Закаливание ребенка по комаровскому. Когда начинать и как закалять ребенка со слабым иммунитетом: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры и физические нагрузки

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья — нуль!

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды —

И ты практически здоров!

Ю. С. Энтин

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Наши задачи совершенно иные.

Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.

Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное, но гордое название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям .

Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги или выпили холодного лимонада). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой — совершенно непонятна.

Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий — например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) — приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С, — становятся источником повышенной опасности.

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается . Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.

Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.

С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый это или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Читатели, разумеется, вполне могут возразить: дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!

Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит — как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.

Школа — это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…

Почему математика четыре раза в неделю, а физкультура — два? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса! Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут при чем?

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, три почетные грамоты, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она пять раз болела ОРЗ и один раз — бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать, и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица — с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали — начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 °С, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано: в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто — каких-то десять минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.

Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15—20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.

Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания: сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра — минуту, послезавтра — две минуты, в идеале — через три месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном две-три минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.

Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.

Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.

В подавляющем большинстве случаев «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей.

Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.

Так что, не закаливать? Закаливать, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открывания форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.

Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.

Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать: «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания +15 °С.

Перечень причин, мешающих закаливанию, можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий — болезнь ребенка сама по себе требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».

Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать, мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.

Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5—10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5—10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.

Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий: собственная двигательная активность + вода и свежий воздух + общение с любимым родителем. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа :

1) систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

2) постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

3) учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней: если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — «благополучно» заболеет, как и остальные, «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Еще раз подчеркиваю главное .

Ребенок не нуждается в закаливании.

ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Здоровье наших детей – дороже всех благ на свете. Когда любимый малыш болеет, мы готовы на все. Каждый родитель задается вопросом о том, как предотвратить болезнь. Если ваш ребенок очень часто болеет простудными заболеваниями и при этом жалуется на сильную боль в горле, то чтобы снизить риск заболеваний нужно закалять горло малышу. Как это делать, расскажет наша статья.

С какого возраста и в какое время года можно начать закалять горло ребенку?

Закаливание горла можно начинать с 2-3 лет , когда ребенок сможет самостоятельно выполнять профилактические мероприятия.

Начинать заниматься закаливанием ребенка (по вполне понятным причинам) лучше всего в теплое время года .

Еще раз напоминаем, комплекс закаливающих мероприятий можно проводить только в то время, когда ваш ребенок абсолютно здоров .

Перед началом закаливающих процедур ознакомьтесь с основными правилами закаливания детей.

Правила закаливания :

  • Не торопитесь. Не стоит гнаться за «великими» достижениями. Помните, вам важна не скорость, а результат — крепкое здоровье вашего ребенка.
  • Начинать закаливание нужно в состоянии абсолютного здоровья ребенка и с самых простых процедур.
  • Не забывайте учитывать возраст и индивидуальные особенности организма ребенка.
  • Соблюдайте систематичность . Никаких перерывов. Все упражнения нужно делать методично каждый день.
  • Постарайтесь, чтобы вашему ребенку понравились мероприятия по закаливанию. Настройте малыша позитивно .

Как закалить горло ребенку: 7 эффективных способов

Закаливание горла водой

Самым простым, но очень эффективным способом, считается закаливание горла обычной водой. Данная методика заключается в медленном питье воды маленькими глоточками. Ребенок должен перекатывать воду во рту и только затем проглатывать. Начинается закаливание с теплой воды, температура которой 30 градусов. Постепенно (раз в два-три дня) температуру воды нужно понижать на 1 градус. Остановить охлаждение воды следует на температуре в 15 градусов. Следует отметить, что западные врачи рекомендуют сразу давать новорожденному пить не теплую, а прохладную воду.

Ледяные кубики для закаливания горла

Для проведения закаливающей процедуры необходимо заранее приготовить в морозилке кубики льда. В специальные формы можно заливать не просто обычную воду, а различные лечебные настои. Для совсем маленьких детей можно замораживать сок или морс. Закаливание начинать следует с процедуры рассасывания льда в течение 15 секунд . Через два дня ребенок может рассасывать кубик уже 20 секунд и так далее. Максимальное время проведения данной процедуры не должно превышать 2 минут.

