Натуральный шелк как определить. Как отличить натуральный шелк от искусственного

До сих пор именно в Китае производят шёлк самого высочайшего качества, который пользуется огромным спросом во всем мире.

Благодаря современным технологиям у потребителей есть возможность выбирать среди невообразимого количество шёлковых тканей, отличающихся качеством сырья, видом переплетения нитей в полотне, способом обработки готового материала и ценой. Последняя может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.

Самые известные виды натурального шелка

Шифон

Очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи шелковых волокон креповой крутки, с неровной поверхностью, на ощупь напоминающей песчаную. Идеально подходит для летних платьев, сарафанов, туник и легких блузок.

читайте на сайт

Атлас

Если это слово перевести буквально, получится «гладкий». Шелковая ткань атласного переплетения с глянцевой лицевой поверхностью. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используют для изготовления, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. Кроме того, из атласных шелков шьют свадебные наряды.

Бархат на шёлковой основе

Бархат это ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Основой для ворса, определяющей сорт бархата, может служить шелк. В России впервые бархат стали изготавливать именно на шелковой мануфактуре, еще в XVIII веке.

Шёлковый батист

Тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Обладает высокой прочностью в сочетании с легкостью и прозрачностью. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Шелковый батист прекрасная альтернатива 100% шёлку, так как стоит на порядок дешевле и с ним легче работать.

Газ

Легкая прозрачная ткань из шелка, отличающаяся особенностью выработки. Газ встречается полотняного и диагонального переплетения.

Гладкокрашеный шелк

Ткань наивысшего качества, из самых лучших коконов тутового шелкопряда, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяет добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее невелик.

Дюшес

Очень блестящий высококачественный плотный материал сотканный из шёлковых волокон.

Креп

В переводе с французского «crepe» - шероховатый, волнистый. Ткань, вырабатываемая из шёлковых нитей с очень большой (креповой) круткой. Самые распространенные виды: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Креп хорошо драпируется и может похвастаться малой сминаемостью.

Шёлковая вуаль

От французского «Voile»: покрывало, завеса. Гладкая полупрозрачная ткань, вырабатываемая из шелковой пряжи. Вуаль бывает белёная, крашеная и набивная, часто с вышивкой.

Кружево - деликатный и сложный в работе материал. Наши советы подскажут,

Матлассе

Ткань из натурального шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке.

Муслин

Очень тонкая, легкая шелковая ткань полотняного переплетения, схожая с батистом. Слово «муслин» произошло от названия города Мосула в Ираке, где в древности находились текстильные мануфактуры.

Парча

Сложноузорчатая художественно-декоративная материя с шёлковой основой, содержащая металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче вырабатывались из чистого драгоценного металла только в древности.

Тафта

Глянцевая шелковая ткань из очень туго скрученных нитей полотняного переплетения. За счет чего тафта достаточно жесткий материал, хотя и тонкая, хорошо держит форму.

Чесуча

Суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка - тусора.

Узнайте из нашего мастер-класса

Все перечисленные разновидности шёлковых тканей получают из кокона тутового шелкопряда, сырья для изготовления пряжи для ткачества. Это полностью натуральный материал, необычайно мягкий, нежный и в то же время прочный.

Те же названия используют и для обозначения синтетических «шёлковых» тканей, которые на первый взгляд очень похожи на настоящий шёлк. Если вы опытный покупатель, то легко отличите натуральный материал от искусственного. Кроме того, магазины тканей, которые дорожат своей репутацией и ценят каждого покупателя, вряд ли пойдут на обман.

Но как быть новичку? Или если на ткани нет никакой маркировки? Есть несколько простых способов, которые помогут безошибочно узнать настоящую шёлковую ткань.

Как отличить натуральный шёлк от подделки

  • Цена - один из первых, но не главных отличительных признаков. Натуральный шёлк всегда стоит дороже своих синтетических аналогов.
  • Шёлк очень приятен на ощупь. Нежный, мягкий, легко струится и плавно «стекает» с рук. Искусственный гораздо холоднее тактильно и жестче.
  • Натуральный шёлк обладает уникальными термическими свойствами - при соприкосновении с телом, он приобретает его температуру.
  • В отличие от синтетических тканей, обладает высокой гигроскопичностью.
  • Блеск у натурального шёлка естественный, приглушённый, при разном освещении меняет оттенок, цвет переливается. Искусственный имеет характерный блеск, но цвет не меняет.
  • Как и любые другие натуральные ткани, шёлк мнется, но незначительно. Образуются мягкие складки, которые почти незаметны и в процессе носки самостоятельно распрямляются. Сминаемость искусственного шёлка более выраженная - остаются заломы, которые иногда даже утюгом невозможно разгладить.
  • Синтетические шёлковые ткани обладают сильной сыпучестью по краю срезов.

Самый верный способ определить подлинность натурального шёлка


Это вытянуть несколько нитей из полотна и поджечь их. Сгорание происходит медленно, при этом вы услышите запах, напоминающий запах палёной шерсти или жжёных перьев.

Пепел от такого эксперимента легко рассыпается.

В то время как синтетический материал не горит, а плавится, источая неприятный запах пластмассы и образуя твердый запекшийся комочек. Вискозный шёлк тлеет и пахнет точно так же, как если бы вы подожгли кусочек бумаги. Пепел от него можно растереть в пальцах.

Вещи из натурального шёлка - настоящая роскошь! Элегантные и стильные предметы гардероба стоят прилично, поэтому к их выбору покупатели относятся весьма ответственно. Никто не хочет стать обладателем дорогостоящей вещи, для которой производитель использовал не натуральный шёлк, а качественный искусственный аналог.

На что обращают внимание требовательные покупатели? Как отличить натуральный шёлк от подделки? Об этом вы узнаете далее.

Критерии анализа материала

Подделка, какой бы она ни была качественной, не так нежна и мягка на ощупь. Оригинальные полотна приятно носить, они пропускают воздух и не накапливают статическое электричество. С благородностью и неповторимостью ткани, полученной из коконов тутовых шелкопрядов, не поспорить. Итак, чем же будет отличаться капрон от натурального «оригинала»? Многими критериями, описанными ниже.


