Грудной ребенок. Грудной ребёнок

Ogbuanu, I., Karmaus, W. et al. (2008). The effect of breastfeeding duration on lung function at age 10 years: A prospective birth cohort study. Thorax .

II. Как отсутствие грудного вскармливания влияет на женщину

Депрессия

Исследование рассматривает отношение между тем, как держат ребенка и материнской депрессией в связи с типом вскармливания. Ученые заметили связь между депрессией и тем, как матери держат детей . Annales Médico-psychologiques; Weatherill, R. P., Almerigi, J. B., Levendosky, A. A., Bogat, G. A., von Eye, A., & Harris, L. J. (2004). Is maternal depression related to side of infant holding? International Journal of Behavioral Development, 28, 421-427] , однако удивителен факт, что кормление грудью никогда не изучалось относительно этих двух факторов, т.к. известно, что кормление смесью повышает риск депрессии (e.g., ). Кормление грудью должно влиять на то, как матери держат детей. Только что родивших матерей (N=100) протестировали несколько дней после родов. С помощью опросника были собраны показатели доминирования правой или левой руки, предпочтений относительно того, как женщины держат детей, а также уровень симптомов депрессии (по шкале оценки симптомов депрессии Центра эпидемологических исследований CES-D). Ассиметрия в эмоциональном восприятии была оценена с помощью теста «фантастическая фигура» (Chimeric Figure Task) и задачи на дихотическое прослушивание. Результаты показали, что кормление грудью (1) уменьшило склонность держать новорожденного и (2) было связано с самым низким уровнем симптомов депрессии. Более того, склонность держать ребенка с той или иной стороны была связана с симптомами депрессии у женщин, которые кормили смесью из бутылки, но не у женщин, которые кормили грудью, а именно, матери, которые кормили смесью и были склонны держать детей справа, проявляли самый высокий уровень симптомов депрессии. Результаты данного исследования не были связаны со специализацией полушарий, т.к. слуховаые и визуальные ассиметрии были схожи у кормящих грудью и смесью из бутылки.

Donnot J, Vauclair J, Bréjard V. Newborn right-holding is related to depressive symptoms in bottle-feeding mothers but not in breastfeeding mothers. Infant Behav Dev. 2008 Sep;31(3):352-60.

Иммунная система, устойчивость к заболеваниям

Матери, которые кормили смесями, отличаются пониженным уровнем гамма-интерферона (γ-интерферон) и пониженное соотношение клеток Th1/Th2 (γ-интерферон/ интерлейкин-10) , когда по их мнению в жизни много стресса, дисфорических настроений и отрицательных событий. Это состояние соответствует депрессии клеточного иммунитета. У женщин, которые кормили грудью, такого эффекта не наблюдалось. Из этих данных следует, что грудное вскармливание дает психоневроиммунологическое преимущество женщинам, возможно, посредством пролактиновой или гипоталомическо-гипофизарно-адренокортикальной оси стрессоустройчивости.

Groer MW, Davis MW. Cytokines, infections, stress, and dysphoric moods in breastfeeders and formula feeders. J Obstet Gynecol Neonatal Nurs. 2006 Sep-Oct;35(5):599-607.

Метаболический синдром

Более продолжительное грудное вскармливание сопряжено с понижением частоты развития метаболического синдрома спустя много лет после родов среди женщин с и без истории гестационного диабета с учетом размеров до зачатия, индекса массы тела, социо-демографических даннных и стиля жизни. Лактация может иметь продолжительное благоприятное влияние на кардиотметаболическое здоровье вне зависимости от количества набранного веса и стиля жизни. ()

Gunderson E., Jacobs R. Lactation and Lower Incidence of the Metabolic Syndrome in Women of Reproductive Age by Gestational Diabetes Mellitus: A 20-Year Prospective Study of CARDIA Women. American Diabetes Association 69 th Scientific Sessions. 2009.

Мигрень

Ученые исследовали течение мигреней в послеродовой период среди женщин в послеродовом отделении. Опрос женщин провели в первую неделю после родов, а также 1, 3, 6 и 12 месяцев после родов. Женщинам раздали дневник для записей, относящихся к головной боли, а именно о приеме лекарств от головной боли, частоте приступов мигрени, интенсивности боли (оценка по шкале интенсивности болевых ощущений по выражению лица) и ее продолжительности. Результаты. Уровень ремиссии составлял 63%, 83% и 85% в соответственно первый, второй и третий семестры. Среди женщин, которые кормили грудью, мигрени возобновились у 50%, 65,8%, 71,1% и 91,7%, а у тех, кто кормил смесями ­­– 86,4%, 90,9%, 95,5% и 81,3% в 1, 3, 6 и 12 месяцев после родов. В течение полугода после родов кормление грудью связано с более низкими показателями возобновления мигреней по сравнению с кормлением смесями.