Полоскания горла

Полоскания - это самый популярный способ, рекомендуемый практически всеми врачами родителям, у которых дети часто болеют простудными заболеваниями, ангинами. Заключается этот метод в полоскании горла водой с постепенным понижением ее температуры. Начинать надо полоскание водой, температура которой составляет 25 градусов. В дальнейшем через каждые два-три дня температура воды понижается на один градус. Минимальная температура должна быть не ниже 15 градусов. Процедура полоскания проводится дважды в день в течение одного или двух месяцев. Методика данной процедуры довольно простая – ребенок набирает в рот воду, запрокидывает голову назад и произносит звук «А». Звук нужно стараться произносить как можно дольше. В это время вода попадает в горло.

Контрастные полоскания

Для проведения данной процедуры потребуется 2 стакана. В одном стакане должно быть налито 200 мл прохладной воды, темпаратура которой равна +20 градусам. Во второй стакан наливают столько же горячей воды. Ее температура должна быть 50 градусов. Ребенок сначала полощет горло прохладной водой, затем горячей. Заканчивается процедура горячей водой. Процедура длится до тех пор, пока не закончится вода в стаканах. Некоторые врачи рекомендуют в один из стаканов добавлять небольшое количество морской соли.

Мороженое для закаливания горла

Пожалуй, это самый приятный и любимый метод закаливания горла у детей. А заключается он в том, чтобы давать ребенка 2 раза в день съедать немного мороженого. Сначала не более 1 чайной ложки, затем можно дозу довести до 50 грамм, разделив ее на два приема.

Выбирая этот метод закаливания, родителям следует соблюдать определенные правила:

— Начинать закаливание нужно с размягченного мороженого.

— Ребенок должен рассасывать мороженое во рту до полного растворения.

— Есть мороженое нужно в домашних условиях. В квартире должно быть тепло.

Холодные напитки для профилактики заболеваний горла

Данная методика заключается в снижении температуры напитка, который любит ваш малыш. Например, он любит клюквенный морс или компот из яблок. Давайте ему этот напиток сначала температурой в 30 градусов, а затем постепенно (раз в 3 дня) снижайте ее на пару градусов. Снижать температуру допустимо до 8-15 градусов. Напитки можно чередовать.

Упражнения для предотвращения заболеваний горла

Мало кто знает, но существуют специальные упражнения, способные повысить иммунитет горла. Вот некоторые из них:

Волшебные звуки «э-е», «у-ю», «а-я» способны укрепить горло, если произносить их тихим голосом, а затем шепотом.

— Кто из детишек любит петь? Пожалуй, все. Поэтому пропеть как можно дольше букву «А» им явно понравится. А это очень эффективное упражнения для профилактики заболеваний горла.

Попробуйте горлом поизвести бурлящие звуки , у многих детей это получается замечательно.

— Расскажите ребенку сказку, в которой важные вельможи отвешивали поклоны. Затем вместе с ребенком сделайте упражнение – наклоните голову назад и вперед, влево и вправо.

Каждое из вышеперечисленных упражнений необходимо повторять ежедневно по шесть раз. Один курс занятий составляет 2 месяца.

Как закалять горло после ангины, при хроническом тонзиллите и фарингите: советы специалистов

  1. Особое внимание в профилактике ангины, хронических тонзиллитов и фарингитов следует уделять гигиене полости рта. Необходимо полоскать горло отварами трав шалфея или ромашки.
  2. Если в доме нет этих трав, можно делать полоскание раствором обычной питьевой соды .
  3. Для профилактики данных заболеваний подойдут все вышеперечисленные закаливающие процедуры . Кроме них, можно посоветовать — не кутать постоянно ребенка . Например, вместо толстого шерстяного шарфа надевать более тонкий – кашемировый.
  4. По утрам шею можно обтирать влажным полотенцем .
  5. Не стоит забывать про вакцинацию.
  6. Детям с хроническим тонзиллитом исключить из рациона орехи, шоколад, любые газированные напитки .

