Методическая разработка на тему:"Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада". Индивидуальный подход в воспитании детей

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек.

А.С. Макаренко разработал теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, он обосновал положение о том, что методы и приёмы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависит от общих целей и задач воспитания, учёта возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности и ребёнка. Индивидуальный подход к детям освещался им в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Индивидуальный подход является важным психолого-педагогическим принципом, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность индивидуального подхода в обучении заключается в том, что общие цели обучения конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Для осуществления индивидуального подхода как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей.

Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и другие. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

Индивидуальный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учете индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Индивидуальный подход к ребенку - важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление цели и содержания воспитания к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности.

Приспособление методов работы к индивидуальным особенностям детей должно затормозить развитие тех черт и качеств, которые не соответствуют или противоречат требованиям общества, его прогрессу и, наоборот, способствовать развитию или формированию тех черт и качеств, которые представляют собой определенную социальную ценность.

Это достигается без болезненной ломки личности и при меньшей затрате сил и средств, в чем и заключается смысл индивидуального подхода.

В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, а не только тот, который по каким-нибудь причинам выделяется из коллектива детей. В каждом ребенке есть что-то свое, особенное, неповторимое - это нужно найти и дать ему применение.

Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им через педагогические воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие индивидуального подхода и его роль в процессе обучения и воспитания детей в условиях детского сада……………………………

2.Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания………………………………………………………..….9

3.Практическая часть. Разработка конспекта НОД с учетом индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка…………………………………………………………………….….13

Заключение…………………………………………………………………….…19

Список использованной литературы……………………………………...……20

Приложения……………………………………………………………….……..21

Введение

Среди важнейших задач, стоящих перед всей системой образования, особое место занимают поиск и внедрение такой организации процесса обучения и воспитания, которая позволит не только эффективно формировать у ребенка необходимый объем знаний, умений и навыков, но и целенаправленно развивать его интеллектуальные способности и стремление к самопознанию и саморазвитию. Известно, что решению этих задач способствует усиление, индивидуализации обучения.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

Кроме того, данная тема является значимой, так как нашла отражение в с тандарте ФГОС дошкольного образования, который разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» и нормативно обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

Данный федеральный стандарт учитывает:

Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

Социокультурное разнообразие детства;

Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;

Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

Следует отметить, что стандарт решает одну из важных задач – это сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Необходимость индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания обуславливается тем обстоятельством, что по мере усложнения содержания и характера, в частности учебной деятельности, индивидуальные различия детей, особенно в интеллектуальной и мотивационной сферах, проявляются сильнее.

Таким образом, проблема индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания является одной из наиболее обсуждаемых и актуальных в педагогической среде.

Вопросами индивидуального подхода уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Это известные ученые – Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко.

Психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др. также занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.

Цель данной контрольной работы – изучить теоретические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада.

Для достижения цели контрольной работы, были поставлены задачи:

Изучить понятие индивидуального подхода, его значение в процессе воспитания и обучения детей;

Изучить психофизиологические аспекты индивидуального подхода в воспитании и обучении;

Разработать конспект НОД с учетом индивидуального подхода в воспитании и обучении детей в условиях детского сада.

Экспериментальная проверка разработанной методики реализации индивидуального подхода к воспитанию и обучению была реализована в МБДОУ № 162 «Журавушка» г. Кемерово

1.Понятие индивидуального подхода и его роль в процессе обучения и воспитания детей в детском саду

Индивидуальность как неповторимое своеобразие личности каждого ребенка определяется совокупностью черт и свойств его психики, формирующихся под воздействием разнообразных факторов. Индивидуальность - это обобщенная характеристика психологических особенностей человека, обеспечивающая более или менее успешное выполнение деятельности.

Сущность индивидуальности связана с целостным представлением об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и признаков. Индивидуальность человека заключается в том, что он неповторим, это отдельный, самобытный мир, который, будучи включенным в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и другие.

К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

В современной педагогической литературе встречается понятие «индивидуализации обучения», под которым понимается «…организация процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».

Отметим, что индивидуализация, как правило, вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого ребенка, чаще всего ученые ограничиваются учетом групп детей, сходных по какому-либо комплексу качеств.

Соответственно, следует различать понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором – с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы.

Так, Е.С. Рабунский дает в своей монографии «Индивидуальный подход в процессе обучения» следующее определение: «… Индивидуальный подход означает действенное внимание к каждому обучающемуся, его творческой индивидуальности в условиях групповых и индивидуальных занятий…».

Отметим, что индивидуальный подход следует понимать не как личную опеку ребенка со стороны педагога, но как «создание равных психолого-педагогических, интеллектуальных условий для развития всех и каждого» .

Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Так, например, физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Итак, индивидуальный подход в настоящее время назван обязательным в процессе обучения и воспитания. Кроме того, в современном мире возрастает интерес к конкретным стратегиям работы с информацией, благодаря которым информация будет восприниматься не как перегружающая, а как обучающая. В такой ситуации одной из важнейших задач является развитие умений ребенка воспринимать информацию. Это возможно только в рамках индивидуального и дифференцированного подходов.

2. Психофизиологические аспекты индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания

Рассмотрим в данной работе, какие психофизиологические аспекты необходимо учитывать педагогу – воспитателю при индивидуальном подходе в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста.

Первый аспект – это уровень умственного развития.

Данный аспект является одним из наиболее принятых педагогической практикой. При осуществлении индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения в условиях детского сада, традиционно изучаются уровень умений и навыков ребенка, а также набор умственных операций, сформированных в процессе их приобретения. Если умственное развитие ребенка протекает в опережающем темпе, то это значит, что умственные операции, соответствующие его хронологическому возрасту, он быстрее воспринимает и осмысливает материал, быстрее его запоминает и воспроизводит, прочнее, больше удерживает в своей долговременной памяти, а полученные знания успешно использует при выполнении заданий. Познавательный интерес здесь весьма устойчив, он поддерживает деятельность ребенка в течение длительного времени.

Индивидуальный подход при воспитании и обучении ребенка на основе уровня его умственного развития сегодня может быть построен только с учетом зоны ближайшего развития. В этом случае воспитатель дифференцирует не задание, а меру помощи ребенку при его выполнении: одни выполняют самостоятельно и объясняют ход выполнения товарищам или ищут рациональный способ выполнения, другие - выполняют по определенному алгоритму, заданному педагогом, и составляют такое же задание, а третьи - получают пошаговую помощь при выполнении. При этом задание является единым по сложности для всех.

Для организации подобного индивидуального подхода к обучению воспитателю недостаточно определить просто объем знаний ребенка, необходимо знать особенности его познавательной сферы, сформированность познавательных действий и уровень обучаемости ребенка.

Второй аспект - Тип нервной системы.

Индивидуальные особенности детей могут также определяться свойствами нервной системы. Согласно современным представлениям, свойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Это означает, что нельзя не считаться с индивидуально-типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом взаимодействии. Среди основных свойств нервной системы выделяются следующие: сила-слабость и подвижность-инертность нервной системы.

Третий аспект - Тип мышления.

Дети, как и все люди в целом, мыслят по-разному: у одних абстрактное, словесно-логическое мышление преобладает над образным. В этом случае правомерно говорить об аналитическом, «мыслительном» складе ума. У других людей преобладает образное мышление или, иначе говоря, художественный тип мышления. У третьих - образные и абстрактные компоненты мышления находятся в относительном равновесии (гармонический склад ума). Эти различия основываются на функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Специализации полушарий способствует активная умственная деятельность, она в свою очередь зависит от того, как организуется работа полушарий в процессе мышления.

Воспитателю при осуществлении индивидуального подхода, важно знать, какое полушарие и как обеспечивает процесс умственной работы, для того, чтобы эффективно организовывать процесс обучения и воспитания. Таким образом, для художественного типа, то есть для людей с доминирующим правым полушарием характерно мышление на основе ярких образов, возникающих в результате живого восприятия и эмоций. Они мыслят синтетически, схватывая объект целиком. Осмысливать материал они начинают с эмоционального включения, опираются на представления и образы, а затем уже переходят к анализу составляющих, к построению умозаключений.

У детей мыслительного типа, наоборот, процесс мышления начинается с анализа составляющих, с выстраивания логических цепочек. Они мыслят понятиями, символами, у них преобладают абстракции, логические рассуждения, а эмоциональная окраска чаще всего мешает им думать.

Говорить о том, какой тип лучше, бессмысленно, так как речь идет об индивидуальных особенностях человека. Учитывать же их в процессе обучения и воспитания совершенно необходимо.

Четвертый аспект - Ведущая модальность восприятия.

Наблюдая за поведением детей, можно убедиться, что способ познания окружающего мира ребенком оказывает непосредственное влияние на способность адаптироваться в обществе, на его физическое развитие и в дальнейшем, успехи в учебе. Зная, каким способом ребенок познает мир, можно с удивительной точностью предположить или предсказать проблемы, с которыми он столкнется в дальнейшем при обучении в школе. Учитывая, что способ познания можно определить еще в младенчестве, можно сделать вывод, что он является врожденной особенностью человека.

Следовательно, определение способа познания у ребенка имеет большое практическое значение для родителей, воспитателей и психологов, поскольку позволяет им построить занятия, игры, процесс обучения таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка.