Langer-Gould A, Huang SM. Exclusive Breastfeeding and the Risk of Postpartum Relapses in Women With Multiple Sclerosis. Arch Neurol. 2009 Jun 8.

Ревматоидный артрит

Мы изучили женские репродуктивные и гормональные факторы риска развития ревматоидного артрита (РА) в выборке 121 700 женщин, принявших участие в лонгитюдном «Исследовании Здоровья Медсестер». Диагноз РА у 674 женщин был подтвержден. Используя многомерную модель с распределением по возрасту, индексу массы тела (ИМТ), курению, кол-ву родов и другим гормональным факторам, мы выявили сильную тенденцию к уменьшению риска РА при увеличении продолжительности кормления грудью. Риски для кормящих женщин (в сравнении с рожавшими женщинами, которые не кормили) были следующие: 1.0 при продолжительности кормления 3 месяца или менее; 0.9 при продолжительности кормления 4-11 месяцев; 0.8 при продолжительности кормления 12-23 месяцев; 0.5 при продолжительности кормления 24 и более месяцев. Значительные нарушения менструального цикла были связаны с повышенным риском РА (1.4). Возраст менархе 10 лет или менее был связан с повышенным риском серопозитивного РА (1.6), но связь его с развитием РА не была значимой. Не обнаружилось связи развития РА с кол-вом родов, общим кол-вом детей, возрастом первых родов и использованием оральных контрацептивов (ОК) в этой выборке. ВЫВОД: В этой большой выборке кормление грудью более 12 месяцев обратно пропорционально связано с развитием РА. Этот выраженный эффект является дозозависимым, с существенной тенденцией к более низкому риску при более длительном периоде кормления грудью.

Karlson, E. W., L. A. Mandl, S. E. Hankinson, and F. Grodstein. Do breastfeeding and other reproductive factors influence future risk of rheumatoid arthritis? Results from the Nurses’ Health Study. Arthritis Rheum 2004; 50(11):3458-67.

Сердечно-сосудистые заболевания

Исследование 89 326 рожавших женщин показало, что у некормивших грудью женщин выше риск ишемической болезни сердца. Среди женщин, которые суммарно в течение жизни кормили два года и дольше риск ишемической болезни сердца оказался ниже на 37 процентов с поправкой на возраст, число родов и мертворождение. При дополнительной поправке на раннее ожирение, историю сердечных заболеваний у родителей и вредные привычки риск ишемической болезни сердца при общей продолжительности кормление два года и дольше остановился на 23 процентах ниже по сравнению с никогда не кормившими рожавшими женщинами.

Stuebe A., Michels K., et al. Duration of lactation and incidence of myocardial infarction in middle to late adulthood. Am J Obstet Gynecol. 2009 Feb;200(2):119-20.

Часть рандомизированного клинического исследование рассмотрело данные 133 матерей и отцов о кормлении детей и сне спустя три месяца после родов. Тип вскармливания (грудное молоко или искусственная смесь) был установлен на основании родительских записей. Показатели сна замерялись как объективно при помощи актиграфии, так и субъективно при помощи записей родителей. Для оценки восприятия нарушения сна использовалась шкала Ли для измерения общих нарушений сна. Результаты. Родители детей, которых кормили грудью вечером и/или ночью, в среднем спали на 40-45 минут больше, чем родители детей на искусствном вскармливании. Родители детей на искусственном вскармливании также отметили в своих записях больше нарушений сна, чем родители детей на исключительно грудном вскармливании.

Doan et al. “Breast-feeding Increases Sleep Duration of New Parents.” J Perinat Neonatal Nurs. 2007 Jul-Sep;21(3):200-6.

III. Последствия искусственного вскармливания для общества

Жестокое обращение с детьми Грудное вскармливание защищает детей от заброшенности и жестокого обращения. К такому выводу пришли американские исследователи во главе с др.Лейном Стратхерном из медицинского колледжа Байлор, в г.Хьюстон, Техас. В ходе исследования более 7 тысяч австралийских детей в течение 15 лет было обнаружено, что дети, которых не кормили грудь подвергались плохому обращению со стороны матери в 2.5 раза чаще, чем дети на грудном вскрамливании. Авторы исследования определили плохое обращение как заброшенность, физическое и эмоциональное насилие.Strathearn, L. & Mamun, A. (2009). Does Breastfeeding Protect Against Substantiated Child Abuse and Neglect? A 15-Year Cohort Study. Pediatrics . 2009 Feb;123(2):483-93. Эффективность вакцинации Исследования показывают, что грудное вскармливание 1) помогает матерями и детям справляться со стрессом, который сопряжен с парентеральным введением вакцин; (2) улучшает ответ на вакцинацию еще недозревших иммунной и энтерогепатической систем, (3) влияет на физиологические параметры, которые меняют метаболизм этилртути, которая содержится в некоторых вакцинах.