При рассмотрении товарной позиции необходимо анализировать следующее:

  1. Визуальные особенности. Яркий, отчётливый и ослепляющий блеск - явный признак того, что в руках находится подделка. Шёлку тоже характерно мерцание, но лёгкое, приглушённое, приятное. Желательно осматривать вещь под искусственным источником света. Такой тест позволит правильно оценить блеск.
  2. Тактильные ощущения. Приятные эмоции, которые дарит натуральная дорогостоящая ткань после прикосновения, непередаваемы. Материалу присуща струящаяся лёгкая текстура. Он мгновенно адаптируется к температуре тела человека. Капрон тоже мягкий и невесомый, но холодный и сильно мнущийся.
  3. Кончик нити. Можно легко проверить подлинность, рассмотрев швы. Там просматриваются обрывы нитей. Какие они будут у «оригинала»? Кончики похожи на связанные пучки, состоящие из множества волокон. В результате обрыва капрона образуется кисточка.
  4. Горение. Увы, приобретая ту или иную вещь, покупатель не может провести эксперимент, для которого понадобится зажигалка. Однако такой тест позволит сделать добросовестный продавец ткани, ведь у него нет сомнений по поводу качества собственной продукции. Для анализа натуральности нужно поджечь небольшой кусочек полотна или даже отдельную нить. Подделка будет быстро гореть, издавать запах синтетики. Натуральные нити спекаются в валики и медленно гаснут. Что касается «аромата», то он схож с тем, который присущ палёному волосу.
  5. Прочность. Натуральный шёлк отличается долговечностью. Как в мокром, так и в сухом состоянии его нити очень сложно порвать. Если намочить синтетический аналог, то для разрыва не придётся прикладывать больших усилий.

Как видно, обладает множеством преимуществ. Искусственные полотна, схожие с ним, несправедливо называть подделкой. Слово уместно только в тех случаях, когда производитель или продавец преследует цель одурачить покупателя.


Кстати, дорогостоящая благородная ткань не лишена недостатков. При некорректном уходе полотно садится, теряет привлекательную форму. С изделиями из искусственного шёлка ничего подобного не случится. Однако при стойком воздействии солнечных лучей они выгорают, а вещи из натурального шёлка - нет.


Самый доступный способ проверки

Покупателю, конечно же, ни один продавец не позволит поджигать или замачивать в воде свой товар. Как же тогда узнать, натуральный шелк или нет? Прислоните вещь к щеке и оцените собственные ощущения. Возник хоть малейший дискомфорт? Не стоит покупать за баснословные деньги вещь из искусственного шёлка. Касание к натуральному изделию вызовет только положительные эмоции. Материал «сольётся» с кожей. Почему? Ранее шла речь об адаптивности ткани к температуре тела. Не зря же некоторые люди называют её второй кожей.

Профессиональный метод оценки

Оптовым покупателям ткани поставщик всегда пойдёт на уступки, предоставив образец материала. В данном случае целесообразно провести небольшой эксперимент.

Что для этого понадобится? Следующие составляющие:

  • 1 щепотка каустической соды;
  • 16 грамм сульфата меди;
  • 10 грамм глицерина.

Все перечисленные вещества нужно соединить в смесь. Полученный состав поможет убедиться в натуральности или поддельности ткани. Волокна, сделанные из кокона тутового шелкопряда, полностью растворятся в жидкости, а вот любые другие - нет. Химический метод оценки совершенен. Для профессионального анализа натуральности шёлка лучшего эксперимента не найти!

Натуральные ткани всегда считались предметом роскоши. Раньше их могли себе позволить только люди высшего класса. Сегодня ввиду доступности и улучшенного благосостояния общества изделия из натуральных волокон можно купить за сравнительно невысокую стоимость. К явным представителям роскошных тканей относится шёлк. Его научились тщательно подделывать, поэтому актуальным становится вопрос: «Как выявить фальсификат?». Поговорим обо всём по порядку.

Особенности шёлка

Натуральный шёлк представляет собой гладкую ткань с глянцевой поверхностью. Материал так и кричит о богатстве, искусном создании и глубокой истории происхождения.

Для того чтобы получить нить шёлка, необходимо размотать кокон шелкопряда тутового. Это светлая бабочка среднего размера, питающаяся в основном листочками шелковицы.

На сегодняшний день на основе шёлка производят постельные принадлежности, нижнее бельё, одежду, бытовой текстиль. Столь широкая популярность сподвигает недобросовестных производителей поставлять на рынок сбыта фальсификат.

Материал натурального типа относится к дорогим, если сравнивать его с синтетикой или даже хлопком. Но, тем не менее, шёлк находится в доступной зоне, приобрести его может практически каждый при желании.

Чаще всего искусственный «шёлк» производится на основе синтетических волокон или вискозы. Очень часто подделка ничем не отличается от натуральной ткани внешне, но она сильно уступает по своим свойствам и качеству.

Чтобы выявить ненастоящий материал, необходимо изучить все виды шёлка и их главные отличия. Затем мы приведём действенную методику, по которой вы запросто отличите оригинал от фальсификата.

Подвиды натурального шёлка

Бархат - его ещё называют шёлковым бархатом, потому что в основу ткани включены нити шелкопрядов. Бархат представляет собой мягкую ворсистую поверхность, к которой обычно всё прилипает ввиду определённой текстуры. В бархатные ткани зачастую включается натуральный шёлк, который и делает ткань такой необыкновенной, переливающейся. Уже в 18 веке в нашей стране начали производить именно «природный» бархат с включёнными ниточками шёлка.