Таким образом, можно выделить следующие типы восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Визуальный тип - идет обучение ребенка посредством зрительного восприятия информации; аудиальный - посредством восприятия информации на слух; кинестетический - посредством восприятия собственной деятельности.

Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области.

Пятый аспект - Состояние здоровья.

Необходимость индивидуального подхода к организации обучения и воспитания детей, имеющих физические дефекты, нарушения в соматическом развитии, сегодня не вызывает сомнения

Однако, далеко не всегда учитываются такие психологические особенности, как школьные неврозы, тревожность, страхи, неуверенность в себе и другие. Недооценка данных индивидуально-психологических различий, психофизиологических характеристик детей наносит колоссальный вред как физическому, так и психическому развитию ребенка.

Воспитателю важно знать, что в этом случае речь идет о нарушениях психического здоровья, которые прежде всего связаны:

С соматическими заболеваниями;

С дефектами физического развития;

С различными неблагоприятными факторами и стрессами, связанными с

социальными условиями.

Итак, нами рассмотрены основные аспекты, которые необходимо учитывать воспитателю при индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания детей.

3.Практическая часть. Разработка конспекта НОД с учетом индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка в условиях МБДОУ №162 «Журавушка» г. Кемерово

Поскольку именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации личности ребенка, устанавливается его связь с ведущими сферами жизни, окружающим миром, воспитание и обучение в МБДОУ «Звездочка» г. Суровикино Волгоградской области предполагает образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам ребенка и требованиям подготовки к обучению в школе.

Индивидуализации обучения, развития и воспитания ребенка в МБДОУ «Звездочка» способствуют:

Различные формы организации детей (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам;

Игры – занятия не только с воспитателями групп, но и с другими специалистами (воспитателем по физической культуре, музыкальным руководителем);

Различные виды детской деятельности не только в помещении группы, но и в спортивном зале, музыкальном зале, изостудии, кабинетах педагога психолога и логопеда;

Проводятся совместные мероприятия с родителями (игры, соревнования и др.), а также приглашаются педагоги по дополнительному образованию.

В данной контрольной работе приводится разработка – конспект непосредственно - образовательной деятельности с учетом индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка.

Непосредственно - образовательная деятельность

Тема: Путешествие в мир животных

Образовательная область : познание

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация.

Вид деятельности : познавательно – исследовательская

Возраст : 5-6 лет

Цель: научить сравнивать объекты между собой, находить общие признаки при сравнениях объектов.

Задачи:

1.Образовательные:

Научить сравнивать объекты по общим признакам, научить обобщать множества;

Расширить знания детей о животном мире, повадках животных, их особенностях;

2.Развивающие:

Развивать навыки описания.

3.Воспитательные:

Воспитывать интерес и бережное, заботливое отношение к животным.

Форма организации : фронтальная, индивидуальная.

Материал и оборудование:

ПК, проектор, презентация с картинками животных, интерактивная доска, раздаточный материал с заданиями, цветные карандаши, листы для рисования, фотографии домашних животных, карточки с изображениями животных. Загадки, стихотворения о животных.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Создание мотивации и эмоционального настроя на деятельность.

Мы строим это путешествие как приглашение в гости к животным: например, нас приглашают в гости собака, медведь, кошка.

Путешествие начинается с «переклички» животных – кто больше знает животных. Назвать, например, диких животных, домашних, хищных, назвать птиц.

Воспитатель показывает картинки презентации и рассказывает о животных на картинках.

Демонстрируются слайды с изображением собак. Воспитатель: Тысячи лет живет собака вместе с людьми. Она охраняет скот, магазины, дома, помогает охотникам выслеживать добычу, стережет границ, водит по улицам слепых, спасает людей. О ней написано много книг. Казалось бы, все о ней известно. Тем не менее, собака во многом остается самым таинственным животным. Вот, к примеру, нюх. Собака способна различать до полумиллиона запахов, человек – всего несколько сотен.

Слух у собаки гораздо тоньше, чем у человека. Она прекрасно распознает звук шагов хозяина через запертую дверь за 2-3 этажа по лестнице.

Собаки спасли много жизней и как некоторые другие животные, способны предчувствовать землетрясения. А еще собаки очень любят детей.

Индивидуальное задание:

А теперь ребята, у кого дома есть такой замечательный друг – собака, расскажут нам о своих любимцах, как их зовут, интересные повадки. (Ребята рассказывают о собаках, показывают фотографии своих питомцев)

Воспитатель демонстрирует слайды с изображением кошек, и рассказывает: Кошки бывают разных пород: сибирские, ангорские, сиамские, но чаще – самые обыкновенные.