Dòrea JG. Breastfeeding is an essential complement to vaccination. Acta Paediatr. 2009 Aug;98(8):1244-50.

Кожа у детей грудного возраста очень нежная, легкоранимая и требует тщательного ухода. В первые 3-4 мес функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию. Поэтому при смене температуры ребенок может легко перегреваться или переохлаждаться.

Постепенно начинается отложение солей кальция в костях, они становятся более твердыми. В области хрящей появляются так называемые точки окостенения. Большой родничок закрывается, как правило, к концу первого года жизни. К 3-4 мес постепенно уплотняются швы между костями черепа. При неправильном уходе, недостаточном пребывании на свежем воздухе процессы формирования скелета ребенка нарушаются. Это в свою очередь может привести к появлению рахита и других заболеваний. К 6-8 мес начинают прорезываться зубы. Сначала появляются нижние центральные резцы, затем верхние - вначале центральные, затем боковые, а к концу года - и нижние боковые резцы. Годовалый ребенок должен иметь 8 зубов.

Прорезывание зубов у некоторых детей сопровождается беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры, жидким стулом. При появлении этих симптомов необходимо обратиться к врачу.
Мышечная система развита еще недостаточно, но по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми. Сгибание их перестает быть преобладающим к 3-4 мес, в связи с этим характерная поза новорожденного с согнутыми руками и ногами постепенно меняется. Наиболее правильно и гармонично мышечная система развивается при систематических занятиях ребенка физкультурой.

По сравнению с новорожденными у детей в этом возрасте дыхательная мускулатура более развита, и грудная клетка активно участвует в дыхании. Увеличивается емкость легких. Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30-35 в 1 мин. Легкие несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, и при плохом уходе легко возникают заболевания органов дыхания.
Развивается и совершенствуется сердечно-сосудистая система. Особенности строения сердца и сосудов облегчают циркуляцию крови. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление увеличивается.
Продолжают развиваться органы пищеварения. К 4-6 мес увеличивается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи. С 3-4 мес начинают давать малышу помимо молока необходимые продукты растительного и животного происхождения строго в соответствии с возрастом, т. е. по мере развития желудочно-кишечного тракта. Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1-2 раза в сутки. Нагрузка органов пищеварения больше, чем у взрослых (на 1 кг массы тела ребенку требуется пищи в 2-2Г5 раза больше, чем взрослому). При неправильном вскармливании развиваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.
Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспусканий к концу года уменьшается до 15- 16 раз в сутки.
Стремительно совершенствуется нервная система. К концу первого года масса мозга увеличивается в 2,5 раза. Движения ребенка становятся все более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, начинает развиваться речь. Периферические нервы (отходят от головного и спинного мозга) к концу года покрываются миелиновой оболочкой, своего рода изолятором; на различные раздражения ребенок начинает реагировать не хаотичными, а целенаправленными движениями. Появляются и развиваются все новые условные рефлексы, которые вырабатываются в процессе жизни ребенка. Так. горизонтальное положение на руках у матери, запах молока заставляют его поворачивать голову, искать грудь.
В возрасте 1 мес ребенок уже фиксирует взгляд на предмете, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы. Почувствовав близость материнской груди, оживляется, поворачивает голову, открывает рот. производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее. При прикосновении к подошвам в положении лежа на животе отталкивается ногами и пытается ползти. Если его поддерживать под мышки, он опирается на ноги. При пеленании малыш размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается. В этом возрасте дети спят около 20 ч в сутки.

Двухмесячный ребенок обычно хорошо удерживает голову в вертикальном положении 1 - 1,5 мин; лежа на животе, поднимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или при достаточно громком звуке перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему малыш реагирует более осмысленно и разнообразно - улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или. издает неопределенные звуки. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В возрасте 3 мес. ребенок легко удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 мин, улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом. Появляется четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки открывает рот. тянется к груди или в сторону предмета. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесообразными - ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, когда с ним играют взрослые, улыбается, начинает узнавать мать и кричит, если с ним перестают заниматься.

Еше через месяц он свободно переворачивается со спины на живот; лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке. Начинает определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой ифушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот. Приподнимаясь, опирается только на ладони. Постоянно гулит, может издавать мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется, различает некоторые цвета.
В возрасте 5 мес хорошо знает мать, не идет на руки к чужим. Различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения ребенка становятся более уверенными, он подолгу удерживает игрушки в руках. При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под мышки, стоит на ногах.
Полугодовалый малыш самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Охотней играет с игрушками - перекладывает из одной руки в другую, размахивает ими. поднимает упавшую погремушку. При виде пищи открывает рот, может есть из ложки. Начинает произносить первые слоги: «ма». «ба» и др.
В возрасте 7 мес ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Тянется к своему изображению в зеркале. Внятно повторяет слоги: «ма-ма», «па-па». «ба-ба».

Восьмимесячный ребенок ползает: цепляясь за кроватку, встает и садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика его становится разнообразной - на лице можно прочитать интерес и удивление при появлении новой игрушки, незнакомого человека.
Малыш взглядом ищет нужный предмет и проявляет настойчивое стремление достать его. Много играет с игрушками, рассматривает их. постукивает одной о другую и др.

В возрасте 9 мес умеет делать довольно сложные движения - перебирает кубики, собирает мелкие предметы, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой» и т. д. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения.
Ребенок в возрасте 10 мес сам поднимается и стоит без опоры. Ходит, держась лишь за одну руку взрослого, стул или коляску. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить односложные слова, называет отдельными слогами окружающие предметы и животных.
В возрасте 11 - 12 мес малыш хорошо ориентируется в пространстве - встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и др. Понимает запрещения и выполняет многие требования. Произносит отдельные короткие слова, его словарный запас насчитывает около 10 слов. Спит малыш 14-16 ч в сутки.

В этой статье:

Первый год жизни ребенка называют грудным возрастом. Это связано с тем, что на протяжении данного времени ребенок обычно находится на грудном вскармливании. Кроме того, первый год – время стремительного роста и физического развития малыша. Только за первые шесть месяцев кроха удваивает свой вес, а за год увеличивается в полтора раза!

Именно поэтому развитие грудного ребенка требует предельного внимания со стороны родителей и специалистов. И если последние досконально знакомы с нормами и отклонениями в развитии, то первые чаще имеют мало информации по данному вопросу. Попробуем это исправить. Каждой маме следует знать, как должен развиваться ее ребенок!

Физическое развитие грудничка

Грудной младенец имеет особенно интенсивный обмен веществ. Данная активность способствует высокому темпу физического развития малыша. Это притом, что у грудничков сформировались еще не все системы, принимающие участие в обмене веществ. К ним относятся нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная и пищеварительная системы.

В связи с этим маленькие дети нуждаются в
оптимальном уходе, учитывающем их физиологические возможности. Новорожденные плохо защищены от инфекций, так как у них еще не выработался иммунитет к инфекционным заболеваниям. Необходимо оберегать детей грудного возраста от контактов с больными и регулярно делать им профилактические прививки.

За год ребенок не только увеличивается в росте и весе, но и начинает говорить, ходить, обзаводится зубами, переходит на новую пищу. Все это отражается на психике малыша. Чтобы все процессы прошли беспроблемно, необходимо правильно организовать внешнюю среду, взаимоотношения с близкими людьми, а также уход.

Улучшить обмен
веществ может калорийное питание. Однако пищеварительная система грудничка не отличается зрелостью, а ферментный аппарат – активностью, что еще раз подтверждает необходимость кормления грудью.

Пищеварительный аппарат вследствие своего несовершенства становится слабым местом детского организма, способствуя регулярным расстройствам пищеварения и стула, которые могут появиться даже после малейших нарушений вскармливания, а также из-за простого ОРЗ или аллергии на ряд продуктов.

Развитие рефлексов

Жизнедеятельность новорожденного малыша осуществляется посредством безусловных рефлексов, а грудничка – условных рефлексов. Самыми первыми вырабатываются рефлексы на звуки и изменение пространственного положения, позже – тактильные и зрительные. Спустя небольшой промежуток времени ребенок начинает поворачивать головку, а потом всем телом тянуться к источнику звука или новому предмету.

Условно-рефлекторные связи напрямую связаны с функциональным созреванием коры головного мозга, а нервная
деятельность – с факторами внешней среды, преимущественно с поведением родителей. То есть нервная система малыша развивается тем быстрее, чем больше внимания от родителей получает ребенок. Маме и папе рекомендуется не только разговаривать с крошкой, а еще петь песни, держать его на руках, ходить по помещению, выполнять гимнастику и массажик, играть в пальчиковые игры и погремушками.