При малейших признаках заболевания срочно обращайтесь к своему лечащему врачу, он лучше знает вашего ребенка и сможет посоветовать не только какие лекарства принимать, но и какие методы закаливания подойдут именно вам.

Детский иммунолог Ф. Лапий:

Еще один элемент пассивного закаливания - употребление холодных продуктов. Молоко, сок, компот можно давать ребенку из холодильника и летом, и зимой. Мороженое, например, не только вкусная и питательная, но еще и закаливающая пища. Его нужно предлагать холодным, а не подогретым. Американские педиатры вообще советуют родителям кормить детей, заболевших ангиной, мороженым. Если горло болит - значит, есть воспаление, отек. К воспаленному месту нужно прикладывать холод, чтобы убрать боль и снизить воспалительный процесс. На миндалины невозможно поставить холодный компресс, но можно съесть мороженое.

Врач-педиатр 1 категории О. Э. Ермакова:

Закаливание горла. Вы даете пить малышу воду с постепенным охлаждением температуры воды. В сосуд с кипяченой водой комнатной температуры каждые 5-7 дней вы добавляете воду в следующих пропорциях: 1 часть холодной воды+5 частей воды комнатной температуры, 1 часть холодной воды+ 4 части воды комнатной температуры и т.д. Для детей до 3-ех лет достаточно четверти стакана.

Оториноларинголог Д.Л. Ягудин:

Закаливать горло можно следующим способом — полощете горло(можно и пить) простой водой при темп. 37 град 2 дня, на 3-й и 4-й день — при темп. 36 град., 5-6 день -36, на 6-7 день -35 …….и, таким образом, доводите темп. воды до 12 град. Водой при темп 12 град нужно полоскать или пить не менее 2-х месяцев и в дальнейшем не опасаясь употреблять(пить) холодную воду (обычно при темп. 12 град. вода хранится в холодильнике).

Педиатр Е.О. Комаровский:

Обострение хронического тонзиллита возникает под воздействием респираторных вирусов. Главной причиной этих обострений является снижение местного иммунитета, т. е. защитных свойств слизистых оболочек. И главное, что надо делать для профилактики, - это . Прежде всего, не допускать повреждения слизистых оболочек сухим и теплым воздухом, ограничивать контакты с людьми, не увлекаться лекарствами местного действия (всякими антисептиками, пшикалками, полосканиями), не ограждать ребенка от употребления холодной пищи, более того, регулярно есть мороженое, пить воду из холодильника (холодные продукты стимулируют кровообращение в носоглотке, повышая таким образом местный иммунитет миндалин).

Как закаливать горло ребенку по Комаровскому?

Известный детский врач Е.О. Комаровский считает, что процесс – это поддержание определенного здорового образа жизни постоянно.

Доктор призывает родителей внимательно наблюдать за реакцией ребенка на ту или иную закаливающую процедуру. Если малышу не нравится находиться в воде, температура которой 27 градусов, не стоит его заставлять. Нужно просто нагреть воду чуть больше.

Е.О. Комаровский подчеркивает, что закаливание – это не панацея от вирусных инфекций. Закаливание лишь укрепляет сопротивляемость детского организма. Поэтому, если ребенок и заразится той или иной инфекцией, он перенесет ее легче, чем незакаленный малыш.

Доктор Е.О.Комаровский уверен, что закаливание – это в первую очередь коррекция жизни, а не одноразовое мероприятие. Если ребенок не гуляет неделями, часами просиживает у телевизора, не снимает бабушкиных вязаных носков, но каждый день его перед сном всей семьей обливают или обтирают прохладно водой – ждать результата не приходится.

Специальные закаливающие процедуры будут эффективны лишь в сочетании с другими общеукрепляющими мероприятиями – прогулками на свежем воздухе, физическими упражнениями, проветриванием помещения, солнечными ваннами и т.д.

Когда противопоказаны закаливающие процедуры?

  • Если ребенок до 2 лет не хочет заниматься процедурами закаливания – капризничает и сопротивляется,
  • Не следует начинать закаливание при наличии у ребенка острых инфекций, а также при повышенной температуре тела.
  • Закаливающие процедуры не рекомендуется проводить в течение десяти дней после перенесенного инфекционного заболевания.
  • При длительном перерыве в курсе закаливания следует начать его заново.
  • Помните, любые закаливающие процедуры должны приносить только положительные эмоции ребенку .