Атлас - если это слово переводить в буквальном смысле, на выходе получится «гладкий», «скользкий». Тип переплетения атласных нитей с шёлковыми впервые изобрели величайшие умы Китая. По сей день технология изготовления только совершенствуется. Выделяют несколько видов атласа: узорчатый, с шёлковым переплетением, тяжёлый, муаровый и другие. Чаще всего из атласа шьют галстуки, занавески, шторы, обивку мебели, платки, церковные одеяния. Свадебные модельеры предпочитают шить платья для невест именно из этой ткани.

Вуаль шёлковая - как можно понять из названия, материал производится из лёгких нитей шёлка. Впервые вуаль произвели во Франции, затем технология разошлась по всему миру. Полупрозрачный материал часто украшают вышивкой, орнаментом, на его основе делают фату для невесты. Вуаль может быть крашеной, белёной, набивной, бесцветной.

Шифон - лёгкий по виду, но крайне тяжёлый по весу полупрозрачный материал. Напоминает мелкую сеточку, которая выгодно подчёркивает свадебное облачение невесты. В шифон ввивают нити шёлка, чтобы придать материалу блеск, лёгкость, воздушность и дороговизну. На ощупь ткань неровная, песчаная, матовая с периодическими отблесками на солнце. Шифон идеально подойдёт для шитья лёгких летних блузок, платьев и сарафанов.

Тафта - плотная ткань, которая прекрасно держит форму. Просвечивающееся полотно крахмалят перед конечным отпуском на полки. Из тафты производят фату для невест и другие виды изделий, которым требуется дополнительная поддержка по форме.

Батист шёлковый - процесс крайне сложен для описания. Сначала тонкие нити шёлка перекручивают в плотные и достаточно объёмные жгуты, затем на основе полученного сырья начинают делать полотно. Батист очень прочный, но при всём этом прозрачный и лёгкий. Впервые его изобрели в 13 веке во Франции, название ткань получила благодаря своему создателю - Франсуа Батисту. С шёлковым батистом гораздо легче работать, нежели с натуральным 100%-шёлком. При этом цена на подвид в разы ниже.

Шёлк гладкокрашеный - сырьё наивысшего качества. В процессе раскручивания нитей получается собрать неповреждённые волокна, благодаря чему конечное полотно выходит довольно плотным, но в то же время лёгким. Из шёлка такого типа изготавливают женские комплекты, нижнее бельё, дорогие постельные принадлежности.

Парча - материя, которая дополнительно драпируется металлическими нитями с серебром, золотом либо другими имитирующими материалами. Волокна имеют шёлковую основу, чаще всего используются для декораций в художественном плане. Раньше парчу ткали с шёлком и настоящими золотыми нитями, но сейчас сложно найти полотно с драгоценными вставками.

  1. Ориентируйтесь на цену, в большинстве случаев качественный материал не может стоить дёшево. Натуральный шёлк в разы дороже синтетических подделок. Настоящий материал приятный на ощупь. Он легко струится по рукам, мягкий и нежный.
  2. Что касается подделки, то она гораздо холоднее и жёстче. Настоящий шёлк славится уникальным качеством. При соприкосновении с человеком материал в короткие сроки обретает температуру его тела.
  3. Также настоящий шёлк очень гигроскопичен, таким образом его можно отличить от подделки. Синтетическая ткань практически сразу намокнет. Что касается цвета, то натуральный шёлк имеет приглушённый переливающийся цвет. Он более естественен.
  4. Искусственная ткань тоже переливается, но при этом она не меняет оттенков. Практически все натуральные изделия мнутся при сжимании, шёлк - не исключение. Причём на настоящем изделии образуются мягкие складки, которые без труда можно разгладить.
  5. Искусственный шёлк сминается гораздо заметнее, в процессе ношения одежды она не распрямится в отличие от оригинала. На ненатуральной ткани остаются заломы, которые практически невозможно разгладить даже утюгом.
  6. Изделия из синтетического шёлка по краям имеют явную сыпучесть материала. При выборе натурального состава стоит опираться на приятные ощущения. Качественный шёлк славится своей уникальной мягкостью и структурой. Она приятна для тела.
  7. Натуральный материал нежный и в некотором смысле тёплый со струящейся структурой. Искусственные изделия такими особенностями не обладают. Ненатуральный шёлк всегда менее мягкий и холодный на ощупь.
  8. Если смять в руках два материала, натуральный и искусственный, то в первом случае качественное изделие практически не помнётся в отличие от подделки. Также настоящий шёлк при обрывании нити имеет ровную структуру. Искусственный материал будет пушиться.
  9. Натуральность изделий можно проверить на прочность. Для этого потребуется взять 2 нити разных материалов. Смочите их и постарайтесь разорвать. Влажные и сухие нити настоящего шёлка одинаково сложно разорвать. Искусственный мокрый материал рвётся легко.
  10. Натуральность материала проверяется горением. Может показаться, что такой способ неприемлем, но с другой стороны он достоверен. Если поджечь два вида материалов, пламя и запах будут значительно отличаться друг от друга.
  11. Натуральный шёлк свернётся в плотный ком. Нить быстро погаснет и запахнет жжёным ворсом. Искусственное изделие будет гореть до конца, причём появится запах горелой синтетики. Также вещи из ненатурального шёлка не теряют формы и размера при длительном ношении. Качественный материал немного усаживается.
  12. Натуральность проверяется посредством выгорания под прямыми солнечными лучами. Подделка не поддаётся такому фактору. Настоящий шёлк спустя определённый срок начинает терять первозданный вид.

Натуральность шёлка можно проверить несколькими достоверными способами, которые были описаны выше. Прежде чем приобретать шёлк, хорошенько подумайте, нужен ли он вам. Натуральный материал требует щепетильного ухода. Если вы сможете правильно ухаживать за вещами, они подарят приятные ощущения. Также при выборе таких изделий нужно учитывать собственный бюджет.

Видео: как отличить натуральный шелк от искусственного

Современные точки продаж одежды поражают своим многообразием, прилавки забиты одеждой из самых разных материалов, как натуральных, так и искусственных. Но основные позиции, как и прежде, занимает шелк, используемый для производства разных вещей. Этот факт объясняется в первую очередь уникальными свойствами материала.

