С какими ограничениями сталкиваются женщины на российском Кавказе? Почему кавказские девушки все чаще теряют целомудрие до свадьбы.

Кавказ - регион на границе Европы и Азии, разделенный между шестью государствами: Россией, Азербайджаном, Грузией, Арменией, Абхазией и Южной Осетией. На территории Кавказа проживают 50-60 народностей, исповедующих ислам и христианство.

Самая красивая абхазка - оперная певица Хибла Герзмава (род. 6 января 1970, Пицунда, Абхазия). Хибла Герзмава - солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, народная артистка Республики Абхазия, народная артистка России. Официальный сайт - http://hibla.ru


Самая красивая аварка - российская писательница, литературный критик, журналистка (род. 23 сентября 1985, Москва). Книги Ганиевой переведены на многие языки, она получила несколько литературных премий. В 2015 году газета «The Guardian» включила Ганиеву в топ-30 самых талантливых москвичей моложе 30-ти лет. Страница Алисы ВКонтакте - https://vk.com/id1788012

Самая красивая адыгейка - певица Фатима Дзибова (род. 18 сентября 1991, Адыгейск, Адыгея). Страница ВК - https://vk.com/fatimadzibova

Самая красивая азербайджанка - иранская певица и актриса Гугуш / Googoosh (род. 5 мая 1950, Тегеран, Иран). Гугуш по национальности является иранской азербайджанкой.

Самая красивая армянка - французская пианистка, телеведущая, актриса, модель , более известная как Diane Sands. Поскольку Диана является чистокровной армянкой, она была выбрана моделью для представления красоты армянской нации в художественном проекте Натальи Ивановой Национальные истоки красоты. Официальный сайт Дианы - http://www.diane.book.fr/

Самая красивая балкарка - певица .

Самая красивая горская еврейка - певица Жасмин . Сара Манахимова, выступающая сейчас под сценическим псевднимом Жасмин, родилась 12 октября 1977 в Дербенте (Дагестан). Официальный сайт - http://www.jasmin.ru/

Самая красивая грузинка - грузинская модель, актриса и телеведущая, Мисс Грузия 2007 Гванца Дараселия (род. 1 сентября 1989, Тбилиси). Представляла Грузию на конкурсе Мисс Вселенная 2008. Снялась в фильмах "Девочка со слайда" (2009) и "Город мечты" (2010).

Самая красивая даргинка - певица Марина Мустафаева .

Самая красивая ингушка - актриса и певица Тамара Яндиева (род. 23 июля 1955, Караганда, Казахстан). Народная артистка Ингушетии. Снялась в 17-ти советских фильмах. Больше всего зрителям актриса запомнилась по трилогии о Шахерезаде из сказок 1001 ночи. В первой картине "И еще одна ночь Шахерезады…" Тамара Яндиева появилась в образе Аноры, дочери купца Карабая. А в двух последующих ("Новые сказки Шахерезады" и "Последняя ночь Шахерезады") играла принцессу Эсмигюль. Официальный сайт Тамары Яндиевой - http://yandieva.ru/

Тамара Яндиева в роли принцессы Эсмигюль в фильме "Новые сказки Шахерезады"

Самая красивая кабардинка - турецкая актриса Тюркан Шорай / Türkan Şoray (род. 28 июня 1945, Стамбул, Турция). Интервью (на турецком языке), где Тюркан Шорай рассказывает о своей национальности - http://arsiv.sabah.com.tr/2006/10/16/gny/gny115-20061016-200.html

Самая красивая карачаевка - певица (род. 18 декабря 1989, Черкесск, Карачаево-Черкесия). Официальный сайт - http://alikabogatyreva.ru/

Самая красивая кумычка - Зоя Гасанова - автор и ведущая программы "Свадебный сезон" на дагестанском тв. Страница ВКонтакте - https://vk.com/zoya_gasanova

Самая красивая лачка - австрийская модель Аминат Мирзаханова , известная под псевдонимом Амина Даги . Родилась в Махачкале, в 2003 году переехала с матерью и братом в Австрию, где в 2012 году выиграла национальный конкурс красоты "Мисс Австрия". Представляла Австрию на международном конкурсе красоты "Мисс мира 2012". Рост 175 см, параметры фигуры: грудь 88 см, талия 60 см, бедра 89 см. Страница Амины Даги на Фейсбуке - https://www.facebook.com/miss.austria2012

Самая красивая лезгинка - турецко-бельгийская певица . Хадисе родилась 22 октября 1985 года в городе Мол (Бельгия). Ее отец - лезгин, а мать - кумычка, эмигрировавшие в Бельгию из турецкого города Сиваса. Хадисе представляла Турцию на музыкальном конкурсе "Евровидение 2009" в Москве с песней Düm Tek Tek, где заняла 4-е место.

Самая красивая ногайка - Динара Эльгайтарова (род. 25 марта 1985, Актау, Казахстан) - модель, участница 3-го сезона реалити шоу "Топ-модель по-русски". Отец Динары - ногаец, мать - татарка. Рост 176 см., параметры фигуры 83-60-91. Страница ВК - https://vk.com/id2444532

Самая красивая осетинка - модель Анна Гуриева . Страница на Инстаграме - http://instagram.com/aniaguri

Самая красивая табасаранка - легкоатлетка (род. 3 июня 1982, Волгоград). Отец Елены по национальности - табасаранец, а мать - русская. Елена Исинбаева установила 28 мировых рекордов в прыжках с шестом, дважды стала Олимпийской чемпионкой (Афины-2004 и Пекин-2008), множество раз выигрывала чемпионаты мира и Европы, заслужив звание лучшей прыгуньи с шестом всех времен и народов. Исинбаева трижды (2004, 2005 и 2008 годы) признавалась лучшей спортсменкой по версии Международной ассоциации легкоатлетических федераций, а также дважды (2007, 2009 годы) побеждала в номинации "Лучшая спортсменка" на вручении престижной спортивной премии Laureus World Sports Awards.

Самая красивая чеченка - Макка Сагаипова (род. 14 февраля 1987, Грозный) - чеченская певица и танцовщица ансамбля "Ловзар". Макка Сагаипова выпустила два альбома "Я дочь твоя - Чечня" (2004) и "Безам / Любовь" (2005), однако после замужества из-за неодобрения родственников мужа вынуждена была на время прекратить творческую деятельность. В конце 2011 года Макка Сагаипова вновь вернулась к пению.







Кавказ - самый многонациональный регион России, родина многих народов. Однако разнообразие культурных традиций, обычаев объединяет почтительное отношение к женщине. Уважение к женщине проявляется у всех народов Кавказа - христиане они или мусульмане, горцы или жители равнины.
Именно женщины передают из поколения в поколение нашу культуру, наши духовно-нравственные ценности. Поэтому проявление по отношению к ней грубой силы, наглости, всего того, что оскорбляет ее достоинство, встречало презрение и отпор у всех кавказцев. Недаром самой крепкой присягой среди горцев считалась присяга именем жены. Присяга эта связана с кебином - брачным договором. Если показание присягателя оказывалось ложным, то брак признавался недействительным. Как только жена узнавала, что муж присягнул ложно, она могла немедленно уйти из дома.
На Кавказе известны случаи массового примирения с участием матерей. Одно из таких преданий приводит абхазский ученый А. Гуажба. "Между убыхами и абхазами разгорелась вражда. Взаимным набегам не было видно конца. Но в те времена были очень мудрые люди, "умевшие примирить огонь и воду", и они решили положить конец вражде. Собрались с обеих сторон и со всех краев Западного Кавказа самые уважаемые и почитаемые старцы, и вот что они решили: со стороны правого устья реки Псоу лежит обширная равнина. Туда было доставлено с их согласия 500 молодых абхазок с грудными детьми и 500 убыхских матерей, Также с грудными детьми. Их поставили в ряд напротив друг друга с младенцами в руках, завязали глаза и обменяли младенцев. Потом женщин с детьми сразу развезли в родные аулы. Сделано это было для того, чтобы в дальнейшем абхазы и убыхи, зная, что с той и с другой стороны родная кровь, перестали мстить и совершать набеги".
Нередко горянки брались за оружие, чтобы защищать родной дом. Тамерлан захватил и разорил село Аркас. В бою почти все мужчины погибли. Женщин завоеватели связывали по рукам и ногам и клали на землю, а на обнаженную грудь бросали горящие угли. А наказание такое они понесли потому, что, переодевшись в одежды погибших мужчин, храбро сражались против завоевателей. На пятые сутки после падения Аркаса избежавшие наказания сельчанки достали оружие, переоделись в мужскую одежду и неожиданно ударили по войскам Тамерлана. Они так храбро сражались, что на их усмирение хромой полководец потратил еще два дня.
По легенде, Тамерлан потерпел сокрушительное поражение от войска под командованием девушки-горянки. Звали ее Патима, по прозвищу Парту, что в переводе с лакского означает "блистательная", "молниеносная".
В лакской эпической поэме описывается, как Парту Патима побеждает в единоборстве лучших бойцов из стана Тимура, а затем ее войско, воодушевленное этим примером, наголову разбивает армию прославленного Тамерлана, которого называли Потрясатель Вселенной.
Отношение к женщине в Дагестане всегда было особым. Все самые красивые обычаи и традиции держатся на них. У башлинцев есть поговорка: кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели.

В горах Дагестана во многих аулах в старину существовал такой обычай: если мать усыновит кровника - кровомщение прекращается. Вмешательство женщины часто останавливало самую жестокую распрю. Для этого ей стоило только выступить вперед, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися. Уважение к женщине выражается в многочисленных обрядах и обычаях , например, в присутствии женщины мужчины не смели затевать ссору, сквернословить. Когда женщина проходила мимо стоящих на годекане мужчин, они прекращали смех, чтоб она не могла подумать, что смех вызван разговором о ней. При появлении взрослой женщины, как в былые времена, так и в наши дни, принято вставать, что свидетельствует об уважении к ней.

Так как мужчины постоянно воевали и их в любой момент могли убить, в некоторых селах появилась интересная традиция: земля, дом и все богатство числилось за женским полом, у мужчины ничего, кроме оружия и коня, не было. При выходе девушки из одного села в соседнее, основное богатство - земля - переходило этому соседнему селу, поэтому девушек старались не выдавать замуж за пределы общины. Такой обычай существовал жителей села Щт- при женитьбе записывать все пахотные и покосные земли за невестой. В случае развода мужчина лишался земель и дома. Жена при разладах в семье смело говорила мужу: "Если не желаешь жить совместно, бери свою палку и убирайся на все четыре стороны!". Соседи мугинцев в связи с этим нередко их высмеивали.
В Осетии с древних времен честь и достоинство женщины всемерно оберегались. Достоинством мужчины считалось предупредительное, почтительное отношение к женщине, позором для него - проявление грубости, непристойного поведения в ее обществе, рукоприкладство. У осетин женщина пользовалась большим почетом , чем мужчина, если они вдвоем шли рядом, то женщина шла справа, если с нею двое мужчин, то между ними. Когда женщины проходили мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то они встали, приветствуя их. По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с ней, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжать свой путь. Во время кровной вражды женщин никогда не убивали. Если же кто-нибудь и совершал подобное преступление, то он этим навлекал на себя величайшее презрение. Женщины старшего возраста находились на особом положении и пользовались большим всеобщим уважением. Наиболее авторитетные женщины принимали активное участие в решении важных общественных дел, они занимали равное положение с главой семьи.

Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами. Самое страшное чеченское проклятие - "чтобы потух в доме огонь". Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся - это действовало как запрет на междоусобицу. Если по западной традиции мужчина пропускает женщину вперед в знак уважения, то по чеченской уважая и оберегая женщину, он всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни . В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом. Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее. Об уважительном отношении к женщине чеченцев свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым. Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены - засчитывалось как добродетель, за которую он попадет в рай.
У ингушей также уважение к женщине, независимо от ее возраста и социального положения, считается высшим принципом нравственности. Женщины обычно располагали определенной свободой. В народном этикете закреплено требование всячески помогать ей и защищать ее интересы. Например, если женщина выполняет тяжелую работу, мужчина должен заменить ее. Когда женщина обращается к мужчине за помощью, тот считает своей беспрекословной обязанностью выполнить ее просьбу. Даже пожилые мужчины считают нужным встать, когда женщина, хоть и незнакомая; проходит мимо.
У черкесов есть такие поговорки: "Глаза, гневно глянувшие на мать, ослепнут"; "Опозорится тот, кто затеет склоку с женщинами".

Если мужчина в присутствии женщины нечаянно произнес грубое слово, по.обычаю, он должен загладить свою вину подарком. Большим позором для мужчины, в том числе и для мужа, считается поднять руку на женщину. Конный в знак уважения спешивался при встрече с женщиной. Адыгской женщине не позволялось заниматься тяжелой работой. Всякий проходящий мимо, заметив женщину, занятую непосильным трудом, приходил ей на помощь. Одним из интересных и важных компонентов адыгского этикета и рыцарского отношения к женщине был обычай, по которому мужчине, возвращающемуся с охоты или военного похода, полагалось отделить часть добычи женщине, которая встретилась в пути. Женщина - хранительница очага, выступает в адыгской семье и хранительницей необходимых порядков, которых требует этикет по отношению к свекрови и свекру, к старшим. Все черкесские женщины были освобождены от тяжелого физического труда.

Я не люблю стереотипов, но в моем вузе было много кавказцев (ну а куда деваться, если вуз московский), и соответственно кавказских девушек. Какие-то из них одет в мини, и даже декольте, какие-то укутаны так, что даже жарким летом видно только лицо.

Поступая, я жил в общаге на ВДНХ, а в те годы студенческие власти делали бизнес, забив нелегалами все общаги, что только могли (часто за счёт студентов). Там, когда я ходил на кухню, видел девочку, лет 14 (максимум). Когда я пересекался с ней по коридору, она отскакивала на другой край, и проходила мимо почти прижавшись к стене. В самой кухне, когда я заходил, девочка отходила к окну, держа со мной приличное расстояние, дожидаясь когда я налью воды или поставлю чайник и уйду, только потом продолжала готовить. Чуть позже узнал, что эта девочка, которой по всем признакам ещё в школу ходить, была женой какого-то совсем зрелого мужика, который жил в комнате, и почти никуда не выезжал, постоянно болтая по телефону и решая "мутки". Я был наслышан о кавказских нормах жизни, но практика шокировала меня.

Однако самое неприятное было потом. Девушки с Кавказа, не все, но большая половина очень горды традициями, своими табу, исламом и прочим. Даже более того, многие татарки, туркменки, калмычки и бурятки, да и прочие нацменьшинства, старались подражать кавказским, заимствуя сленг, акцент и "исламские" темы. При этом они и клубились, и "встречались" с пацанами, и в общем-то жили полноценно, хотя частенько слыша их громкие диалоги, и реже общаясь на прямую, слышал, как они с высока смотрят на нас, прочих жителей страны, упирая на такие стереотипы как "русские бабы - шлюхи", "русские мужики алкаши", "наши парни ваших отмудохают", в наиболее запущенных случаях "русские под кавказом ходят", "ислам, ислам, мы мусульмане, у нас так не положено" хотя поведение их часто не соответствовало некоторым исламским нормам для женщин... мягко говоря.

После более близкого знакомства с традициями, взглядами на мир, общество в котором они живут, моё отношение поменялось. Если сначала я испытывал острое ощущение несправедливости к личности женщин и девочек на Кавказе, то потом уже понял, что "каждому своё".

классный коммент! прям мой профиль.

и что самое интересное, вы же так и не узнали друг друга - ни кавказцы тебя, ни ты кавказцев/калмыков/бурятов. Живете в одном пространстве, но в разных измерениях. Ты к ним не ходил и они к тебе не просились. Те с забитой стереотипами головой, а ты не понимаешь, почему они считают себя лучше и с чего они вообще это взяли. каждый по свою сторону баррикад.)))

знаешь, ровно для того, чтобы люди из разных регионов начали общаться с москвичами, я в 2010 сделала свой лекторий о народах России. По сути, это стало местом, где опасающиеся "странных" приезжих москвичи встречались с приезжими разных национальностей, которые в свою очередь были напуганы разговорами о холодности, равнодушии и презрении со стороны местных.

у нас было классно, люди реально общались, реально узнавали про другие обычаи, приезжие расслаблялись и с удовольствием делились всеми секретами с москвичами. многие подружились.

Ответить

Нет, я общался с кавказцами, не дружил, но общался, и девушка у меня была осетинка, не в этом дело. Я писал скорее о... Ну как сказать. Вот у русских господствует представление о себе как о великой всем пососать дающей державе, о народе как о духовном, где живут самые великие воины и передовые ученые, и т.д. и т.п. На факты того, что в истории били русских много, открытий русские ученые на фоне достижений других мировых держав, добились не так уж и много, да и пьющая и криминализированая русская провинция не сильно то и духовно развита, они внимание обращать не хотят, обижаются и обзываются. А когда речь за ходит о последних событиях, люди которые говорят о том как плохо было в 90-е, голодно и бедно, оказываются готовы терпеть и не такое, ради международного величия по средством участия в непонятных военных авантюрах, и глупом противостоянии со всем миром.

У кавказцев примерно тоже самое. Я не ответил на вопрос, а ожидая, что накинут историй о реальных трудностях женщин и девушек на Кавказе, несправедливых, жестоких, а порой просто диких, хотел указать на то, что им не так уж плохо, как видится со стороны. То есть они в некоей зоне комфорта, и большинство (не все конечно) предпочтут пусть не счастливо, пусть довольно скучно, но в своей зоне комфорта, не усложняя себе жизнь, вот и всё.

О недопонимании я не писал. Люди вы как люди, есть хорошие, общительные, умные, есть агрессивные, глупые, есть быдло такое же как русское, только с кавказкими оттенками, есть очень современные и продвинутые.

Ответить

Прокомментировать

Существует миф о том, что все кавказские женщины выходят замуж. Если не сами, то их обязательно выдают… И все же испокон веков «брали» туда не всех. У каких женщин было мало шансов стать замужними?

Вдовы и разведенные

Большинство мужчин Северного Кавказа брали в жены невинных молоденьких девушек. Недостатка в них обычно не было. Зачем же брать жену, принадлежавшую уже кому-то другому? Да еще, может быть, с детьми от другого мужчины? Разве что брат покойного мужа вдовы мог считать себя ответственным за ее судьбу и взять ее в жены.

Разведенных вообще часто сторонились. Если муж сам развелся с ней, значит, что-то не так – может, плохо выполняет супружеские обязанности или бесплодна… Если же сама женщина настояла на разводе – возможно, у нее слишком строптивый характер.

Сейчас отношение к вдовам и разведенным, конечно, несколько более либеральное, хотя в аулах они все-таки не являются желанными невестами.

Больные женщины

Первая задача женщины – выйти замуж и родить детей – так было на Северном Кавказе много веков. Если у женщины был какой-то физический изъян, хроническое заболевание, которые мешали ей выполнять обязанности по дому, или она по каким-то причинам не могла иметь детей, замуж ее никто не брал.

В наши дни происходит то же самое. У одной жительницы Ингушетии во время родов умер младенец, а самой ей из-за заражения внутренних органов ампутировали матку. После этого ее выгнали из дома мужа, так как она больше не могла выполнять свою основную «функцию».

Женщины, имеющие отношения вне брака

Отношения женщины с мужчиной вне семьи всегда не то чтобы не приветствовались, но находились под строгим запретом. Даже если женщина так и не выходила замуж, становилась вдовой или разводилась, она не имела права завести себе любовника. Иначе ее и любовника могли… убить. Называлось это «убийством чести», и делали это обычно родственники женщины – отец или брат.

Сегодня так называемый адат, по которому за аморальное поведение положено убийство, продолжает действовать, хоть и завуалированно. Не так давно Старопромысловск ий суд Грозного приговорил к 7 годам колонии местного жителя Султана Даурбекова за убийство родной дочери. Но чаще всего эти преступления маскируются под самоубийства или несчастные случаи и покрываются правоохранительн ыми органами, сотрудники которых также нередко являются родственниками убитых женщин и сами принимают участие в убийстве. Конечно, подобные случаи единичны, в некоторых селах «убийства чести» вообще не практикуются… Но и замуж, особенно в ортодоксальную семью, девушку, подозреваемую в том, что у нее уже с кем-то были сексуальные отношения, не возьмут.

Женщины других национальностей

Семья дагестанца обычно была против, если он хотел жениться, скажем, на армянке или русской, даже если девушка жила рядом по соседству. Слишком уж различался уклад жизни в семьях разных национальностей. Русскую невестку сложно было научить подчиняться мужу, уважать его родных, выполнять многообразные обязанности по дому…

Сейчас межнациональные браки отнюдь не редкость, но, как правило, не практикуются в семьях ортодоксальных мусульман.

Эмансипированные женщины

Девушки, которые вели себя слишком дерзко и самостоятельно для мусульманской женщины, например, стремились получить образование, равное мужскому, никогда не котировались в качестве невест. Такую девушку могли и не взять замуж вообще.

Когда женщинам разрешили получать высшее образование, за «образованную» калым давали даже меньше, чем за «необразованную» , потому что ожидали, что выпускница вуза станет качать права в семье мужа и не будет заниматься домом, детьми и хозяйством, как положено.

В наши дни среди жительниц Северного Кавказа много женщин с образованием и даже сделавших карьеру, которые никак не могут найти себе пару или же просто не хотят выходить замуж. Причем им может быть и тридцать, и сорок лет. Много матерей-одиночек. Они говорят, что мужчины, которые встречались им на пути, ленивы, ненадежны, не способны заработать даже себе на жилье. «И поэтому они ищут женщину покорную, бессловесную, трудолюбивую и не нищую, способную обеспечить им сносное, на их взгляд, существование», - рассказывает незамужняя жительница Нальчика.

Словом, времена и нравы все-таки меняются…

Существует миф о том, что все кавказские женщины выходят замуж. Если не сами, то их обязательно выдают… И все же испокон веков «брали» туда не всех. У каких женщин было мало шансов стать замужними?

Вдовы и разведенные

Большинство мужчин Северного Кавказа брали в жены невинных молоденьких девушек. Недостатка в них обычно не было. Зачем же брать жену, принадлежавшую уже кому-то другому? Да еще, может быть, с детьми от другого мужчины? Разве что брат покойного мужа вдовы мог считать себя ответственным за ее судьбу и взять ее в жены.

Разведенных вообще часто сторонились. Если муж сам развелся с ней, значит, что-то не так – может, плохо выполняет супружеские обязанности или бесплодна… Если же сама женщина настояла на разводе – возможно, у нее слишком строптивый характер.

Сейчас отношение к вдовам и разведенным, конечно, несколько более либеральное, хотя в аулах они все-таки не являются желанными невестами.

Больные женщины

Первая задача женщины – выйти замуж и родить детей – так было на Северном Кавказе много веков. Если у женщины был какой-то физический изъян, хроническое заболевание, которые мешали ей выполнять обязанности по дому, или она по каким-то причинам не могла иметь детей, замуж ее никто не брал.

В наши дни происходит то же самое. У одной жительницы Ингушетии во время родов умер младенец, а самой ей из-за заражения внутренних органов ампутировали матку. После этого ее выгнали из дома мужа, так как она больше не могла выполнять свою основную «функцию».

Женщины, имеющие отношения вне брака

Отношения женщины с мужчиной вне семьи всегда не то чтобы не приветствовались, но находились под строгим запретом. Даже если женщина так и не выходила замуж, становилась вдовой или разводилась, она не имела права завести себе любовника. Иначе ее и любовника могли… убить. Называлось это «убийством чести», и делали это обычно родственники женщины – отец или брат.

Сегодня так называемый адат, по которому за аморальное поведение положено убийство, продолжает действовать, хоть и завуалированно. Не так давно Старопромысловский суд Грозного приговорил к 7 годам колонии местного жителя Султана Даурбекова за убийство родной дочери. Но чаще всего эти преступления маскируются под самоубийства или несчастные случаи и покрываются правоохранительными органами, сотрудники которых также нередко являются родственниками убитых женщин и сами принимают участие в убийстве. Конечно, подобные случаи единичны, в некоторых селах «убийства чести» вообще не практикуются… Но и замуж, особенно в ортодоксальную семью, девушку, подозреваемую в том, что у нее уже с кем-то были сексуальные отношения, не возьмут.

Женщины других национальностей

Семья дагестанца обычно была против, если он хотел жениться, скажем, на армянке или русской, даже если девушка жила рядом по соседству. Слишком уж различался уклад жизни в семьях разных национальностей. Русскую невестку сложно было научить подчиняться мужу, уважать его родных, выполнять многообразные обязанности по дому…

Сейчас межнациональные браки отнюдь не редкость, но, как правило, не практикуются в семьях ортодоксальных мусульман.

Эмансипированные женщины

Девушки, которые вели себя слишком дерзко и самостоятельно для мусульманской женщины, например, стремились получить образование, равное мужскому, никогда не котировались в качестве невест. Такую девушку могли и не взять замуж вообще.

Когда женщинам разрешили получать высшее образование, за «образованную» калым давали даже меньше, чем за «необразованную», потому что ожидали, что выпускница вуза станет качать права в семье мужа и не будет заниматься домом, детьми и хозяйством, как положено.

В наши дни среди жительниц Северного Кавказа много женщин с образованием и даже сделавших карьеру, которые никак не могут найти себе пару или же просто не хотят выходить замуж. Причем им может быть и тридцать, и сорок лет. Много матерей-одиночек. Они говорят, что мужчины, которые встречались им на пути, ленивы, ненадежны, не способны заработать даже себе на жилье. «И поэтому они ищут женщину покорную, бессловесную, трудолюбивую и не нищую, способную обеспечить им сносное, на их взгляд, существование», - рассказывает незамужняя жительница Нальчика.

Словом, времена и нравы все-таки меняются…