Только продуманный и четко организованный процесс закаливания ребенка оказывает общеукрепляющее воздействие на его организм, способствует улучшению кровообращения, нормализует обмен веществ и существенно снижает количество простудных заболеваний.

Закаливание новорожденных — эффективный, действенный, проверенный временем способ укрепить здоровье и иммунитет маленького человека. Высокая приспособляемость грудных детей позволяет начать процесс закаливания с первых дней.

Механизмы адаптации у новорожденных очень развиты, проще говоря, младенец рождается закаленным. Создание тепличных условий — постоянной температуры окружающей среды, стерильной пищи, отсутствие движения воздуха — отключает врожденную адаптацию за ненадобностью и через месяц малыш начинает чихать от малейшего сквозняка. Стоит лишь поддержать природные данные младенца, создавая контраст температур и наличие положительного контакта с природой, то есть проводить процедуры закаливания и гулять с ребенком в любую погоду.

Суть закаливания и ожидаемые результаты

Процесс закаливания заключается в постоянном дозированном изменении условий окружающий среды. Естественные природные факторы лучшие помощники в закаливании. Процесс можно проводить повсеместно во время переодевания, купания, сна, гимнастики. Не обязательно отводить особое время для закаливания. Все процедуры должны естественно вписаться в распорядок дня.

Закаливание совместно с физическими упражнениями, которое проводиться регулярно, приводит к потрясающим результатам. Работа организма активизируется, при этом улучшаются:

  • сопротивляемость заболеваниям;
  • адаптивные механизмы;
  • кровообращение;
  • обмен веществ;
  • психоэмоциональное состояние;
  • аппетит.

Регулярное закаливание станет отличной профилактикой от простудных заболеваний. Закаленный малыш быстрее развивается. Он раньше сверстников начинает садиться, ползать, ходить и говорить.

Важные правила закаливания


Перед началом закаливания надо обратиться к лечащему педиатру за консультацией. Он должен осмотреть малыша, чтобы убедится в отсутствии противопоказаний.

Закаливание нельзя начинать, если у ребенка:

  • респираторное заболевание;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • понижен гемоглобин ();
  • повышена температура;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • резкое истощение;
  • наблюдается нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
  • нарушен сон.

Для достижения эффективности закаливания следует неукоснительно соблюдать следующие правила:

  1. Регулярность . Процедуры проводятся систематически, без перерывов ни на один день.
  2. Постепенность . Температура среды закаливания (воздуха или воды) должна изменяться постепенно, маленькими шажками. Резкий перепад к теплу или холоду приведет к психологическому стрессу ребенка, а то и к болезни.
  3. Индивидуальность . За реакцией малыша на процедуры надо внимательно наблюдать. При сильных признаках недовольства, неадекватной реакции закаливание надо прекратить. Во избежание плача и недовольства надо отвлечь ребенка игрушками, песенками, своей улыбкой и лаской.
  4. Сплоченность . Процедуры закаливания надо проводить всей семьей. Обливаясь вместе с малышом можно не только подать ему хороший пример, но и укрепить свой организм. Совместные действия еще и ведут к укреплению семейных уз.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Способы закаливания

Между собой способы закаливания отличаются типом окружающей среды, температура котороя меняется.

Закаливание воздухом

  1. Прогулки . Их начинают, если температура на улице не меньше 10 С. Первая прогулка на улицу должна длиться 15 минут. Затем время нахождения на улице увеличивается с каждым разом вдвое. В конечном результате время ребенок гуляет около 2 часов в день.
  2. Воздушные ванны . Малыша оставляют голеньким при комнатной температуре (22 С). Начинают с 30-40 секунд и увеличивают постепенно на 30 секунд за неделю. Воздушные ванны ребенок может получать во время гимнастики, кормления, массажа, переодевания, до и после купания.
  3. Сон на природе крепче и полезнее . Одевать ребенка надо так, чтобы он не чувствовал дискомфорта. (Статья по теме: )