Шелковая ткань не растягивается и не садится. Поверхность обладает приятным блеском, который при попадании солнечных лучей переливается разными оттенками и привлекает внимание окружающих. В процессе стирки материал впитывает в себя большое количество воды (практически половину от собственного веса), но это не препятствует его быстрому высыханию. Особенно ценным свойством шелка является прочность. Благодаря всем этим свойствам шелк заслужил любовь многих потребителей.

Есть у шелка и существенный минус - цена. Дорогая шелковая ткань многим не по карману, но и с этим удалось справиться благодаря технологическому прогрессу, в результате которого на полках магазинов стали появляться изделия, изготовленные из искусственного материала. Эта ткань так же пользуется популярностью у покупателей, хотя не обладает такими свойствами, как натуральный.

Из чего производится шелковый материал

Ткут из натуральных, синтетических, а также искусственных нитей. Две последние вариации смело можно отнести к одной группе - химической. Искусственная материя производится из целлюлозы с химическими примесями, она имеет несколько отличные характеристики и доступную стоимость.

Натуральный материал состоит из тоненьких волосков, в состав которых входит воск, жир и белки. создается из белков фиброина и клейкого вещества серицина. Красильные и минеральные элементы входят в состав волокон. Натуральный материал, так же, как и относится к разряду дорогостоящих элитных тканей с большим перечнем положительных качеств, которых нет у его синтетических аналогов, а именно:

  1. Повышенная гигроскопичность. Способность впитывать большое количество влаги, но при этом быстро высыхать.
  2. Гипоаллергенность. Материал не впитывает пыль, не электризуется, подходит для людей, страдающих аллергией, препятствует распространению микробов и маскирует неприятные запахи.
  3. Хорошая терморегуляция. В одежде из шелка у человека сохраняется оптимальная температура тела в любую погоду.
  4. Воздухопроницаемость и паропроходимость. Несмотря на то, что изделия из натуральной шелковой ткани имеют высокую плотность, природные волокна отлично пропускают водяные пары и воздух. Это обеспечивает наилучшие условия для функционирования человеческого организма.
  5. Износостойкость и долговечность. Шелковая материя обладает продолжительным сроком службы, не утрачивая качества. Она устойчива даже к воздействию уксусной кислоты и спирта. Навредить шелку может только концентрированный щелочной раствор или кислота, а также постоянное нахождение на солнце.
  6. Огнестойкость. Сказать, что натуральный шелк не горит, конечно, нельзя, но при попадании искры на ткань она не загорается, а начинает медленно тлеть, распространяя вокруг запах паленых перьев.

Преимущества искусственной ткани

Научно установлено, что химический состав качественных волокон благотворно влияет на человеческий организм. Рассмотрим свойства шелковой ткани:

  1. Облегчает болезнь суставов.
  2. Оказывает положительное влияние при сердечных и кожных болезнях.
  3. Помогает при вирусных и простудных недугах.
  4. Способствует процессу клеточного обновления, продлевая тем самым жизнь человека.
  5. Искусственный шелк успокаивает раздражение на коже и избавляет ее от сухости.

Шелковый материал отлично драпируется, а значит идеально подходит для пошива платьев и штор. Складки получаются ровными, а изделия легкими и воздушными.

Следующее преимущество шелка заключается в его стойкой окраске. Одежда из этой ткани не полиняет при стирке и не окрасится. Изделия можно сушить на солнце не опасаясь, что оно выгорит. Но, несмотря на вышесказанное, следует помнить, что уход за изделиями из шелка должен быть подобран в соответствии с его плетением и видом (о них мы поговорим ниже).

Недостатки искусственного материала

Несмотря на большое количество преимуществ у искусственного материала есть и минусы:

  1. К основным недостаткам можно отнести его способность накапливать электричество. Это свойство доставляет потребителям большие неудобства при носке, поскольку в самый неподходящий момент платье или юбка может прилипнуть к телу. Но решается проблема достаточно просто - нужно пользоваться специальным средством, антистатиком. У натурального материала такая проблема отсутствует.
  2. С тканью сложно работать. Искусственный шелк хорошо режется и гладится, но при этом края изделия сильно осыпаются. Поэтому многие начинающие мастерицы не рискуют брать его в работу. К тому же у ткани наблюдается повышенное скольжение, соответственно проводить раскройку деталей тоже непросто.
  3. Работать с шелковой тканью можно исключительно специальными иглами (они очень тонкие). При неправильно подобранной иголке в местах сшивания будут оставаться прорубленные дырки.
  4. Искусственный шелк сохраняет пятна на одежде. В отличие от натурального материала, маскирующего пятна и запахи, здесь, если человек вспотеет, останутся пятна. Отстирать их бывает сложно, на вещах остаются разводы даже при попадании чистой воды. В процессе глажения также нельзя мочить ткань, поскольку останутся следы, и вещь придется перестирывать.

Виды шелковых тканей

При производстве шелковых полотен применяются различные способы плетения. К самым популярным относятся:

  1. Атласное.
  2. Саржевое.
  3. Полотняное.
  4. Мелкоузорчатое.
  5. Крупноузорчатое.

Основным отличием всех перечисленных видов является красивый блеск присущий шелку.

По составу волокон полотна разделяют на присутствие нитей:

  1. Натуральных.
  2. Ненатуральных.
  3. Синтетических.
  4. Смесовых.

Интересно. К смесовым материям не всегда относится состав из натуральных и синтетических волокон. Полотно может включать в состав исключительно натуральные волокна, но разного происхождения. Например, в последние годы для пошива костюмов и платьев довольно часто используют материалы, в которых смешаны шерстяные и шелковые волокна в разных пропорциях.

  1. Креповые.
  2. Жаккардовые.
  3. Гладьевые.
  4. Ворсовые.
  1. Определенного направления.
  2. Поштучные (для пошива салфеток, скатертей и покрывал).
  3. Промышленные.
  4. Курточные и плащевка.
  5. Декоративные.
  6. Для текстильной галантереи.
  7. Подкладочная ткань.
  8. Сорочечная.
  9. Плательная и костюмная.
  10. Плательная и блузочная.

Креповые материи

К креповому типу шелка принадлежат полотна, которые были изготовлены с использованием правой или левой креповой крутки в основе или при помощи утке. Эта техника позволяет сделать материал шероховатым, мелкозернистым с подвижной структурой. Он отлично драпируется, тянется и обладает хорошей эластичностью. В этой технике используются два вида переплетения, в зависимости от того, что требуется на выходе - крепополотнянное или полностью креповое.

К самым распространенным типам креповых материй относятся:

  1. Креповый шифон - просвечивающая, легкая шелковая ткань, состоящая из двойной или тройной нитки крепа.
  2. Креп-жоржет - изящная шелковая материя, не такая прозрачная, как предыдущий представитель креповых тканей, к тому же она, более блестящая, и состоит из трех и четырех нитей.
  3. Креп-гофре - тонкая шелковая ткань, которая является производной от крепдешина либо креп-жоржета. Отличительная черта этого материала, как можно догадаться из названия, это «жатая» поверхность, которая получается при применении уточных ниток с различной креповой круткой.

Полукреповые материи

К этой разновидности, прежде всего, относится крепдешин и легкий шелк. В основу полукреповых тканей входит шелковое сырье метакса, которое добавляет материалу глянцевую привлекательность, а за счет использования полотняной технологии плетения, структура ткани хорошо драпируется, приобретает устойчивость и эластичность. Изделия, изготовленные из крепдешина, практически не мнутся, соответственно, очень практичны в носке.

Следующие представители полукреповых материалов - креп-сатин и креп-атлас. Описание тканей-шелк можно выразить таким образом: имеют довольно плотную текстуру, тяжелые, внешне почти не отличаются друг от друга. Лицевая сторона крепового сатина и атласа гладкая, а изнанка мелкозернистая. При производстве применяется атласное витье с креповым кручением нитей утка. Креп-сатин и креп-атлас используется для изготовления практически любых изделий: ежедневная одежда, вечерние наряды, облачение для сна и отдыха, занавески, дорожки, чехлы и другое.

К репсовым полукреповым тканям относится креп-марокен с выраженной скруткой нитки в основании. Такие ткани отличаются практичностью, прочностью, очень устойчивы в носке, имеют шероховатую и рельефную текстуру. Из креп-марокена отшивают деловые костюмы, повседневные и парадные наряды.

Еще одним представителем репсового плетения является файдешин (вариация крепдешина). Этот материал имеет довольно плотную специфическую структуру, за счет чего на лицевой стороне полотна поперечный рубчик выражен слабо. Применяется эта ткань для пошива одежды, в исключительных случаях занавесок.

Гладьевые материи

Гладьевые шелковые ткани различаются по составу волокна на следующие виды:

  1. Основа из вискозы с ацетатным утком.
  2. Основа из ацетата с вискозным утком.
  3. С основанием из вискозы с триацетатным утком.
  4. С основанием из триацетата с вискозным утком.

Всю гладьевую подгруппу шелка связывают одинаковые свойства, такие как совершенно сглаженная поверхность полотна и средняя плотность. Материал производится по полотняной, саржевой, атласной либо мелкоузорчатой технологии свивания из метаксы ослабленной пологой крутки, которая не дает крепового эффекта. Ткани гладьевой группы визуально похожи на хлопковых представителей, но они мягче и больше блестят.

К гладьевой подгруппе шелка относятся:

  1. Атлас/сатин/мокрый шелк. Это переливистые шелковые полотна атласного свивания, ровные и глянцевитые с лицевой стороны и матовые с изнанки. Эти ткани отлично драпируются.
  2. Шелковое полотно. Материал средней плотности с нежным блеском и наименьшей степенью прозрачности. По наружным признакам материал похож на штапельное полотно, но практически не мнется.
  3. Тонкая, не совсем прозрачная шелковая ткань с переливами из ниток муслинового кручения средней степени. Полотно имеет привлекательный внешний вид, но есть и минус - расхождение нитей.
  4. Шифон. Тонкий и воздушный материал. Он может быть однотонным, а также встречается шелковая ткань с узорами. Чаще всего применяется для изготовления рубашек и платьев.
  5. Туаль, фуляр. Оба полотна изготовляются полотняным свиванием, характеризуются воздушностью и пластичностью. Фуляр более легкий материал.

Мокрый шелк можно разделить еще на несколько видов:

  1. Дюпон.
  2. Шармез.

Все эти ткани имеют разную степень плотности и блеска. Применяются они для пошива нарядов для вечернего выхода и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Полотна, относящиеся к этой группе, выделяются высокой декоративностью. Жаккардовое плетение за счет разнообразных цветных переливов от светлых до темных тонов придает объема полотну. А блеск, присущий переливчатой шелковой ткани с рисунком, визуально обеспечивает поверхности металлизированный эффект. На жаккардовых полотнах могут встречаться самые разнообразные узоры: цветочные, многоцветные, геометрические или двухцветные. Для подчеркивания рельефа и фактурных контрастов применяются дополнительные вкрапления.

В жаккардовой подгруппе коллекция тканей не очень разнообразная. Основным сырьем для их изготовления является ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые материи обладают высокой плотностью и довольно жесткие на ощупь, важное преимущество этого материала в том, что он не прихотлив в уходе. Сфера применения - пошив повседневной и нарядной одежды, костюмы для сцены и текстиль для дома.

Ворсовые материи

Эта группа тканей обладает высокой степенью декоративности и нарядности. Работать с ворсовыми полотнами достаточно сложно, поэтому пошив изделий осуществляется только профессиональными мастерами, обладающими навыками раскройки лекал, обработки швов и прочими.

Материи, относящиеся к этой подгруппе, выделяются тем, что имеют плотное ворсовое крепление, идеальный и выразительный рисунок.

К ворсовым тканям относятся:

  1. Бархат для пошива платьев. Полотна со сплошным, довольно плотным ворсом и устойчивым вертикальным расположением. Чаще всего этот материал производится однотонным, но в редких случаях можно встретить образцы с набивным рисунком.
  2. Велюровый бархат. Плотный материал с приглаженным, слегка наклоненным вискозным ворсом, высотой до 2 мм. Эта ткань значительно увесистее той, что применяется для пошива платьев.
  3. Вытравной велюровый бархат. Вискозный ворс расположен не сплошным полотном, а только на самостоятельных участках, предусмотренных рисунком.

Отличия натурального материала от аналогов искусственного и синтетического происхождения

Натуральные ткани от искусственного аналога отличить бывает достаточно сложно, чего не скажешь о синтетических полотнах, не существующих в природе, а являющихся исключительно непростыми химическими соединениями. При выборе изделий из шелка или материала остается полагаться на личные ощущения, которые могут подвести либо устроить проверку на горение (что вряд ли позволит сделать продавец). Как отличать материалы?

Для того чтобы понять, что находится перед вами, необходимо обращать внимание на следующие особенности:

  1. Синтетические материалы немного жестче, сильно электризуются, не садятся и не впитывают влагу. Внешне синтетика обладает переливами, блеск которых гораздо ярче, чем у натурального шелка. При горении нити плавятся, процесс сопровождается запахом горелой пластмассы.
  2. Искусственный шелк менее эластичен и очень мнется. По второму признаку, очень легко определить какой материал перед вами, для этого достаточно сильно стиснуть изделие в кулаке и подержать несколько секунд, после этого нужно разгладить его и оценить результат. На целлюлозных полотнах, прошедших процесс мерсеризации для получения натурального сияния остаются четкие заломы. Помимо этого, искусственный шелк можно проверить путем поджога нитки. Она будет загораться ровным огнем как бумага с характерным для нее запахом.
  3. Натуральный китайский шелк очень гладкий и приятный на ощупь, при наложении материала на руку он как будто «стекает» с нее. При соприкосновении с кожей шелк не вызывает дискомфорта, быстро принимая температуру тела и образовывая эффект второй кожи. Это свойство объясняется тем, что натуральные нити представляют собой протеиновый продукт жизнедеятельности насекомого, поэтому не отторгаются кожными рецепторами. Если натуральный шелк поджечь, он не пылает, а тлеет, выделяя в процессе запах горелых волос или шерсти. После догорания остается запекшийся комочек, который можно легко растереть пальцами.

Натуральный шелк — замечательная ткань, не имеющая аналогов, его история овеяна древними легендами, а процесс производства мало изменился за несколько тысячелетий.

Публикация будет интересна и поклонникам валяния , т.к. шелк Тусса и Малбери, а также шелковые платочки, очесы, коконы и прочие материалы широко используются в мокром валянии.

Итак, откуда берется шелк.

Натуральный тутовый шелк (

Наверное, практически все знают, что натуральным шелком нас обеспечивают удивительные червячки — неприглядные на вид гусеницы (личинки) тутового шелкопряда. Шелк высокого качества производят именно эти червячки, и часто его называют "тутовым шелком" или шелком Малбери (Mulberry — тутовое дерево в переводе с английского), тутовое дерево у нас называют шелковицей и многие любят его плоды. А личинки любят листья и превращают их в шелковую нитку.

Тутовый шелкопряд (научное название Bombyx mori — лат.) — бабочка из семейства Настоящие шелкопряды, в переводе с латинского языка Bombyx mori означает "смерть шелкопряда" или "мертвый шелк". Название объясняется тем, что бабочке не позволяют вылететь из кокона, она умирает внутри.

Бабочка очень импозантная, встречала также название "шелковая моль": Размах крыльев 4-6 см, гусеница перед окукливанием может вырастать до 9 см.

Предполагают, что бабочка Bombyx mori произошла от дикой шелковой бабочки, обитающей на тутовых деревьях Китая. Это было очень давно, считается, что история производства шелка насчитывает не менее 5000 лет, и за длительное время разведения бабочек в неволе они утратили способность хорошо летать. Самки практически не летают, самцы летают немного в период спаривания, так сказать в минуты душевного подъема.

Процесс получения тутового шелка-сырца

Бабочка, вылупившись из кокона, спаривается с самцом, и после начинает откладывать яйца. За 4-6 дней она откладывает до 800 яиц, ничего не ест, т.к. ее ротовой аппарат недоразвит, и закончив свой труд — погибает. Яйца проверяют, отбирая здоровые, не пораженные инфекцией. Таким образом контролируется качество будущего шелка и воспроизводство здоровых бабочек.

Каждое яйцо через неделю дает личинку около 2-3мм с невообразимым аппетитом. Личинку нужно кормить регулярно днем и ночью в течение месяца листьями шелковицы (тутового дерева). Листья собираются, сортируются вручную и измельчаются. Все это время личинки находятся в больших поддонах с листьями, поставленными один на другой в специальном помещении с постоянной температурой и влажностью. Личинки удивительно чувствительны — в помещении не должно быть сквозняков, посторонних запахов и громких звуков. Что может произойти при несоблюдении условий? да просто гусеница не станет свивать кокон, умрет, и все старания шелководов окажутся напрасными.

Аппетит у гусениц постоянно растет, и уже через день они съедают в два раза больше, чем в предыдущий.

От постоянной работы огромного количества челюстей шелкопрядов в помещении стоит гул, похожий на барабанный стук сильного дождя по крыше.

На пятый день жизни личинка замирает и спит сутки, крепко вцепившись в листок. Затем резко выпрямляется, и старая тесная шкурка лопается, освобождая подросшую гусеницу. За период кормления личинки 4 раза меняют кожу, и вновь принимаются за еду.

Перед окукливанием гусеницы теряют интерес к еде и начинают вести себя беспокойно, постоянно помахивая головой вперед-назад. Под нижней губой находятся железы, вырабатывающие шелковую субстанцию. К этому моменту они представляют 2/5 массы тела, и переполняются настолько, что за гусеницей тянется шелковая ниточка.

Шелководы перемещают гусениц на настилы из листьев и веток, на деревянные решетки или специальные пучки прутьев для свивания кокона.

Сначала гусеница закрепляется на прутике или другой основе, создавая пушистую сеточку-каркас, и уже потом внутри нее свивает кокон. Она начинает выделять студенистую субстанцию, которая затвердевает на воздухе, образуя шелковую нить, и вращательными движениями обматывается этой нитью в форме восьмерки.

Нить состоит на 75-90% из белка - фиброина и из клейкого вещества серицина, который скрепляет нити и не дает им распадаться, также в нити присутствуют соли, жиры и воск. Полностью кокон гусеница заканчивает за 3-4 дня.

Интресный факт: коконы самцов сделаны более тщательно — они плотнее и длина нити больше, чем у самок. Те, кому приходилось держать коконы в руках, знают, какие они приятные и шелковистые на ощупь.

Через 8-9 дней кокон готов к раскручиванию. Если время упустить — через 2 недели из кокона выйдет бабочка, повредив шелковую оболочку. Т.к. ротовой аппарат бабочки неразвит, она не прогрызает кокон, а выделяет специальное едкое вещество, которое растворяет верхнюю часть кокона. Такой кокон уже нельзя размотать, нить будет рваной.

Поэтому куколку умертвляют, прогревая коконы горячим воздухом, и она задыхается в коконе, откуда и появилось название - "смерть шелкопряда" или "мертвый шелк".

Вот оно, чудесное сырье для шелка!

Коконы сортируют по размеру и цвету и готовят к размотке.

Промывают поочередно в горячей и холодной воде. Клейкое вещество серицин, скрепляющее нити между собой, растворяется достаточно, чтобы можно было размотать нить.

Согласно всем изученным источникам — только размотка нити механизирована в настоящее время, все предыдущие этапы производства остаются полностью ручным трудом как в давние времена.

Нить одного кокона очень тонка, поэтому при размотке соединяют от 3 до 10 нитей, получая таким образом шелк-сырец. Когда одна из нитей в процессе сматывания заканчивается, к ней прикручивают новую, обеспечивая непрерывность. Оставшийся в нити серицин (клейкое вещество) помогает легко скрепить кончики нити.

Шелк-сырец требует дальнейшей обрабоки, его сматывают в пряжу и отправляют уже на ткацкую фабрику. Фабрики покупают шелк на вес, но в процессе дальнейшей обработки такой шелк-сырец теряет 25% веса — его замачивают для удаления остатков серицина, отбеливают. Чтобы компенсировать свои потери, фабрики обогащают шелк металлическими солями или растворимыми в воде веществами — крахмалом, сахаром, клеем или желатином. Такие пропитки позволяют делать более экономное переплетение нитей, и компенсировать потери веса при ткачестве.

В источниках прямо не сказано, но я думаю, что именно поэтому натуральный шелк дает приличную усадку при стирке. Ведь если вымыть из ткани соли или водорастворимые пропитки — ткань даст усадку освободившегося пространства.

После размотки коконов остается мертвая куколка, которая богата белком и употребляется в пищу!

Сейчас культура тутового шелкопряда разводится исключительно искусственным путем. Коконы, которые плетет гусеница тутового шелкопряда, могут быть различных оттенков от белого до желтого и даже сероватого. Белый сорт коконов содержит самый высокий процент шелкового белка и дает шелк наилучшего качества. Производится тутовым шелкопрядом в Японии, Китае и Индии. Япония первая применила научный подход к селекции и разведению шелковичных червей в специальных лабораториях, и сейчас превосходит другие страны в эффективности шелкового производства, но по объемам производства лидирует Китай.

Считается, что Франция и Италия делают шелковую ткань более высокого качества, чем страны Азии. Но исходное сырье — шелк-сырец закупается европейскими производителями в Китае.

Ткань белый китайский шелк:

Встречала такой пример: на женскую блузку нужна нить 600 коконов шелкопряда.

Традиционный тайский тутовый шелк получают переработкой желтых коконов, которые производятся другой разновиднодностью тутового шелкопряда Bombix Mori. Процесс разведения аналогичный.

Желтые коконы содержат меньше шелкового белка, и нить неровная — она имеет утолщения. При скручивании нить получается неравномерной, и на шелковом полотне тайского производства мы видим такие характерные утолщения нити. Опять же, весь процесс производства — ручной труд, часто даже размотка ведется вручную, поэтому тайский шелк довольно дорогой и в Тайланде доступен только состоятельным тайцам.

Ткань тайский шелк:

Натуральный "дикий шелк", "шелк тусса (Tussah, tussar)"
Что это такое и чем отличается от тутового?

Этот шелк потому и "дикий", что бабочка выращивается в природных условиях, на кустах и деревьях, которые максимум защищены навесами. Шелководы только присматривают за гусеницами и защищают их от птиц. Шелковые коконы собирают уже после вылета бабочки из кокона, и бабочки совсем другие - Antheraea, разновидность ночных павлиноглазок , которых называют дубовым шелкопрядом . Бабочки крупные, прекрасно летают, гусеницы перед окукливанием вырастают до 10см.

Китайский дубовый шелкопряд (есть японский, монгольский и прочие разновидности). Размах крыльев бабочки 10-15 см.

Они могут питаться листьями дуба, яблони, сливы или каштана, и их коконы отличаются коричневатым цветом, более грубой и прочной нитью. Коконы крупные, в несколько раз крупнее тутовых, и могут достигать размера небольшого куриного яйца.

В одних источниках пишут, что нить трудно разматывается, и шелковое волокно счесывают с кокона, в других — что нить разматывается превосходно. Не знаю, где правда!

Также дикий шелк отличается меньшим блеском, его нить блестит не равномерно, а как бы поблескивает.

Шелк, получаемый таким способом, не отбеливается до чисто белого цвета. Ткань долговечна и часто используется для оформления интерьера и производства очень носких плотных костюмных шелковых тканей.

Лично у меня давно на нее руки чешутся расписать, будет шикарная юбка, но все некогда.

Ткань из окрашенного дикого шелка:

Я надеюсь, уважаемые читатели, что статья была вам интересна. Лично я в процессе написания узнала много нового для себя и поняла, оценив масштаб ручного труда, почему настоящий натуральный шелк никак не может быть дешевым:)

На фото в публикации, скорее всего, небольшие частные хозяйства Азии. В Китае очень распространено выращивание шелкопряда фермерами и потом продажа коконов на вес в дальнейшую переработку.

Статья написана с использованием материалов с различных интернет-сайтов.

Автор

Интересно, что упоминавшееся клейкое вещество серицин, названо по имени древнего народа Серы, который, согласно дошедшим до нас записям историков (Геродот), и занимался с древних времен изготовлением шелка.
Как видите, шелк производят разные шелкопряды, не только тутовые.

На территории России распространен сибирский шелкопряд, который является вредителем:

"При благоприятных для развития погодных условиях они способны за небольшой промежуток времени значительно увеличивать свою численность. Таким образом, происходит вспышка массового размножения вредных лесных насекомых. Общая площадь действующих очагов вредителей и болезней в 2001 г. составила более 10 млн. га. Почти 70% этой площади приходилось на долю сибирского и непарного шелкопрядов. Очаги сибирского шелкопряда в Якутии на площади 6 млн. га перешли в разряд затухающих после проведения истребительных мероприятий и под воздействием естественных причин.

Наиболее опасными вредителями в Сибири являются сибирский шелкопряд (основной ареал - Иркутская область, Республика Бурятия и Красноярский край) и черный усач (основной ареал - Красноярский край). Сибирский шелкопряд обладает ярко выраженной экологической изменчивостью, отличаясь в разных частях ареала набором предпочитаемых кормовых пород и особенностями динамики численности , что позволило А.С. Рожкову (1963) выделить несколько регионов, где он питается на определенных видах кормовых растений и вспышки его массового размножения происходят со сходной динамикой (рис. 6). Площадь лесов, поврежденных этим дендрофагом только за 40 лет XX века (1930-1970 г.), составила более 8 млн. га только для Средней Сибири (Кондаков, 1974).

Из болезней леса наиболее широко (на 445 тыс. га) распространен рак пихты. Основным ареал данного заболевания в Сибири является Кемеровская область.

Общее ухудшение лесопатологической обстановки в лесах Российской Федерации помимо биологических особенностей вредителей и болезней вызвано действием комплекса неблагоприятных для лесных экосистем факторов и рядом организационных недостатков службы лесозащиты, такими как ограниченная численность специалистов в регионах, недостаточное финансирование лесопатологических экспедиционных обследований, истребительных мероприятий и т. д."

Ареал распространения сибирского шелкопряда:

Вредоносность сибирского шелкопряда, по А.С. Рожкову (1963):
1 - наибольший вред; 2 - значительный вред; 3 - небольшой вред; 4 - возможный вред.

То есть, даже при нынешнем суровом климате Якутии и Красноярского Края, Сибири, шелкопряд активно размножается, представляя угрозу лесам. В прошлом Сибирь была гораздо более подходящим местом, если судить о богатой флоре и фауне, остатки которой находят учены при раскопках. А сохранившийся кусочек тропических джунглей Приморья, наглядно иллюстрируют, каков был климат в прошлом. Когда теплое тихоокеанское течение работало на обогрев Дальнего Востока и Сибири.

Собственно, в Приморье и проходит сейчас северная граница ареала тутового шелкопряда:

Шелководство - разведение шелковичных червей для получения шёлка. Согласно конфуцианским текстам, производство шёлка с использованием тутового шелкопряда началось около XXVII века до н. э., хотя археологические исследования позволяют говорить о разведении шелковичных червей ещё в периоде Яншао (5000 лет до н. э.). В первой половине I века н. э. шелководство пришло в древний Хотан ,, а в конце III века - в Индию. Позднее оно было введено в других азиатских странах, в Европе, в Средиземноморье. Шелководство стало важной отраслью в экономике ряда стран, таких как Китай, Республика Корея, Япония, Индия, Бразилия, Россия, Италия и Франция. Сегодня Китай и Индия являются двумя основными производителями шёлка, охватывая около 60 % мирового годового производства.

Хотан, историческая справка:
История города неразрывно связана с функционированием Великого шёлкового пути, который отсюда шёл либо на юг, в Индию, либо на запад, через ущелья Памира. В древности в оазисе обитали носители тохарского языка, которые рано приняли буддизм и мумии которых были обнаружены европейскими исследователями в начале XX века.
Вероятно, что здешние монахи первыми познакомили с буддийским вероучением китайцев, которых влекли в Хотан запасы высоко ценившегося при дворе императора поделочного камня - нефрита.

Приблизительно со II века до н. э. оазис заселяется сакскими ираноязычными племенами, оставившими довольно многочисленные памятники буддийской литературы на хотаносакском языке I тысячелетия до н. э. С их появлением связано собственно основание города и получение им известного нам названия (иран. xvatan). Начиная с IX-X веков хотаносакский язык постепенно вытесняется тюркскими наречиями.

Хотанский оазис (называемый в старых китайских текстах 和阗) обозначал предел распространения китайских границ во времена империй Хань (в 73 году здесь побывали войска Бань Чао) и Тан (в 630-е гг. здесь была китайская пограничная застава). По преданию, ещё в V веке китайская царевна, выданная замуж за хотанского князя, тайком вывезла из Поднебесной в своей пышной причёске куколки тутового шелкопряда. Таким образом, Хотан стал первым центром шелководства за пределами Китая; именно отсюда секрет его производства просочился в Персию и Византию.

В X веке в Хотане господствовали кашгарские князья. В периоды своего наивысшего могущества оазис пытались подчинить также владыки Тибета. Посетивший город в 1274 г. Марко Поло восхищался качеством местных тканей.