Все кошки – замечательные охотники. Домашняя кошка хоть и давно живет с человеком, но не растеряла своих диких повадок. Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: на полосатого тигра, царственного льва. У домашних кошек долгая и славная история. Когда люди начали заниматься земледелием, на запасы от урожая стали набегать мыши и крысы и чтобы избавиться от них, человек приручил кошку.

А для чего кошкам усы? Благодаря им кошки распознают предметы «на ощупь». Усы эти необыкновенно чуткие: чуть что задели, тронули – и кошка сразу чувствует: тут трава, тут ветка. Если их обрезать (как это делают иногда дети), то кошка перестает чувствовать предметы пока они не отрастут.

Индивидуальное задание:

Ребята рассказывают о своих домашних кошках, кто-то показывает фотографии кошек.

Открытие нового знания или умения:

Воспитатель демонстрирует слайды с изображением медведя, и рассказывает: А теперь мы идем в гости к медведю. В сказках его ласково называют Миша, Михаил Потапыч.

А назовите сказки и мультфильмы, в которых главным героем является медведь? («Маша и медведь», «Три медведя» и др.)

Медведь в сказках косолапый, неуклюжий, а в жизни он умный, быстрый, хитрый зверь.

Когда крадется за добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убегает от кого-нибудь – не догнать. Медведь и пловец отменный, и на деревья легко взбирается – полакомиться медом диких пчел. Медведь еще рыбак. Хоть медведь и хищник, но охотиться он редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет, чем бы поживиться. Тут корешки выкопает, там муравейник разворошит; облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Снова облепят – снова слижет. Все ест: и личинки, и стебли и корешки. Особенно любит малину. В малиннике может сидеть хоть весь день.

А правда, что медведь зимой лапу сосет?

Нет, просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, чешется, вот он в полусне и слизывает старую подошву.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление):

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру: он будет загадывать загадки, а дети – отгадывать, показывая картинку животного, о котором идет речь в загадке – стихотворении. (У каждого ребенка на столе комплект картинок животных)

Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Ребята показывают картинку лягушки.)

Сама ползет,

На себе дом везет. (Улитка)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой – зимой,

И в рыжей шубке – летом (Белка)

Как бы мне пошла корона!

Важно гаркнула… (Ворона)

Кто по веткам ловко скачет,

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Под полом таится,

Кошки боится (Мышь)

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

Но все же называются

Они морские… (Свинки)

Открытие нового знания или умения.

Формируя у ребёнка умение сравнивать , предложите ему сравнить пары представителей животного мира. Например, лису и курицу . (Используя Приложение 1)

Лиса – это дикое животное, а курица – домашняя птица.

Тело лисы покрыто шерстью, а тело курицы – перьями.

У лисы четыре ноги, а у курицы две.

У лисы нет крыльев, а у курицы есть.

У лисы рождается детёныш, а курица несёт и высиживает яйца.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (игра по новым правилам).

Развивая мышление ребёнка, его способность сравнивать и обобщать понятия, предложите рассмотреть детям картинки и объединить их в три группы (звери, птицы, рыбы) . Затем попросите ребёнка назвать каждую картинку. (Используя Приложение 1)

Дополнительное индивидуальное задание

Воспитатель раздает каждому ребенку картинку (приложение 2), ребятам необходимо с помощью карандашей выполнить задание «Найди маму малышу» и выполнить задание «Кто лишний на картинке?» Далее, ребята отвечают, почему они сделали такой выбор. Правильные ответы воспитатель показывает с помощью интерактивной доски.

Итог НОД Ребята с помощью цветных карандашей зарисовывают свое любимое животное. Из выполненных рисунков впоследствии формируется выставка.

Заключение

Именно возраст детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения. Учет индивидуальности именно в детском возрасте означает раскрытие возможности максимального развития каждого ребенка.

Необходимость индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения обуславливается тем обстоятельством, что по мере усложнения содержания и характера деятельности, индивидуальные различия детей, особенно в интеллектуальной и мотивационной сферах, проявляются сильнее.

Индивидуальный и дифференцированный подходы в настоящее время названы обязательными в процессе обучения и воспитания. Кроме того, в современном мире возрастает интерес к конкретным стратегиям работы с информацией, благодаря которым информация будет восприниматься не как перегружающая, а как обучающая и одной из важнейших задач является развитие умений ребенка воспринимать информацию, что возможно только в рамках индивидуального и дифференцированного подходов.

Назначение дифференцированных заданий в процессе непосредственно – образовательной деятельности состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия детей, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе обучения.

Список использованной литературы

    Гордеева И.Н. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы // Педагогика. – 2002. – №2.

    Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких. М.: 1984 Дмитриев Ю.О. Проблема индивидуального подхода по материалам работ А.В.Запорожеца, А.Н.Леонтьева, А.А.Люблинской, Д.Б.Эльконина.

    Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников по работам учёных Я.А. Коменского, Е Н Водовозовой,К.Д. Ушинского, А.С Макаренко – М.: Педагогика, 1975

    Савельев А.М. //Индивидуальный подход в педагогическом процессе. Педагогика. – 2004.

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. WWW.window.edu.ru/resource/897

Приложение 1

Приложение 2

В каждом классе, начиная с начального звена, выделяется такая группа детей, которую можно отнести к категории трудных. Несмотря на то, что эта группа немногочисленна, вопрос запущенности детей должен решаться без откладывания.

Понятие термина педагогически запущенный ребенок неоднозначно. Психологи давно изучают эту тему и не по всем вопросам имеют одинаковое мнение. Кто-то считает, что этот термин аналогичен «трудному ребенку», другие не согласны, говоря, что педагогически запущенный ребенок — еще не трудный, но может в конце концов стать таковым. Но как бы такие дети ни назывались, суть остается одна и та же.

Если запущена педагогика ребенка, (что значит отклонения в его нравственной области, недисциплинированность и поведение, выходящее за рамки нормального) , у него обнаруживается неспособность к обучению по стандартной школьной программе.

Отклонения в поведении могут быть вызваны некоторыми факторами:

· Недостатками воспитания в семье

· Негативным влиянием окружающей среды

· Безнадзорностью

· Многократной сменой школы или учителей.

Некоторые западные исследователи детской психики утверждают, что все отклонения могут быть вызваны наследственностью. Наши специалисты уверены, что отклонения в поведении таких детей все же продиктованы социальной средой, психологическими и педагогическими причинами (неправильные взаимоотношения в семье, ненормальный уклад жизни, ошибки воспитания) . Это печальный результат педагогических просчетов, игнорирования персонального подхода к ребенку или отсутствия внимания к нему; упущенная возможность коррекции и своевременного вмешательства и помощи.

Эти школьники из разряда трудных не оказались в общепринятом нормальном ходе воспитания и обучения; они не нашли здоровых отношений ни в семье, ни с учителями, ни со сверстниками, не смогли самоутвердиться и найти свою нишу в коллективе.

«Трудный ребенок» подразумевает не психические и физические проблемы, а отсутствие способности нормально функционировать в жизни. Это значит, что школьник отстает от своих собственных возможностей, способностей, которые должны быть присущи его возрасту. Он не сформировался для игровой, учебной и познавательной деятельности. Характеристика педагогически запущенных детей заключает в себе ослабленную индивидуальность среди одноклассников, трудность в обучаемости и воспитании, в отсутствии необходимого для их возраста ресурса знаний и нежелании их получать. Какие поступки трудных детей не входят в разряд нормальных? Это:

· проявление негативных черт характера, таких как грубость и агрессивность, лживость, упрямство, неподчинение и провокации, абсолютное отсутствие мотивации в обучении;

· проступки, попадающие под разряд правонарушений или преступлений.

Нельзя помещать трудных, педагогически запущенных подростков в «лагерь осуждения и отвержения». Они не должны иметь отрицательную характеристику у взрослых; это не плохие и безнадежные дети. Скорее, наоборот, они оказались жертвами взрослого невежества. Такие школьники не виноваты в своих проблемах, так как им не дали должного воспитания ответственные за них взрослые люди. Трудные подростки нуждаются в особо пристальном внимании и, тем более, в индивидуальном подходе.

Индивидуальный подход дает максимальный эффект для воздействия на личность школьника, потому что есть особенные ситуации и особенности определенного ребенка, к тому же, — его конкретное состояние в данный момент. Учитывая индивидуальную особенность личности ребенка, можно добиться уникальных результатов с каждым учеником в отдельности, тем более, с трудными. Но их воспитание не проводится изолированно от коллектива, а, наоборот, внутри его и с его помощью. Талант педагога в этом и состоит, что он знает особенности каждого ученика, его интересы, наклонности, взаимоотношения и понимает, к кому какой метод воспитания в данный момент применить. Например, обратившись к мере поощрения и наказания, учитель, рассматривая вопрос индивидуально, может взыскательно подойти к четверке успешного ученика, но «выдать орден» трудному подростку за тройку, если увидит его старание.

Коррекция педагогически запущенных детей представляет из себя работу с подростками, нуждающимися в психологическом исправлении с целью восстановления полноценных функций личности. Достигается психокоррекция определенными мероприятиями для воздействия. Эта работа имеет некоторые принципы, которые педагогам необходимо учитывать:

· Люди, занимающиеся трудными подростками, должны иметь профессиональную компетентность.

