандашами

Продолжаем знакомить нашего кроху с различными техниками и . В этом месяце предлагаю вам познакомить его с карандашами. Лучше всего для первого знакомства подойдут толстые восковые карандаши или пастельные мелки. Разломите мелки или карандаши пополам – теперь кроха сможет держать их, только обхватив «щепоткой», то есть мы сразу же будем формировать правильный захват карандаша.

Взяв руку крохи в свою, проведите карандашом по бумаге. Обратите внимание малыша на след, который остался на листе. Посмотрите, как будет рисовать кроха. Не стоит сразу же доставать целую коробку карандашей или мелков, так как в этом случае внимание крохи скорее привлекут не следы его творчества, а сами карандаши. А это уже следующая игра.

Недавно стали мамой малыша?

Карандаши

Для этой игры подойдут восковые или обычные короткие детские карандашики и пара коробочек или стаканчиков, в которые их можно складывать. Восьмимесячный ребенок будет с большим удовольствием перекладывать карандашики из одной коробочки в другую. Вы можете повторить эту игру с любыми другими однородными (и не очень) предметами, например, кубиками, мячиками, кольцами от пирамидки.

Кстати, о пирамидке, кубиках, сортерах и стаканчиках-вкладышах. Пришло и их время. Давайте подробнее поговорим о том, как развивать ребенка в 8 месяцев с помощью этих .

Кубики

Помимо того, что кубики можно складывать и выкладывать из коробки, в 8 месяцев вы можете начать возводить первые башни с вашим малышом. Для начала будет достаточно 3-4 кубиков. Используйте мякиши, легкие кубики из картонных коробок, пластмассовые и деревянные кубики. Как вы уже поняли, чем разнообразнее материалы, из которых изготовлены игрушки вашего малыша, тем лучше. Сядьте рядом с крохой на пол и его ручкой поставьте несколько кубиков один на другой, приговаривая:

Кубик на кубик кладем,

И получается дом!

Стройте разные башни – высокие и низкие, красные и синие, из больших и маленьких кубиков, и обращайте внимание ребеночка на эти различия. Будьте готовы к тому, что как только башня будем вами построена, кроха разрушит ее. Не расстраивайтесь, а порадуйтесь эффектному крушению вместе с малышом.

Пирамидка

Наклейки для ванной

Интереснейшее занятие для восьмимесячного малыша – наклеивать и отклеивать со стенок ванной разнообразные фигурки. Сейчас такие фигурки можно купить в детских магазинах, но для разнообразия я все равно рекомендую сделать несколько самодельных наборов.

Что можно использовать? Из пористой резины (продается в магазинах товаров для творчества, бывает разных цветов и толщины) и хозяйственных целлюлозных салфеток получаются отличные , силуэты животных, рыб, птиц, корабликов, машин, фруктов и овощей. Также можно вырезать фрагменты с интересными изображениями из полиэтиленовых пакетов с рисунками. Покажите малышу, как цеплять мокрые «наклейки» на стены ванной, и он полюбит вечернее купание:)

Снова стаканчики

Стаканчики-вкладыши, о которых я писала выше, могут также быть отличной игрушкой для ванны. Малыш с интересом будет набирать и выливать из них воду, а также наблюдать, как вода вытекает из дырочек в дне стаканчиков. Занятие способствует развитию соотносящих движений рук, наблюдательности и произвольного внимания.

Выжимаем губку

Покажите малышу, как выжимать губку. Можно вырезать из губки какую-нибудь фигурку, например тучку, или воспользоваться покупными поролоновыми игрушками. Это упражнение направлено на , в частности, развитию силы пальцев и укреплению кистевого сустава. Кстати, играть в нее можно не только в ванной, но и на полу, застеленном клеенкой. Поставьте перед малышом пару тазиков, добавьте немного детского шампуня, и, уверяю вас, кроха надолго увлечется процессом.

Рыбалка

Вырезанных из целлюлозных или хозяйственных губок рыбок (или другие игрушки) можно ловить. Устройте , где в качестве удочки будет выступать пластмассовая чашечка с ручкой или все тот же пластиковый стаканчик. Подайте малышу пример, показав, как можно ловить «рыбок» с помощью этого нехитрого приспособления.

Развитие, навыки и умения ребенка 8 месяцев:

Двигательные умения
  • Садится из положения лежа и сидит, не опираясь
  • Ползает
  • Переступает при поддержке за руки
  • Ложится из положения сидя
  • Встает на ноги, держась руками за неподвижную опору (барьер)
  • Подолгу и разнообразно занимается игрушками
  • Манипулирует 2-3 предметами одновременно
  • Подражает действиям взрослого с игрушками
Эмоции, навыки, умения, социальное поведение
  • Игровой контакт со взрослыми
  • Использует лепет и жест как средства коммуникации
  • Знает свое имя
  • Ест корочку хлеба, которую сам держит в руках
  • По просьбе взрослого выполняет заранее разученные простые действия («ладушки», «дай ручку» и т.п.)
Звуки, речь
  • Громко, четко и повторно произносит различные слоги

Предлагаю на этом завершить разговор о том, как развивать ребенка в 8 месяцев . Не пытайтесь занять своего кроху развивающими занятиями от рассвета до заката. Помните, что ему нужно немного времени для самостоятельных игр, отдыха и «переваривания» впечатлений. Внимательно наблюдайте за малышом – если он увлекся игрушкой, просто побудьте рядом или займитесь своими делами неподалеку, но будьте готовы предложить новую интересную игру, когда малыш будет к этому готов.

С помощью наших статей это не составит для вас особого труда. В прошлом месяце мы говорили о , а в следующей статье вас ждет отличная подборка . Растите и развивайтесь вместе с нами!

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам: