Калмыцкий национальный костюм женский. Программа тематического дня "традиционный калмыцкий костюм"

Калмыцкий праздничный костюм

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм - номер выходит 19 апреля 2012.

Кукла здесь - в тёмном костюме, если не ошибаюсь - лицо необычное, с узкими глазами, как было в 3 номере (Карачаевский костюм).

Калмыцкий костюм

Женский национальный костюм цегдег с терлегом.

Данные об одежде калмыков в XVII-XVIII вв. очень скудны. В источниках перечисляются шубы, безрукавные камзолы (цегдег), одежда с воротником, рубашка, чулки, доха, шелковый кафтан, полотняный халат.

Зимой калмыки носили овчинные шубы и штаны из овечьих шкур или шерстяных тканей. Богачи шили себе шубы (учи) из мерлушек, дорогих мехов пушных зверей (лисы, хорька, соболя, бобров, выдры и т. д.).

В ненастную погоду мужчины пользовались армяком, игравшим роль плаща.

Пожилые калмыки носили летом торцог - меховую шапку круглой формы, зимой - бюшлячи; молодежь и взрослые носили шапки типа ушанки.

В XIX в. стали распространяться фуражки с глянцевыми козырьками, в XX в. мужчины всех возрастов носили уже только фуражки.

О женской одежде калмыков XVII в. сведений не сохранилось.

Первые сообщения о ней находим у П.С. Палласа. По его данным, калмычки носили легкое длинное платье до сапогов, сшитое из лучшей, чем у мужчин, ткани; знатные и богатые женщины надевали сверх платья длинный камзол без рукавов (цегдег). Нижняя одежда калмычек состояла из распашной рубахи с открытым воротом.

Женское национальное платье хутцан.


Калмычка в национальном головном уборе камчатка.

В XIX-XX вв. женская одежда калмыков в основном продолжала сохранять старые, традиционные черты. Нательное белье составляли рубахи и штаны из белого хлопчатобумажного материала. Поверх нательного белья калмычки в качестве повседневной одежды носили длинный до пят хутцан, имевший вшивные прямые рукава и небольшой воротник с отворотом на груди. Летом хутцан заменялся молодыми женщинами безрукавкой, сшитой из простых тканей. В прохладную погоду женщины носили сверх хутцан берзи - простеганный кафтан из хлопчатобумажной ткани. Кроме того, калмычки, особенно молодые женщины, имели выходные праздничные платья - терлиг и цегдег, сшитые из шелка, кумача, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, украшенные вышивками, гарусными нитками, позументами и т. д.

Девушки обязательно носили поверх нижнего белья жилитиг - туго стянутый жилет из холста, вредный для здоровья, мешавший развитию грудной клетки. Поверх жилитига они надевали платье - бииз из шерсти, шелка или ситца нарядной расцветки.

Зимой калмычки носили некрытую шубу (дэвел) с небольшим стоячим воротником из барашка. Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины имели крытую шубу (учи) на легком меху: лисьем, хорьковом, беличьем, черной и белой мерлушки. Для второй половины XIX и начала XX в. характерно проникновение к калмычкам тканей русских фабрик: шерстяных, шелковых и особенно хлопчатобумажных. Теплая зимняя одежда шилась из обработанных домашним способом овчин, изготовлением которых занимались калмычки.

Девушка в национальном платье бииз и головном уборе камчатка.

О головных уборах калмычек XVIII в. П.С. Паллас писал: Бабьи и девичьи шапки почти одинаковы, но простые бабы носят шапки только тогда, когда они в порядочном наряде или хотят куда-нибудь идти. Женская шапка состоит из круглой, овчиной опушенной, небольшой плоской верхушки, которая прикрывает только самую верхнюю часть головы. У знатных есть богатые из шелковой материи, притом несколько выше простых, шапки с широким напереди и назади разрезными заворотом, который обложен черным бархатом.

Женщина в калмыцкой национальной одежде.

Головные уборы калмычек XIX-XX вв. были значительно разнообразнее. Женщины носили тегриг махла - круглую шапку из черной материи или мерлушки. У калмычек среднего возраста бытовала так называемая тамша - круглая плисовая шапочка с закругленным верхом, последний вышивался золотыми и серебряными нитками.

Старинным головным убором была халмаг - круглая по форме шапка, тяжелая по весу, украшенная позументами, парчой и вышивками. Пожилые калмычки и старухи носили шапку хаджилга, сшитую из черной мерлушки. Ее верх имел четырехугольную форму.

Девичьим головным убором служили высоко ценившиеся Камчатки и джатак, обильно украшенные вышивкой. Кроме того, молодые калмычки и девушки носили покупные, нарядные платки.

Замужние женщины и вдовы расчесывали волосы на две половины, заплетали в косы, которые укладывали в бархатные или шерстяные шиверлиги - чехлы.

Куклы в народных костюмах, выпуск 7

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Анонс куклы - фото оборотной стороны журнала предыдущего 6-го номера.


Калмычки в национальных костюмах и головных уборах.

Головные уборы: 1-4 - торцог; 5, 6, 10 - хаджилга; 7, 9 - тамша; 11 - халмаг; 12 - устя халмаг.

Номер в упаковке.

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм.

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Кукла сбоку.

Со спинки.

Головной убор очень интересный.


Верхняя часть шапки.


Красные сапожки.


Верхняя чёрная находка закреплена на нижней малиновой - не только сверху, но и снизу.


Двухслойный костюм - малиновой платье и чёрное сверху.


Лица у кукол совсем разные - две восточные красавицы. :-)

Две фарфоровые куклы - восточные красавицы от ДеАгостини - 7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. И Карачаевка.

Первые 7 номеров коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини.


Куклы в народных костюмах - первые 7 кукол.


7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Кукла и обложка журнала.


Некоторые развороты номера. Калмыкия.


Домбра, священный хурул, домашние работы калмыцких женщин.


Одежда калмыков.


Тоорцг. Женский калмыцкий головной убор.


Шапочка-камчатка.


Халмаг и шиверлыки.


Токуги.

Костюм принцессы Сувсы.


Разбор костюма: кукла и калмыцкий костюм.


Шапка-бюслячи шили из меха соболя или норки. Верх обтягивали парчой, к ней пришивали красный гребешок из шёлковых нитей.


Терлег - праздничное платье калмычки - из дорогих сортов шёлка, парчи, бархата. Цегдег - без рукавов, с длинными полами. По краям - вышивка гарусными лентами или позумент.

Во что здесь играли.

Культура места. Домбо (кувшин) и бортха (кожаный сосуд).


Для перекуса - джомба - калмыцкий крепкий чай.


Калмыцкий календарь.

Семья калмыков, калмыцкая кибитка, исполнение танца и ритуала Цам в главном буддийском храме Калмыкии.

АНОНС 8 номера - кукла в летнем костюме Минской губернии.

К середине XX столетия население Калмыкии в основном перестало носить традиционную национальную одежду. Постепенно утратился опыт раскроя, пошива и декорирования народного костюма.

В настоящее время сценический вариант калмыцкого национального костюма широко представлен в профессиональных и самодеятельных творческих коллективах.

Специалисты отмечают, что часто в данных костюмах имеются ошибки. Для правильного использования одежды в народном стиле требуется вдумчивое отношение к национальному калмыцкому костюму и изучение традиционных вариантов.

«Память о древнем историческом костюме калмыков исчезает». /

Мы решили провести работу по изучению традиционного костюма в рамках 15 Фестиваля детских организаций «Хамдан».

Цель работы: знакомство с традиционным национальным калмыцким костюмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Юстинский районный Дом детского творчества»

Программа

тематического дня

«Традиционный калмыцкий костюм».

детского объединения «Алтн цаг»

2013 год

Традиционный национальный костюм является визитной карточкой народа.

К середине XX столетия население Калмыкии в основном перестало носить традиционную национальную одежду. Постепенно утратился опыт раскроя, пошива и декорирования народного костюма.

В настоящее время сценический вариант калмыцкого национального костюма широко представлен в профессиональных и самодеятельных творческих коллективах.

Специалисты отмечают, что часто в данных костюмах имеются ошибки. Для правильного использования одежды в народном стиле требуется вдумчивое отношение к национальному калмыцкому костюму и изучение традиционных вариантов.

«Память о древнем историческом костюме калмыков исчезает». /

Д. Сычёв.

Мы решили провести работу по изучению традиционного костюма в рамках 15 Фестиваля детских организаций «Хамдан».

Цель работы: знакомство с традиционным национальным калмыцким костюмом.

1. Открытие дня.

Лидеры ДО показывают миф о национальном костюме.

Сценарий проведения открытия

Оформление: сцена – задник, мальчик, девочка в калм костюмах.

Необходимый материал:

Костюмы: калмыцкий мужской – 2 шт.

девичий розовый – 1 шт.

луна – ткань белая – 1шт, корона – 1 шт.

солнце - ткань желтая – 1шт, корона – 1шт.

ткань коричневая – 1шт.

ткань – 1 шт.

женский костюм танц. – 1 шт.

ткань зеленая – 1шт., корона – 1шт.

зеленая ткань, корона луны, солнца, ткань корисневая, белая, желтая, пояса- 5 шт.

Муз. записи. Айса Булуктаева – Тегряш, Седклин Айс, Зеленая тара – инструм., мантра.

Герои :

Девушка – Бембеева Альвина

Юноша – Джумагалиев Арман

Солнце - Манджиева Амагалан

Луна – Буваев Костя

Белый старец – Шараев Басан

Зеленая тара – Эрдниева Асия

Звучит музыка Седклин айс.

ГКЗ : На свете много мифов и легенд. Легенды о красоте, дружбе, любви. А наша легенда о калмыцком народе, о традиционном национальном костюме. Это случилось в давние времена. Жила на свете девушка Улан. Однажды она вышла погулять в бескрайнюю степь и пошла туда, куда еще никогда не ходила. И вот прекрасного юношу она увидала. И был он как снег белый и чистый. Вдруг сердце девушки так сильно забилось, она полюбила его. Юноша тоже полюбил Джиргл с первого взгляда. За этим прекрасным чувством наблюдали небесные существа и решили они преподнести им подарок такой же красоты, как и они. Тут спустилось Солнце и подарило оно девушке головной убор расшитый золотыми нитями, а юноше шапку с красной кисточкой, что означает исходящие лучи солнца. Луна подарила платья, обшитые серебряными нитями. Вскоре появился Цаган Аав и подарил он красивые широкие рукава, чтобы могли парень и юноша парить как птицы. Тут спустилась богиня Зеленая тара и подарила она красивую манишку с вышитым на ней узором, напоминающим растения. Все божества благословили молодых на долгую счастливую жизнь. Да бы они передали своим потомкам традиционный калмыцкий костюм. Улан и Бадма были очень рады такому подарку и закружились от счастья в танце как птицы.

Звучит музыка, выходят ведущие:

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые хамдановцы.(на калмыцком)

Ведущий 2. Мы, лидеры Детской организации «Алтн Цаг» рады приветствовать вас в этот прекрасный летний день.

Ведущий 1 .Сегодня наш тематический день называется «Традиционный калмыцкий костюм», девиз нашего дня:

«Эврә хувц шинәс авн хадһл

Әрүн нерән бичкнәс авн хадһл».

Ведущий 1 . Кто знает, что означают эти слова. Правильно. Это пословица «Береги платье снову, а честь смолоду».

Ведущий 2 Сегодня мы с вами многое узнаем о традиционном национальном костюме. О культуре наших предков.

Ведущий 1. Традиционный национальный костюм является визитной карточкой народа. К середине 20 столетия население Калмыки в основном перестало носить традиционную национальную одежду. Постепенно утратился опыт раскроя, пошива и декорирования народного костюма.

В настоящее время сценический вариант калмыцкого национального костюма широко представлен в профессиональных и самодеятельных творческих коллективах. Специалисты отмечают, что часто в данных костюмах имеются ошибки. Для правильного использования одежды в народном стиле требуется вдумчивое отношение к национальному калмыцкому костюму и изучение традиционных вариантов.

Ну а теперь дорогие участники прошу вас принять участие в мастер-классах. Для этого прошу подойти командиров отрядов и взять маршрутные листы. По смене музыки отряды должны переходить на следующий уровень.

Отряды расходятся на мастер-классы.

Мастер классы: по 10 минут

1)Ансамбль традиционного женского и девичьего костюма .

(Эрдниева Асия). Необходимый материал: папка с фото, костюм женский, девичий.

2)Ансамбль традиционного калмыцкого мужского костюма .

(Манджиев Амгалан)

Необходимый материал: П апка с фото, костюм мужской – 2 шт.

3)Калмыцкий орнамент .

(Бембеева Альвина): Необходимый материал: Фломастеры, ватман 5 шт.,папка с фото

Мастер-классы

Ансамбль традиционного калмыцкого мужского костюма


Наряд мужчины составляли следующие элементы: 1.головной убор;
2.бешмет; 3.рубаха «киилг»; 4.манишка; 5.штаны «шалвр»; 6.пояс; 7. сапоги;
8. серьга; 9.кольцо.

Мужской бешмет (бюшмюд) отрезной по талии, с большим
количеством сборок у пояса. Длина распашного подола ниже колен,
до середины икры. Грудь открытая, небольшой воротник-стойказакрывает шею со стороны спины. Воротник - символ защиты наиболее
уязвимой части тела человека - шейного отдела позвоночника.Застёгивается бешмет только у талии на маленькие пуговицы, |стягивается поясом. Обязательно присутствующий в костюме пояс
мог быть мягким тканевым, кожаным, кожаным с серебрянымнабором. К поясу крепились нож в ножнах, кисеты, пороховница, плётка,
трубка. Дорогой по»с чернённого серебра назывался «шеркис бюс» -
черкесский пояс. Он был символом состоятельности хозяина. Крой рукава бешмета восходит к архаическим временам. Широкая верхняя часть собрана по окату в складки. Длинный (длиннее руки) зауженный к кисти рукав завершается манжетой. Рукав с манжетой имел полное сходство с передней конечностью животного, завершающейся копытом, или крылом шины. По мнению одних исследователей это связано с поклонением животному-тотему. Другие такой крой связывают с использованием нашим»* древними предками шкур животных в изготовлении одежды. Вероятно, на рукава шла та часть шкуры, которая соответствовала передней конечности животного.

Традиция ношения одной серьги в левом ухе мужчины после женитьбы,
кольца на среднем или безымянном пальцах левой руки выполняла
обереговую функцию. Это связано с представлением о местонахождении
жизненной силы у мужской. левой части (1).

мели хождение бешметы без манжет и с небольшим количеством сборок по окату рукава. Исследователи отмечали наличие у некоторых бешметов воротника-шальки, как на халате предков. Кстати, после 40 лет мужчины уже не носили бешмет и пояс, надевали распашные халаты - «лавшик» - поверх рубахи и брюк. Пояс передавался сыновьям.

Мужчины имели несколько разновидностей шапок. Головные уборы
.мужчины отличались строгостью силуэта и отсутствием декора.

Шапка «хаджилга». Верх шапки из красной ткани. На середине верха пришита красная кисть. Обычай пришивать красную кисть на головной убор восходит к ойратскому периоду. В 1437 году хан Той Лю Тай подписал указ. Всем ойратам (предкам калмыков) было предписано украшать шапки этим символом. Красная кисть - символ огня. Огонь - представитель солнца на земле. Полный этноним
калмыков - «улан залата хальмг» (калмыки с красной кисточкой).

Киилк - распашная короткая нижняя рубаха из светлой (белой)
ткани. Одна пола рубахи запахивалась на другую, затем обе

заправлялись в шаровары. Рубаха имела большой воротник до 18 см

шириной, длинные широкие рукава. Рубаха сшита без плечевого шва.
Шаровары (шалвр) шили из ткани синего цвета. Зимние
изготавливались из кожи или овчины. «Крой традиционных брюк
прост: два куска ткани соединялись с использованием ластовицы; в

подшитый верхний край вдевался шнур из той же ткани» (1). Штанины внизу

заправлялись в сапоги.

Кожаные сапоги шились с высоким каблуком. Это было удобно при
верховой езде.

Манишка надевалась под бешмет, маскируя его вырез. На
повседневной манишке линия центра украшалась тесьмой.

Праздничная манишка вышивалась растительным орнаментом.
Вышивка выполнялась золотыми и серебряными нитками. В комплекс
мужского костюма мог входить узкий жилет - камзол. Жилет
декорировался шитьём золотыми и серебряными нитками.

Ансам6ль традиционного девичьего костюма

Элементы наряда девушки-калмычки: 1.головной убор; 2.платье «бииз»;
3.серьга; 4. накосник; 5.пояс; 6.рубаха «киилг>>; 7.корсет; 8.манишка,
9.шалвр; 10.сапоги.

Девичье платье «бииз(э)» традиционного национального покроя:

Отрезное по линии талии, широкая складчатая юбка, длинные с
пышной сборчатой головкой рукава. На рукавах от подмышки до запястья

разрез «керчм» обшивался кружевом или бахромой. Облегающий силуэт

верхней части бииз(э) с остроугольным вырезом на груди. Под вырез

надевалась манишкэ. прямоугольной формы. Под манишкой корсет-камзол,

маскирующий развивающуюся грудь, и рубаха «киилг». Праздничная

манишка украшалась золотной рельефной вышивкой растительного

орнамента. Рельефная вышивка золотом и серебром выполнялась в три этапа:

подстил - настил – гладь. И платье и манишка имели воротник-стойку.

Покрой и пошив женского и мужского бешмета схожи. Только у девичьего
платья длинный не распашной двухуровневый подол. Кстати, до конца 19
века бешмет молодых мужчин тоже имел разрезы на рукавах и назывался
также - бииз(э) (Г). Второе название девичьего платья - бешмет (бюшмюд).
Платье обязательно стягивалось матерчатым поясом. Пояс украшался
орнаментом-оберегом, выполнениям в технике аппликации, Мотивы
геометрического орнамента символизировали небесные светила.

При достижении 14 лет девушки заплетали волосы в одну косу и уже не
имели право ходить с непокрытой головой. На конец косы прикреплялась
подвеска, расшитая бисером и мелкими морскими ракушками. Подвеска
«йовун» (ювон) служила украшением и оберегом от сглаза.

Г олову покрывали сшитыми из бархата, сукна, парчи шапочками с

красной кисточкой: джатаг, тоорцг, томша и др. Большое
распространение имела шапочка-пилотка «камчатка». В правое ухо
девушки надевали серьгу, кольца носили на мизинцах обеих рук.

Калмыцкий орнамент

Декоративно-прикладное искусство Калмыкии разнообразно и красочно. Основным направлением в его развитии стал орнамент. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, разнообразную по формам и колориту область декоративного искусства. В нем наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы, созвучные духу народа.

Калмыцкий орнамент берет свое начало в далеком прошлом Востока, откуда вышло и само этническое ядро калмыков. В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков.

Каждому из орнаментов в декоративном калмыцком искусстве определены свое место и техника исполнения. Например, войлокам присущ линейный, геометрический, состоящий из ромбов, квадратов, треугольников, зигзагов орнамент и мотив меандра. На сосудах из кожи чаще всего использовался растительный и зооморфный орнамент, мотив солнца и креста.

В вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса, розы. Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна).

Наиболее распространенными мотивами калмыцкой орнаментики являются меандр (знак вечного движения) и Т-образный мотив. Наряду с устоявшимися традиционными формами, геометрическими и растительными, в орнаменте середины XIX века появились новые мотивы - изображения рыб, лошадей и других животных.

Мастера прикладного искусства широко использовали безграничные возможности цвета. Типичная в орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов - желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного. Для многих работ характерна также цветовая гамма из четырех цветов: желтого, зеленого, красного и черного. Все цвета имели символическое значение.

Красный - цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце - источнике всего живого на земле.

Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Голубой - цвет неба - символ верности и преданности; зеленый - цвет весны, покоя и стабильности. Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означал свет и жизнь; черный - тьму и мрак.

Все известные ныне мотивы калмыцкого орнамента можно подразделить на четыре исторически сложившиеся группы: геометрические, растительные, животные и астральные.

К геометрическим мотивам относятся: точки, линии, полосы, зигзаги, квадраты, треугольники, окружности, крестообразные и сердцевидные фигуры, всевозможные розетки, решетки и т.д.

Для множества мотивов такого рода характерна ломаная линия. Большой шаг (угол зигзага) создает впечатление спокойной ритмичной повторяемости. В зеркальном отражении он получает совсем иную, новую трактовку.

Зигзаг может применяться как самостоятельно, так и в комбинации с одной (подчеркивающей) или двумя (замыкающими его с обеих сторон) прямыми линиями.

Меандр ("ниточка счастья") изображался на самых дорогих одеждах. Он комбинировался с другими орнаментами и сам мог повторяться несколько раз, трансформировался и получал совершенно иные очертания.

На характер растительного орнамента Калмыкии в первую очередь влияла окружающая природа, тесно связанная с жизнью и бытом скотовода. Так, в золотошвейном искусстве нашла отражение богатая флора степи. Условия кочевой жизни способствовали постепенному сложению культа солнца и воды, воды и земли.

Очень часто можно встретить древние изображения земли, напоенной дождем, рождающей растительность, которая прорастает и зацветает. Во многих видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, дерево, металл, тиснение на коже) особенно популярно изображение лотоса.

В мифологическо-эпическом мировоззрении калмыцкого народа большое место занимал животный мир, как реальный, так и фантастический (лошади, верблюды, орлы, змеи, драконы, шулмусы и т.д.).

Очень распространено изображение жука.

Общий сбор. Объявление о начале игры.

Сценарий проведения игры «"Бюшмюд тогтатн".

Необходимый материал: кукла бумажная, детали костюмов, 5 гуашей, кисти 10 шт. двусторонний скотч, буквы «бюшмюд», фото с костюмами народов мира.-5 шт.

Ведущий . Дорогие хамдановцы, сейчас вы узнали небольшую информацию о национальном костюме. А теперь мы хотим проверить вас, насколько вы были внимательны. Сейчас мы сыграем в игру «"Бюшмюд тогтатн".

Ведущий . Дорогие командиры подойдите и возьмите свою куклу (на калм.) и маршрутные листы (на калм.) Вам надо одеть эту куклу в традиционный национальный костюм. Сзади на кукле написано в какой костюм надо ее одеть. Итак, удачи вам! Как меняется музыка, значит надо переходить на следующую игру.

(Отряды расходятся на игру)

Игра «"Бюшмюд тогтатн". В этой игре отрядам раздаются куклы, которые они должны одеть в национальный костюм.

Игра 1 . "Хамдан ухалцья".

Ведущий : Шараев Басанг.

Реквизиты: Гуашь - 6 цв.(белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий), аппликации: шапки - 5 шт.

Описание: Ведущий задает 6 вопросов отрядам по темам мастер-классов. По итогам конкурса он выдает шапки из бумаги, которые они на месте разрисовывают. Чем больше вопросов они отвечают, тем больше красок они получают.

Игра 2. "Мергн күн"

Ведущий: Джумагалиев Арман

Реквизиты: Буквы, вырезанные из листа формата А4 ("Б", "Ю", "Ш", "М", "Ю", "Д"), 3-5 дротиков, аппликации: рукава - 5 шт., гуашь - 6 цв.

Описание: Из отряда выбирается один участник. Его задача выбить каждую букву из слова "БЮШМЮД". Дается 10 попыток. Сколько букв выбил, столько цветов он получает.

Игра 3. " 6-гч санан"

Ведущий: Буваев Константин

Реквизиты: "Пояс", аппликации: пояса - 5 шт., гуашь - 6 цв.

Описание: Выбирается один человек из отряда. Ему завязывают глаза поясом. Он должен на ощупь угадать 6-ых представителей его команды, которых выберет ведущий. Скольких ребят угадал, столько получает цветов.

Игра 4. "Ут модн".

Ведущий: Эрдниева Асия.

Реквизиты: Шест, длинной 2-3 метра, аппликации: манишки - 5 шт., гуашь - 6 цв.

Описание: Все представители отряда попарно должны передать друг-другу шест. С каждым падением палки отнимается один цвет краски.

Игра 5. "Хәдрис"

Ведущий: Манджиев Амгалан.

Реквизиты: Аппликации: шаровары и сапоги - 5 пар, гуашь-6 цв.

Описание: 12 человек из отряда должны поочередно в одном ритме станцевать шаг "товшур". Дается на выполнение 5 мин. Если одновременно получилось у двух- 1цв, у четырех - 2 цв, у шести - 3 цв. и т.д.

Общий сбор. Объявление результатов игры.

Ведущий Вы очень хорошо потрудились, но сейчас мы вам не будем объявлять результатов игры, это все произойдет вечером. Сейчас командиры отрядов возьмите следующее задание. (вытягивают фотографии с костюмами – бурятский, монгольский, алтайский, китайский, кавказский.)

Ведущий. Вам надо до вечернего мероприятия придумать легенду или миф о костюме на картинке. Оценивать это будет многоуважаемое жюри. Итак, дорогие друзья мы с вами не прощаемся, до вечера.

Отрядам раздаются задания для вечернего мероприятия.

Конкурс для отрядов « Легенды ЭХО».

Отряды должны показать легенду, миф о национальном костюме: бурятский, алтайский, китайский, монгольский, кавказский.

Участников оценивает жюри. Ведущие: Бембеева Альвина, Боваев Пюрвя.

Сценарий

Необходимый материал : грамоты, таблица результатов, муз. записи «ишкимдык», фон для ведущих. кавказская, китайская, алтайская, бурятская, монгольская.

Амгалан и Костя исполняют танец «Ишкимдык»

Звучит музыка, выходят ведущие в калм. костюмах.

Ведущий 1. Добрый вечер дорогие хамдановцы. Мы очень рады вас видеть на нашем конкурсе «Легенды ЭХО».

Ведущий 2 . Этот вечер мы посвящаем не только калмыцкому костюму, но и костюмам всего мира. Существуют различные легенды о калмыцком костюме, содержание которых, как мне кажется, желательно сказать каждому, кто интересуется этой тематикой. Одна из этих легенд, сочиненная иностранными путешественниками, сообщала, что «одежда калмыков состоит из невыделанных кож звериных» или, что «калмыки ходят, завернувшись совершенно грубую шерстяную материю или в выделанную кожу, в сапогах и шапках, вовсе не изящных».

Ведущий 1 . А сейчас, дорогие ребята, мы хотим услышать вашу легенду о костюмах разных народов. Вам были розданы картинки с костюмами, о которых надо было придумать свою историю.

Ведущий 2 . Это были костюмы: бурятский, ал

тайский, китайский, кавказский, монгольский. Некоторые скажут, почему именно эти платья. Мы их выбрали потому, что они родственные нашему национальному костюму. И мы бы хотели услышать в конце каждого выступления, чем схожи и чем отличаются костюмы от калмыцкого.

Ведущий 1 . Надеюсь, наши участники хорошо подготовились, пожелаем им удачи. А оценивать ваши выступления будет наше глубокоуважаемое жюри.

  1. _____________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________

Ведущий 2 . Итак, все формальности соблюдены, можем начинать. И первыми на эту сцену выйдут 1 отряд ____________________ с костюмом______________________.

Идет выступление.

Ведущий 1 . А сейчас встречайте 2 отряд_______________________ с легендой о костюме_________________________________________.

Идет выступление.

Ведущий 2 .. Пока остальные готовятся разрешите мне рассказать вторую легенду о калмыцком костюме.

Вторая легенда повествует о китайском происхождении калмыцкого женского костюма. Основой этой легенды послужил отрывок из китайской рукописи, где упоминалось, что дочери китайских князей и царедворцев, выдаваемые в течение двух столетий за усуньских владельцев и полководцев, не смогли не оказать благотворного влияния на смягчение нравов отдаленных предков нынешних калмыков, внося в их жизнь систему воспитания детей и сообщая этому народу свои обычаи, костюмы и этикет, составляющие всю суть китайского воспитания.

Ведущий 1 .. Ну а сейчас встречайте со своим выступлением 3 отряд ______________. Он представит костюм _________________________________.

Идет выступление.

Ведущий2 .. Дорогие участники, пожалуйста, сдайте свои бумажные куклы, которые вы одели в национальный костюм жюри. Оценка этих костюмов идет в общий зачет.

Ведущий 1 .. Итак, давайте поприветствуем следующий 4 отряд _______________ с костюмом _________________________________.

Идет выступление.

Ведущий 2 .. Ну а теперь вы услышите третью легенду о калмыцком костюме.

Третья легенда – о роли женщины Северного Кавказа в создании орнаментального украшения (вышивок) калмыцкого женского костюма. Феодальная калмыцкая верхушка неоднократно роднилась с черкесской знатью: на сестре черкесского мурзы Казбулата был женат Пунцук – Мончак. Шестой калмыцкий хан Дондук – Омбо, внук Аюки – хана, был женат на дочери Баксанского князя, кабардинке Джане. надеюсь, благодаря этим легендам вы понялаи, что калмыцкий костюм имеет интересную историю.

Ведущий 1 .. А сейчас дорогие зрители давайте увидим последнее выступление 5 отряда _______________________. С костюмом ________________________.

Идет выступление.

Ведущий 2. Ну а пока жюри оценивает ваши легенды, лидеры АДО «Алтн цаг» исполнят для вас песню «Мини Терскн»

Исполняют песню.

Ведущий 1 . Дорогие друзья, давайте пригласим на эту сцену наше жюри для оглашения результатов.

Оглашение результатов

Ведущий 2 .. Дорогие друзья, надеюсь, вам понравился сегодняшний день, посвященный традиционному национальному костюму. Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода – явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве – путь развития и обновления современного костюма.

Знакомясь с богатейшей сокровищницей калмыцкого народного искусства, я думаю, что нельзя не восхищаться ею и не удивляться таланту степняка.

Ведущий 1 .. Вытесняясь из нашего обихода постепенно, народный костюм, к сожалению, претерпевает изменения во внешнем виде. Согласно опросам наших бабушек, носивших калмыцкое платье, они порой не узнают его на артистах. Настолько стилизованными становятся костюмы, что действительно, тревожно становится за судьбу исконно народного наряда. Раньше у каждого артиста был свой собственный, индивидуально сшитый именно для него костюм, которым он отличался от других. Сейчас все отошли от этого, шьют костюмы массово. В какой- то мере, мы считаем, что это оправданно, так как для танцевальных коллективов, хоров, требуется одеть большое количество участников в соответствующие костюмы. Но, к сожалению, за валом теряется индивидуальность.

Ведущий 2 .. Еще хуже бывает, когда при пошиве не соблюдаются основные каноны изготовления калмыцкого платья; очень часто, к месту и не к месту, стали употребляться яркие цвета (уместные для молодых) для костюмов пожилых людей, укрупняются элементы орнамента и чаще, чем хотелось, применяется аппликация, что снижает художественные достоинства калмыцкой вышивки. И в результате - внешняя стилизация, а не сценический костюм в национальных традициях, то есть внешняя стилизация заменяет народный дух.

Ведущий 1 ..Но все же я считаю, что благодаря именно сценическому мы сегодня имеем хотя бы общее представление о народном калмыцком костюме.

Ведущий 2 . Я считаю, что мы должны помнить о том, что калмыцкий костюм – это художественное наследие калмыцкого народа . И поэтому отношение к нему должно быть уважительным.

Ведущий 1 .. И на этой прекрасной ноте мы с вами не прощаемся, дорогие хамдановцы, а лишь говорим до скорой встречи.

12.11.2009 16:12

В конце XIX - начале XX вв. все виды легкой одежды калмыков изготовлялись из русских фабричных тканей. Для верхней теплой (зимней) одежды и головных уборов, в основном, использовались различные шкуры, шерсть, войлок и т. д.

Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких-либо особых различий не отмечалось.

Нательное белье мужчины состояло из рубахи и штанов. Обычно их шили из тонких тканей белого и серого цветов. Верхние брюки бедняки шили из темного материала, преимущественно из нанки, богатые и зайсанги - из черной шерсти или сукна. По сообщению И. А. Житецкого, в конце XIX в. брюки такого типа у знатных людей украшались нашивными лампасами (тасамте шалвур) из позумента.

Поверх рубахи калмыки носили бюшмюд, который, судя по рисунку, опубликованному П. С. Палласом, уже бытовал в XVIII в. Его носили в праздничные дни, в зимнее время - при поездке в другие хотоны.

Вторым видом верхней одежды взрослых мужчин был распашной эрмег - армяк из толстого верблюжьего сукна серого (чаще темно-серого) цвета, шитый в талию со многими сборками на поясе, с разрезом спереди.

Обычной зимней одеждой калмыков всех улусов была овчинная шуба, шитая в талию со стоячим воротником из мерлушки. По покрою она представляла собой тот же бюшмюд. Подолы и края рукавов обшивались каймой из цветной ткани или меха (из мерлушки, у богатых и знатных - из выдры, бобра, соболя, куницы).

Высоко ценилась жеребковая шуба (доха) свободного покроя, сшитая из шкур скинутых или павших жеребят, шерстью наружу. Воротник делали из черной мерлушки. Доха была доступна только богачам, имевшим табуны лошадей.

В сильные морозы, отправляясь в дальнюю дорогу, зажиточные калмыки надевали овчинные некрытые тулупы. Само название калмыцких тулупов указывает на то, что они были заимствованы у русских соседей.

Из зимней одежды также широко распространены были овчинные брюки, шитые шерстью внутрь, укреплявшиеся на поясе при помощи гашника.

Калмыцкая знать (нойоны, богатые зайсанги) и зажиточные люди носили дорогие нарядные шубы - йучи, которые делались из белой и черной мерлушки (хурсх йучи), а также из шкур соболя, бобра, горностая, хорька, белки. Они покрывались темной дорогой тканью. Полы и края рукавов обшивались мехом соболя, бобра, чаще шкурой молодых барашков (ягнят). Такие шубы высоко ценились и являлись предметом гордости богачей и гелюнгов.

Мальчики носили нательное белье, бюшмюд, шапку, обувь, шубу, какими пользовались мужчины. В богатых и знатных семьях они носили бюшмюд кавказского типа. П. Небольсин видел, что калмыки украшали свой бюшмюд галунами и газырями - нашивками для патронов. Так одет на фотографии, датируемой 1905 г., сын князя Тундутова. Бюшмюд и шубы перетягивались сверху узким поясом.
На левом боку калмык, как правило, носил нож в серебряных или кожаных ножнах и огниво, которое прикреплялось к поясу.

На безымянном пальце левой руки мужчины из состоятельных семей носили кольцо, а в левом ухе - серьги из серебра, золота.

Распространенным головным убором были меховые шапки (хурсха махла). Пожилые калмыки носили шапку, околыш которой делался из черной мерлушки (хаджилга). Верхние края мерлушковых околышей обязательно оторачивались выдрой, а верхушка (ора) делалась из какого-либо яркого, но не желтого сукна, центр отмечался кружочком, куда пришивалась кисть из красных шелковых нитей, поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», т.е. «калмыки с красной кисточкой». (По-видимому, «улан зала» означает солнце, которое почиталось калмыками, а шелковые нити - его лучи).

Начиная с середины XIX в., в калмыцкую среду стали проникать привозные городские головные уборы. По сообщению П. Небольсина, хошеутовские калмыки иной раз летом носили фуражки с глянцевыми козырьками и красными околышками, заимствованные от астраханских казаков. В 80-х гг. XIX в., согласно свидетельству И. А. Житецкого, летом зансанги носили обыкновенно серые фуражки с зеленым околышем и красными кантами. В XX в. фуражки городского производства получили широкое распространение, их носили все калмыки, начиная от мальчиков и кончая пожилыми.

Киляг - женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской рубахе. У пожилых она имела прямой разрез спереди и застегивалась на белые пуговицы фабричной работы или на металлические крючки.

Поверх рубашки в качестве повседневной рабочей одежды калмычки носили длинные до пят платья (хутцан). Лиф платья имел прямой разрез на груди сверху донизу, юбочная часть была широкой. Обе стороны нагрудного разреза украшались золотыми и серебряными галунами, часто узкими позументами.

К повседневной одежде относилась и длинная до пят безрукавка (цегдег) из тканей темного цвета. Женщины носили ее летом.

В качестве теплой одежды у калмычек бытовал стеганый кафтан на вате (хаваста) из тканей черного цвета с длинными рукавами и низким стоячим воротником.

К праздничной женской одежде относятся нарядные терлег и цегдег, бытовавшие до 30-х годов XX в. Их шили всегда в талию, длиной до щиколоток, из лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, за исключением белого, желтого и черного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные проймы, обшлага на рукавах украшались каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разных цветов, а затем пришивался позумент.

Зимней одеждой для калмычек служила некрытая шуба совершенно такого же покроя, как и мужская, но женская была менее просторна, шили ее всегда в талию. Края подола, полы и рукава оторачивались мерлушкой, у богатых, хотя и редко - выдрой, бобром и обшивались каймой из цветного материала.

Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины носили йучи - шубу на легком меху, покрытую дорогой тканью.

Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично.

Наиболее распространенным повседневным головным убором калмычек была маленькая круглая шапочка, которую пожилые женщины носят и сейчас.

Вторым типом женского головного убора была так называемая «тамша» - круглая плисовая шапочка с закругленным верхом. Старинный головной убор замужней молодой и средних лет женщины - халмаг, круглая по форме и довольно тяжелая по весу шапка. Ее кошмовая основа обтягивалась черной шелковой материей (нередко парчей) и украшалась вышивкой из золотых или серебряных ниток.

Существовал еще один головной убор, известный у калмыков под названием «устя халмаг»- меховая женская шапка четырехугольной формы, околыш которой делался из дорогого меха (соболя, бобра, выдры).

Пожилые и преклонного возраста женщины носили шапку хаджилга, довольно высокую и объемистую, околыш ее делался на черной мерлушки, иногда из шкурки ягненка-выкидыша (каракульчи).

Одежда девушек и девочек была мало специфична. По калмыцкому обычаю девушки обязательно носили поверх нижнего белья сшитый из материи, чаще из холста, желятиг - жилет, представлявший собой не что иное, как своеобразный корсет (камзол) без рукавов.

Поверх желятиг девушки надевали особый бюшмюд (он назывался часто «бииз»), изготовлявшийся из шерсти, шелка и ситца более нарядной расцветки.

Теплой зимней одеждой для девушек служила овчинная шуба, ничем не отличавшаяся по покрою от женской, а в богатых семьях - легкая шуба на меху.

В начале XX в. в качестве праздничного головного убора девушек и молодых женщин встречались высоко ценившиеся нарядные Камчатки - низенькие шапочки, украшенные эффектными вышивками, заимствованные, по всем данным, у татарского населения г. Астрахани. Иногда такие шапочки носили пожилые женщины из богатых и знатных семей. В начале XX в. распространение получили фабричные платки.

Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.

В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.

Мужчины носили бюс - пояс, металлическая часть которого делалась из серебра, «польского» серебра пли сплава (фраже), часто покрытых чернью.



Ьолыпое место в пищевом рационе калмыков занимает кирпичный, прессованный чай, своеобразно приготовляемый. Его кипятят с молоком и заправляют сливочным маслом и солью. Часто в готовый чай кладут крошеный мускатный орех, предварительно смешав его со сливочным маслом, и добавляют несколько лавровых листков, что усиливает аромат. Этот чай употребляется не только калмыками, но и многими народами Северного Кавказа и русским населением соседних областей и краев РСФСР. Пьют его ежедневно по нескольку раз. Гостю в первую очередь подается чай, а затем уже остальные виды пищи. Поэтому калмыки говорят: «Хотя чай жидкий, но он начало пищи».

Калмыки исстари не пьют молоко в свежем виде, а приготовляют из. него сметану, сливки, масло, чиген- квашеное молоко, которое раньше перегоняли также на водку (эрк). Из гущи (боз), остававшейся в котле после перегонки эрк, получали после процеживания через холщовый мешок творожистую прессованную массу аадмг. Из аадмг и боз приготовляли другие молочные изделия: хвврмг - смесь боз или аадмг с молоком; хурс - лепешки квадратной или округлой формы, которые сушили на солнце, нанизывали на нитки и запасали на зиму. Осенью варили шарвадг - смесь аадмг, свежего молока и сливочного масла. Приготовляли также чиидмг - молочный квас и квврцг - смесь чигэн или боз с парным молоком.

В калмыцкой кухне было более 20 наименований молочных продуктов.

Излюбленный напиток калмыков - кумыс. Для получения кумыса в свежее кобылье молоко от кобылиц четырех - десяти лет, не использовавшихся на тяжелых работах, добавляли закваску (немного старого кумыса или чигэн). Заквашенное молоко сбивали мутовками в специальных деревянных сосудах. Во время сбивания усиливалось брожение.

В результате получался напиток белого цвета, приятного кисловатого вкуса, сильно газированный. Кумысом лечат больных туберкулезом легких и страдающих почечными и желудочно-кишечными заболеваниями. В настоящее время кумыс приготовляют только в санаториях.

Наряду с молочными продуктами основное место в пищевом рационе калмыков занимает мясо. Особенно ценится баранина. Раньше употребляли в пищу мясо диких животных, зайцев, сайгаков, иногда кабанов. Вареное мясо подавали вместе с бульоном (швлн). Иногда куски вареного мяса смешивали с тонко нарезанным пресным тестом. Одним из любимых кушаний было мясо, изжаренное на сковороде, зарытой в горячую золу. Своеобразным кушанием была особо приготовленная баранина: баранью тушу изжаривали целиком в яме на раскаленных камнях в собственном соку, без доступа воздуха.

Калмычки приготовляли также колбасу, начиняя кишки мелко нарубленным мясом с приправами. Для заготовки мяса впрок его сушили на солнце или коптили.

В приморских и приволжских районах в питании калмыцкого населения преобладают различные рыбные блюда, в основном такие же, как у русского и татарского населения.

Калмыки издавна умели приготовлять различные изделия из пресного теста. Особенно лакомыми считаются сдобные солоноватые кипяченые в масле печенья, которые в зависимости от формы носят различные названия. Для печения обычно замешивают крутое пресное тесто с добавлением масла (или сала) и яиц. Наиболее распространены боорцг и целвг. Борцог имеет вид круглых в сечении кусочков теста, цельвиг - тонкая лепешка круглой или овальной формы. Их кипятят в животном жире или растительном масле.

Ржаного хлеба калмыки не употребляют. Пшеничный хлеб разных сортов пекут дома (на дрожжах или закваске) или покупают в магазинах.

После перехода на оседлость и изменения способа ведения хозяйства у калмыков появились новые виды пищи. Из традиционных кушаний сохраняются калмыцкий чай, шелюн и борцог (их готовят почти во всех столовых Элисты). Многие блюда заимствованы из русской кухни: борщ, котлеты, пельмени, гуляш, каши и супы, жареная рыба, макароны, картофель (жареный, вареный, мятый). Большим спросом пользуются арбузы, дыни, помидоры, виноград, груши, яблоки, сливы. На зиму хозяйки заготовляют обычно домашнее варенье.Во многих семьях калмыцкий чай пьют без соли, с медом, сахаром или вареньем.

До перехода на оседлость калмыки пользовались в основном деревянной, кожаной, иногда металлической утварью. В каждой калмыцкой семье был чугунный котел, в котором варили чай, мясо, кашу, кипятили борцог. Корову доили в металлическое ведро. Для приготовления кумыса и других молочнокислых продуктов использовалась узкая высокая деревянная кадка, закрывавшаяся крышкой с отверстием в центре для мешалки (булур). Для жидкой пищи и напитков употребляли неглубокие* деревянные чашки. Многие семьи имели деревянные сосуды домб, куда переливали приготовленный в чугунном котле чай. Вареное мясо выкладывали в деревянное корыто небольшого размера (тэвш) или на долбленое блюдо (тавг). Для хранения масла пользовались пузырями из толстых кишок и желудков домашних животных.В первой четверти XX в. значительное распространение в быту калмыков, особенно в состоятельных семьях, получили самовары, тарелки, вилки, ножи, фарфоровые с позолотой чашки, фаянсовые и фарфоровые пиалы.

В настоящее время деревянная и кожаная посуда полностью вытеснена металлической, фарфоровой, эмалированной и стеклянной. Старая утварь в некоторых семьях сохраняется только как память о прошлом *

Одежда

Большинство калмыков и в первые десятилетия нашего века ходило в традиционной народной одежде, но многие под влиянием соседнего русского населения еще в л1л в. начали покупать и носить пиджаки, брюки, пальто, картузы, сапоги, ботинки, валенки. Традиционную одежду калмыки обычно шили сами из фабричных тканей. Для пошива зимней теплой одежды использовали обработанные домашним способом овчины. Богатство и пышность одежды зависели от достатка семьи; значительных различий в одежде по улусам не наблюдалось.

Нижняя мужская одежда состояла из белой хлопчатобумажной рубахи (киилг) с длинными вшивными рукавами, круглым вырезом ворота, застегивавшимся на пуговицу или завязывавшимся шнурком, и хлопчатобумажных синих или полосатых штанов (талер) на гашнике. Летом во время жары часто ходили в нижней одежде и босиком. В случае выезда за пределы хотона надевали поверх нижнего белья сшитый в талию (бешмет) (бушмуд), штаны из темной хлопчатобумажной (изредка шерстяной) ткани и подпоясывались кожаным ремнем. Штаны заправляли летом в сапоги, зимой - в валенки.

Курящие мужчины и женщины носили в карманах кисеты с табаком и трубки с чубуками. Все взрослые мужчины прикрепляли к поясу с левой стороны нож, вложенный в ножны.

Обычную зимнюю одежду мужчин, женщин и детей составляли шубы (девл) из овчины с небольшим барашковым воротником. Полы и рукава были также оторочены мехом. Богачи шили шубы на беличьем, лисьем, собольем, хорьковом меху или из мерлушки, покрытые черной шерстяной тканью, а женские иногда и шелком.

Женская одежда была более разнообразной. Различалась верхняя одежда девушек и женщин. Для нижней женской одежды характерны белая хлопчатобумажная рубаха,свободного покроя,с длинными вшивными рукавами, открытым воротом,разрезом спереди посредине до талии,и штаны на гашнике из той же ткани, но синего цвета. Шнурок, стягивавший штаны, завязывался спереди.

Девушки с 12-13 лет поверх нижнего белья носили камзол - лиф, туго стягивавший грудь и талию и делавший фигуру плоской; до замужества не снимали камзола даже на ночь.

Поверх белья и камзола надевали платье бииз из шерстяной ткани или ситца. Бииз, как и камзол, заимствован, видимо, от соседних народов Северного Кавказа. Лиф бииз плотно облегал фигуру. От ворота спереди шел треугольный вырез до талии, сзади пришивался небольшой стоячий воротник. Рукав вшивной, с широкой проймой и пышными буфами, а от локтя до кисти узкий, по руке. Нижняя часть бииз прямая, широкая, со сборками на талии, пришивалась к лифу спереди и с боков, а спинка кроилась цельной, расширяющейся от талии книзу. Под бииз надевали манишку со стоячим воротником, часто украшенную лентами. В талии бииз стягивался кожаным поясом с накладными серебряными или простыми бляшками. Одежда девушек была ярких цветов. Праздничную одежду шили из шелковых, шерстяных тканей или бархата.

Женщины обычно носили более широкое платье (берз), несколько напоминающее бииз девушек, но без пояса, с цельными рукавами, равномерно суживающимися к кисти. У берз в отличие от бииз перед кроится цельным, а спинка отрезная. Берз -- обычный будничный. костюм замужней и пожилой женщины. Под него надевали белую кофту из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником, застегнутым на круглые самодельные пуговицы, сплетенные из ниток.

Праздничная одежда женщин - терлг и цегдг. Терлг - свободная отрезная в талии одежда с разрезом спереди и длинными вшивными рукавами. Поверх терлг надевали цегдг - род длинной, слегка приталенной с боков одежды без рукавов. Ворот, бока и проймы отделывали вышивкой, выполненной разноцветными нитками.

Девушки заплетали волосы в косу. На голове носили шапочку щатг\ замужние женщины - халвт\, по покрою сходный с конфедераткой или беретом; к макушке его прикреплялась красная шелковая кисть, прикрывавшая весь верх. Снизу пришивался твердый ободок шириной примерно в ладонь, плотно охватывавший голову, концы его сходились на лбу, один конец был шире другого и немного скошен. Весь ободок шапочки украшался богатой вышивкой.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, спуская их на грудь. Косы прятали в особые футляры (шиврлг) из черного бархата или шелка. В косы вплетали тесемки, к концам которых прикреплялись цепочки, заканчивающиеся сердцевидной серебряной бляшкой (токуг). Токуг с цепочкой обычно свисал из шиверлига. В будни женщины носили черные, плотно облегавшие голову шапки с тульей из черного меха или бархата и суконным или бархатным круглым дном. В праздники, как и девушки, они надевали халвнг.

Мужчины носили летом, как правило, картуз или меховую шапку типа папахи с верхом из черной ткани, а зимой - барашковую ушанку. Для калмыцких головных уборов как мужских, так и женских была характерна красная кисть, пришитая на макушке.Старики стриглись наголо, оставляя на темени пучок волос; более молодые мужчины подстригали волосы в кружок.

Из украшений были довольно широко распространены медные, бронзовые, серебряные и золотые кольца, а также серьги-подвески, которые женщины носили на обоих ушах, а мужчины в левом ухе.

На ногах девушки и женщины носили красные или черные сапожки на каблуках со слегка загнутым кверху носком, мужчины - русские сапоги, ботинки, а зимой - валенки. Под сапоги или валенки надевали войлочные чулки.

Детская одежда обычно в миниатюре повторяла одежду юношей и девушек. В бедных семьях часто дети летом бегали нагими или донашивали одежду старших. Интересно, что именно в одежде детей дошкольного возраста продолжают сохраняться старинный покрой и традиционный орнамент: арочный - изображение кибиток хотона, тюльпан - символ цветущей степи и др.

В настоящее время калмыки (как в городах, таки в селах) почти не носят традиционной одежды. Только пожилые женщины еще надевают бер- зе, шиверлиг, токуг и черные круглые, плотно облегающие голову шапки. Большинство населения перешло к одежде городского типа, которую покупают готовой в магазинах, шьют сами из фабричных тканей или заказывают в местных швейных мастерских, в ателье. Старинная женская праздничная одежда совершенно вытеснена современным нарядом: шелковыми и шерстяными платьями модных фасонов, сшитыми дома или в ателье. Многие калмычки (преимущественно горожанки) летом носят сарафаны, блузки и юбки, а нередко и брюки без манжет, однотонные, чаще темные, суженные книзу.

В селах женщины и девушки носят платья из штапельного полотна, отрезные, более свободного, чем в городе, покроя, юбки из шести клиньев, с пояском. Лиф приталенный, с вшивными длинными или цельнокро- енными короткими рукавами.

Рабочую одежду шьют из более дешевых тканей. В прибрежных районах рыбакам и связанным с обработкой рыбы рабочим выдается спецодежда, состоящая из брезентовой куртки, брюк, фартука, высоких резиновых сапог и рукавиц.

Старинная обувь также заменена современной обувью фабричного производства. Мужчины носят ботинки, сапоги, зимой - валенки. Женщины летом ходят в босоножках или легких туфлях, а в холодное время года носят закрытые туфли, зимой - валенки или боты поверх туфель.

Из украшений распространены серьги, различные бусы, подбираемые- в тон отделки платья, браслеты. Многие городские и сельские жители, особенно молодежь, носят часы на металлическом браслете.

Яркое дефиле в этническом стиле «Легенды степного ветра» прошло в Элисте на территории культурного комплекса «Пагода семи дней». Показ этнической моды организовали для жителей и гостей столицы Ассоциация женщин Калмыкии и Театр костюма и пластики Татьяны Миловановой при поддержке министерства культуры и туризма РК.

Около ста моделей в стилизованных в национальном духе костюмах вышли на импровизированный подиум, для которого служила площадка между зданием КалмГУ им. Б. Городовикова и Пагодой.

Основная цель организаторов – популяризация национального костюма. Идея – показать богатство калмыцкого платья и возможность совмещения современного стиля и национальных элементов. Девушки представили коллекции Театра костюма и пластики, DOLAN BRAND, мастерской «Киштгя билиг» и ателье «Иньглян».

Калмыцкий костюм входит в моду. И, по словам организаторов, за более чем 20 лет он эволюционировал от подиума и высокой моды к традиционному повседневному наряду. «Сегодня возвращение к историческим корням в одежде – это признак времени. И таких примеров очень много. Казахстан, Монголия, Киргизия, Китай, Тува. Сейчас вопрос об идентичности каждого этноса поднимается и национальный костюм наряду с языком, традициями становится на один уровень, интерес к нему растет», – отметила в интервью республиканским СМИ руководитель Театр костюма и пластики Милованова .

Эту же мысль озвучила нам и одна из зрительниц – молодая элистинка Нина Кованова : «Сейчас очень много говорят о возрождении калмыцкой культуры и это хорошо. Вот и в нашу современную одежду добавляют элементы национального одеяния. Это красиво и стильно. Хотя девушек в таких нарядах пока встретишь не часто».

«Я сегодня на рынке в Элисте видела, как маленькая девочка примеряла калмыцкую шапочку, подумала, что для участия в этом показе, – рассказывала о своих впечатлениях Надежда Бурслугинова , учитель Калмыцкого педагогического колледжа. – Мероприятие интересное, мне понравилось».

Артисты народного фольклорно-этнографического ансамбля «Эрдем» Валентина Басанкиева и Зоя Лиджиева также пришли поддержать организаторов. «Это событие очень важно для Калмыкии и для пропаганды калмыцкой культуры. Оно проходит в республике впервые, поэтому не поддержать эту идею мы не могли и пришли сюда в национальных костюмах», – отметила в интервью Басанкиева . «Думаю, это должен быть фестиваль национального костюма и он должен быть ежегодным. Подрастающее поколение должно расти на таких мероприятиях, изучать родную культуру, знать ее», – поделилась своим мнением Лиджиева .

  • Фото: Басанг Оконов Фото: Басанг Оконов