· Важен учет норм возрастного развития подростка.

· В отношениях к этим детям всегда должна быть опора на их позитивные качества.

· Дифференцированный подход не только к детям, но и к каждой сложившейся психологической ситуации.

· Гуманизм – главная черта воспитателя запущенного подростка.

В коррекционной работе с запущенными детьми используется снятие напряженности, разбор и психоанализ проблемных моментов в работе, доверительное отношение и понимание подростка, метод ролевого взаимодействия между детьми в коллективе, мотивационное побуждение и поощрение с авансом, комментирование деятельности детей.

Работа с педагогически запущенными детьми следующая:

· Умственная тренировка

· Искусство как терапия

· Игровое ролевое научение, корректирующее поведение

· Обучение общению, коммуникации

· Научение поддержке коллектива

· Формирование новой адекватной самооценки, работа с различными страхами детей и так далее.

Коррекционную работу могут проводить психологи, воспитатели, учителя первого школьного звена, иногда родители. Эта деятельность выполняется в детской учебной группе, которая помогает восстановлению и развитию каждого участника.

Психокоррекционная программа включает следующие задачи:

Развитие у этих детей мотивации к учебе.

Создание желания ставить и достигать цели.

Освоение элементарных способов учебной деятельности.

Совершенствование речи, создание словарного багажа.

Преобразование самооценки через формирование уверенности в себе и своих способностях.

Работа с психологической эмоциональной областью: уменьшение агрессивности, напряженности и тревожного состояния, возбудимости. Коррекция необходима в области разума и воли детей.

В начале этой коррекции специалистам нужно ознакомиться с индивидуальностью ребенка, уровнем его развития и степенью запущенности. Важна эта деятельность не только с самим ребенком, но так же с его родителями и всем окружением.

Коррекционная программа осваивается на девяти занятиях, по одному на неделе; каждое занимает тридцать минут. Занятия можно проводить в любой форме: индивидуально или группой. Это зависит от степени запущенности детей. Каждый учебный урок состоит из трех частей: 1. Организационная, вводная часть. 2. Основная (игровой блок) . 3. Заключительная – рефлексия (размышление, самопознание) .

В первой части занятия по психокоррекции самой важной задачей психолога является налаживание «мостов» с детьми, помогающее найти с ними контакт, взаимоотношения и взаимодоверие. Желательно, чтобы для детей была выбрана хорошо знакомая обстановка, чтобы они могли эмоционально расслабиться и не переживать отрицательных чувств, таких, как волнение, напряжение, растерянность. Детей не должны отвлекать от главной деятельности яркие предметы, могущие привлекать к себе их внимание.

Лучше всего начать занятие игрой, снимающей напряжение в общении. Затем постепенно переходить к необходимым для психологической коррекции методикам и заданиям. Занятие должно быть дробным, с небольшими перерывами для отдыха и физической разгрузки в виде легких игровых физических упражнений.

Так же необходимым условием является правильное расположение ребенка по отношению к окну, так как если он будет сидеть лицом к нему, любые происходящие там события отвлекут его от главного. Так же рабочий стол детей должен по размеру подходить их росту.

Вся деятельность на уроках коррекции должна «работать» на формирование познавательных интересов школьника, его самооценку и уверенность в себе, своих умственных и других способностях и возможностях. Здесь они учатся не бояться ошибок и избавляются от беспричинного беспокойства.

Коррекция педагогически запущенных детей проводится преподавателями не только на отдельных занятиях, но и в их повседневной школьной жизни. Если ребенок слишком возбудим, чрезмерно реагирует на окружение, то для него необходимо создать сдержанную, мирную и благодушную атмосферу, при этом сохраняя твердость и последовательность требований. Повышение тона, эмоциональность и гнев преподавателя в их адрес вызовет быструю возбудимость, злую реакцию в «ответ».

Ребенок с другим типом нервной системы: закомплексованный, неуверенный в своих силах, боязливый, которого легко ранить, нуждается в доброжелательной обстановке ободрения, поддержки. Суровые меры воздействия, категоричное оценивание, резкость, грубый тон недопустимы в работе с такой категорией детей. Это может вызвать у них эмоциональный блок, чувство подавленности и уход в себя.

В коррекционной работе с трудными детьми очень важно правильно разговаривать с ними. Тон должен быть в обоих случаях дружественный, доброжелательный, спокойный, но строгий.

Занятие педагогически запущенными подростками – тяжелый труд, требующий больших затрат: энергии, упорства, терпимости к таким детям. Но, чего бы это ни стоило, восстановленная личность всегда перевесит затраченные на это силы.

Важнейшие задачи, поставленные обществом перед школой – повышение качества обучения трудового и нравственного воспитания школьников, всемерное укрепление связи школы с жизнью. Существуют ещё не использованные резервы, введение которых в действие поможет успешно выполнить программу перехода на качественно новую ступень развития школы. К их числу относится реализация одного из дидактических принципов – индивидуального подхода к ребёнку в процессе его обучения и воспитания. Необходимость реализации этого принципа связана с объективно существенными противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и воспитания и индивидуальными возможностями каждого ребёнка.

В практической деятельности эти противоречия выражаются в том, что, например, запланированный учителем материал на урок – учебная «доза» - для одних детей может оказаться недостаточной, для других непомерно большой, для третьих оптимальной.

Выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим – необходимы разъяснения. Успешность освоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т. е создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных способностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

Индивидуальный подход обеспечивает устранение трудностей в учении отдельных школьников. Наконец, он обеспечивает возможность развития всех сил и способностей учащихся. Из этого определения становятся ясными задачи, стоящие перед учителями, по реализации индивидуального подхода в практической деятельности: необходимо разработать план, ещё лучше – систему воздействия на каждого ученика с учётом возрастных индивидуальных особенностей, имея в виду задачи каждого данного периода обучения и общие задачи обучения и воспитания.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ученик, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Индивидуальный подход к учащимся зависит от уровня воспитательной работы в школе. Это выражает необходимость воспитывать класс как учебный коллектив, создавать условия для активной работы всех учащихся и в тоже время индивидуально подходить с целью успешного обучения и содействия развитию положительных задатков к каждому школьнику. Критерием успешности индивидуализации в обучении и воспитании можно считать темп продвижения ребёнка к более высокому уровню знаний, умений и навыков, качество их, организованность, интерес к учению, овладение обще-учебными навыками.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

а) систематическое изучение каждого ученика;

б) постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

в) выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

г) фиксация и анализ полученных результатов;

д) постановка новых педагогических задач;

Основным исходным элементом в этой система является изучение ученика. Систематическое изучение ребёнка целесообразно начинать до его поступления в школу.

Следующий раздел в системе изучения ученик отражает примерный уровень общего умственного развития и степень готовности к учению: особенности внимания и восприятия, речь ученика и его словарный запас, уровень умений чтения, счета, письма, навыки самостоятельности, умение преодолевать посильные трудности, интерес к школе и учению, овладение приёмами поведения школьника, отношение к товарищам и положение в коллективе.

Первичное изучение ребенка, поступающего в школу, и первоклассника проводится обычно методами опроса родителей, наблюдения культурно-бытовых условий, беседы с медицинскими работниками, изучения медицинской карты, а также методом специально организованных бесед с ребёнком и методом наблюдения за ним в процессе обучения и воспитания.

Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников предлагается план наблюдений:

1. Особенности умственного развития:

Внимания, памяти, мыслительных процессов;

Усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы;

Речь, начитанность, общий кругозор;

2. Знания ученика и его отношение к учению:

Качество знаний по предметам;

Уровень обще-учебных умений: умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе и в отведённое время, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), не мешать работе другого ученика, умение довести работу до конца;

Отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношения к оценке учителем и товарищами;

Прилежание, интерес к учебной работе;

3. Дисциплина и морально-волевые качества: сосредоточенность, настойчивость, стремление достигнуть результата.

Методы изучения учащихся следующие: наблюдение за ними в процессе обучения и воспитания, анализ результатов их учебной деятельности (ответов, самостоятельных и контрольных работ, поделок), беседы с родителями, с учащимися.

Результаты изучения школьников, проводимого преимущественно методами бесед, носят приблизительный, относительно объективный характер. По результатам проведённых исследований был сделан вывод о том, что семилетние дети, поступающие в школу, составляют три условные группы: в первую группу вошли ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения; во вторую группу – учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над торможением; в третью группу – школьники с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.

Для учителя важно хотя бы общее представление об этих группах детей. Установлено, что для учеников с преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения характерны следующие особенности при обучении. На первых порах обучения восприятия отличается бедностью, неэмоциональностью, односторонностью. Дети медленно включаются в процесс наблюдения. Самостоятельно наблюдение им недоступно. Однако в процессе обучения восприятие у таких детей заметно улучшается, делается полнее. Для этой группы учеников характерны медлительность неповоротливость, растянутость речи, невысокий темп работы. Если учитель не принимает во внимание особенности этой группы детей, не создаёт им условий для включения в учебную деятельность, дети теряют интерес к учёбе, делаются апатичными, ещё более замкнутыми и робкими.

Вторую условную группу составляют дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Едва учитель начал формулировать вопрос, как они поднимают руку; они первыми принимаются выполнять задание, не выслушав его до конца; в работе они опускают многие детали, не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание на объекте наблюдения. Речь у них торопливая, громкая, эмоциональная, но бедна по словарю. Для прочного закрепления в памяти учебного материала им необходимо многократное подкрепление. Для этой группы детей характерен низкий уровень и медленный темп анализа и синтеза, а обобщение и абстрагирование могут быть недоступными в первый год обучения. Для этих детей необходимы систематические работы над развитием у них звукового анализа слова, запоминания звуков, обучение их чёткому артикулированию слов, слоговому проговариванию и на этой основе точной записи слова. При письме желательно большое число упражнений на точное воспроизведение орфографического состава слова – списывание, письмо по образу, письмо по памяти, только после этого возможен переход к записи слов, где буквенный состав расходится со звуковым.

Самую большую группу составляют дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Их восприятия характеризуются полнотой, разносторонностью, вычленением не только частей, но и признаков действий и состояний объекта. Наблюдая, они проявляют вдумчивость, сосредоточенность, внимание. Эти дети обладают довольно высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования в процессе овладения учебным материалом. Речь учащихся с уравновешенными процессами торможения и возбуждения ровная, выразительная, неторопливая, в меру громкая, эмоциональная, словарный состав достаточно велик; дети говорят полными предложениями, могут кратко и связно предать отдельные мысли. На таких учащихся в основном и ориентированы методические рекомендации и повседневная деятельность учителя.

Выделяя три группы детей по их индивидуально-типологическим особенностями протекания психофизиологических процессов и используя приёмы изучения состояния знаний, умений и навыков, можно провести первичное обследование - изучение первоклассников с целью установления их индивидуальных особенностей. Результаты обследования станут основой для постановки ближайших педагогических задач, выбора и применения наиболее эффективных форм, приёмов и средств индивидуального подхода к учащимся.

Список используемой литератур ы.

  1. Булычева Л .С . Индивидуальный подход к учащимся как условие предупреждения их неуспеваемости . / Л .С . Булычева - М.: Просвещение . 2004 – 189 с.
  2. Ильченко Е .И . Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы / Е .И . Ильченко М .: Просвещение . 2004 – 213 с.
  3. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е .С . Рабунский . – М.: Педагогика, 2000. – 213 с.
  4. Макаров , С.П . Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров// Педагогический вестник. – 1994.-№1.- С.2-10.
  5. Файнберг, С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. Файнберг // Дошкольное воспитание. – 2010.

Индивидуальный подход - психолого–педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Индивидуальная форма – это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специи-ально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

В детском развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем детям определенного возраста, особенное отличает отдельного ребенка. Особенное еще называют индивидуальным, а ребенка с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в личностных особенностях, возникновение которых связано с тем, что каждый ребенок проходит свой собственный, особый путь развития, приобретая на нем различные типологические атрибуты высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств: ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера. Индивидуальными особенностями в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Стало быть, должны ли они учитываться в воспитании и обучении детей? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но среди специалистов на этот счет есть серьезные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Окончивший начальную школу характеризуется одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности.

Отечественная педагогика стоит на тех позициях, что воспитание должно учитывать индивидуальные особенности детей и опираться на них.

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием ребенка, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить как можно более высокий уровень развития личности, создать самые благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого. В таком подходе нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные, дети с ярко выраженной задержкой развития, равно как и высокоодаренные.

Индивидуальный подход хорошо сочетается с идеями гуманизации воспитания ребенка – главной ценностью, со всеми его сильными и слабыми сторонами, преимуществами и недостатками, личностными особенностями. Педагог-гуманист строит свою воспитательную деятельность именно на таких позициях.

Однако, несмотря на всю важность, привлекательность и необходимость выполнения требований принципа учета индивидуальных особенностей учеников, реализовать его в условиях групповой (20–30 учеников) формы воспитания одному учителю очень трудно. Не всегда удается выполнить эти требования и в условиях так называемой малокомплектной школы.

Дети разные. Один, обидев товарища, переживает за свой поступок, понимает, что был несправедлив. Другой боится лишь того, чтобы его за это не наказали, ему не стыдно за свое поведение. Третий убежден, что его осуждают несправедливо, он всячески оправдывает свой поступок. Мы призываем воспитателя понять ребенка. И он понял: у каждого своя правда. Что дальше? А дальше – только объективность. Двух правд не бывает. Есть установленные нормы, которых следует придерживаться всем. И воспитатель в этих вопросах должен занимать принципиальную позицию. Гуманизм – не только доброта, но и объективность, справедливость.