Закаливание водой

  1. Начинают процесс закаливания водой с умывания. Для малышей до трех месяцев температура воды составляет 28 С, с трех месяцев до полугода — 25-26 С, с шести до двенадцати месяцев — 20-24 С. Температуру воды снижают каждые два-три дня на один градус.
  2. Обтирания являются следующим этапом. Начинают их после шести месяцев с сухих обтираний мягкой фланелевой рукавичкой. Обтирают в следующем порядке: руки, ноги, спину, грудь и живот до слабого покраснения. Через 7- 10 дней начинают влажные обтирания водой с температурой 35 С. Доводят температуру до 30 С, снижая ее постепенно.
  3. Первые обливания малыша проводят с самого рождения после купания, при этом прохладную воду надо лить на теплую кожу. Воду берут температурой 26 С. Вынув из ванночки, держат малыша на руке спинкой вверх. Обливание начинают с пяток, продвигаясь по позвоночнику к затылку. Температуру воды снижают каждые пять дней на один градус. Нижний предел — 18 С, хотя для некоторых может быть и ниже.
  4. Плавание для новорожденного «привычный способ передвижения» — девять месяцев он находился постоянно в водной среде. До трех месяцев плавательные рефлексы у ребенка еще не угасли, и научить его плавать довольно просто. При купании просто поддерживая ребенка под голову позволять ему свободно двигаться. После полугода можно продолжить обучение плаванию в бассейне.


Закаливание солнцем

Солнечные ванны необходимы для новорожденных. Ведь только на свету в организме идет выработка витамина Д, необходимого для роста костей. Продолжительность солнечных ванн и их температура как у воздушных. Одно «НО» — не стоит выносить малыша на прямые солнечные лучи.

Контрастные и интенсивные методы закаливания

Интенсивные методы закаливания стоит применять с осторожностью и только тогда, когда адаптационные рефлексы ребенка уже закреплены. В основе этих методов лежит кратковременное резкое изменение температуры: обливание ледяной водой, окунание в прорубь, ходьба по снегу. Не стоит заниматься интенсивный закаливанием, если у малыша есть хронические заболевания.

Контрастные методы закаливания основаны на быстром и резком изменении температур. К ним относятся контрастные:

  • обтирание;
  • ножные ванны;
  • баня и сауна.

Разница температур при первой контрастной процедуре должна быть 4 С (40 и 36 С соответственно). Через пять дней нижний предел понижают на одну единицу и доводят амплитуду до 23-26 С. Чередовать воду надо 5-6 раз за процедуру с интервалом 20 секунд. Последней должна быть горячая вода.

Закаливание грудных детей — это не просто воздушные ванны и обливания водой. Это естественный образ жизни, который должен быть нормой. Двигательная активность, правильное и здоровое питание, режим дня, спорт и прогулки, закаливающие процедуры. Все для того, чтобы новорожденный вырос здоровым и счастливым.

Вот и одна из пользовательниц сайта Woman’s Day во время прямого эфира с педиатром Евгением Олеговичем Комаровским задала доктору все эти животрепещущие вопросы о закаливании. Узнаем, что же ответил специалист.

Хочу заняться закалкой 7-летней дочери. Можно ли в июле начинать закаливание? И как правильно закаливать? И с какого возраста лучше начинать?

Я вам искренне советую пересмотреть свое отношение к закаливанию.

Закаливание, к сожалению, многие наши мамы воспринимают как некие разовые акции, то есть вы 23 часа 45 минут в течение суток валяете дурака, а потом 15 минут прыгаете якобы, на ваш взгляд, в холодной водичке, ставите таким образом галочку на собственной совести: «Мы такие классные мамки, папки, мы закаливаем ребенка, правда, он все равно болеет».

Ребята, не начинайте с закаливания. Начинайте с элементарных правил жизни

Правило первое. Мы никогда не заставляем ребенка есть.

Правило второе. Ребенок сам выбирает себе одежду. Если ребенок потный, значит, мы виноваты, взрослые, мы не смогли создать нормальный воздух, мы надели на него лишнюю одежду. Поэтому пусть ходит босиком, понижайте постепенно температуру воды, в которой он купается, не закрывайте дверь в ванную комнату, не вытирайте его насухо.