Общение – самый мощный стимул для развития малыша. Известно, что дети из домов ребенка, лишенные эмоционального контакта с родными, развиваются хуже сверстников, живущих в семьях.

Развитие грудничка в первые месяцы жизни

В течение первых месяцев после рождения наблюдается прогрессирующее созревание центральной и периферической нервной системы малыша. Быстро развивается и растет скелетная мускулатура, вместе с тем увеличивается и двигательная активность ребенка, что приводит к ускоренному физическому и умственному развитию.

В этом возрасте
ребенка нельзя ограничивать в движении, которое непосредственно влияет на развитие. Тугое пеленание – это один из главных ограничителей, как, впрочем, и тесная одежда.

Грудничок нуждается в движении, являющемся проявлением его жизнедеятельности и развития. Всего несколько месяцев отделяет малыша от хаотичных и неосознанных движений до поддерживающих определенную позу и обеспечивающих передвижение в пространстве.

Первый день рождения большинство деток отмечают, твердо стоя на ногах. На то, как быстро и уверенно кроха встанет на ножки, большое влияние имеет деятельность коры головного мозга, связанная с общением с людьми. Так что, дорогие родители, старайтесь общаться с малюткой как можно больше и того же требуйте от бабушек и дедушек. Причем общение не должно строиться на сюсюканье. Ваш сын или дочь – это настоящий человек, пусть и маленький. Разговаривайте с ним соответствующим образом!

Головной мозг
новорожденного очень мал, но вот его кровоснабжение достаточно велико, и именно оно обеспечивает быстрый рост мозговой ткани, регулярно насыщая ее кислородом. В течение первого года жизни вес мозга увеличивается более чем в два раза. При этом в мозговой ткани содержится много жидкости, чего не стоит бояться, а стоит, наоборот, успокоиться, поняв, что склонность к судорожным состояниям связана именно с этим фактом.

В 2-3 месяца новорожденный может рассматривать игрушки, следить за яркими движущимися предметами, поднимать грудь и голову, лежа на животе, моргать при быстром приближении предмета, имитировать мимику взрослых, самостоятельно поворачиваться на бок и переворачиваться со спины на живот и обратно, улыбаться.

Развитие ребенка в 4-5 месяцев

С четырех месяцев ребенок может недолго сидеть без посторонней помощи, легко переворачиваться и хорошо держать голову. Висящие над головой игрушки он уже не просто рассматривает, а хватает ручками и тянет к себе, ощупывая, стуча, пробуя на вкус.
Также у малыша начинает развиваться речь – пока с громких «разговоров» в виде несвязного лепета, который постепенно перейдет в слоги, а со временем и в слова.

К пяти месяцам кроха начинает различать синий, зеленый и красный цвета. Чадо начинает пробовать самостоятельно садиться, а также стоять при помощи родителей. Движения рук и ног становятся все более координированными. Малыш перестает промахиваться, начинает долго держать в руках игрушки, подражать звукам и певуче гулить.

Развитие малыша в 6-8 месяцев

С полугода ребенок самостоятельно сидит, поднимается на локтях, ползает, ест из ложки, берет пищу губами. С восьми месяцев у малыша
появляется желание ходить, что он регулярно пробует делать. Именно поэтому родителям следует быть очень внимательными, чтобы кроха ненароком не упал и не ушибся.

В это же время ребенок радует родителей ладушками, которые «были у бабушки», активно повторяет любые другие движения руками. Кроха самостоятельно ест хлеб, печенье, пьет из бутылочки или поилки.

Ребенок в 9-12 месяцев

В 9-10 месяцев многие детки уже не просто уверенно стоят на ногах, но и начинают ходить. Сначала со взрослыми и при помощи всяческих приспособлений, а потом и самостоятельно. Кроме того, малышам нравится выполнять ритмичные приседания, удерживаясь за диван, журнальный столик или стул.

Обогащается мимика, жестикуляция ребенка, повышается стремление во всем копировать окружающих. Игры приобретают смысл, показывая наличие развивающегося интеллекта. У малыша появляется желание в игровой форме решать трудные ситуации и задачи, например складывать кубики в сортер, вкладывать стержень в кольца от пирамидки.

В год дети прекрасно ходят, держат чашку и начинают говорить первые слова. К этому времени самое сложное остается позади, а интересное – впереди. Родителям годовалого малыша предстоит узнать и научиться очень многому и приятному. Чего мы им и желаем!

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.