То есть еще раз: не заставляйте есть, не заставляйте спать.

Правило третье. Постарайтесь жить нормально, постарайтесь заставить папу, маму лишний раз оторвать попу от дивана и провести вечер не за просмотром мультиков, а бегая и прыгая на свежем воздухе.

Вот это есть суть того, что называется нормальная жизнь.

А закаливание, как правило, это разовая психотерапевтическая акция для мамы и папы, и в таком виде она не работает.

Многих родителей довольно часто не устраивает состояние здоровья их малыша, уж слишком часто он болеет. Вроде бы и условия проживания практически идеальные: хорошее питание, своя детская комната, большое количество игрушек, в помещении отсутствуют сквозняки. Но стоит только выпить холодной воды, съесть мороженое или промочить ноги, и сразу приходится вызывать участкового врача или отправляться в ближайшую аптеку за лекарствами. Что делать? И как с этим бороться? Ответ у всех на слуху и он вполне очевиден – закаливание.

В первую очередь необходимо разобраться, почему заболевания возникают только из-за того, что подул ветер или промокли ноги. Чтобы ответить на все эти вопросы нужно вернуться в самое ранее детство. Новорожденный младенец имеет врожденную способность адаптации к окружающей среде. Но заботливые и любящие родители делают все, чтобы создать стабильные условия, к примеру: стерильная еда, теплая вода, высокая температура воздуха в детской. Все это приводит к тому, что природные механизмы акклиматизации исчезают за ненадобностью. В последствие получается, что источником опасности может быть температура в помещении + 17 °C или прогулка босиком.

С чего начинается процедура закаливания?

Помните закаливание – это не просто процедуры, а правильный образ жизни, когда ребенок не боится холодного воздуха, съесть мороженое и пройтись босиком. При этом родители должны понимать, что одноразовое выполнение закаливающих мероприятий никогда не дадут желаемого результата. Поэтом нецелесообразно раз в год на крещенские морозы окунать малыша в прорубь. Так как в последствие ребенок может серьезно заболеть.

Правильное закаливание состоит из выполнения трех основных правил:

  • Двигательная активность – вместо того, чтобы проехать к школе или садику одну остановку на автобусе, лучше пройти это расстояние пешком. Очень важно в выходные дни всей семьей отравиться на природу, это гораздо полезней, чем проводить время за монитором компьютера или экраном телевизора.
  • Одежда – прежде всего ее количество должно быть абсолютно умеренным, ведь потливость чаще вызывает простудные заболевания, чем промерзание. Кроме того одежда должна быть удобной, чтобы не стеснять двигательные функции малыша.
  • Питание – очень важно, чтобы прием пищи был сопоставим с энергетическими затратами.

Закаливание – это, прежде всего правильный образ жизни!

Родители должны понимать, что закаливание — это не просто обтирание холодной водой по 20 секунд в день. Начинать такое мероприятие необходимо с прогулок на свежем воздухе при любой погоде, подключая умеренное и правильное питание. Также очень важно привести в порядок детскую комнату, необходимо убрать все накопители пыли, каждый день осуществлять влажную уборку и обязательно проветривать помещение. Конечно, выполнение всех этих рекомендаций требуют от родителей, не просто желания, но и дополнительного времени, поэтому многие отдают предпочтение бегу на месте в закрытом помещении и обтиранию водой.

При выполнении закаливающих процедур родители должны соблюдать три неукоснительных правила: постепенность, систематичность и индивидуальные особенности ребенка (возраст, сопутствующие заболевания и общее состояние здоровья малыша). Более того все закаливающие процедуры малыш должен выполнять с удовольствием, поэтому важно учитывать его возраст и интересы.

Благодаря закаливанию можно предотвратить множество заболеваний, конечно кроме, таких как респираторная вирусная инфекция. Важно также учитывать тот факт, что закаленные люди переносят болезни намного легче, так как у них отлично работают сердце и сосуды.

Закаляйтесь и будьте здоровы!